Содержание
Введение3
1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности предприятия6
1.1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности предприятия6
1.2. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия25
2. Управление ВЭД ООО «Нокиа»32
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Нокиа»32
2.2. Особенности ВЭД ООО «Нокиа»36
2.3. Оценка эффективности управления ВЭД ООО «Нокиа»45
3. Разработка мероприятий по совершенствованию и развитию ВЭД ООО «Нокиа»59
3.1. Страхование внешнеэкономической деятельности59
3.2. Перспективы развития ВЭД ООО «Нокиа»69
Заключение80
Список литературы83
Приложения86
Выдержка из текста работы
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данного дипломногопроекта очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно, для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Сегодня задаче повышения конкурентоспособности и развития конкурентных преимуществ уделяется серьезное внимание на государственном уровне. Многие известные государственные деятели периодически высказывают свое мнение в отношении вопросов обеспечения конкурентных преимуществ отечественных производителей и их продукции на мировых рынках. В некоторых странах, по примеру США, созданы специальные комиссии и комитеты, которые занимаются оценкой конкурентоспособности различных отраслей экономики и разработкой основных положений государственной политики в данной области. Для России актуальность этой проблематики во многом обусловлена экономической интеграцией во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Ключевым вопросом повышения конкурентоспособности российских предприятий продолжает оставаться проблема усиления конкурентных позиций российских производителей на отечественном и зарубежных рынках. Помимо государственной поддержки большое значение для решения данной задачи имеет необходимость повышения эффективности управления отечественными предприятиями. Чтобы выдержать интенсивную конкуренцию со стороны иностранных компаний в условиях становления рыночной экономики, российские производители вынуждены внедрять новые способы оперативного и стратегического управления, а также прилагать постоянные усилия для дальнейшего совершенствования методов управления в соответствии со складывающейся новой конкурентной реальностью.
В настоящее время существует большое многообразие различных методов анализа и оценки конкуренции. Однако по сравнению с иностранными компаниями уровень использования данных методов на отечественных предприятиях является крайне низким.
Концепция конкурентного преимущества должна базироваться на упреждающем, превентивном характере тактических и стратегических действий фирмы в конкурентной среде. Пассивная стратегия, стратегия следования за конкурентами, обычно, как показывает практика, является началом ухода с позиций прямой конкуренции, а значит ухода на сегменты рынка, малопривлекательные для конкурентов. В отдельных случаях пассивный путь — проявление во взаимоотношениях с конкурентами принципа «не мешать друг другу» может быть оправдан. В то же время не следует забывать, что отсутствие конкурентных преимуществ – верный путь к банкротству.
Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества фирмы являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке, путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами.
В то же время не существует единой теоретической концепции, раскрывающей вопросы анализа и оценки конкурентных преимуществ и конкурентоспособности экономических субъектов.
Объектом исследования в работе является организация ООО «Калипсо».
Предметом исследования являются конкурентные преимущества предприятия.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию конкурентных преимуществ ООО «Калипсо»
В соответствии с этой целью в данной дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие конкурентоспособности;
2) Проанализировать конкурентные преимущества предприятий;
3) Дать краткую характеристику объекта исследования;
4) Проанализировать конкурентные преимущества ООО «Калипсо»;
5) Разработать мероприятия по развитию конкурентных преимуществ данной организации.
Методологической и теоретической базой данного исследования явились теоретические работы по вопросам конкуренции, стратегического планирования и управления конкурентоспособностью, фактические и аналитические данные, а также нормативно-правовые акты, изданные на федеральном уровне законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
1.Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия
Для того чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке
«Европейский форум по проблемам управления» определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики. [11. — С.26]
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране. [11. — С.27]
Конкурентоспособность предприятия –это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [11. — С. 45]
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
? конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
? вид производимого товара;
? емкость рынка (количество ежегодных продаж);
? легкость доступа на рынок;
? однородность рынка;
? конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
? конкурентоспособность отрасли;
? возможность технических новшеств в отрасли;
? конкурентоспособность региона и страны.
Общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям: [11. — С. 47-48]
……………..
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014)(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — N 1 (ч. 1). — Ст. 3.
2. Агапцов С.А. Предпринимательская система хозяйствования. — Волгоград: Перемена, 2009. – 278 с.
3. Агафонов С.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. — М.: Экономика, 2008. – 314 с.
4. Азоев Г.А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 352 с.
5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ»», 2007. – 256 с
6. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 248 с.
7. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий / Под ред. Раевского В.А. — М.: Финансы и статистика, 2011.- 415с.
8. Андреев И.М. Критерии конкурентоспособности однородных услуг // Маркетинг. – 2012. — №1. – С. 35-40.
9. Ансофф И.К. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2009. – 346 с.
10. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -М.: ИНФРА-М, 2010 — 211 с.
11. Быков В. Конкурентоспособность товара (научные основы, методы оценки, управление). – М.: Научная книга, 2010. – 207 с.
12. Васильева А.В. Конкурентоспособность предприятия: Практикум для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2010. – 36 с.
13. Верли Х. П. Маркетинг как стратегический фактор успеха // Проблема теории и практики управления. – 2012. — № 6. –С. 54-60.
14. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 364 с.
15. Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: МГУ, 2009. – 278 с.
16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 2009. – 431 с.
17. ВласьевичЮ.К. К созданию в России конкурентной среды // РЭЖ. — 2011. — № 10. -С. 99-103.
18. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. — М.: ИНФРА-М, 2009.– 391с.
19. Водачек Л.,Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. — М.: Экономика, 2010. – 426 с.
20. Гаврилин Ю.Ф. Маркетинг: стратегия и тактика менеджера. — Челябинск: Наука, 2008. – 347 с.
21. Дроздова, Т. Г., Лебедев В. Г. Управление затратами на предприятии. — СПб: Издательский Дом «Бизнесс-пресса», 2009. — 275 с.
22. Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг //РЭЖ. – 2012. — № 12. – С. 50-58.
23. Завьялов П. Проблема международной конкурентоспособности товаропроизводителей и пути их решения // Маркетинг. – 2013. — № 5. – С. 21-35.
24. Завьялов П. Роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности российских товаропроизводителей. // Маркетинг. – 2013. – № 6. – С. 20-31.
25. Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства //РЭЖ. – 2013. — № 11. – С. 45-153
26. Ильин, А.Н. Планирование на предприятии: Учебное пособие. — Минск: Новое знание, 2009.-635 с.
27. Каретников Т.М., Каретников М.В. Конкурентоспособность фирм. – Челябинск: ЧГТУ, 2008. — 142 с.
28. Катернюк А. В. Рекламные технологии: коммерческая реклама. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 320 с
29. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. — СПб: Питер, 2008. – 284 с.
30. Коломейченко О. Г. Повышение качества и конкурентоспособности продукции предприятий в условиях демонополизации // Сертификат – конверсия – рынок. – 2011. – вып. 1-2. – с. 3-6.
31. Королев С.В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень.-2012.- N 6. –С. 1-55.
32. Коршнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. – 2013. — № 1. – С. 38-49.
33. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2009. – 328 с.
34. Котляров, С.А. Управление затратами. — СПб: Питер, 2009. – 376 с.
35. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. — СПб: Питер, 2