Содержание
Введение
1. Цели и роль стратегического менеджмента в организации
2. Выбор стратегии
3. Методика стратегического планирования
4. Практическая часть
Заключение
Литература
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы связана с тем, что развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качественному уровню управления, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем самостоятельно хозяйствующим субъектам. Подходить со старыми мерками к новым явлениям экономической деятельности совершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике. Такой новой концепцией для российской экономики является стратегический менеджмент. Суть состоит в том, что на фирмах, с одной стороны, существует четкое, так называемое «формальное», стратегическое планирование, с другой стороны, — структура управления фирмой, системы и механизмы взаимодействия её отдельных звеньев построены так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции и создание управленческого инструментария для превращения этих стратегий в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. Разработка и применение методологии и конкретных форм стратегического менеджмента не есть результат лишь эволюции теории и методов управления. Их возникновение вызвано глубокими объективными причинами, вытекающими из изменения характера внешней и внутренней сред деятельности фирм.
Стратегический менеджмент является чрезвычайно важным для российских предприятий, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых для них стратегий своего развития. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменения позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения изучения и реализации стратегического менеджмента.
В виду выше сказанного целью данной работы является изучение предпосылок развития стратегического управления различных сфер деятельности организаций (отраслей) российской экономики; изучение современных подходов к их стратегическому развитию; характеристика российской и зарубежной практик реализации задач стратегического менеджмента; и рассмотрение предложений по совершенствованию стратегического управления российских предприятий.
ГЛАВА 1
1.1. Предпосылки развития стратегического управления
на российских предприятиях
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.
В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой. «Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения» (определение Г.Кунц) [1]………..
Заключение
В заключении можно отметить, что управление современными российскими предприятиями сталкивается со многими проблемами. Стратегическое управление — это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее. Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке:
1) первая область связана с минимизацией издержек;
2) вторая со специализацией в производстве продукции;
3) третья — это фиксации определенного сегмента рынка
Исходя из сказанного, следует, что наиболее эффективным является следующая последовательность использования на предприятиях существующих подходов к стратегическому планированию. Это хаотическое планирование, интуитивное планирование, итеративное и корпоративное планирование. На стратегическое управление влияют факторы внешней (социальные, политические, законодательство, влияние общества, привлекательность отрасли, рыночные угрозы и благоприятные возможности компании) и внутренней среды (сильные и слабые стороны ее деятельности, компетентность менеджмента, его персональные амбиции, философия и этика компании, культура фирмы). Также важнейший фактор, определяющий выбор организационной стратегии предприятия — модель отраслевого рынка.
В задачи стратегического управления входят обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия
Основные направления стратегии предприятия определяются из рыночного потенциала. На данный момент российские организации ставят основной целью инновационное развитие. Принято выделять различные основные стратегические направления, и в частности инновации, глобальность, предпринимательство, использование передовых информационных или производственных технологий.
Формулирование и внедрение стратегии — это основные функции управления. Конечный результат функционирования фирмы во многом зависит от эффективной реализации ее стратегии.
Экономисты разработали специальные требования, которые следует выполнять в процессе реализации стратегии. Но опыт стратегического управления показывает, что разработать хороший стратегический план намного проще, чем реализовать его на практике.
Реализация стратегии является самым критическим этапом процесса стратегического управления предприятием, поскольку именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к поставленным целям. Но как показывает практика предприятия в реальной экономической обстановке могут реализовать лишь 60% своей стратегии.
Российская экономика уже пятнадцать лет находится в условиях перехода к рыночным отношениям. Несмотря на определенные сдвиги, большинство отечественных предприятий и компаний все еще не нашли своего стратегического направления, которое позволило бы им обеспечить устойчивое конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе. К сожалению, не все предприятия осознали необходимость и значимость стратегического подхода к своей деятельности. Как показывает отечественный опыт, большинство субъектов рынка все еще функционируют, ориентируясь на краткосрочную перспективу. Да и государство в целом придерживается в основном перспективы в разрезе одного года, свидетельством чего является бюджет страны, который составляется всего на год.
Список используемой литературы
1.Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004 [эл.ресурс]:
m91/04.htm.
2. Круглова Н. Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. — М: Издательство РДЛ, 2003.
3. Галлямов Ф.Ф. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.
4. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
5. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Зайцева Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Экономистъ, 2007.
7. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Под. ред. Петрова А. Н. — СПб.: Питер, 2006.
8. Пласкова Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — №1.
9. Павлова С. Н. Методические подходы к организации экономическим анализом инновационной деятельностью промышленного предприятия // Региональная экономика, 2008. — № 12.
10. Иванов М. С. Стратегия как цель // Российский экономический журнал. — 2007. — № 9.
11. Абрамова Е. А., Белоусов Д. Р., Михайленко К. В. Экономические итоги развития российской экономики в 2006 г. и прогноз развития на 2008-2010 гг. // Проблемы прогнозирования. — 2008. — №1.
12. Отчет: Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Отчет подготовлен Центром фискальной политики при поддержке Агентства Международного развития США. Москва 2002.
13. Маркова В.Д., Кузекцова С.А. Стратегический менеджмент / М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008.
14. Матвеева С. В. Стратегическое управление в России //Экономист. -2006.- №9.
15. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: Практикум. — М.: Вузовский учебник, 2006.