Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические основы разработки стратегии конкурентоспособности6
1.1 Понятие конкурентоспособности организации6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности12
1.3. Особенности конкурентоспособности предприятий на рынке пассажирских перевозок. Выбор стратегии маркетинга24
2. Анализ конкурентоспособности ( на примере ПБОЮЛ Галактионов М.С)43
2.1. Общая характеристика предприятия ПБОЮЛ Галактионов М.С43
2.2. Оценка внешних и внутренних факторов предприятия ПБОЮЛ Галактионов М.С.48
2.3. Сравнительный анализ основных конкурентов ПБОЮЛ Галактионов М.С.55
3. Предложения по повышению конкурентоспособности предприятия ПБОЮЛ Галактионов М.С61
3.1. Оценка конкурентоспособности ПБОЮЛ Галактионов М.С61
3.2. Формирование имиджа предприятия ПБОЮЛ Галактионов М.С.65
3.3. Выбор стратегии конкурентоспособности для ПБОЮЛ Галактионов М.С.69
Заключение74
Список использованной литературы78
Приложение 83
Выдержка из текста работы
3.1 Концепция стратегического повышения конкурентно способности ООО «Торговый Союз»……………………………………………………………………………………………….52
3.2 План реализации проекта стратегии повышения конкурентно способности ООО «Торговый Союз» 56
3.3 Оценка эффективности проекта стратегии повышения конкурентно способности ООО » Торговый Союз»……………………………………………………………………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Стратегический менеджмент – является быстро развивающейся областью науки и практики управления возникшей в ответ на возрастание денамизма внешней среды бизнеса, которая нацелена на выработку долгосрочной стратегии победы в конкуренции, создание управленческого инструментария для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы.
Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений руководствующим звеном, которого является стратегический выбор основанный на сопоставление собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения в котором оно действует. Управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и прочее [11].
Неспособность менеджеров справится с нарастающими трудностями во внешней среде, в условиях затяжного, за всю историю России, кризиса, поставила российские предприятия перед проблемой управляемости своих хозяйственных систем. Большинство российских предприятий работают в быстро изменяющейся среде, следовательно они нуждаются в методах стратегического менеджмента. Поиски выхода из сложившейся ситуации привели не только к необходимости перестройки и повышения квалификации управленческого персонала, но и обусловили переход к новой управленческой концепции, под которой понимается современная система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов, определяющих стержень мышления основной массы исследователей и ученых-практиков.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только вести состояние текущих дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Если раньше считалось, что крупная организация имеет лучшие шансы победить в конкуренции, по сравнению с мелкой, то теперь, все более ясным становится тот факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более «быстрая». Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [10].
Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления конкурентно способностью. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще много другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления конкурентно способностью.
Целью написания дипломной работы является анализ существующего процесса разработки стратегии фирмы, выделение достоинств и недостатков в этом процессе, а также разработка (корректировка) и обоснование стратегии развития организации. Для достижения цели выполняются следующие задачи:
? в первой части дипломного проекта изучаются теоретические основы темы; нормативно-техническая документация, статистические материалы, справочная и научная литература; обосновывается актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления организацией;
? во второй части — анализируется внутренняя и внешняя среда конкретной организации ООО «Торговый Союз» и основные показатели его финансово-хозяйственной (экономической) деятельности, созданная там система стратегического управления, организованная культура, выявляются сильные и слабые стороны, а также конкурентная позиция фирмы;
? в третьей части дипломного проекта — разрабатывается стратегия развития конкурентно способности организации, создаются предпосылки для ее успешной реализации, рассчитывается ресурсный потенциал и возможные риски при ее реализации; оценивается социально-экономическая эффективность проекта.
Объектом исследования дипломной работы является общество с ограниченной ответственностью ООО «Торговый Союз» предмет исследования – процесс разработки конкурентной стратегии данной фирмы. Предметом защиты дипломной работы выступает проект стратегического развития конкурентно способности ООО «Торговый Союз».
Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Стратегическое управление организацией: понятие, сущность, роль в разработке стратегии
Термин “стратегическое управление” был введен в 20 веке.
Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений центральным звеном, которого является стратегический выбор, основанный на сопоставление собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения в котором оно действует.
Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от “обычного” управления.
На пример, по Хигенсу,» стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением.»
В литературе, посвященной проблеме управления предприятиями, определение стратегии, как правило, начинается со слов о том, что этот термин пришел в экономическую науку из военной и дословно означает «искусство ведения войск в бою».. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса. На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов (табл. 1.1).
………………
1 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 461 с.
2 Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч. – М.: Юрайт-издат, 2003. – 454 с.
3 Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. Пособие / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2004. – 512 с.
4 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. – М.: Е&М, 2004. – 167 с.
5 Ансофф И. Стратегическое управление : учеб./И. Ансофф. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 248с.
6 Артюхов И.П. Предпринимательская деятельность медицинской организации / И.П. Артюхов, В.Ю. Щебеньков, Т.Д. Морозова. – Красноярск, 2003. – 264 с.
7 Балабанов И.Т. Анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.
8 Бланк И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк.- Киев: Ника-Центр, 2004.-544 с.
9 Богатин Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: учеб. Пособие для ВУЗов / Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. – М.: Финансы; ЮНИТИ – ДАНА, 2003.- 253 с.
10 Вашко Т.А. Теория организации: конспект лекций / Т.А. Вашко; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск, 2003. – 71 с.
11 Вашко Т.А. Управление персоналом: конспект лекций для спец. 061100 / Т.А.Вашко; ; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск, 2003.- 74 с.
12 Виханский О.С. Менеджмент: учебник, 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2005. – 528 с.
13 Горемыкин В.А.Планирование на предприятии: учеб. / В. А. Горемыкин, Э. Р. Бугулов, А. Ю. Богомолов. – М.: Билинъ, 2007. – 328 с.
14 Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.П. Грузинов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-795 с.
15 Гуняков Ю.В. Начала коммерциологии: функциональный объект / Ю.В. Гуняков; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск, 2003. – 347 с.
16 Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: Маркетинг, 2003. – 448 с.
17 Ильин Н.И. Управление проектами: учеб. / Н. И. Ильин. – СПб.: ДваТрИ, 2006. – 610 с.
18 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. Пособие / Н.И. Кабушкин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Остожье, 2003. – 336 с.
19 Коммерческая деятельность. Тест-учебник для студентов коммерческих, экономических, товароведческих специальностей / Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск 2003. – 117 с.
20 Коробейников О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О.П. Коробейников, В.Ю. Колесов, А.А. Трифолова // Менеджмент в Росси и за рубежом. – 2003. — №3. – С. 88-129.
21 Коротков Э. М. Концепция менеджмента : учеб. пособие / Э. М. Коротков. — М.: Дека, 2007.-304 с.
22 Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента / Э.М. Коротков. – М.: ДеКА, 2005. – 896 с.
23 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. О.А.Третьяк, Л.А.Волковой, Ю.Н.Каптуревского. – СПб: Питер, 2003. – 896 с.
24 Кузнецов Ю. Развитие методологии менеджмента / Ю. Кузнецов // Проблемы теории и практики управления. – 2003.-№4.-с.110-113.
25 Мазур И.И. Управление проектами : учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге; под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега – Л, 2004. – 664 с.
26 Менеджмент: Вопросы и ответы: учеб. Пособие / А.Н. Чаплина, С.В. Здрестова; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск, 2003. – 175с.
27 Методы стратегического анализа: учеб. Пособие / Сост. Т.А. Вашко; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск, 2003. – 110 с.
28 Намизин Н.Г. Системный анализ / Н.Г. Намизин. – М., 2003. – 134 с.
29 Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 623 с.
30 Основы менеджмента и маркетинга: учеб. Пособие / В.Б. Зубик, А.И. Ильин, Г.Я. Кожекин и др. – Минск: Высш. Шк., 2004. – 382с.
31 Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. – М.: Маркетинг, 2004. – 292 с.
32 Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – М.: Маркетинг, 2003. – 508 с.
33 Пеш