Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ8
1.1. Экономическая сущность стратегии предприятия8
1.2. Теоретический основы и этапы формирования стратегии предприятия15
1.3. Взаимосвязь устойчивого развития предприятия с его стратегией23
2. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ26
2.1. Анализ факторов влияющих на формирование стратегии предприятия26
2.2. Оценка влияния стратегии на устойчивое развитие предприятия41
2.3. Пути повышение эффективности влияния стратегии на устойчивое развитие предприятия46
3. СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ52
3.1. Основные элементы формирования стратегии предприятия52
3.2. Механизм формирования и реализации финансовой стратегии предприятия63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ73
ЛИТЕРАТУРА75
Выдержка из текста работы
Современное состояние общества характеризуется многими кризисными явлениями, связанными, прежде всего, с технизацией всех сфер человеческой деятельности. Важными следствиями этих явлений является возникновение противоречий в отношениях человека с природой, человека с обществом. Техногенная цивилизация, индустриальное общество, требующие колоссальных природных ресурсов, приводят человека к тому, что уже не в силах обеспечить свое существование за счет природных ресурсов. В то же время цивилизация, созданная человеком, еще не достигла того уровня, когда смогла бы ему полностью заменить первую природу. Человек все больше и больше перестает ощущать себя частью природы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений.
Решение проблемы выживания человечества возможно только на пути перехода общества к принципам экоразвития и как следствие этого — к устойчивому развитию, которое тождественно упорядоченной, гармоничной динамике общества в его коэволюции с природой.
Цель курсовой работы — рассмотреть стратегию устойчивого развития и ее специфику.
В связи с поставленной целью ставились и последовательно реализовывались следующие задачи:
1. изучить концепцию устойчивого развития;
2. рассмотреть индикаторы устойчивого развития и их виды;
3. изучить цели и задачи устойчивого развития России, а так же его специфику.
1. Стратегия и понятие устойчивого развития
Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие — экосистемы различных уровней — обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела — среды обитания людей и всего живого на Земле.
Актуальность концепции устойчивого развития объясняется ее социально-экономическими и экологическими посылками. К первым можно отнести:
1. господство «философии потребления». На протяжении многих веков человечество придерживалось «ресурсного» пути развития, основанного на тезисах: «человек — царь природы», «потребление ради процветания». Окружающая природная среда была лишь источником ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей;
2. приоритетность ресурсоразрушающих технологий, определяемая приоритетом экономической выгоды и иллюзией неисчерпаемости ресурсного потенциала;
3. неадекватность механизма ценообразования на природные ресурсы, не отражающего их истинной стоимости, провоцирующего истощение ресурсного потенциала и деградацию природной среды;
4. проблема «Север-Юг», обусловленная конфликтным и противоречивым взаимодействием двух групп государств различного уровня развития [3].
Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды. Это — конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под усиленным антропогенным давлением. Идеи о необходимости устойчивого развития не новы, ведь еще в начале XX века наш великий соотечественник В.В. Вернадский, намного опережая свое время, выдвинул концепцию ноосферы, в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. Он говорил, что «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, которая определяет новое геологическое эволюционное изменение биосферы» и предупреждал об опасностях, скрытых в формировании ноосферы [2].
Началом послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими учеными во главе с Д. Форрестером и Д. Медоузом, теория «пределов роста», предполагающая, что при сохранении существующих тенденций роста мирового населения, возрастания послевоенного промышленного производства и, как следствие, экспоненциального увеличения загрязнения окружающей среды и истощения природного потенциала планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа» [7].
Определяющую роль в первичном становлении концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся 16 июня 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция ООН по окружающей среде, решения которой стали историческими для всего человечества. Тогда впервые было заявлено о включении в программы действий на правительственном уровне мер по решению проблем деградации окружающей природной среды, были приняты: программное заявление участников (декларация из 26 принципов), план действий, который включал 109 рекомендаций, и рекомендация для генеральной ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде.
После Стокгольмской конференции 1972 года стало возможным говорить о государственных природоохранных приоритетах и зарождении всемирного природоохранного движения. Однако мало кто тогда представлял себе, что в недалеком будущем общество столкнется с такими серьезными региональными и глобальными проблемами, как кислотные осадки, истощение стратосферного озонового слоя и климатические изменения, ставшие в последние годы ключевыми пунктами международной повестки дня. В то время решение проблем охраны окружающей среды еще не увязывалось тесно с социально-экономическим развитием.
В России первым международным документом, в котором содержалось упоминание об устойчивом развитии, была Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), разработанная под эгидой Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ). Стратегию обсудили на конференции МСОП в Ашхабаде в 1979 г. и затем приняли в качестве программного документа в 1980 г. [11].
Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г.Х. Брундтланд, возглавившей ее работу. По словам Г.Х. Брундтланд, «международная комиссия пришла к заключению, что устойчивое развитие должно составлять основополагающий элемент в глобальной стратегии изменений». В докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, который также известен как доклад Комиссии Брундтланд, устойчивое развитие определено как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности [5].
В другом документе, принятом на этой же конференции — «Повестке дня» — каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии должно стать обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды в интересах будущих поколений. В «Повестке дня» было рекомендовано разрабатывать национальной (государственной) стратегии устойчивого развития на основе тщательной оценки нынешней ситуации и инициатив, при самом широком участии всех слоев общества и органов государственной власти. «Повестка дня» привлекла внимание управленческих структур, общественных, научных и деловых кругов к проблемам охраны окружающей среды и устойчивого развития. Разработка стратегий устойчивого развития способствовала созданию новых подходов в природоохранной политике. К их числу относятся стратегическая оценка окружающей среды, делающая упор на выявление кумулятивных последствий хозяйственной деятельности и на воздействии правительственных планов и решений в различных сферах социально-экономического развития на окружающую среду; разработка показателей устойчивого развития; создание природоориентированных систем управления предприятиями и компаниями; осуществление комплексного контроля над загрязнением окружающей среды (включая разработку соответствующих законодательных актов) одновременно в различных средах предприятиями в течение всего их жизненного цикла до стадии отходов; разработка регистров выбросов, сбросов и переносов загрязняющих веществ; расширение «торговли» разрешениями на неиспользованные выбросы в атмосферу и воду; выпуск ценных бумаг; заключение добровольных соглашений между промышленными компаниями или ассоциациями с правительством о взятии на себя добровольных обязательств о заботе об окружающей среде, не дожидаясь принятия решений или законодательных актов; совместное проведение природоохранных мероприятий странами разных уровней развития (например, путем инвестиций со стороны стран — «финансовых доноров»); внедрение комплексного природоохранного и экономического учета на основе системы национальных счетов, одобренной ООН и т.п. [4].
Национальные стратегии устойчивого развития имеют различные акценты. Так, в Великобритании — это сохранение окружающей природной среды, в Канаде — основные потребности человека, во Франции — перечень различных приоритетных тем (например, в 1995 г. — разработка показателей для устойчивых городов и природные проблемы городов). В основе Стратегии устойчивого развития США лежит тесная связь между природоохранными, экономическими проблемами и вопросами социального равноправия, четко осознается, что некоторые показатели — занятость, производительность труда, зарплата, капитал и сбережения, прибыль, информация, знания и образование — должны расти, а другие — загрязнение окружающей среды, отходы и бедность — должны сокращаться [11].
Таким образом, человечество приняло новую парадигму развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития — природоохранный и экономический — недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др.
2. Индикаторы устойчивого развития
Индикаторы устойчивого развития, система показателей, характеризующих состояние, динамику и тенденции экономики, окружающей среды, населения, социальной сферы стран, регионов и мира в целом, в аспекте устойчивого развития [12].
Впервые о необходимости разработки индикаторов устойчивого развития было сказано в «Повестке дня на 21 век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Задача разработки индикаторов устойчивого развития еще далека от решения, однако уже имеются рекомендации по методологии выбора индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого [11].
Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс — это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.
Обычно индикаторы описывают явления или состояния окружающей природной среды и всегда указывают на нечто, находящееся вне прямого рассмотрения. Существует множество причин, объясняющих это: непосредственное наблюдение иногда является слишком дорогостоящим; область наблюдения, находящаяся вне прямого рассмотрения, является будущим. Однако часто для решения, принимаемого сегодня, большую важность имеет информация, относящаяся к будущему. Вероятно, обилие разработанных индикаторов позволит получить информацию об этом будущем. Например, при планировании мероприятия на будущее мы обращаемся к прогнозу погоды: глядя на барометр, узнаем давление воздуха, которое служит индикатором будущих погодных условий. Другим примером может служить индекс цены акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее [10].
Разработкой индикаторов устойчивого развития занимаются Департамент политической координации и устойчивого развития ООН, Комиссия ООН по устойчивому развитию, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SСОРЕ). Проблема создания системы индикаторов устойчивого развития. ещё далека от решения, хотя предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, даже для отдельных населённых пунктов и предприятий. Пока все эти разработки имеют предварительный характер. Работы ведутся в двух направлениях: во-первых, предлагаются новые частные и специальные индикаторы, так что число их видов непрерывно растёт; во-вторых, делаются попытки построить интегральные и даже единый индикатор [12].
Мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению:
1) построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:
· экологические;
· экономические;
· социальные;
· институциональные;
2) построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:
· эколого-экономических;
· эколого-социально-экономических;
· экологических [10].
С помощью индикаторов характеризуется жизнеспособность системы и ее устойчивость, способность к изменению и эволюции. Наряду с термином «жизнеспособность» ряд отечественных авторов использует термин «сфера жизненных интересов» [8].
Оценка индикаторов может быть как количественной, так и качественной. Количественно устойчивость может быть оценена с помощью так называемых показателей Бьесиота, представляющих собой отношение скорости реагирования системы на угрозу к скорости распространения этой угрозы [11].
Жизнеспособность каждой из систем может быть определена с помощью базовых ориентиров. Боссель выделяет 6 базовых ориентиров системы, обусловленных окружением (существование, эффективность, свобода действий, безопасность, адаптируемость, сосуществование), и 3 базовых ориентира, обусловленных системой (репродуктивность, психологические потребности, ответственность) [1].
Индикаторы и индексы должны соответствовать следующим критериям:
1. Обладать чувствительностью;
2. Быть легко и однозначно интерпретируемыми;
3. Сочетать в себе экологические, экономические и социальные аспекты;
4. Быть научно обоснованными;
5. Иметь количественное выражение;
6. Быть репрезентативными;
7. И т.д.
Индикаторы и индексы могут быть также классифицированы по иерархическим уровням: глобальном, региональном, национальном и локальном. При разработке комплексных индексов развития различными организациями часто используется достаточно сложная система показателей, сбор информации по которым является трудоёмкой и дорогостоящей задачей [6].
Широкое признание в мире получила система экоиндикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:
1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности — для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов [10].
Система индикаторов ОЭСР объясняет взаимосвязи между экономикой и защитой окружающей среды, выявляет экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи.
Система индикаторов ОЭСР представляет собой модель «давление-состояние-реакция» (ДСР). Модель ДСР работает следующим образом: человек своей деятельностью оказывает «давление» на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменениями общественного сознании и поведения («реакция на давление») (см. рисунок) [6].
Таким образом, «давление» отражает воздействие человеческого общества на природу, в результате своей деятельности. Данный факт является неизбежным следствием того, что абсолютно любое производство не является безотходным, следовательно, человеческая деятельность неизбежно связана с потреблением ресурсов и производством отходов. Показатели «давления» характеризуют эффективность применяемых технологий в стране, количество выбросов, энерго- и материалоёмкость производств и т.д.
Показатели «состояния» необходимы для иллюстрации экологической ситуации в стране, характера природоохранной политики, качества окружающей среды в целом. Примерами показателей «состояния» являются: уровень загрязнённости окружающей среды, показатели состояния экосистем, запасы природных ресурсов, и др. [10].
Схема модели «давление-состояние-реакция»
Показатели «реакции» отражают реакцию общества на экологические проблемы. Примерами показателей «реакции» общества являются: создание и продвижение природоохранных программ, развитие экологически чистых, природосберегающих технологий, налоги на выбросы и т.д.
Модель ДСР удобна для тех, кто принимает управленческие решения, т. к. выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями.
Модель «давление-состояние-реакция» легла в основу многих других систем индикаторов — например, Европейских индикаторов воздействия Евростата.
Одна из самых масштабных систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (Комиссией ООН по устойчивому развитию). В системе КУР были выделены четыре подсистемы индикаторов:
1. социальная,
2. экономическая,
3. экологическая,
4. институциональная.
Первоначально КУР был сформирован список из 134 индикаторов. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме ОЭСР (модель ДСР). Однако обсуждения и предварительная проработка показали, что список индикаторов излишне длинный, что, соответственно, усложняет работу по оценке и анализу по данной системе на национальном уровне [10].
В итоге, схема индикаторов по типам была упрощена в пользу схемы «тема — подтема — индикатор» (Indicators of Sustainable Development, UN, 2001). В каждой области определяются главные темы. Затем темы детализируются по подтемам и в дальнейшем сводятся минимальному набору индикаторов.
Среди прочих систем индикаторов устойчивого развития, следует отметить систему индикаторов, разработанную для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America» The World Bank, UNEP, CIAT 2000). Данная система была разработана совместно Всемирным Банком, Программой ООН по окружающей среде и Международным Центром тропического сельского хозяйства. Применение системы возможно на глобальном, региональном и локальных уровнях. Отличительной чертой данной системы стала наглядность результатов, т.к. представление индикаторов велось в виде геоинформационных систем.
Большой интерес представляют проекты GARPI и GARPII, TEPI, которые были реализованы при поддержке Европейской Комиссии. Основная цель данных проектов — это стоимостная оценка ущерба от хозяйственной деятельности на уровне стран Европейского союза [10].
3. Россия на пути к устойчивому развитию
3.1 Цели и задачи устойчивого развития России. Этапы перехода
Устойчивое развитие — категория, в полном объеме относимая только к человечеству и природе в целом. Это эволюционный процесс, задача как всей цивилизации, так и каждого конкретного государства, требующая формулирования целей на каждом этапе. Устойчивое развитие одной, отдельно взятой страны является часть. Устойчивого развития всего человечества.
Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущего поколения [11].
Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей [9].
Основными предпосылками устойчивого развития России являются: большая территория с сохранившимися невозобновляемыми природными ресурсами и естественными экосистемами, человеческий потенциал и экономические ресурсы. Для достижения устойчивого развития необходимо в максимальной степени сохранять территории с естественными экосистемами, рационально использовать невозобновляемые природные ресурсы и человеческий потенциал, а также — в силу особой демографической ситуации — направлять экономические ресурсы на развитие человеческого потенциала.
Устойчивость России определяется — и еще долго будет определяться — запасом ее природных ресурсов. Природные богатства России являются основой для решения ее экономических и социальных проблем. На современном этапе, вероятно, единственный способ выйти на путь устойчивого развития — постепенный отказ от интенсивной продажи ресурсов, их разумная экономия, честное распределение природной ренты. Более того, природные ресурсы России служат всему человечеству: имея на своей площади 65% диких лесов планеты, мы очищаем воздух, потребляемый всем человечеством. Поэтому Россия вправе поставить перед миром вопрос о глобальной экологической ренте. Киотский протокол — первый шаг на пути справедливого решения этой проблемы [8].
Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей. Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке [9].
Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.
Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены [9].
Целью первого этапа устойчивого развития России (краткосрочная перспектива) является преодоление длительно развивающегося социально-экономического, экологического и структурного кризиса, охватившего период перехода страны к рыночной экономике и к демократическому гражданскому обществу.
Задачи этого этапа должны реализовываться в действиях Правительства по преодолению социально-экономического кризиса и обеспечению условий для перехода страны к стабильной, социально ориентированной рыночной экономике на базе использования преимущественно ее внутренних ресурсов: ренты за природные ресурсы, интеллектуального потенциала и высоко-технологических производств.
На этом этапе должны быть заложены основы новой российской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства, связанной с необходимой корректировкой рыночного механизма и его регуляторов.
Укрепление российской экономики, осуществление структурных преобразований, повышение ее эффективности должно производиться на базе современных экологически безопасных технологий с использованием современного мирового опыта. Следует оказывать государственную поддержку развитию высокоэффективных производств, малого и среднего предпринимательства, отказаться от реализации проектов, наносящих ущерб окружающей среде, либо таких, последствия которых недостаточно ясны. В рамках этого процесса важно начать процесс общей стабилизации экологической ситуации в стране, ее улучшения в наиболее неблагополучных регионах.
Главной внутриполитической целью устойчивого развития должна стать консолидация расслоившегося российского общества [11].
На втором этапе (в среднесрочной перспективе) целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов (включая достижения научно-технического прогресса) и преимуществ международного разделения труда при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса и установления более справедливых мирохозяйственных связей. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения [8], [9].
Целью третьего этапа устойчивого развития (долгосрочная перспектива, несколько десятилетий ХХI века) является гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе и в стране за счет:
1) развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы;
2) переноса акцента в системе человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные, что соответствует дальнейшей ноосферной ориентации развития общества;
3) осознания всеми необходимости рационального потребления [11].
Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Переход к устойчивому развитию должен иметь эволюционный характер. Сроки и темпы необходимых трансформаций в обществе при переходе к устойчивому развитию определяются сроками наступления возможной глобальной экологической катастрофы. Задача состоит в том, чтобы отодвинуть экологическую катастрофу на несколько десятков лет. Затем, двигаясь по «устойчивой траектории», используя экологизацию сознания и экономический базис, можно действовать более радикально в сфере ноосферно-экологической трансформации [2], [9].
Стратегия постепенного регулируемого государством перехода к устойчивому развитию должна осуществляться с учетом особенностей отдельных регионов России [9], [11].
3.2 Специфика перехода России к устойчивому развитию
Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются: создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды; разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов; оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия; формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения [9].
Устойчивому развитию России мешает отсутствие согласия и объединенной политической воли в нашем обществе. Исторически выработанной готовности населения работать на общие цели противостоит другая национальная традиция — недоверие к власти, что создает крайнюю оппозицию. Преодолеть это состояние можно с помощью политических и законодательных мер, но при этом необходимо учитывать особенности российской духовности и менталитета, историю и национальные традиции, понимание нравственных императивов и ценностей нашего общества [11].
Важная особенность России — возможность использовать такой географический фактор, как наличие огромной территории. Площадь территории, приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га, в США — 3,35, в Японии — О, 29, Китае — 0,76 га. Наличие большой территории, в частности, означает, что демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты, возможно, решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России, где низкая плотность населения и оно ежегодно сокращается почти на 700 тыс. человек. Направление развития для нас состоит в том, чтобы максимально стимулировать рождаемость путем укрепления семьи.
Обширность территории значительно влияет на развитие национальной культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности, позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации (политической, экономической, военной, экологической). В критических обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы, мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях [8].
Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны. Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии, обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к минимуму эти отрицательные моменты.
Значительное негативное влияние на переход к устойчивому развитию оказывает экстенсивный характер экономики, сопровождающийся неэффективным использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, концентрацией производств в ряде регионов без учета их хозяйственной емкости, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием (без необходимой рекультивации) нарушенных сельхозугодий и т.д. Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природо-эксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы, и, особенно, военных комплексов способствует «долгожительству» устаревших неэкологичных технологических процессов, ненадежности технических систем, ведущей к авариям и антропогенным катастрофам и т.д. [11].
Переход к устойчивому развитию предполагает кардинальное изменение структуры потребностей населения. В отличие от развитых индустриальных стран, в России задача снижения потребления ресурсов населением не является приоритетной. Для нас стратегическое направление состоит в снижении ресурсоемкости производства, повышении экономической эффективности и экологической безопасности.
Охрана окружающей среды должна стать одной из главных стратегических целей развития. Темпы и масштабы деградации окружающей среды в России в большинстве случаев находятся на среднем уровне между развитыми и развивающимися странами. Так, по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам загрязнений в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию — к развитым странам.
К особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести и наиболее высокую в мире локальную радиационную загрязненность, и высокий уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями [8].
Почти во всех городах России с населением более 100 тыс. человек среднее за год содержание тех или иных вредных примесей в атмосферном воздухе превышает допустимые нормы. Около 40 млн. жителей страны проживает в районах, где уровень концентрации вредных примесей в разовых или суточных пробах воздуха регулярно в 10 раз и более превышает ПДК.
Многие специфические факторы указывают на то, что Россия должна осторожно входить в процесс глобализации, неизбежно сопутствующий всем странам на пути к устойчивому развитию. Во-первых, по многочисленным чисто техническим причинам; например, неразвитая финансовая система не способна смягчать такие последствия глобализации, как кризис 1998 года. Во-вторых, есть серьезная опасность потерять свою культуру, обменяв ее на некую универсальную, «глобализованную». Мы должны сохранять и особую ментальность, и многообразие национальных культур, и особое, чисто российское явление — интеллигенцию, и многое другое. Разумеется, Россия не должна закрывать свою экономику, но, возможно стоит подумать о такой альтернативе открытого интегрирования в мировую экономику, как усиление регионального сотрудничества [11].
Заключение
Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.
Однако переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.
Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований.
Список литературы
1. «ИНФРА-М», 2003Боссель Х. Показатели устойчивого развития. Теория, метод, практическое использование. Отчет, представленный на рассмотрение Балатонской группы / пер. с англ. — Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. — 123 с.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский — Москва: Айрис-пресс, 2003 — 573 с.
3. Ерофеев П.Ю. Особенности концепции устойчивого развития / П.Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. — 2007. — №3 (13). — С. 20-29.
4. Программа действий: Повестка дня на 21 век и др. док. конф. «Планета Земля» — Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993 — 706 с.
5. Наше общее будущее: Докл. Межд. комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ. — Москва: Прогресс, 1989. — 371 с.
6. Пределы роста: Докл. по проекту Рим. клуба «Слож. положения человечества» / Пер. с англ. — Москва: Изд-во МГУ, 1991 — 205 с.
7. Руденко В.Б. Международный иллюстрированный экологический журнал «Экос» / В.Б. Руденко, С.В. Мельникова — Москва: Издательский дом НП, 2002 — 46 с.
8. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие / В.А. Тураев — Москва: Логос, 2002. — 192 с.
9. Устойчивое развитие: природа — общество — человек: Материалы международной конференции Т. 2 / Н.П. Тарасова, Е.Б. Кручина // Индексы и индикаторы устойчивого развития — Москва, 2006 — С. 126 — 144.
10. Шелехов А.М. Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. — 161 с.
устойчивый охрана деградация стратегия
Размещено на