Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Научно-теоретические основы разработки туристических продуктов на российском рынке (на примере автобусного туризма)5
1.1. Современное состояние автобусного туризма в России5
1.2. Особенности спроса и предложения на туристические продукты и услуги22
1.3. Принципы и методы разработки новых туристических продуктов для российского рынка29
Глава 2. Разработка туристического маршрута по Золотому кольцу37
2.1. Описание предлагаемого маршрута37
2.2. Описание предлагаемых туристических продуктов и услуг64
2.3. Описание методов продвижения предлагаемых продуктов и услуг на рынке внутреннего туризма России67
Глава 3. Экономическое обоснование реализации предлагаемого маршрута, туристических продуктов и услуг74
Заключение84
Список использованной литературы86
ВВЕДЕНИЕ
Одна из глобальных экономических проблем, стоящих перед российской экономикой, состоит в поиске конкурентоспособных отраслей и их развитии. Сложившаяся ориентация на экспорт сырьевых ресурсов делает экономику легкоуязвимой при изменении мировых цен на реализуемые ресурсы и не позволяет более эффективно использовать научный и человеческий потенциал России. Для многих стран локомотивом экономического развития стал туризм, вовлекающий такие отрасли как строительство, транспорт, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Туризм имеет много направлений и форм, одна из которых — автобусный туризм, дает возможность пассажирским автотранспортным предприятиям не только повысить рентабельность, но и посредством диверсификации решает проблему обеспечения устойчивости, позволяя адекватно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Основная причина отказа предприятия от инноваций даже при наличии необходимых средств — это боязнь подвергнуться риску, так как внедрение новых видов деятельности связано с достаточной неопределенностью. Один из путей снижения риска — достоверность и полнота информации, на основе которой принимаются инвестиционные решения. Потенциальных инвесторов останавливает отсутствие убедительных обоснований высокой эффективности вложений в условиях повышенного риска.
Недостаточная разработка механизма внедрения конкретных проектов с последующей оценкой экономической эффективности на уровне предприятия, как один из факторов, сдерживающих развитие автобусных перевозок иностранных граждан в РФ, а также теоретическая и практическая значимость выбранной темы определили основные направления исследования. Цель исследования состоит в разработке и экономическом проектировании регулярных автобусных туров по Золотому кольцу России для российских и иностранных туристов.
Реализация поставленной цели исследования требует решения следующих основных задач:
1. Проанализировать состояние индустрии автобусного туризма в России и за рубежом для выявления факторов, сдерживающих развитие отрасли.
2. Разработать и описать туристический маршрут для российских и иностранных туристов по городам Золотого кольца России.
3. Обосновать экономическую целесообразность реализации разработанного тура в современных условиях развития туристического рынка в России.
Предмет исследования — методология организации экономически эффективных автобусных перевозок туристов на территории России.
Объект исследования — регулярные автобусные перевозки туристов по городам Золотого кольца.
Теоретической и методологической основой исследования служат принципы системного анализа, теории экономики, маркетинга и финансового менеджмента. Механизм оценки экономической эффективности автобусных перевозок базируется на отечественных и зарубежных методах оценки инвестиционных проектов. Решение задач настоящего исследования выполнено на основе применения методов статистического и экономико-математического моделирования.
В работе использованы материалы Госкомстата России, Всемирной Туристской Организации, периодической печати, специального анкетного исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных положений и рекомендаций на предприятии при разработке регулярных автобусных перевозок туристов в Российской Федерации, подготовке и принятии инвестиционных решений, привлечении инвесторов и кредиторов.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОБУСНОГО ТУРИЗМА)
1.1. Современное состояние автобусного туризма в России
Автобусный туризм становится все более перспективным направлением российского туристического бизнеса.
История популярности автобусного туризма началась еще в семидесятых. Считается, что родоначальниками автобусного туризма стали молодые британцы, оценившие возможность за одну поездку в динамичном режиме посмотреть сразу несколько стран континентальной Европы, притом за небольшие деньги. Российские туристы начали активно пользоваться этим видом услуг на двадцать позже этот вид туризма стал в новой России одним из пионеров всей отрасли. Основными преимуществами автобусных туров на тот момент были дешевизна, быстрота, а еще возможность купить за границей дефицитные товары в больших количествах: ведь автобус не самолет, платить за перевес не нужно, да и перевозить багаж из страны в страну куда как проще. Сегодня туры за покупками имеют резко снижающуюся динамику, хотя, преимущества использования автобусов в этом бизнесе по-прежнему актуальны.
Безусловно, успех автобусных туров во многом обусловлен их доступной ценой. Но клиентов привлекают не только ценовой фактор, обширные познавательные возможности таких туров. Путешествие на автобусе к тому же является приемлемой альтернативой для тех, кто отказывается от авиаперелетов.
Как отмечают специалисты турбизнеса, увеличился спрос на автобусные туры с комбинированными программами авиаперелет «плюс» автобус.
Несомненным преимуществом является достаточно высокий уровень комфорта при относительно низкой цене по сравнению, к примеру, с авиаперелетами.
Таким образом, спрос на автобусный туризм в целом остается не только стабильным, но и имеет тенденцию к увеличению.
О стабильности этого вида бизнеса говорит тот факт, что, когда автобусные операторы перевели цены в евро, объем продаж практически не изменился, хотя любое увеличение тарифов зачастую ведет к уменьшению спроса. Как отметили тогда специалисты, туристический поток даже увеличился. Эксперты считают, что этому способствовало расширение российского туристического рынка в целом и рынка автобусного туризма в частности.
Основными операторами на рынке автобусного туризма являются такие турфирмы, как «Туртранс-Вояж», «Анкор», «Нева», «Старый город», «Бюро интересных путешествий», «Интерс», «Кругозор» и др.
Существующая система использования автобусного парка ведущими фирмами отличается некоторым консерватизмом. Во-первых, господствующей формой использования остается аренда автобусов. Не имеют собственного парка практически все фирмы, работающие на внешних рынках. Техника в этом случае арендуется, как правило, у фирм, наиболее близко расположенных к месту пересечения границы.
Большая часть автобусов арендуется в Беларуси, хотя некоторые компании сотрудничают с фирмами из Литвы («Интерс»), Финляндии («Туртранс-Вояж»), Германии («Анкор», «Интерс»), Польши («Интерс»). В пик спроса эксплуатации находится порядка 40 единиц автобусной техники. При минимальном спросе в рейсах работают менее 10 автобусов. На зарубежном направлении используются, как правило, 50-местные автобусы марок Mercedes, Setra, Neoplan, Bova, Scania, «стаж работы» техники составляет от 2 до 7 лет.
Одной из тенденций в развитии европейского автопарка является вывод из эксплуатации двухэтажных автобусов. Исключение могут составлять только самые дешевые маршруты. Нежелание использовать двухэтажные автобусы вполне объективно. Посадка и высадка пассажиров может занимать до 15 минут. Если тур подразумевает частые остановки, то не трудно посчитать, как в данном случае снижается эффективность туристических перевозок. Такова точка зрения большинства компаний-туроператоров.
Но кроме соображений эффективности со стороны представителей бизнеса есть еще и мнение потребителей. Желание клиента, как известно, закон. По мнению большинства «автобусных путешественников», двухэтажные автобусы менее комфортабельны, чем полутораэтажные. Дело не только в преодолении многочисленных ступеней на второй этаж, но и в более тесном санузле, неудобстве пользования мини-кухней и т.д.
География направлений в автобусном туризме разнообразна.
Из Москвы на автобусе можно отправиться на экскурсии в Европу, по городам России или же на отдых к Черному морю (Крым, Кавказ). Однако, дешевизна таких туров (2 недели от $200) достигается не столько экномией на дороге, сколько чрезмерно экономичным размещением, поскольку переезд на железнодорожном транспорте стоит ненамного дороже.
Есть двух- или трехдневный «классический» вариант автобусных экскурсионных туров по России маршруты Владимир Суздаль или Мышкин Тверь. За 56 дней можно посмотреть несколько городов Золотого кольца или, например, проехать по маршруту Псков Пушкинские горы Новгород с посещением по дороге мелких городков.
Однако до 90% автобусных туров продолжительностью свыше 4 дней приходится именно на зарубежные путешествия. При этом исключительно автобус из Москвы сейчас почти не предлагают: как правило, до «стартовых точек» — Минска, Бреста, Мюнхена, Калининграда, Берлина и обратно туристов отправляют поездом или самолетом. Это позволяет не только на день-два сократить время в пути, но и избавиться от сложных ночных переездов.
География автобусных направлений охватывает практически все европейские страны Скандинавию (Финляндия, Швеция, Норвегия), Южную Европу (Италия, Португалия, Испания, Хорватия, Болгария), Бенилюкс, Францию, Германию, Великобританию; есть интересные программы по Альпийским и Балканским странам. Но где бы ни пролегал маршрут, важно с самого начала определиться с программой: спринт по основным точкам на карте или более короткий маршрут, но с относительно вдумчивым осмотром каждой страны или города. Впрочем, автобусный тур это не обязательно спешная прогулка по городам. Предлагаются путевки и с авиаперелетом в какую-то одну страну (чаще всего это Италия или Франция) и автобусным путешествием уже внутри ее границ. Кроме того, в начале 2008 г., например, был открыт совершенно новый тур в Иорданию по маршруту Акоба Амман Петра.
У российского турбизнеса есть своя специфика, связанная в основном с категориями клиентов и структурой спроса на автобусные туры. В конечном итоге все это отражается на состоянии автопарка туристических компаний.
Операторов российского автобусного туризма можно разделить на три категории.
Первая группа работает преимущественно на заграничном направлении. По информации туристических фирм, к самым популярным европейским направлениям относятся Франция, Германия, Испания, Италия, Австрия, Швейцария и Голландия; высок спрос на Скандинавские страны, все большую популярность приобретает Великобритания. Клиенты этой группы компаний граждане РФ. Предпочтения россиян объясняются в основном ценовым фактором, а также уровнем сервиса.
Разница в цене на заграничные и российские автобусные путешествия такова, что наши соотечественники все чаще делают выбор в пользу заграничных маршрутов. Соответственно, туроператоры, работающие на зарубежных направлениях, используют автобусы преимущественно иностранного производства. Выбор в пользу иномарок очевиден. Во-первых, за рубежом без особых проблем можно будет исправить любую неполадку уровень развития СТО там не в пример российской практике. Во-вторых, допуск российских автобусов на заграничные, в частности европейские, маршруты по-прежнему тормозится высокими экологическими нормами.
Вторая группа турфирм работает в основном на локальном рынке. Клиентами являются как россияне, так и граждане других стран. Наиболее прибыльным сегментом являются, естественно, иностранцы. Стремясь не потерять этот сегмент потребителей, для их перевозки российские компании используют преимущественно технику иностранного производства.
Однако стоит отметить, что если некоторое время назад интерес иностранных граждан к России постоянно увеличивался, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Специалисты туриндустрии связывают это прежде всего с ухудшением криминогенной обстановки в стране, а именно, с терроризмом, а также с общим ростом цен.
У третьей группы фирм нет четкой специализации только локальный рынок или только зарубежье. В портфеле этих операторов имеются заказы как российских, так и зарубежных клиентов. Соответственно, в парке также нет жесткой приверженности к иностранным либо отечественным маркам.
Говоря об «автобусных вкусах» российских туроператоров следует иметь в виду, что напрямую о брэндовых предпочтениях можно говорить, когда компания располагает собственным парком. Однако многие компании прибегают к услугам транспортных организаций. В этом случае они ограничены предложением данного рынка аренды.
Как утверждают специалисты, высокий сезон для автобусных путешествий с апреля по октябрь, а наивысшие всплески спроса приходятся на майские праздники и июль-август традиционное время отпусков и каникул. И если в среднем в сезон цена недельного вояжа варьируется от 200 (Польша, Чехия) до 900 евро (Великобритания, длинные трансъевропейские маршруты), то в «пиковые даты» может повышаться на 25% и больше. Вообще же, определить оптимальное время года для автобусных туров в целом невозможно. Если, например, июль во Франции или Скандинавии хотя и жарковат, но в современном кондиционированном автобусе вполне переносим, то, например, поездка в те же сроки в Иорданию может стать весьма сложной для не слишком привычного к ближневосточной жаре россиянина. Опытные автобусные туристы стараются ездить в мае-июне или сентябре: оптимально и по погоде, и по деньгам.
Туроператоры, как правило, не скупятся на различные новшества и средства привлечения клиентов. Так, система интернет-бронирования некоторых компаний позволяет заранее выбрать конкретное место в автобусе.
Выдержка из текста работы
Актуальность: Рассматривая туризм как систему взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов, можно сделать вывод, что элементы системы связаны между собой и определенным образом управляются. Однако отдельные элементы системы индустрии туризма могут быть описаны лишь вероятностными характеристиками. Таковы, например, спрос на отдельные туристские услуги, направления и регионы путешествий, предпочтения и т. д.
Готовые туристские услуги, как правило, предлагаются и проводятся специальными компаниями, называемыми тур.агентами и туроператорами. Такие компании организуют техническую сторону тура — бронируют гостиницы, перелеты, организуют питание и экскурсионное обслуживание в местах отдыха и т.д. — а также занимаются самостоятельной рекламой и маркетингом предлагаемых туров. При организации перевозки туристов крупные турагентства могут пользоваться как регулярными авиарейсами, осуществляя предварительное блоковое бронирование мест, так и при необходимости заказывать специальные чартерные авиарейсы для больших групп туристов.
Сфера сервиса и туризма является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Анализ тенденций развития туризма и сервиса за рубежом показывает, что именно развитие предпринимательства, малого бизнеса способствует положительно динамике темпов роста этих сфер экономики.
Дальнейшее развитие мирового туррынка все больше зависит от становления новых экономических отношений, в которых ведущими субъектами хозяйствования являются предприниматели.
Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов: во-первых, туристский бизнес не требует больших инвестиций, во-вторых, на туристском рынке успешно взаимодействуют различные организационно-правовые формы предприятий, которые быстро оборачивают капитал, а также получают доход за счет валютных операций. Поэтому для перспективного развития туризма и сервиса необходимо владеть механизмом предпринимательства с учетом его специфики в этих областях
В связи с этим многосторонние аспекты социально-экономического развития туризма в Кыргызской Республике нуждаются в разработке теоретических и практических проблем. Данные вопросы в условиях формирования рыночной экономики страны разработаны недостаточно и находятся на начальном этапе изучения, что требует проведения всесторонних исследований.
Цель и задачи курсовой. Целью работы является рассмотрение анализа бухгалтерского учета в туризме Кыргызской Республики на примере туристической кампании ОсОО «Саякат Туризм».
В соответствии с поставленной целью в работе предусмотрено решение следующих задач:
— выявить нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета;
— раскрыть организацию туризма в Кыргызской Республике;
— определить анализ бухгалтерского учета в ОсОО «Саякат туризм»;
— изучить проблему и пути совершенствования бухгалтерского учета в туристической деятельности.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТУРИЗМЕ
1.1 Организация туризма в Кыргызской Республике
В Кыргызской Республике туризм — развивающаяся отрасль, и его влияние на экономику страны очень незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу.
В общих расходах бюджета 2010 года ее доля составит 59,0 % или 15 % к ВВП».
Таблица 1.1
Удельный вес социальных расходов государственного бюджета (%)
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Общие расходы 100 100 100 100 100 100 100 100
Образование 21,9 15,1 18,4 25,3 22,6 23,3 24,9 22,2
Здравоохранение 13,1 8,8 11,5 14,2 12,9 14 13,7 11,6
Соц. страх и соц. обеспечение 21 11 10,1 13,1 19,8 16,9 18,3 14,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 2,2 2,9 3,8 3,8 4 5,7 3,2 3,3
Отдых и культура 2,1 1,2 1,5 2,4 2,6 2,3 2,2 2,2
На повышение МЗП, капиталовложения, наука — — — — — — — 5,4
Итого социальных расходов 60,3 39,0 45,3 58,8 61,9 62,2 62,3 59,0
В 2010 г на отдых и культуру было затрачено 170,9 млн. сомов; из них на культуру – 127,5 млн.; на поддержку спорта и туризма – 43,4 млн. сом.
Как видим, вклад государства в развитие спорта и туризма чуть больше 1 % от ВВП.
Таблица 1.2
Удельный вес социальных расходов бюджета в ВВП (%).
(Доля социальных расходов государства в ВВП %).
Виды социальных расходов 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
ВВП 100 100 100 100 100 100 100 100
Общие расходы 30,5 23,1 20,5 23,5 29,6 23,1 21,3 23,3
Образование 6,7 3,5 3,8 5,9 6,7 5,4 5,3 5
Здравоохранение 4 2 2,4 3,3 3,8 3,2 2,9 2,7
Соц. Страх и соц. Обеспечение 6,4 2,5 2,1 3,1 5,9 3,9 3,9 3,5
Жилищно-коммунальное
Хозяйство 0,7 0,7 0,8 0,9 1,2 1,3 0,7 0,8
Отдых и культура 0,6 0,3 0,3 0,6 0,8 0,5 0,5 0,5
Итого социальных расходов 19,9 9,9 10,6 15,6 20,2 16,1 15,3 14,2
Вклад туризма в экономику страны оценивают по-разному. По мнению группы ученых, его доля в доходах федерального бюджета составляет 10 %, а сама туристская отрасль обеспечивает работой более 8 трлн. человек………………
Заключение
Учет возникал постепенно, долго и неопределенно. Учет, его техника всегда зависели от вида учетных регистров. Регистры, предопределяя технику учета на многие века, оказывали влияние и на учетную мысль. Учет древнего мира — это учет фактов, и в целом он статичен. Инвентаризация и прямая регистрация имущества лежат в его основе.
Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов.
Порядок составления финансовой отчетности регулируется стандартами бухгалтерского учета:
КСБУ Бухгалтерский баланс;
КСБУ Отчет о результатах финансово – хозяйственной деятельности;
КСБУотчет о движении денежных средств.
Следует отметить, что в последние годы в республике идет активно процесс реформирования бухгалтерского учета с ориентацией на международный опыт, что приводит и к изменениям бухгалтерской отчетности и структуры ее форм.
Бухгалтерская отчетность включает в себя следующие отчеты:
1) Бухгалтерский баланс;
2) Отчет о результатах финансово – хозяйственной деятельности;
3) Отчет о движении денежных средств;
4) Пояснительная записка.
Анализ финансовой отчетности дает возможность оценить финансовое состояние предприятия, его доходность, рентабельность, возможность будущего развития. Основным источником информации для финансового анализа является:
q Баланс;
q Отчет о результатах финансово – хозяйственной деятельности.
Причем связь между анализом и финансовой отчетностью односторонняя. При анализе баланса преследуются следующие задачи:
1) Анализ ликвидности баланса;
2) Оценка доходности (рентабельности) капитала;
3) Оценка степени деловой активности предприятия;
4) Оценка рыночной устойчивости и платежеспособности.
Необходимо также сказать, что в анализе в качестве слагаемых формул выступают следующие элементы отчетности:
§ Активы;
§ Обязательства;
§ Собственный капитал;
§ Финансовые результаты.
Бухгалтерский учет в туристической компании «Саякат Туризм» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Список литературы:
1. Балдинова А.Н., Дементей Т.Н., Завидова Е.И. Бухгалтерский учет / Под общ. ред.Е.И. Тишкова — Мн.: Асвета, 2002.
2. Белый И.Н., Папковская П.Я., Михалкевич А.П. Теория бухгалтерского учета. — Мн.: ООО “Мисанта”, 2005.
3. Бухгалтерский учёт / А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей, Е.И. Завидова и др. — Мн.: Выш. шк., 2001.
4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт. — М.: Омега-Л, 2004.
5. Волкова О.Н. Управленческий учёт: Учебник. — М.: Проспект, 2005.
6. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. Часть I. — М.: ПРИОР, 2007
7. Головизна А.Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учёт. — М.: КноРус, 2003.
8. Гусева Т.М., Шеина Т.М. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. Пособие. / Под ред. В.Г. Гетьманс. — М.: Финансы и статистика, 2008.
9. Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет. — М.: Финансы и статистика, 2001.
10. Козлова Е.П., Парашутин Н.В. и др. Бухгалтерский учет. — М.: Финансы и статистика, 2004.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. — М.: Инфра-М, 2001.
12. Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет на предприятиях зарубежных стран: Учебное пособие. — Мн.: ООО Мисанта, 2008.
13. Нидлз Б., Адерсон Х., Колдуэлл Д.Принципы бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2004.
14. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. — 2-е изд. — М.: «Финансы и статистика», 2004.
15. Николаев И.Р. Проблема реальности баланса.-Л,: 2009.
16. Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом: Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2002.
17. Полякова С.И., Соловьева О.В., Старовойтова Е.В. Бухгалтерский учет: практическое пособие для самообучения. — М.: ТЕИС, 2008.
18. Рахман З., Шеремет А. Бухгалтерский учёт в рыночной экономике. — М.: ИНФРА-М, 2006.
19. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2001.
20. Чумаченко Н.Г. Методы учета и калькулирования се-бестоимости промышленной продукции. — М.: Финансы, 1975.
21. Щенков С.А. Бухгалтерский учет в промышленности. -М.: Финансы, 1979.
22. Щенков С.А. Система счетов и бухгалтерский баланс предприятия.-М.: Финансы, 2003.