Содержание
Введение3
Глава 1. Становление института участковых уполномоченных полиции6
1.1 Дореволюционный период становления и развития участковых уполномоченных полиции6
1.2. Послереволюционный период становления института участковых уполномоченных милиции8
Глава 2. Развитие института участковых уполномоченных полиции на современном этапе21
2.1 Современный правовой статус уполномоченного участкового полиции21
2.2 Проблемы и перспективы оценки деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе42
Заключение56
Список литературы60
Выдержка из текста работы
В России, вступившей в XXI век, сложилась крайне напряженная криминальная ситуация. Основным фактором этого является ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной политики, снижение духовно-нравственного потенциала общества.
Несмотря на многочисленные общефедеральные и региональные программы мер усиления борьбы с преступностью, совершенствование уголовного законодательства, наращивание сил правопорядка, другие подобные меры, преступность продолжает набирать силу, и этот очевидный факт потребовал преодоления односторонности антикриминальной стратегии, сориентированной преимущественно на силовые, уголовно-репрессивные средства и методы. В свою очередь, это обусловило необходимость формирования системы предупреждения преступности, в разумных пределах использующей позитивный опыт прошлого, но по основным своим параметрам являющейся качественно новой, так как она должна соответствовать кардинально изменившимся социальным условиям, строиться на базе иных, чем прежде, ценностей (экономической свободы, институтов народовластия, демократии, приоритета личности, прав и свобод человека и гражданина, перспектив становления правового государства).
Выход из положения — в глубоком и всестороннем обосновании, разработке, принятии на вооружение и поэтапной реализации новой, соответствующей современным и ориентированным на обозримое будущее требованиям концепции предупреждения преступности. К этому обязывает ее сложность и неоднозначность. В частности, в соответствии с некоторыми новомодными воззрениями, получившими определенное распространение и даже официальное признание в ходе судебно-правовой реформы, само понятие «борьба с преступностью», важной составной частью которой является ее предупреждение, стало трактоваться как «вульгарная идея». В настоящее время отнюдь не общепризнанным, имеющим не только сторонников, но и противников, стало, казалось бы, бесспорное, «выстраданное» на протяжении веков всей мировой цивилизацией концептуальное положение о приоритетности предупреждения в ряду основных направлений борьбы с преступностью. Существуют принципиальные разногласия, в том числе и на уровне федеральных органов различных ветвей власти, по поводу тесно связанных с криминологической проблематикой вопросов участия институтов гражданского общества в охране правопорядка, привлечения населения к работе по предупреждению преступлений и правонарушений.
В познании криминогенных сторон жизнедеятельности нельзя не учитывать бытовую сферу. Под бытом при этом понимается все то, что находится за пределами производственной, общественно-политической деятельности и социально организованного обучения. Содержание быта включает такие показатели, как материальные условия; функции бытовых отношений; тип малой референтной группы, обладающей преимущественным влиянием.
Криминогенные последствия быта следует рассматривать в тесной взаимосвязи с общими социально-экономическими, материальными и духовными условиями жизни. Особенно наглядно это подтверждается проявлениями современной действительности, когда быт значительных слоев населения находится в прямом противоречии с их стремлениями и ожиданиями. Наиболее уязвимыми в криминогенном плане оказались материальные условия быта (пища, одежда, жилье, средства передвижения и т.д.), а также ценности, дающие материальную базу для удовлетворения духовных потребностей.
Наличие больших диспропорций в бытовых условиях содержит в себе особо высокую степень криминогенности. В первую очередь это выражается в том, что значительные слои населения страны оказались на рубеже между элементарными потребностями и возможностями их удовлетворения. Это положение усугубляется тем, что властные структуры не принимают должных мер к улучшению условий жизни граждан.
Эта ситуация еще больше обостряется в последнее время на фоне роста цен на предметы первой необходимости, снижения качества товаров и услуг, возрастания напряжения во взаимоотношениях между личностью и обществом не столько из-за объективных условий жизни, сколько по причине противостояния политических сил и искусственного нагнетания обостренной психологической атмосферы.
В настоящее время можно констатировать, что преступное насилие широко проникло в те сферы жизни, в которых оно ранее практически никак не проявлялось, например в область финансовой и предпринимательской деятельности, промышленности и торговли и т.д. Вместе с тем, несмотря на некоторое сокращение, достаточно значимой остается группа преступлений, связанных с насилием, проявляющимся в семейно-бытовых отношениях.
В начале 1980-х гг. восемь-девять убийств и причинений тяжкого вреда здоровью из десяти совершались на почве бытовых конфликтов и носили ситуационный характер. Четверо из каждых пяти потерпевших принадлежали к числу родственников или знакомых преступника и, как правило, способствовали своим поведением возникновению ситуации преступления .
Вывод о преимущественно ситуационно-бытовом характере насильственных преступлений в эти годы подтверждался и данными о значительной доле в мотивах преступника мести, ревности, ссор при совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. Большое количество насильственных преступлений не было доведено до конца, что также свидетельствует об их ситуационности, непредумышленности, отсутствии тщательной подготовки. Данные выборочных исследований показывали также, что при совершении этих преступлений в большинстве случаев применялись орудия бытового назначения или случайные, попадавшие под руку преступника предметы.
Особенную опасность представляют насильственные преступления, совершенные на бытовой почве в отношении женщин и детей. По данным социологов, более половины всех женщин страны подвергается физическому и психическому насилию со стороны близких им людей. Ежегодно от такого насилия погибает от 12 до 14 тыс. женщин (и примерно такое же количество мужчин), а также до 2 тыс. детей. Кроме того, ежегодно около 2 млн. детей уходит из дома из-за переживаемого насилия в родительской семье, пополняя ряды безнадзорных и беспризорных. Бытовое насилие серьезно влияет и на рост в обществе суицида, уровень которого в настоящее время составляет 57 чел. на 100 тыс. чел. населения .
Непосредственными исполнителями задач, связанных с предупреждением бытовых преступлений, являются соответствующие службы и подразделения городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным милиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др. Формы и методы предупреждения ими бытовых преступлений весьма разнообразны.
Одной из основных обязанностей участковых уполномоченных милиции является индивидуальная профилактическая работа с лицами, состоящими на профилактическом учете, включающая в себя своевременное выявление граждан, от которых можно ожидать совершения бытовых преступлений, систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни, принятие необходимых мер к недопущению с их стороны преступных деяний .
Приведенными положениями обусловлена актуальность темы данной дипломной работы.
Целью данной дипломной работы является исследование деятельности службы участковых уполномоченных милиции по предупреждению «бытовой преступности».
Задачи данной дипломной работы:
• дать общую характеристику предупреждения преступности;
• исследовать органы внутренних в качестве субъектов предупреждения преступности;
• осветить деятельность участкового уполномоченного милиции по профилактике «бытовых преступлений»;
• сделать обобщающие выводы по проделанной работе.
1. Предупреждение преступности: общая характеристика
1.1. Понятие и система предупреждения преступности
Общеизвестно, что «родителями» криминологии являются уголовное право и социология. Российская криминология, в отличие от американской, тяготеет к уголовному праву. Подавляющее большинство российских криминологов по своей базовой подготовке — специалисты в области уголовного права. В этом есть свои преимущества, но есть и недостатки. Один из недостатков усиленной уголовно-правовой подготовки состоит в том, что все виды деятельности по предупреждению преступлений традиционно подразделяются на две неравные части: 1) уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осуществляется в рамках уголовного правосудия; 2) профилактика или превенция, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия.
Хотя со времен Екатерины II в России неизменно декларируется тезис о том, что «главным направлением борьбы с преступностью является превенция», «уголовно-правовое» мышление на первое место ставит меры уголовной репрессии. В другую, «остаточную» часть включают все иные меры, которые объединены под общим названием «профилактика». Они регламентируются отраслями законодательства, не входящими в криминалистический цикл — административным, гражданским, семейным, трудовым и т.п.
В какой-то мере такое «неравенство» объяснимо, поскольку именно уголовный закон задает параметры для понятия «преступного», которое является центральным в определении предмета криминологии.
Такой подход нарушает принцип системности. Уголовная репрессия — необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими. Даже если это так, то тем более уголовно-правовой контроль должен быть включен в предмет криминологии. Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет также предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным , трудовым и другими отраслями законодательства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые. Однако их предупредительный потенциал исследуется в рамках криминологии.
Аналогичным образом, на наш взгляд, предупреждение преступности средствами, которые предоставляет уголовное законодательство, должно рассматриваться в криминологии наряду и в совокупности с другими. Естественно, что здесь должны исследоваться не проблемы уголовно-правовой догматики, что входит в предмет науки уголовного права, а вопросы криминализации и декриминализации, предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия.
Утверждение о том, что вопросы эффективности уголовно-правовой нормы изучают социология уголовного права или уголовная политика, в данном случае ничего не меняет. Ведь исследование различных проблем административного наказания, дисциплинарного взыскания или экономического стимулирования соответствующими отраслями социологической науки вовсе не препятствует исследованию их в качестве средств предупреждения преступлений, но уже в рамках криминологии.
Одной из задач Уголовного кодекса является «предупреждение преступлений» (ст. 2), а одной из целей уголовного наказания — «предупреждение совершения новых преступлений» (ст. 43).
Таким образом, криминологическая теория предупреждения преступности — это учение о совокупности всех законных видов, форм, способов, средств и методов контроля над преступностью независимо от того какой отраслью права они предусмотрены.
Одно из положений, вокруг которых в криминологии нет споров, это тезис о том, что предупреждение преступности является специфической разновидностью социального управления . Из этого следует, что деятельность по предупреждению преступлений должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к социальному управлению. Рассматривая систему деятельности по предупреждению преступности, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения.
Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности.
Принцип целеполагания является определяющим в выделении предупреждения преступности в особую разновидность социального управления. Именно цель предупреждения преступности является тем системообразующим объединяющим началом, позволяющим относить субъекты, объекты и меры воздействия к этой особой деятельности. Цель находится в центре внимания субъекта, и ее достижение служит мерилом качества и эффективности предупредительной работы.
Принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступности как взаимодействия субъекта (управляющая подсистема) и объекта (управляемая подсистема), а меры предупреждения преступлений — в качестве отношений управления.
Принцип объективности требует максимального соотнесения управляющих воздействий с закономерностями и тенденциями развития социальных процессов. Применительно к предупреждению преступности это означает, что предупредительная деятельность невозможна без познания и учета закономерностей функционирования объекта и социума. Борьба с преступностью «кавалерийскими наскоками» приносит больше вреда, чем пользы.
Принцип основного звена позволяет найти главную задачу деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько проблем и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы.
Принцип оптимальности и эффективности требует, чтобы при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов получать наилучший результат в возможно короткий срок. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение.
Таким образом, предупреждение преступности — это специфическая разновидность социального управления, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе и принудительных), стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи.
1.2. Классификация мер предупреждения преступности
Классификация — это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам. Подобно тому, как классификация лекарств позволяет врачу сделать выбор средства, подходящего для лечения диагностированного заболевания, выделение различных видов предупредительных мер помогает подобрать соответствующую виду и типу криминогенной деформации меру воздействия. Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений.
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология — это более сложный вид классификации.
Одним из важнейших классификационных признаков является метод предупредительного воздействия. В принципе, все многообразие мер воздействия сводится к двум методам: стимулирование и ограничение . Деятельность по предупреждению преступлений можно представить как двухсторонний процесс: с одной стороны, целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения, а с другой — воспрепятствование вступлению в криминогенные. Это — две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности. Если прерывание негативных отношений осуществляется преимущественно с помощью принудительных мер предупреждения, то для стимулирования позитивных связей используются, главным образом, меры, не связанные с принуждением.
Другим важным классификационным основанием является механизм воздействия. Если рассматривать весь спектр мер предупредительного воздействия, то можно выделить четыре однородные группы: меры стимулирования (поощрения), наказания (ответственности), восстановления (компенсации) и безопасности (защиты). Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения………….
Заключение
Итак, в заключение данной дипломной работы представляется возможным сформулировать следующие выводы по проделанному исследованию.
Органы милиции в Российской Федерации — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О милиции» и другими федеральными законами.
В России создана полноценная правовая база для функционирования органов милиции — это целый комплекс нормативно-правовых актов, представляющих собой упорядоченную иерархию, во главе с конституцией РФ, международными актами и законом «О милиции».
К сожалению, приходится констатировать, что внешние факторы играют зачастую решающую роль в том, что сотрудники оставляют свои места в поисках более оплачиваемых. Низкие заработные платы, неизбежная деформация личности в процессе общения и нарушителями закона, сама угнетающая обстановка приводит к тому, что люди с образованием редко идут работать в органы милиции. Все чаще лицом органов милиции становятся молодые люди с периферии, не получившие специального образования, порой не имеющие достаточной физической подготовки.
Правительственные программы призваны укрепить престиж профессии милиционера путем создания, прежде всего экономических условий для успешного их функционирования и выполнения долга. Более того, это привлечет человеческий фактор.
Ведь сотрудники милиции (и в том числе участковые уполномоченные милиции) — это, прежде всего, люди, рискующие своими жизнями и здоровьем каждый день, и это должно возмещаться хотя бы на экономическом уровне. Тогда полномочия работников милиции будут вытекать из поставленных задач, и правовое функционирование милиции Российской Федерации будет строиться на Конституции и принципах международных правовых актов.
Список используемой литературы
Нормативная литература
1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) // Советская юстиция. — 1991 г. — N 17. — с.22
2. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (утв. резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 1989/61 от 24 мая 1989 г.) // Собрание международных документов «Права человека и судопроизводство». — OSCE, Poland.
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 22 апреля 1991 г. — №16. — Ст. 503.
4. Постановление ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -18 апреля 1991 г. — N 16. — Ст. 504.
5. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 24 августа 1992 г. — №8. — Ст.507.
6. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости Съезда | народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -14 января 1993 г. — №2. — Ст. 70.
7. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993г. №209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (с изменениями от 2 декабря 1998г.)
8. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. -15 февраля 1993 г. — №7. — Ст. 562.
9. Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 2 августа 1993. — №31. — Ст. 2856
10. Приказ МВД РФ от 6 августа 1993г. №390 «Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в редакции от 7 июля 1995г.)
11. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, «должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Российская газета. — 26 апреля 1995 г.
12. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 апреля 1996 г. — №17. — Ст. 1958.
13. Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 июля 1996 г. — №30. — Cт. 3605.
14. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // Российская газета. — 7 апреля 1998 г.
15. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998г. №490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»
16. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона,»0 внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. -19 июля 1999 г. — №29. — Cт. 3698.
17. Приказ МВД РФ от 17 ноября 1999 г. N 938 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 27 декабря 1999 г. — №52.
18. Приказ Министра обороны РФ и МВД РФ от 4 марта 2000 г. N 118/218 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 3 апреля 2000 г. — N 14, в приложении к «Российской газете» №17. — 2000 г.
19. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 «О подразделениях криминальной милиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. -11 декабря 2000 г. — №50. — Ст. 4904.
20. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 «О подразделения» милиции общественной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 декабря 2000 г. — №50. — Ст. 4905.
21. Конституция РФ от 12 декабря // Российская газета. — 25 декабря 1993.
22. Приказ МВД РФ от 16.09.02г. №900 «Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции»
Специальная литература
Алексеев А.И. Индивидуальная профилактика рецидива преступлений. М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1975. С. 4.
Алферов В. А., Статкус В. Ф. и др. «Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы» — М.: Спарк. — 2000.
Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Полит-издат, 1977.С. 77-84.
Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. С. 35.
Бершин. Статья. Мертвый хватает живого // Время МН, № 71, 20 апреля 2002 г.
Богодухов А. С. К вопросу об объекте управления // Проблемы совершенство-вания гражданско-правового, регулирования. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. С. 162.
Бурлаков В.Н. Индивидуальная профилактика правонарушений. Проблемы и суждения // Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. 1982. № 23. Вып. 4. С. 103.
Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. М.: Наука, 1991. С. 80 — 108.
Голик Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: Вопросы теории. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1992. 80 с.
Горобцов В. И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия. Орел: Изд-во Высш. шк. МВД РФ, 1995. 160 с.
Громов Н. А., Францифоров Ю. В. «Правоприменительная деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и судов. Основные начала: Учебное пособие для вузов» — М.: Приор. — 2000.
Долгова А.И. Проблемы разработки стратегии в борьбе с преступностью // Преступность: стратегия борьбы. М.: Криминологическая Ассоциация, 1997. С.5. Эта же позиция изложена А.И. Долговой в учебнике, (см.: Криминология: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред А.И. Долговой. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997. С. 317 — 334.
Ефим Вершин. Статья. Мертвый хватает живого. Время МН, № 71, 20 апреля 2002 г.
Краткий анализ состояния преступности за 2005 год // mvdinform.ru/files/4001.pdf
Криминология: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред А.И. Долговой. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997. С 347 — 350.
Криминология: Учебник / под ред. Малкова В.Д. – М: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 182.
Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. С. 235 -236.
Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 63.
Лобзяков В.П., Овчинский С.С. Административно-правовые меры предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1978.
Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: НОРМА, 1997. С. 476.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 1998. № 3. С. 134 -147.
Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «О милиции»:
Изложение Закона в схемах; Комментарий изменений и дополнений, внесенных в новую редакцию Закона // Под ред. Маршунова М.Н. — М.:Герда. — 2001.
Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: Учеб. по-собие / Краснояр. высш. шк. МВД России. Красноярск, 1997. С. 200-204.
Профилактика преступлений: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Д. Блувштей-на, М.И. Зырина, В.В. Романова. Минск: Университетское, 1985. С. 126.
Соловей Ю. П., Черников В. В. «Комментарий к Федеральному закону РФ «О милиции»» — М.: Проспект. -2000.
Сорокин П.А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 81
Социологический энциклопедический словарь. М.: Издательская группа М -НОРМА, 1998. С. 380
Тарбагаев А.Н. Понятие и цели уголовной ответственности. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. 120 с.
Улучшение взаимоотношения граждан и милиции: доступ к правосудию и система выявления, регистрации и учета преступлений. Научный доклад. // К.К. Горяинов, B.C. Овчинский, Л.В. Кондратюк. — М.: Открытое общество. — 2001.
Усс А.В. Примирение вместо наказания (как течение в правоприменительной практике) // Правоведение. 1990. № 6. С.89 — 95.
Филимонов О-В. Посткриминальньш контроль (Теоретические основы правового регулирования). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 180 с.
Щедрин Н.В. Меры безопасности в системе предупредительной деятельности // Вопросы уголовной политики. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. С. 155 -165;
Щедрин Н.В. Меры безопасности: развитие теории, отличительные признаки и классификация // Правоведение. 1994. № 4. С.91 — 95.
Яковлев А.М. Индивидуальная профилактика преступного поведения: Учеб. пособие. Горький: Изд-во Горьк. высш. шк. МВД СССР, 1977. С. 6.