Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1.Зарождение и становление оперативно-розыскной деятельности6
1.1. Оперативно-розыскная деятельность в России и за рубежом, исторический аспект6
1.2. Понимание ОРД и периодизация становления оперативно-розыскной деятельности10
2. История развития ОРД, разработка его правовых основ14
2.1.Оперативно-розыскная деятельность в древнейший период и до 1917 года.14
2.2. Оперативно-розыскная деятельность в период с 1917 по 1950-е годы28
2.3. Оперативно-розыскная деятельность, период с 1950-х годов.35
3. ОРД в современной России42
3.1. Теория оперативно-розыскной деятельности42
3.2. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности.54
Заключение70
Использованные источники76
Выдержка из текста работы
Актуальность темы обусловлена прежде всего тем, что современная преступная среда, выступая в качестве противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных работников, является неотъемлемой частью оперативно-розыскной тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий. Состояние преступности в России на современном этапе характеризуется значительным числом тяжких и особо тяжких преступлений. Расследование таких преступлений, осложненное активным противодействием со стороны лиц, их совершивших, разнообразием способов сокрытия следов, без оперативно-розыскной деятельности (далее сокращено — ОРД) представляется затруднительным. Значительная часть преступлений совершается в условия латентности, и поэтому их раскрытие и расследование представляет собой трудоемкий процесс, требующий координированного сочетания процессуальных и оперативно-розыскных действий. Раскрыть такие преступления с помощью одних только предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств затруднительно, а иногда и невозможно, необходимо использовать оперативно-розыскные мероприятия.
Цель работы — рассмотреть особенности оперативно-розыскная деятельности как особый вид правоохранительной деятельности.
В своей курсовой работе я основывалась на правовой базе нашего законодательства, в которой раскрываются основные понятия ОРД, а именно Конституция РФ, ФЗ «Об ОРД», ФЗ «О полиции» ,ФЗ «О ФСБ» и др.
А так же при написании курсовой использовала труды научных деятелей таких как Шумилов А.Ю., Горяинов К.К. , Овчинский В.С. и др.
Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности. Сущность оперативно-розыскной деятельности
В самом общем виде оперативно-розыскная деятельность(ОРД) представляет собой систему специальных мероприятий непроцессуального характера, осуществляемых, преимущественно негласно оперативными аппаратами в борьбе с преступностью.
Самостоятельное значение ОРД определено сравнительно недавно. Ранее считалось, что ОРД является придатком криминалистики и носит сугубо вспомогательный характер для решения криминалистических задач. Однако тщательное исследование ОРД как у нас в стране, так и за рубежом, позволило сделать однозначный вывод, что она является самостоятельным направлением деятельности со всеми присущими ему атрибутами. Подтверждением указанной точки зрения могут служить следующие признаки ОРД:
— разведывательно — поисковая направленность оперативно — розыскных мероприятий (ОРМ) — ОРД нацелена на поиск неизвестных фактов и явлений, носящих криминальный характер. Информация об указанных фактах может быть получена либо от самих преступников, либо от их окружения, что предопределяет разведывательный характер ОРД;
— конспиративный характер большинства проводимых ОРМ предполагает, во-первых: сохранение в тайне от преступников и их окружения сущности проводимых ОРМ и, во-вторых — обеспечение зашифровки тех оперативных возможностей, при помощи которых осуществляется проникновение в преступную среду;
— специальные субъекты ОРД — в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» определен исчерпывающий перечень субъектов ОРД;
— научно обоснованная система ОРМ — имея теоретическую базу о закономерностях ОРД, сотрудники оперативных аппаратов получают возможность применять оптимальную систему ОРМ в борьбе с преступностью, а не действовать вслепую;
— правовая регламентация ОРД.
Из совокупности указанных признаков складывается понятие ОРД, которое отражено в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» : «ОРД — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.»
Анализ приведенного определения позволяет выделить следующие признаки, которые законодатель установил в качестве обязательных элементов конструкции ОРД:
— осуществляется только государственными органами;
— субъектный состав этих органов определяется ФЗ «Об ОРД»;
— круг субъектов, осуществляющих ОРД, может быть изменен только путем внесения соответствующих поправок в ФЗ « Об ОРД»;
— может осуществляться исключительно в целях, установленных ФЗ «Об ОРД» (т.е. в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств);
— осуществляется только оперативными подразделениями;
— данный вид деятельности может осуществляться гласно и негласно;
— осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Однако одного легитимного определения ОРД явно недостаточно для ее познания как части юридической деятельности.
Базируясь на теории вопроса, можно сделать вывод о целесообразности трактовки ее определения в «узком» и «широком» смысле слова. В «узком» смысле слова ОРД — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ и оперативно-тактических действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.
В «широком» смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов — цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).
Таким образом, в определении ОРД можно выделить две группы признаков: объективные и субъективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД.
В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания ОРД.
Значение законодательного характера сущности ОРД в том, что, формулируя данное понятие, законодатель рассматривал в качестве элементов системы уголовной юстиции не только и не столько различные органы, ведущие борьбу с преступностью, сколько их функции, то есть фактическую деятельность (функцию) людей, которые применяют специальные меры социального предупреждения . С учетом этого ст.1 Федерального закона «Об ОРД» закрепила принципиально важное положение, согласно которому осуществление оперативно-розыскных мероприятий в рамках определенного вида правоохранительной деятельности реализует оперативно-розыскную функцию, выполняемую для достижения заданного ей результата: выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших граждан; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
В законодательном понятии «оперативно-розыскная деятельность» закреплено традиционное представление о ней как о государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Такой вывод прежде всего связан с правовой трактовкой цели данной деятельности. В ст. 1 Закона сказано, что она осуществляется в «целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». Эта же цель сформулирована и в проекте нового Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», подготовленном межведомственной рабочей группой в 2004 г. Она также указана А.Ю.Шумиловым в опубликованном им в 2004 г. авторском проекте новой редакции Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
На взгляд Атмажитова Валерия Михайловича, начальника кафедры организации ОРД Академии управления МВД России (Москва), профессора, заслуженного юриста РФ, эта цель должна быть сформулирована по-иному.
Борьба с преступностью действительно является важнейшей, но не единственной составляющей цели такой деятельности. В процессе ее осуществления нередко решаются также задачи, выходящие за рамки непосредственно борьбы с преступностью. К таким задачам, в частности, относятся:
· розыск лиц, пропавших без вести, без признаков их криминального исчезновения;
· установление личности больных и детей, не могущих сообщить сведения о себе;
· установление личности граждан, не имеющих документов и скрывающих подлинные сведения о себе;
· персонификация (идентификация) неопознанных трупов;
· розыск граждан Российской Федерации, утративших связь с родственниками;
· розыск лиц, уклоняющихся от административного наказания;
· розыск должников (ответчиков) по гражданским делам (о взыскании алиментов; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; о взыскании средств с граждан в пользу государственных учреждений, предприятий и иных организаций в случаях, установленных законодательством Российской Федерации);
· сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске определенных лиц к определенным сведениям (составляющим государственную тайну и др.) и видам деятельности (оперативно-розыскная, частная детективная, охранная и др.);
· поддержание в исправительных учреждениях режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством;
· обеспечение охраны государственных секретов и др.
Из этого следует, что путем осуществления оперативно-розыскной деятельности помимо непосредственно борьбы с преступностью решаются также многие другие социально значимые задачи, не связанные с такой борьбой.
Таким образом, эта деятельность является разновидностью государственной правоохранительной деятельности, цель которой — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, обеспечение безопасности общества и государства в самом широком смысле этого слова.
Основными направлениями такой деятельности выступают:
1) оперативно-розыскной процесс (как сугубо оперативно-розыскная работа);
2) административная оперативно-проверочная работа, т.е. обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий.
Внутри основных видов ОРД в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в ст. 2 ФЗ «Об ОРД», заключается в том, что эта деятельность осуществляется:
для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний;
для выявления, пресечения и раскрытия преступлений;
с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания
для установления имущества, подлежащего конфискации.
Кроме того, в ОРД различают иные виды (не основные). Например, в ст. 2 ФЗ «Об ОРД» указан один из них — добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (дополнительным он является в силу того, что основной способ добывания информации — это разведывательная и контрразведывательная работа), кроме того, в ст. 2 содержится указание о том, что она может проводиться для поиска без вести пропавших граждан.
Некоторые авторы ,например Александр Юльевич Шумилов, доктор юридических наук, профессор, выделяет в качестве основного направления уголовно-розыскную работу. Она предназначена для защиты от преступных посягательств и протекает в форме оперативно-розыскного процесса.
Дополнительными видами современной ОРД являются:
удостоверителъно-розыскная работа (неуголовно-правового характера. )Ее функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц; установление личности по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту или состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами России ;
административная оперативно-проверочная работа .Она предназначена обеспечить отдельные административно-правовые режимы с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для принятия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, и т.п.); поисково-информационная работа неуголовно-правового характера (информационно-аналитическая разведка). Ее задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России вне непосредственных преступных посягательств.
Одним из признаков оперативно-розыскной деятельности, является её форма осуществления, она может осуществляться гласно и негласно. Гласная форма подразумевает под собой, что должностные лица оперативно-розыскных органов могут официально (гласно) представлять интересы конкретного органа, осуществляющего ОРД (оперативного подразделения), или выступать по его поручению от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные комментируемым Законом, негласным путем.
Негласная форма, является конфиденциальной. Конфиденциальность означает доверительность, секретность. Это свойство чего-либо, предполагающее сохранение его в тайне от посторонних (например, конфиденциальность информации). Конфиденциальность в ОРД есть прежде всего специфическое правовое отношение между двумя сторонами: представителем государства — оперативником и человеком, давшим согласие оказывать конфиденциальное содействие, выраженное в негласной форме осуществления ОРД. Такое отношение характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей юридической ответственности. Вместе с тем конфиденциальность есть сущностной аспект ОРД, характеризующий ее как вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемый в основном секретно, негласно.
Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.
В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при сочетании надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления. При этом важно, чтобы органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обеспечивали соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Ещё одним признаком, характеризующим ОРД, являются осуществляемые ей функции. Функции ОРД (как функции отраслевые) — это предусмотренные ФЗ отдельные направления ОРД, различаемые в зависимости от ее конкретных правовых целей.
В силу сложности и многогранности ОРД в ней следует различать отдельные виды соответствующих функций. Их, в частности, можно разделить на основные и дополнительные.
Основные функции:
предупреждение совершения преступлений, по которым предварительное
следствие обязательно;
обнаружение преступлений;
розыск лица, совершившего преступление (по факту данного преступления или лица, скрывающегося от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющегося от уголовного наказания), а также предметов, сохранивших на себе следы преступления, похищенного имущества и др.;
разрешение ДОУ;
содействие уголовному судопроизводству;
содействие исполнению уголовного наказания.
Кроме того, в зависимости от предусмотренных в ФЗ «Об ОРД» целей защиты соответствующих объектов (ст. 1 ФЗ «Об ОРД») в ОРД можно выделить следующие основные направления работы: а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств; б) защита собственности от преступных посягательств; в)обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).
К дополнительным функциям относятся обеспечение прав, интересов и безопасности участников ОРД и уголовного судопроизводства, обеспечение ОРД, оперативно-служебное руководство производством по ДОУ, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в соответствии с ФЗ, розыск лиц, без вести пропавших, содействие международным правоохранительным организациям и органам иностранных государств в соответствии с национальным оперативно- розыскным законодательством и международными договорами России.
Оперативно-розыскная деятельность взаимосвязана с уголовно-процессуальной и частной детективной деятельностью.
Оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах, и проявляются в следующем.
Во-первых, ОРД осуществляется ОРО государственных органов, перечисленных в ст. 13 ФЗ «Об ОРД», а уголовное судопроизводство — исключительно субъектами, указанными в УПК.
Во -вторых неодинакова правовая основа их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на ФЗ «Об ОРД», а так же на секретных ведомственных нормативных правовых актах.
Во-третьих, отличаются пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела.
В-четвёртых, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства; итогом оперативно-розыскных, как правило, — лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.
В России частная детективная (сыскная) деятельность легитимирована в 1992 г. В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под частной детективной (сыскной) деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями (частными детективами) в целях защиты законных прав и интересов клиентов. Причем на лиц, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, частные детективы не вправе осуществлять ОРМ, отнесенные законом исключительно к компетенции ОРО.
Таким образом, основные отличия ОРД от частной детективной (сыскной) состоят в следующем:
ОРД осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная — негосударственными организациями и частными лицами;
целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а частной детективной — получение прибыли посредством совершения действий по защите законных прав и интересов своих клиентов.
Однако по содержанию и, в частности, по решаемым задачам между ОРД и частной сыскной деятельностью много общего. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
сыщики занимаются поиском без вести пропавших, сбором сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса и др. Аналогичные задачи по защите лиц от преступных посягательств и розыску без вести пропавших граждан решаются в ОРД. Кроме того, в ходе частного сыска проводятся объективно некоторые из ОРМ (например, устный опрос частных и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, наблюдение для получения необходимой информации).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частным сыщикам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Что касается оперативников, то законодатель позволяет им выдавать себя за должностных лиц иных учреждений и организаций (например, могут представиться работниками жилищно-коммунального хозяйства, агентами страховой компании и т.д.). Таким путем законодатель дал, по существу, «добро» оперативникам на проведение негласной деятельности.
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
ОРД базируется на системе норм, предусмотренных различными источниками права, причем их регулятивная значимость неодинакова.
Ст. 4 ФЗ «Об ОРД» подразделяет эти нормативные акты на:
Конституция РФ
ФЗ «Об ОРД»
Федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Ведомственные акты.
Конституция РФ как основной закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 76, 90, 104, 105, 115).
Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.
После Конституции основная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит ФЗ «Об ОРД». Этот законодательный акт пришел на смену Закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г., который был первым в истории российского права законом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность. До этого ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера. Закон «Об ОРД» — нормативно-правовой акт высшей юридической силы, открыто регулирующий тайную работу правоохранительных органов и спецслужб России. В относительно небольшом по объему законодательном акте (преамбула и 24 статьи) сконцентрированы некоторые основные унифицированные правила, определяющие повседневную жизнь всех без исключения государственных органов, наделенных правом осуществлять ОРД. Систематизированный и комплексный характер Закона «Об ОРД» позволяет рассматривать его в качестве основополагающего отраслевого нормативного правового акта, в соответствии с которым ведомства должны были сверять свою правотворческую работу по детализации правил, касающихся организации и тактики осуществления ОРД.
Первоначальная редакция ФЗ «Об ОРД» 1995 г. к настоящему времени претерпела ряд изменений и дополнений. Внесение поправок в закон преследовало цель совершенствования механизма защиты прав и свобод граждан в ходе ОРД, повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности и создания дополнительных гарантий против злоупотреблений при проведении ОРМ.
К другим федеральным законам, образующим правовую основу ОРД, относится значительное число законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
— устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;
— регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
— регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.
К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь отнести УК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД. Так, ст. 15 УК РФ дает определение понятия тяжкого преступления, признаки которого согласно ст. 8 Закона об ОРД являются одним из основных условий проведения некоторых ОРМ . Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК) и обоснованного риска (ст. 41 УК) используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.
Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ч. 1 ст. 118 УПК). Таким образом устанавливается легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью. Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений (ст. 119, 127 УПК); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, что согласно ст. 8 Закона об ОРД является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.
Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы:
ФЗ «О полиции» от 07.02 2011 г.
ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993г.
ФЗ «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. , который в ст. 10 наделил органы ФСБ правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к их компетенции (шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и др.).
Таможенный кодекс Российской Федерации, закрепивший право таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях решения возложенных на них задач и обеспечения собственной безопасности, а так же в ТК РФ регламентируется использование контролируемых поставок в целях пресечения незаконного оборота наркотических средств и других контрабандных предметов и др. законодательные акты.
К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести:
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г.;
Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.;
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.;
Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. ;
Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г. и др.
К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, составляющим правовую основу ОРД, относятся:
— указы Президента Российской Федерации;
— постановления Правительства Российской Федерации;
— акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно-розыскного законодательства.
К ведомственным нормативным актам, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность, следует отнести приказы ОРО России:
— совместный приказ МВД России от 22 января 2004г. № 76 и МНС России от 22 января 2004г. № АС-3-06/37. «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»;
— приказ МВД России, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерства обороны России от 17 апреля 2007 г. №368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»;
— приказ МВД России от 21 июня 2000 года № 671 «Об укреплении взаимодействия и разграничении объектов оперативного обслуживания между органами внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел»;
— приказ МВД РФ № 19 от 17 января 2006 г. об утверждении «Инструкции о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и другие.
Социальная обусловленность оперативно-розыскной деятельности в современной России
оперативная розыскная преступность
Одной из задач любого государства является борьба с преступностью. Как известно, раскрытие и расследование преступлений, доказывание виновности осуществляется в рамках уголовно-процессуальной деятельности, которая регламентируется УПК РФ.
Такая деятельность государства начинается с момента получения сообщения о преступлении. Согласно ч. 1 ст. 6 УПК уголовное судопроизводство имеет своим назначением, во-первых, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, во-вторых, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Вторая из отмеченных целей обуславливает важные особенности уголовного судопроизводства: эта деятельность является гласной, уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, обвиняемому (подозреваемому) предоставлены широкие права на защиту (ст. 15, 16 УПК)
Гласность, состязательность, возможность для обвиняемого (подозреваемого) защищаться обуславливают в ряде случаев неэффективность уголовно-процессуальной деятельности для борьбы с преступлениями. Некоторые преступления совершаются при глубочайшей законспирированности, поэтому обнаружить их гласными способами (путем подачи заявлений и жалоб со стороны граждан, предпринимателей и организаций) фактически невозможно. К таким преступлениям относятся, например, взяточничество, налоговые преступления, шпионаж, сбыт наркотиков. Ряд преступлений, о совершении которых стало известно правоохранительным органам, очень трудно расследовать гласным образом. Например, трудно доказать лишь процессуальными средствами наличие организованных преступных групп. В некоторых случаях важнее предотвратить совершение преступления, чем успешно его расследовать и осудить виновных. Пресечение на стадии приготовления и покушения таких преступлений, как террористический акты, сбыт оружия и др., дает возможность предотвратить тяжкие последствия.
История борьбы с преступностью показывает, что для своевременного обнаружения, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, розыска скрывшихся преступников одних только гласных уголовно-процессуальных и иных средств явно не достаточно, нужны и иные средства борьбы с преступностью. Важнейшей задачей для правоохранительных органов является не только расследование уже совершенных преступлений, но и контроль за развитием криминальных явлений и процессов. Лучше, если этот контроль будет негласным, то есть не известным самим объектам контроля.
Для этих целей во всех цивилизованных странах, в том числе и в России, существует особый государственно-правовой механизм борьбы с криминальными явлениями, позволяющий негласно обнаружить, взять под контроль преступные приготовления и действия в целях последующего их пресечения или своевременного раскрытия и расследования, который именуется оперативно-розыскной деятельностью (далее — ОРД). Розыскная, сыскная деятельность сопутствует правосудию на всем протяжении его истории. Именно в ее функции входило раскрытие преступлений, установление и розыск виновных, подлежащих затем передаче в органы судебной власти. Оперативно-розыскная деятельность является частью уголовно-правовой политики государства.
Проведение оперативно-розыскной работы не является самоцелью, она проводится одновременно с необходимыми следственными действиями и способствует быстрейшему установлению объективной истины по каждому уголовному делу.
Посредством оперативно-розыскных мероприятий устанавливаются лица, совершившие преступление, обнаруживаются вещественные доказательства, разыскиваются свидетели. Оперативно-розыскные действия осуществляются для установления участников, сообщников, организаторов совершения преступления, выявления различных установленных законом источников доказательств, если обнаружение их следственным путем невозможно.
Заключение
Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности имеет свои характерные черты и особенности.
Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, является предметом дискуссий и пристального интереса юристов, правозащитников и рядовых граждан.
ОРД как самостоятельная отрасль выделилась относительно недавно, но несмотря на это имеет хорошую правовую базу .
ФЗ «Об ОРД» раскрывает основные понятия и сущность ОРД, он прописывает что представляет собой ОРД.
Раскрывает задачи оперативно-розыскной деятельности в ст.2 ФЗ «Об ОРД»:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Основные направления выделены:
1) оперативно-розыскной процесс (как сугубо оперативно-розыскная работа);
2) административная оперативно-проверочная работа.
Социальное назначение ОРД очевидно, с помощью следственных действий нельзя осуществить всю полноту раскрытия преступлений, особая специфика ОРМ даёт результаты, которые не могли быть получены иным путем.
Библиографический список
Конституция РФ от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года.Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 года. Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. N 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445
Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ»Об оперативно-розыскной деятельности» Опубликовано: 18 августа 1995 г. в «Российской Газете»
Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954;»Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Парламентская газета», N 241-242, 22.12.2001;»Российская газета», N 249, 22.12.2001;»Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921;»Ведомости Федерального Собрания РФ», 01.01.2002, N 1, ст. 1.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О полиции» Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:»Российская газета», N 25, 08.02.2011;»Российская газета», N 28, 10.02.2011;»Парламентская газета», N 7, 11-17.02.2011;»Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.
Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 25.11.2013) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Первоначальный текст документа опубликован в издании
«Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О Федеральной службе безопасности» Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 10.04.1995, N 15, ст. 1269;»Российская газета», N 72, 12.04.1995.
Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.07.2013) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:»Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 23.04.1992, N 17, ст. 888,
«Российская газета», N 100, 30.04.1992.
Оперативно-розыскная деятельность: Учебник.
2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова.
М.: ИНФРА-М, 2004. -XIV, 848 с. — (Высшее образование).
Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы.М.,1990:с.144-145;Кудрявцев В.Н. Уголовная юстиция как система.
//Правовая кибернетика.М.,1973.с.8
Шумилов А. Ю. Новая редакция оперативно-розыскного закона России: Открытый проект Издательство: Шумилова И. И., 2004 год
Серия: Библиотека оперативника
Атмажитов В.М. О сущности оперативно-розыскной деятельности // Труды академии управления МВД России. — М., 2008, № 1 (5). — С. 66-70
Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. -368 с. — (Библиотечка студента, курсанта и слушателя).
Зникин В.К.Использование оперативно — розыскной информации в уголовно — процессуальном доказывании: Дисс. Канд. Юрид. Наук./. -Томск, 2001г.
Размещено на