Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ФРАНЦИИ7
1.1 Налоговая система России7
1.2 Налоговая система Франции9
1.3 Роль Государственного совета Франции в налоговой области12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ФРАНЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ18
2.1 Общий подход к налоговому контролю во Франции и России18
2.2 Налоговые проверки в России23
2.3 Налоговые проверки во Франции29
ГЛАВА 3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОТ ИЗБЕЖАНИЯ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ34
3.1 Проблемы разграничения налогового планирования и действий, направленных на уклонение от налогообложения в России34
3.2 Разграничение налогового планирования от избежания налогообложения: опыт Франции45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ57
Выдержка из текста работы
Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.
Экономическое развитие большинства стран к концу XX в. столкнулось с рядом серьезных трудностей, и одним из приоритетных направлений выхода из сложившейся ситуации явилось расширение сферы и масштабов деятельности малого бизнеса во всех формах и видах. Гибкой по структуре и небольшой по размеру компании легче следовать потребительским предпочтениям, производить широкую номенклатуру конкурентоспособных изделий и услуг, использовать современную технику и технологию.
Необходимость адекватной реакции на изменения рыночной конъюнктуры, развитие научно-технического прогресса и выход на первый план качественных характеристик продукта обусловили роль малого бизнеса как необходимого элемента экономики любого государства. И реальная поддержка конкурентоспособности малых предприятий может быть реализована лишь через налоговую политику, которая учитывает не только интересы государства, но и отдельного налогоплательщика.
В данной работе произведен анализ современных, применяемых в России специальных налоговых режимов. Понятие «специальные налоговые режимы» занимает очень важное место в курсе налогообложения.
Согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации, специальные налоговые режимы устанавливаются и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 НК РФ.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Целью написания работы является исследование специальных налоговых режимов, действующих в современной налоговой системе Российской Федерации, определение их роли и места в налоговой системе РФ. Для достижения данной цели определены следующие задачи исследования:
· определение экономического содержания специальных налоговых режимов;
· выявление различий и преимуществ специальных налоговых режимов по сравнению с общей системой налогообложения;
· сравнение налоговой нагрузки конкретного предприятия в зависимости от выбранного режима налогообложения.
1. Правовая характеристика отдельных видов специальных налоговых режимов в соответствии с законодательством о налогах и сборах
1.1. Порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Единый сельскохозяйственный налог — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Является специальным налоговым режимом. Регулируется главой 26.1. НК РФ.
Единый сельскохозяйственный налог устанавливается НК РФ и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. Перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату налога производится в порядке, установленном главой 26.1. НК РФ, независимо от численности работников. Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с вышеназванной главой сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со статьей 346.4 Налогового Кодекса), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 процентов. Уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со статьями 13, 14 и 15 НК РФ, за исключением следующих налогов и сборов: 1) налога на добавленную стоимость; 2) акцизов; 3) платы за загрязнение окружающей природной среды; 4) государственной пошлины; 5) таможенной пошлины; 6) налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей); 7) налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 8) лицензионных сборов. Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога, можно сказать, повезло больше всех. Им сделаны самые большие послабления.
Во-первых, организациям, уплачивающим ЕСХН или применяющим УСН, не нужно будет представлять налоговые декларации по итогам отчетных периодов. Такие налогоплательщики должны предоставлять только одну налоговую декларацию не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом (ст. 346.10 и 346.23 НК РФ).
Во-вторых, в пользу налогоплательщиков решен вопрос об учете полученного убытка в последующих налоговых периодах. С 1 января 2009 года 30-процентное ограничение снято, и учитывать при расчете налоговой базы можно всю сумму убытка полностью. Для переноса убытка выделен период времени в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, когда убыток возник (п. 5 ст. 346.6 и п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Однако нужно помнить, что установленные правила учета убытка при расчете налоговой базы будет действовать, только если налогоплательщик продолжает применять УСН или уплачивать ЕСХН. А если организация перейдет на общую систему налогообложения, то о рассматриваемых убытках придется забыть.
В-третьих, произошло очередное расширение перечня затрат, которые можно учесть в налоговых расходах.
Так, для налогоплательщиков ЕСХН в ст. 346.5 НК РФ законодатели добавили следующие расходы:
— расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
— расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных правительством РФ;
— суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.
Вместе с тем не обошлось и без неприятных изменений. С 2009года организации, уплачивающие ЕСХН или применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — НДФЛ) в отношении отдельных видов доходов, в частности, дивидендов. Несмотря на то, что ЕСХН был введен в действие еще в 2002 г., его практическое применение оказалось существенно затрудненным, из-за сложности определения налоговой ставки, которая была привязана к кадастровой стоимости одного гектара сельхозугодий, а сам земельный кадастр так и не был утвержден. Кроме того, применение данного налога сдерживалось подотраслевой ограниченностью: он мог применяться только предприятиями — производителями продукции растениеводства. Другим подотраслям сельского хозяйства индустриального типа, таким, как животноводство, птицеводство, тепличное хозяйство и др., законом не предусматривалась возможность перехода на уплату ЕСХН.
Налогоплательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном НК.
Важной особенностью сельскохозяйственных предприятий является длительный кругооборот оборотных средств. Так, например, в растениеводстве он равен одному году, а в животноводстве — 9 месяцам. В связи с этим большая часть продукции сельхозпредприятий реализуется в конце года (в основном в IV квартале), что сказывается на неравномерности поступления выручки. Это приводит к тому, что реальный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия можно определить лишь в конце года.
Установленный НК РФ порядок уплаты налога — раз в квартал, а не по итогам сельскохозяйственного года — делал невозможным переход на ЕСХН абсолютного большинства хозяйств.
Все эти факторы потребовали принципиального изменения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, нацеленной в первую очередь на устранение недостатков прежней системы. Кроме того, новый порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо было нацелить прежде всего на стимулирование и поддержку сельхозпредприятий.
НК РФ определил, и это крайне важно, что порядок перехода организаций и ИП на систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога производится на добровольной основе.
Переход на уплату ЕСХН организациями предусматривает замену уплаты налога на п……..
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2 (с внесенными изменениями — М.: Проспект, 2012. — 735 с.
2. О соглашениях о разделе продукции: федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ// Электронно-правовая система «Консультант Плюс»
3. Выскваркина М.В. Упрощенная система налогообложения. Универсальный справочник/М. В. Выскваркина. — М.: Аргумент, 2009.- 185 с.
4. Викторова Н.Г. Налоговое право/ Н. Г. Викторова, Г. П. Харченко. — СПб.: Питер, 2009. — 181 с.
5. Карпов В.В. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД для организаций и предпринимателей: Практическое пособие/ В. В. Карпов. — М.: Экономика и финансы, 2010. — 135 с.
6. Петров А.В. Налоги и налогообложение/ А. В. Петров, А. В. Толкушкин.- М.: Юрайт-Издат, 2009. — 684 с.
7. Разгулин С. В.: «Модель налогообложения в рамках двух наиболее распространенных спецрежимов — УСН и ЕНВД во многом себя исчерпала»// Российский налоговый курьер, 2011, № 16
8. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение.3-е издание, переработанное/ В. Ф. Тарасова, Л. Н. Семыкина, Т. В. Сапрыкина. — М.: Кнорус, 2009. — 318 с.
9. Толмачев И.М. Специальные налоговые режимы. ЕСХН, УСН, ЕНВД/ И. М. Толмачев. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. — 488 с.
10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник.2-е изд., перераб. и доп/ Т. Ф. Юткина. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 270 с.