Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность стратегического маркетинга и его значение в деятельности предприятия………………………………………………………………………….6
1.1. Понятия стратегического маркетинга и маркетинговой стратегии предприятия, основные виды маркетинговых стратегий…………………………6
1.2. Основные аспекты формирования маркетинговых стратегий на пред-приятии………………………………………………………………………………12
Глава 2. Анализ стратегии маркетинга на предприятии ТД «Копейка»………..19
2.1.Краткая характеристика объекта исследования……………………….19
2.2. Стратегический анализ ТД «Копейка» и формирование портфеля маркетинговых стратегий………………………………………………………….21
2.3. Анализ тактических мероприятий ТД «Копейка» в разрезе реализации основных стратегий маркетинга…………………………………………………..46
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию стратегии и тактики маркетинга ТД «Копейка»………………………………………………………………………53
3.1. Анализ эффективности маркетинговой деятельности ТД «Копей-ка»……………………………………………………………………………………53
3.2. Рекомендации для совершенствования маркетинговых стратегиче-ских решений в ТД «Копейка»…………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………………….62
Библиография……………………………………………………………………….65
Приложения
Выдержка из текста работы
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в период развивающегося финансового и экономического кризиса, в условиях конкуренции и возможной перспективы вступления России в ВТО, компания должна следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий, появлением новых услуг, развитием конъюнктуры рынка. Формирование и анализ всех процессов внутри компании, а также определение маркетинговых стратегий должно происходить с учетом стратегических перспектив. Поэтому, как правило, процесс разработки стратегии предполагает прохождение определенных этапов.
Одним из исключительно действенных методов самоанализа и само-контроля над результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Хорошо проведенный ситуационный анализ позволяет руководству даже процветающего предприятия избавиться от иллюзий и трезво взглянуть на истинное положение вещей на предприятии, наметить новые, наиболее перспективные направления развития хозяйственной деятельности, в том числе составить перспективный бизнес-план.
Ситуационный анализ, охватывая в комплексе всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия, в конечном итоге, должен привести к выдвижению новых идей и целей, выработке и оценке способов их достижения, соответствующих стратегических направлений развития и принятию решений руководства по их реализации. Подобный анализ может быть осуществлен только в том случае, когда его проведением руководит генеральный директор (директор) предприятия или акционерного общества.
Ситуационный анализ является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов. В международной практике принято проводить ситуационный анализ один-два раза в год не только в целях управления маркетинговой деятельностью, но и контроля над ней.
Основным предметом ситуационного анализа является непосредственное окружение предприятия, система, в которой оно действует: это потребители, конкуренты, торговцы, посредники по сбыту, а также поставщики.
С учетом вышеизложенного, следует отметить актуальность и важность выбранной темы дипломной работы.
Целью написания данной работы является проведение ситуационного анализа предприятия и выработка стратегии и тактики развития предпри-ятия.
Задачами написания данной работы являются:
— рассмотреть теоретические аспекты ситуационного анализа предпри-ятия, в том числе особенности стратегического планирования;
— провести SWОТ-анализ деятельности предприятия;
— выработать стратегию и тактику деятельности предприятия на основе интерпретации данных SWOT– анализа;
— предложить адекватный план маркетинга, способный повысить эффек-тивность работы предприятия;
— оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Предметом исследования является ситуационный анализ.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответствен-ностью «Спецэлектрострой- 90».
Для рассмотрения вопросов, изложенных в данной работе, были использованы учебные и периодические материалы различных авторов, материалы предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Особенности стратегического планирования: сущность, про-цесс и выработка стратегии предприятия
Стратегия — это совокупность наиболее значимых целей его становления и последующего функционирования на рынке, а также концептуальных подходов к их практической реализации.
Стратегия — интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.
В литературе существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.
Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.
В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Слово стратегия происходит от греческого “strategia” (искусство или наука быть полководцем). Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.
Современные исследователи понятия “стратегия” в общем, его определении сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции.
Минцберг Г. определяет понятие стратегии через так называемую комбинацию 5-ти «П»:
— стратегия – план действий;
— стратегия – прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;
— стратегия – порядок действий, т.е. план, может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
— стратегия – позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением ;
— стратегия – перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться………………………
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: «Прогресс», 2006. — с.216
2. Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент . – М.: Финансы и статистика, 2006. – 208 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление — М: «Экономика», 2007. — 443 с.
4. Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. – М.: Издательство: Вильямс, 2007 г. — 928 стр.
5. Виханский, О. С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. — М.: ЮНИТИ, 2006. – 316 с.
6. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика . – М.: Финпресс, 2003. – 536 с.
7. Гусев Ю. В Стратегическое управление. — Новосибирск, «Прогресс», 2006 г.. – 512 с.
8. Дж. Дэвид Хангер, Томас Л. Уилен. Основы стратегического менеджмента. – М.: Издательство: Юнити-Дана, 2008 г. — 320 стр.
9. Дихтль Е., Хергшген X. Практический маркетинг. — М.: Экономика, 2006 г.. — 327 с.
10. Дрогомирецкий И. И., Маховикова Г. А., Кантор, Е. Л.. Стратегическое планирование . – М.: Вектор, 2006. – 160 с.
11. Карлоф Б. Деловая стратегия. — М.: Экономика, 2007 г.. – 335 с.
12. Клейнер Г. Б. Стратегии бизнеса / Под ред. Г.Б. Клейнера. –М.: ЮНИТИ, 2001. – 284 с.
13. Комплексная программа развития предприятий непрерывного про-изводства/Коллектив авторов под рук. Н. Б. Мироноссцкого и Б. В. Прилепского. — Новосибирск, 2006 г. — с.321
14. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. — М.; Прогресс, 2006 г. – 311 с.
15. Коротков А.В. Маркетинговые исследования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А.В. Коротков. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 302 с.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга . М.: Экономика. 2004. – 536 с.
17. Кузьмина Е.Е. Теория и практика маркетинга : учебник для студентов вузов / Е. Е. Кузьмина, Н. М. Шаляпина . — М.: КноРус, 2005. — 212 с.
18. Кучкаров З. А. Стратегическое планирование. – М.: Концепт, 2004. — 76 с.
19. Лунев В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой. — М.: Финпресс, 2007 г. – 218 с.
20. Маркетинг. Эриашвили, Н. Д., Ховард, К.Ю., Цыпкин, А.и др. / Под ред. Н.Д. Эриашвили.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002 г. – 240 с.
21. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе : Учебник для вузов/Под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. — 456 с.
22. Метельский П.З. Курс лекций по стратегическому анализу отрасли . — М.: Юнити-Дана, 2007. – 498 с.
23. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс: Пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: «Питер», 2001. — 418 с.
24. Портер М. Конкурентная стратегия. / М. Портер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 453 с.
25. Неудачин, В.В. Реализация стратегии компании: финансовый анализ и моделирование. – М.: Вершина, 2006
26. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Прогресс, 2006 г.- 326 с.
27. Современный маркетинг/Под ред. В. Е. Хруцкого. — М.: Финансы и статистика, 2006 г. – 256 с.
28. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии. Учебное пособие. – М.: Московский государственный университет печати, 2005. – 418 с.
29. Стратегический менеджмент. / А. И. Панов, И. О. Коробейников, В. А. Панов. – М.: Издательство: Юнити-Дана, 2006 г. — 304 с.
30. Стратегический менеджмент. / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. – М.: Издательст-во: Инфра-М, 2006 г. — 288 с.
31. Стратегический менеджмент. / Н. Ю. Круглова, М. И. Круглов. – М.: Издатель-ство: Высшее образование, 2008 г. — 496 с.
32. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. — М.: Бином, 2006 г. — 214 с.
33. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент : Учебное пособие. – М.: Интел-Синтез, 2003. – 456 с.
34. Экономическая стратегия фирмы/Под ред. А. П. Градова. — СПб.: Изд-во «Пи-тер», 2007 г. – 325 с.
35. Яковлев, М.В. Необходимость развития стратегического управления на фирмах / М. В. Яковлев. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005 г. – 322 с.
36. rating.rbc.ru/
37. infrastructure.moscow.ru/ru/economy_business/economic_Moscow/otrasl_Moscow/build_Moscow/build_complex_Moscow/
38. moscow-stroi.ru/articles/?id=1
39. rbcdaily.ru/2009/02/06/market/400716
40. orsi.su/news/?actn=default&sba_unews=view&unews_id=99