Выдержка из текста работы
При изучении тенденций современного менеджмента* особое место занимают исследования в таком направлении его развития, как стратегический менеджмент, в силу своего востребованного прикладного практического применения на предприятиях различных сфер деятельности, в том числе, в России.
* Менеджмент – это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании [17].
Напомним некоторые основные термины из теории менеджмента.
Функции управления– это назначение и виды управленческой деятельности.Классификацияфункций управления состоит из следующих направлений:
— анализ;
— прогнозирование;
— планирование;
— стимулирование;
— организация;
— учет;
— контроль;
— регулирование производственных и других экономических процессов.
Качество управления— совокупность свойств систем и процессов управления, характеризующих их методическое и организационное совершенство, научную обоснованность, результативность; зависит от квалификации, способности, умелости руководителей и персонала, используемых ими способов и средств управления.
Оценка уровня качества системы управления– это совокупность свойств, характеризующих систему управления – эффективность или результативность управления.
Эффективность – это отношение эффекта (результата) к затратам (расходам), обеспечившим его получение.
Эффективность системы управления— 1) достижение с помощью системы управления возможно большего и лучшего результата при заданном уровне расходов на управление или достижение заданного результата при возможно меньших расходах на управление; 2) мера, в которой система управления объектом обеспечивает эффективность деятельности управляемого объекта.
Представим определение собственно «стратегии», используя государственный стандарт РФ «Термины и определения» [5]:
— стратегия — это деятельность, направленная на получение планируемогорезультата с учётом перспективы долговременного развития;
— применительно к управлению организацией (менеджменту организации) – это деятельность, направленная на получение планируемого результата в сфере управления предприятием (в том числе, его производственной сферой, в целях достижения полезного эффекта, как правило, получения максимальной прибыли при возможной минимизации затрат на производство и управление).
Сегодня стратегический менеджмент, как особое направление в изучении теоретических основ и практического применения теории современного менеджмента организации, раскрывается в трудах многих современных специалистов, как зарубежных, так и отечественных. Первые труды по стратегическому менеджменту были опубликованы в США в 70-х годах 20 века. Поскольку с развитием рыночных отношений возникла необходимость разрабатывать стратегию в конкурентной среде:
— возросла роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине 20 века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач;
— усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность внезапных изменений, их непредсказуемость.
Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечило адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления предприятием. Разработка идей стратегического планирования и управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs и Grager (1971), Ansoff (1972), Shcendel и Hathen (1972), Irwin (1974), а также отечественных экономистов Г.Л. Азоева, О.С. Виханского и др [24, 25].
Основная информационная база:
— Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / Пер. с англ.; под ред. А.Н. Петрова / И. Ансофф. СПб.: Питер, 2009 [8];
— Попов С.А. Стратегическое управление: программа для менеджеров «Управление развитием организации»: Учеб. пособие / С.А. Попов. М.: Инфра-М, 2010 [18];
— Смирнова Н.К., Фомина А.В. Реализация стратегий компаний: от простого к сложному. М.: Бератор-Паблишинг, 2008 [23];
— Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учеб. для вузов: пер. с англ. / А.А. Томпсон мл., А.Дж. III Стрикленд; Албанский ун-т. М.: ИНФРА-М, 2011 [24];
— Хорин А.Н. Стратегический анализ: Учеб. пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009 [26].
В современном экономическом словаре [21] раскрыто определение деловой стратегии. Это курс, линия действий компании, направленные на установление деловых отношений с клиентами, дистрибьюторами, поставщиками и конкурентами на тех рынках, которые представляют интерес для компании. Это направление также исследуется, посколькубез устойчивых деловых связей невозможно долговременное развитие организации.