Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА5
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА5
1.2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ9
1.2.1. Половое развитие подростка9
1.2.2. Развитие высших психических функций13
1.3. КРИЗИС 13 ЛЕТ22
2. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ27
2.1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ27
2.2 ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА41
3. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА45
3.1. ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ С СОБСТВЕННЫМ «Я»45
3.2. САМОСОЗНАНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ56
ПРИЛОЖЕНИЕ58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ59
Выдержка из текста работы
Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Однако, воспитание детей — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте — остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Количество самоубийств среди подростков так сильно возросло, что это стало сейчас второй по важности причиной смертности людей в возрасте от 14 до 20 лет. Кроме того, в последние несколько лет невероятно увеличились уровень подростковой преступности, детской беременности, наркомании и заражения болезнями, передаваемыми половым путем. В целом, особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
Большинство существующих исследований в данной предметной области, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.
Возрастное развитие человека — это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возрастного периода к другому может быть резкой, критической, и медленной, постепенной.
Развитие личности — это скачкообразная по характеру последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий.
В психолого — педагогической литературе принято выделять несколько стадий, определяя целостный жизненный путь развития человека: младенческий возраст (с момента рождения до 1 года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6, 7 лет), подростковый возраст (7-12 лет), юность (13-18 лет), ранняя зрелость (третье десятилетие), средний возраст (четвертое и пятое десятилетия жизни), поздняя зрелость (после шестого десятка лет жизни). Каждый возраст или период развития человека характеризуется следующими показателями (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин):
определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;
основным или ведущим видом деятельности;
основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).
Во всем мире учащихся называют в соответствии с характером той образовательной системы, в которой они обучаются и воспитываются -это, прежде всего, школьники и студенты. Более подробные обозначения проводят внутри этих наименований в соответствии с возрастом и ступенью обучения.
Школьный возраст включает периоды младшего школьного возраста, подросткового и юношеского.
Объектом исследования являются ученики 7 класса Червонной средней школы района им. Г.Мусрепова. Количество испытуемых — 11 человек.
Предметом изучения является процесс обучения и воспитания в школе.
Цель дипломной работы изучить и обосновать проблему особенностей подросткового периода их учет и его влияние в воспитании и образовании.
Психологи и педагоги подростковый период рассматривают как промежуточный этап между детством и взрослой жизнью, при этом проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком. И каждый проходит этот период по-разному. Во многом это зависит от того, как к нему отнеслись взрослые, какое влияние (положительное или отрицательное) на него оказали. Это очень сложный период, потому именно в это время на детей следует обращать особое внимание. Именно этим и определяется актуальность данной дипломной работы.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эксперимент по учету возрастных особенностей подростков.
3. Разработать основные требования к составлению и проведению основных методик по выявлению личностных качеств подростка.
Гипотеза: если педагог больше будет знать и учитывать психологические и возрастные особенности подростков, тем легче ему будет строить педагогический процесс и тем самым он будет эффективнее.
Теоретическая значимость: определение возможностей к изучению возрастных особенностей как средство умственного развития подростков.