Содержание
Содержание2
Введение3
Глава 1. Теоретические основы обучения языковой стороне5
1.1. Языковой аспект преподавания русского как иностранного5
1.2. Обучение культуре через язык28
Глава 2. Методическое обоснование обучения русскому языку как иностранному35
2.1. Трудности обучения русскому языку как иностранному35
2.2. Использование кросс культурного материала в преподавании русского как иностранного48
Заключение58
Список использованной литературы60
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что малокомплектная школа всегда занимала особое место, так как была не только образовательным учреждением, а социальным институтом многоаспектного и концентрированного влияния на культуру сельского социума, конструктивным фактором преобразований на селе.
В современной системе образования Республики Казахстан можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые используют идеи разновозрастного обучения в своей работе — это малокомплектные школы. Несмотря на недостатки, наличие таких школ в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.
В Законе «Об образовании» сказано, что малокомплектная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий обеспечивает доступность и равенство прав всех на получение полноценного образования [1].
Малокомплектность подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трех, четырех классов в один класс — комплект. Это одно из основных обстоятельств, определяющее специфику построения содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса. Без сомнения она отличается от организации учебного процесса в обычном классе. Малокомплектные школы порождают большие педагогические проблемы. Одна из самых главных трудностей, с которой встречаются педагоги — это отсутствие четких методических рекомендаций по построению и проведению урока в данных условиях. Поэтому приходиться искать, пробовать, отбирать методы и приемы самостоятельно. Система обучения в малокомплектной школе рассматривает обучение не как самоцель, а как средство развития личности ребенка.
Выявляя особенности обучения в малокомплектной школе, можно отметить, что, с одной стороны, уровень развития коммуникативных умений у детей чаще бывает низким, но, с другой стороны, в классе может быть организовано разновозрастное сотрудничество, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий, как этого требует ГОСО РК.
Одним из главных предметов в школе является русский язык. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.
Анализ научной литературы и педагогического опыта показывает, что есть противоречие: с одной стороны, к концу обучения у школьников необходимо сформировать ряд коммуникативных универсальных учебных действий, с другой стороны, отсутствует методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в малокомплектной школе. На основе этого противоречия проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса: какие методические средства на уроках русского языка в малокомплектной школе будут способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников.
Проблема исследования определила выбор его темы: «Специфика преподавания русского языка в условиях малокомплектной школы».
Цель исследования: рассмотрение специфики преподавания русского языка в условиях малокомплектной школы.
Объект исследования: процесс обучения школьников на уроках русского языка в малокомплектной школе.
Предмет исследования: методические средства обучения школьников на уроках русского языка в малокомплектной школе.
Задачи дипломной работы:
— дать характеристику учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе;
— рассмотреть русский язык как учебный предмет, изучить цели обучения русскому языку в современной школе;
— определить особенности преподавания русского языка в условиях малокомплектной школы;
— провести опытно-экспериментальную работу по изучению специфики преподавания русского языка в условиях малокомплектной школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— педагогическое наблюдение;
— педагогический эксперимент;
— разработка учебных занятий, направленных на повышение уровня обучения школьников на уроках русского языка в малокомплектной школе.
Гипотеза исследования: уровень обучения школьников на уроках русского языка в малокомплектной школе повысится, если включать в уроки задания, направленные на взаимодействие учащихся друг с другом, организовать учебное сотрудничество учащихся разных возрастных групп.
Методологическую основу исследования составили труды таких авторов как: А.Б. Акпаевой, Ю.К. Бабанского, В.С. Безруковой, Н.Ф. Головановой, Т.И. Гончаровой, И.А. Зимней, Л.А. Лебедевой, А.А. Леонтьева, В.А. Малаховой, И.П. Подласого и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации информации о средствах повышения уровня обучения школьников на уроках русского языка в малокомплектной школе.
Практическая значимость: материал, использованный в дипломной работе, может быть полезен и интересен в практической деятельности педагогов малокомплектных школ на уроках русского языка.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось с января по март 2017 г. Экспериментальная часть исследования проходила на базе КГУ «Сорочинская основная школа отдела образования акимата Сарыкольского района».
В исследовании принимали участие ученики 7 класса (6 чел.) и 8 класса (7 чел.). Для проведения экспериментального исследования в условиях малокомплектной школы 7 и 8 классы были совмещены в класс-комплект. Данные класс-комплекты были поделены на две группы контрольную и экспериментальную. Контрольная группа состояла из 6 человек (3 ученика 7 класса и 3 ученика 8 класса). Экспериментальная группа состояла из 7 человек (3 ученика 7 класса и 4 ученика 8 класса).
Этапы исследования:
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (сентябрь — декабрь) — поисково-теоретический — был связан с анализом психолого-педагогической литературы; определением цели, задач, объекта, предмета и гипотезы исследования; проведением поискового эксперимента, нацеленного на уточнение круга анализируемых вопросов и условий проведения констатирующего и формирующего этапов.
Второй этап (январь — март) — опытно-экспериментальный — включал проведение первичной диагностики на этапе констатации; разработку программы формирующего эксперимента и условий ее реализации; проверку гипотезы, апробацию содержания и методики изучения уровня обучения школьников на уроках русского языка в малокомплектной школе.
Третий этап (апрель — май) — обобщение и систематизация результатов; оформление текста дипломной работы.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во «Введении» обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения специфики преподавания русского языка в условиях малокомплектной школы.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по изучению специфики преподавания русского языка в условиях малокомплектной школы.
В «Заключении» подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
1 Теоретические основы изучения специфики преподавания русского языка в условиях малокомплектной школы
1.1 Характеристика учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
Конституция Республики Казахстан определяет равное право граждан на образование, в связи с этим, начальным, основным и средним образованием обеспечен стопроцентный охват населения Республики Казахстан. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определяют стратегию развития образования Республики Казахстан и, в частности, малокомплектных школ (далее — МКШ) [2].
Малокомплектная школа — средняя, восьмилетняя, начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населенных пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. В начальной малокомплектной школе один учитель может работать одновременно с несколькими классами в одном учебном помещении (что определяет специфику учебного процесса — значительный объем самостоятельной деятельности учащихся), в 5-11-х — занятия ведутся с каждым классом отдельно. Малокомплектные школы существуют в большинстве стран, распространены главным образом в сельской местности.
Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст. 1 п. 23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий» [1]. Кроме того особенностью МКШ является многопредметность в работе учителей учебных занятий, совмещением административных обязанностей руководителей школы, она призвана решать задачи и, выполнять функции, которые определены нормативными документами об общеобразовательной школе Республики Казахстан, а также обеспечивает создание необходимых условий для обучения учащихся на другом национальном языке.
В зависимости от числа учащихся малокомплектные школы могут быть одно-, двух- и более комплектными, могут войти в комплекс «Школа-сад». С учетом интересов и потребностей возможно функционирование школы на отдаленной ферме (или малом населенном пункте) с обучением детей в условиях дома одним или несколькими учителями [3, с.104].
В настоящее время в статистике Министерства образования и науки Республики Казахстан установлен основной признак малокомплектной школы — это наличие контингента учащихся. Например, начальная школа с контингентом до 40 учащихся, основная школа с контингентом до 100 учащихся и средняя с контингентом до 280 учащихся считаются малокомплектными. Кроме того, в каждом типе школ малокомплектные выделяются по конкретному числу школьников, что соответствует числу классов-комплектов и штатной численности педагогов. Начальные малокомплектные школы подразделяются по числу школьников до 10, 15, 20, 30 и 40 учащихся, основные средние — до 40 и 100 учащихся, средние — до 100, 200, 280 учащихся. Из 7910 общеобразовательных школ республики малокомплектные составляют 3906 (49, 4%, за период с 1996 г. число малокомплектных школ увеличилось на 5,7%., 302 единицы). По типам школ начальных -1191 (18 — городских, 1173 — сельских), основных — 1018 (27 — городских, 991 — сельских), средних — (114 — городских, 1583 — сельских, из них расположены в сельской местности — 3747, что составляет 96 % от общего числа малокомплектных школ) [4, с.7].
Малокомплектные школы располагаются в тех населенных пунктах, где нет достаточного количества детей для организации начальной школы с полным комплектом классов. Малокомплектная начальная школа — это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов. Есть школы, где отдельные классы могут отсутствовать вовсе. Появление и распространение этого типа школ обусловлено неравномерностью расселения людей. Раньше малокомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они возникают даже в крупных населенных пунктах. Появилось новое сочетание основной и средней школы с малокомплектной [5, с.82]….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малокомплектная школа — школа, в которой учителей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновременно с несколькими классами. Малокомплектные школы располагаются в тех населенных пунктах, где нет достаточного количества детей для организации начальной школы с полным комплектом классов. Воспитательная работа в малокомплектной школе имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Осуществляется умственное, физическое, трудовое, моральное, эмоциональное воспитание детей. Планирование воспитательного процесса сориентировано на совместную деятельность с учетом возрастных возможностей детей каждого класса. Оно имеет ярко выраженную гуманистическую и личностную направленность.
Достичь хорошего качества знаний по русскому языку и литературе в условиях малокомплектной школы можно при условии правильной организации учебного материала, где преимущественная роль отводится самостоятельной работе обучающихся.
Основная цель обучения русскому языку в современной школе — формирование языковой личности, то есть личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной на речевые поступки. Цели обучения русскому языку определяются с учетом социального заказа, уровня развития методики преподавания русского языка и смежных с нею наук.
Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить ежеурочную самостоятельную работу. Основная форма обучения русскому языку в МКШ — это индивидуальная работа с учениками. Ее нужно направить на определение типа способностей учащихся, на этой основе учить и обучать умениям и навыкам учения. Учесть индивидуальные особенности учащихся при планировании учебного процесса по русскому языку поможет технология разноуровневой дифференциации, в основе которой — распределение заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимости от развития учащихся, индивидуального темпа работы.
Для изучения специфики преподавания русского языка в условиях малокомплектной школы была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальное исследование проводилось с января по март 2017 г. Экспериментальная часть исследования проходила на базе КГУ «Сорочинская основная школа отдела образования акимата Сарыкольского района». КГУ «Сорочинская основная школа отдела образования акимата Сарыкольского района» является малокомплектной — организация образования с малым контингентом обучающихся и совмещенными классами. Сочетание классов в КГУ «Сорочинская основная школа отдела образования акимата Сарыкольского района» определяется реальными условиями в школе, и, в первую очередь, числом учащихся в них. В исследовании принимали участие ученики 7 «А» класса (6 чел.) и 8 «А» класса (7 чел.). Для проведения экспериментального исследования в условиях малокомплектной школы 7 «А» и 8 «А» классы были совмещены в класс-комплект.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы для оценки уровня интереса старших школьников к уроку русского языка в условиях малокомплектной школы были использованы следующие методики: модифицированная анкета по выявлению направленности и характера познавательных процессов О.Б. Островского; анкетирование «Твое отношение к уроку русского языка в класс-комплектах»; включенное наблюдение; метод математической статистики.
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо провести работу по повышению интереса старших школьников к урокам русского языка в малокомплектной школе.
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по повышению интереса старших школьников экспериментальной группы к урокам русского языка в малокомплектной школе.
На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Разработать комплекс уроков, направленных на повышение интереса старших школьников к урокам русского языка в малокомплектной школе.
2. Создать необходимые условия, обеспечивающие повышение интереса старших школьников к урокам русского языка в малокомплектной школе.
По окончании формирующего эксперимента, чтобы проверить наши предположения, мы провели контрольный эксперимент, целью которого являлось проведение повторного обследования по выявлению уровня интереса старших школьников к урокам русского языка в малокомплектной школе.
Контрольный этап эксперимента имел своей целью проверку эффективности проведенной работы по повышению интереса старших школьников к урокам русского языка в малокомплектной школе. На контрольном этапе эксперимента был подведен итог всего исследования.
На контрольном этапе, также как и на констатирующем, были использованы следующие методы: модифицированная анкета по выявлению направленности и характера познавательных процессов О.Б. Островского; анкетирование «Твое отношение к уроку русского языка в класс-комплектах»; включенное наблюдение; метод математической статистики.
По результатам повторной диагностики видно, что с помощью разработанной и апробированной программы нам удалось выявить и повысить познавательные интересы старших школьников у року русского языка в малокомплектной школе. Результаты проведенного контрольного эксперимента показали, что проведенная работа по повышению интереса старших школьников к урокам русского языка в малокомплектной школе была эффективной. Следовательно, гипотеза, поставленная в начале дипломной работы, полностью подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г.) // Document/?doc_id=30118747
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы // page/article_item-34
3. Смирнов С.Н. Педагогика: учебник для бакалавров. — М.: Педагогика, 2014. — 396 с.
4. Зуева Л.И. Проблемы национальной образовательной модели Казахстана в условиях глобализации и государственной программы развития образования // Вестник КарГУ. — 2013. — №8. — С.7.
5. Гончарова Т.И. Педагогика: учебник. — М.: Просвещение, 2013. — 387 с.
6. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. — Рн/Д : Феникс, 2013. — 381 c.
7. Лебедева Л.А., Акпаева А.Б. Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе: учебное пособие — Алматы: Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая, 2010. — 65 с.
8. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 377 c.
9. Князева В.В. Педагогика: учебник. — М. : Вузовская книга, 2016. — 872 c.
10. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: учебник. — Киев, 2014. — 300 с.
11. Донской Г.М. Педагогика: учебник. — М.: Приор, 2013. — 691 с.
12. Балахметова Г.К. Этапы становления системы образования Республики Казахстан // Вестник КазНПУ. — 2013. — №7. — С.2.
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 719 c.
14. Харламов И.Ф. Педагогика: курс лекций. — М.: Просвещение, 2014. — 250 с.
15. Щербакова Е.В. Педагогика. Краткий курс: учебное пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 408 c.
16. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 197 c.
17. Леонтьев А.А. Педагогика: учебник. — М.: Педагогика, 2013. — 280 с.
18. Мудрик А.В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебник. — М.: Педагогика, 2013. — 400 с.
19. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013. — 777 c.
20. Вульфов Б.З. Педагогика: учебное пособие для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013. — 511 c.
21. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 364 c.
22. Мандель Б.Р. Педагогика: учебное пособие. — М.: Флинта, 2014. — 288 c.
23. Зимняя И.А., Малахова В.А. Педагогика: учебник. — М.: Педагогика, 2014. — 340 с.
24. Коровкин Ф.Н. Педагогика: учебник. — М.: Педагогика, 2014. — 423 с.
25. Кузьмина Н.В. Педагогика: учебник. — М.: Педагогика, 2014. — 225 с.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебник. — М.: Народное образование, 2013. — 256 с.
27. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 496 c.
28. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: учебник. — Ростов-на-Дону: Ростовиздат, 2012. — 300 с.
29. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. — М.: Просвещение, 2013. — 260 с.
30. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес. — М.: Знание, 2014. — 280 с.
31. Дусавицкий А.К. Формула интереса. — М.: Педагогика, 2013. — 128 с.
32. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркив В.И. Стимулирование побуждения к учению. — М.: Просвещение, 2013. — 255 с.
33. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2013. — 170 с.
34. Скаткии М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М.: Просвещение, 2014. — 320 с.
35. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 2013. — 216 с.
36. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с.
37. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Просвещение, 2012. — 186 с.
38. Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М.: Просвещение, 2013. — 112 с.
39. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. — М.: МПГУ, 2015. — 475 с.
40. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М.: Просвещение, 2005. — 548 с.
41. Архипова Е.С. Практическая педагогика. — М.: Просвещение, 2012. — 200 с.
42. Кан Г.С. Практическая педагогика. — М.: Просвещение, 2013. — 153 с.
43. Смирнов А.А. Педагогические методы. — М.: Просвещение, 2013. — 200 с.
44. Губайдуллина Г.Н. Методика преподавания педагогике. — Усть-Каменогорск, 2012. — 310 с.
45. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7-8 классе. — М.: Просвещение, 2013. — 175 с.
46. Влодавская Е.А.Поурочные разработки по русскому языку. — М.: Экзамен, 2016. — 400 с.
47. Редкина Е.И. Развивающие задания на уроках русского языка // Педагогика. — 2016. — №4. — С.10.
48. Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты уроков для учителя русского языка. — М.: Владос, 2016. — 208 с.
49. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. — М.: ВЛАДОС, 2015. — 256 с.
50. Голинщак Ж.А. Русский язык. Конспекты уроков. — Тернополь: Навчальна книга — Богдан, 2016. — 520 с.
51. Ахметова А.С. Конспекты уроков для учителя русского языка. — Астана, 2015. — 150 с.
52. Семенова А.В. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 256 с.
53. Беляева О.В. Поурочные разработки по русскому языку. — М.: ВАКО, 2016. — 288 с.
54. Соколова А.Н. Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» // Филологический класс. — 2016. — №7. — С.5.
55. Ботнор О.А. Модульный урок по теме: «Части речи» в старших классах // Филологический класс. — 2016. — №3. — С.8.