Содержание
Введение3
Раздел 1. Теоретические и методические основы изучения внешней среды организации5
1.1 SWOT-анализ внешней среды (окружения) организации5
1.2. PEST-анализ внешних факторов6
1.3. БГК-модель (БКГ-матрица) анализа среды организации13
1.4. Модель МакКинзи (матрица МакКинзи) анализа внешней среды13
Раздел 2. Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия ООО «Экспресс»14
2.1 Характеристика предприятия ООО «Экспресс»14
2.2 Общее описание экономико-правового окружения предприятия ООО «Экспресс»16
2.3. Характеристика влияния внешней среды ООО «Экспресс» по BCG-модели (БКГ-матрице)18
Раздел 3. Разработка стратегии на основе анализа внешней среды24
Заключение26
Список литературы27
Выдержка из текста работы
Анализ внешней среды — сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих изменений, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Организация изучает среду, чтобы обеспечить успешное продвижение к намеченным целям, вырабатывает стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.
Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля над важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Задача стратегического менеджмента состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Стратегический анализ является одним из ключевых элементов стратегического управления и имеет огромное значение для деятельности организации и ее развития. Информация, полученная в процессе стратегического анализа, позволяет частично снять неопределенность при принятии стратегических решений и, таким образом, способствует их большей эффективности.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма, неопределенности, требующей проведения дополнительного анализа. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде — основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев — это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.
Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.
Объектом исследования в данной курсовой работе является внешняя среда ОАО «Завод Слесарно-Монтажного Инструмента».
Предмет — анализ факторов внешней среды и возможности их влияния на успешное функционирование данной организации.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей внешней среды ОАО «Завод Слесарно-Монтажного Инструмента», ее воздействия на эффективность работы предприятия.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— определить понятие «внешняя среда организации», рассмотреть ее характерные особенности, исследовать факторы прямого и косвенного воздействия;
— провести анализ факторов внешней среды ОАО «Завод Слесарно-Монтажного Инструмента» и провести оценку их влияния на работу организации;
Собранный материал был тщательно отобран и осмыслен.
Материал по курсовой работе представлен по разделам.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты, касающиеся внешней среды организации: понятие и характеристики внешней среды, классификация факторов внешней среды, методы анализа внешней среды.
Во второй главе — практической — рассмотрены все аспекты, касающиеся внешней среды организации, которые отражены на конкретном примере ОАО «Завод Слесарно-Монтажного Инструмента». Здесь представлена общая характеристика предприятия и произведен анализ микро и макросреды организации, влияющие на его деятельность.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования внешней среды организации.
1.1. Понятие внешней среды организации.
Разработка стратегии деятельности любой организации — коммерческой, общественной, муниципальной — начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.
Внешняя среда организации — совокупность факторов, оказывающих влияние на организацию с точки зрения эффективности ее работы и выживаемости [16, стр. 93], также это совокупность активных хозяйствующих субъектов, в числе которых экономические, общественные и природные условия, национальные и межгосударственные институциональные структуры и другие внешние условия и факторы, действующие в окружении предприятия и влияющие на различные сферы его деятельности.
Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха.
Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как она существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
Классификация факторов и качеств внешней среды вследствие их многообразия различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации, рассмотрим следующий перечень характеристик внешней среды:
— взаимосвязанность факторов;
— сложность;
— подвижность;
— неопределенность.
Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.
Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка. Глобализация экономики превращает среду организации в бурно изменяющуюся. Руководители уже не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Новые информационные технологии и средства связи объединяют отдельные страны в единое информационное пространство потребления.
Под сложностью внешней среды понимается количество и многообразие воздействующих факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора [1, стр. 114]. Так, в более сложных условиях работает организация, имеющая большое количество партнеров, поставщиков, конкурентов; организация, осуществляющая многосторонние операции, работающая в малоисследованной области, использующая новейшие технологии, чем организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, работающая по определенным технологическим условиям.
Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения факторов в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, фармацевтическую, химическую, электронную, авиационно-космическую отрасли, производство программных продуктов, биотехнологии, а также телекоммуникации. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.
Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть разной даже для различных подразделений одной и той же организации [18, стр. 94]. К примеру, во ……..
Список литературы:
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Союз, 2006. — 463 с. — (Серия «Высшая школа»).
2. Набоков В.И, Семенов А., Основы менеджмента, Изд-ий дом: Дашков и Ко, 2009 — 576с.
3. Баумгарген Леонид , «Методы анализа макросреды организации» Маркетинг и маркетинговые исследования №2 — 2008 — 345с.
4. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. — СПб.: Питер, 2005. — 368с. — (Серия «Учебник для вузов»).
5. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов — М.: Экономика, 2006. — 703 с.
6. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер, 2009. — 416 с. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
7. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2007. — 456с.
8. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. — М.: Инфра-М, 2005. — 347 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2008. — 528 с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Гардарики, 2004. — 569с.
11. Гайденко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. — М.: Эксмо, 2005. — 480 с.
12. Давыдова Л.А., Фальцман В.К. Экономика и управление предпри-ятием. — М.: Финансы и статистика, 2009г. — 510с.
13. Данько Т.П. Управление маркетингом. — М.: Инфра-М, 2008. — 349с.
14. Дафт Р. Менеджмент. — 6-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2006. — 864 с. — (Серия «Классика МВА»).
15. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. — М.: Вильямс, 2009. — 357с.
16. Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учеб. пособие. — Воронеж.: МОДЭК, 2005. — 208с. — (Серия «Библиотека менеджера»).
17. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. — М.: Олимп Бизнес, 2007. — 278с.
18. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. — М.: Проспект, 2010. — 336с.
19. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. — СПб.: Издательский дом «МиМ», 2009. — 318 с.
20. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лек-ций. — Москва-Новосибирск, Инфра-М, 2008. — 345 с.
21. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н.Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. — 410с.
22. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В.А. Алек-сунина. — М.: Маркетинг, 2009. — 516 с.
23. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. — М.: Юрайт-Издат, 2008. — 591 с.
24. Менеджмент: Учебник / Под редакцией П.А. Кохно, В.А. Микрюкова, С.Е. Коморова. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 373 с.
25. Менеджмент организации / Под редакцией З.П. Румянцевой. — М.: Лига, 2009. — 377 с.