Содержание
Содержание
Введение3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие и сущность социально-экономического развития на местном уровне 8
1.2. Малый город как особый субъект муниципального образования и система социально-экономических отношений20
1.3. Социально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования 38
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ЭКОНОМИКУ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ45
2.1. Функциональные характеристики регулирующего влияния Администрации муниципального образования в области социально-экономического развития 45
2.1.1. Анализ основных положений Конституции РФ и Федерального закона о местном самоуправлении в области социально-экономического развития муниципального образования45
2.1.2. Структура, функции и деятельность органов местного самоуправления муниципального образования «город Подольск» 52
2.2.Анализ стратегии социально-экономического развития муниципальных образований65
2.2.1 Анализ социально-экономического развития Администрации городского поселения г.Подольска 65
2.2.2. Анализ факторов внутренней и внешней среды стратегического планирования развития муниципального образования76
2.2.3. Критерии оценки, факторы и показатели эффективности управления социально-экономическим развитием86
ГЛАВА III.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 99
3.1. Пути совершенствования стратегии социально-экономического развития городского поселения в условиях местного самоуправления99
3.2. Совершенствование деятельности персонала органов местного самоуправления, как фактор повышения эффективности социально-экономического развития муниципального образования 121
Заключение127
Список использованной литературы129
Выдержка из текста работы
«Крупные города — места концентрации населения, промышленности, услуг и инвестиций, фокусы экономического роста, центры возникновения и распространения инноваций — во многом определяют социально-экономическое благополучие страны. В последние два десятилетия их развитие вызывает повышенный интерес в связи с экономическими и политическими переменами в России, сдвигами в системе расселения и активизировавшимися миграциями» [4, с. 12].
Сферой исследования данной работы выступают крупные российские города с численностью населения от 250 до 1 миллиона, большинство которых являются административными центрами субъектов РФ. «Это мощные центры гравитации человеческого, культурного, экономического и общественно-политического потенциала, миграционного притяжения населения. В них сосредоточены функции как муниципального, так и регионального государственного управления» [15, с. 6].
Проблематизация изменения управленческой роли градообразующих предприятий в крупных городах закономерна, поскольку решение социальных проблем и функционирование системы жизнеобеспечения городов по-прежнему зависит от этих предприятий. В то же время, очевидно, что влияние градообразующих предприятий становится более локальным, избирательным. Изучение подобных тенденций и особенностей приобретает актуальный характер.
Анализ данной проблемы будет способствовать разработке стратегии развития крупных городов в условиях их активной муниципализации в контексте реформирования системы местного самоуправления.
Целью дипломной работы является подготовка предложений по совершенствованию управления социально-экономическим развитием в крупных городах.
Задачами исследования являются:
· определение параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы крупных городов;
· анализ особенностей управления социально-экономическим развитием в крупных городах ;
· определение причин и факторов, сдерживающих реализацию управленческого потенциала по развитию социально-экономической сферы крупных городов;
· изучение международного опыта по совершенствованию системы управления социально-экономическими процессами в крупных городах;
· разработка предложений и мероприятий по улучшению управления социально-экономическим развитием в крупных городах.
Объектом исследования является социально-экономическая сфера крупных городов.
Предметом исследования является система управления социально-экономическим развитием в крупных городах.
В решении поставленных задач использованы законодательные акты Российской Федерации, научные, методические и нормативные материалы, исследования по отечественному и зарубежному опыту управления развитием в крупных городах.
В решении поставленных задач использованы законодательные акты Российской Федерации, научные, методические и нормативные материалы, исследования по отечественному и зарубежному опыту управления развитием в крупных городах.
В работе использованы труды отечественных ученых-геоурбанистов, посвященные аспектам развития крупных городо: расселение (О.Б. Глезер, Г.А. Гольц, Ж.А. Зайончковская А.И. Трейвиш, С.Е. Ханин), каркас городов (Г.М. Лаппо, И.М. Маергойз, П.М. Полян), формирование городских агломераций (Г.М. Лаппо, А.Г. Махрова, П.М. Полян, Б.С. Хорев и др.), городская планировка и градостроительные концепции (Е.Н. Перцик), трансформация экономики городов (Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова, Н.В. Зубаревич, В.Л. Иноземцев, О.П. Литовка, Н.А. Слука) и образы городов (О.И. Вендина, Д.Н. Замятин, Н.Ю. Замятина, В.А. Колосов, Г.М. Лаппо, А.С. Титков).
В числе главных методов исследования, использованы историко-сравнительный, социо-биографический, факторный, детерминационный анализ.
На основе проведенного анализа разработан ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы в крупных городах.
Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности исполнительных комитетов, отраслевых министерств и ведомств.
1. Теоретические основы УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В КРУПНОМ ГОРОДЕ
1.1.Понятия крупных городов в российской и международной практике
«Современный крупный город — это сложное многогранное явление и для изучения механизмов его жизнедеятельности нужен комплексный подход с позиций правовой, экономической, социологической, географической и других наук» [23, с. 63].
Профессор JI. А. Велихов в своей работе «городом называет определенную социальную систему, представляющую собой конгломерат людей, объединенных, во-первых, производственным и распределительным моментом, и затем потребительным моментом в широком смысле слова» [4, с. 122].
Еще более лаконичную формулировку дает Большой энциклопедический словарь: «Город — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства» [8, с. 28].
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона трактует это понятие в его «первозданном» виде — как «поселение, искусственно укрепленное оградою или валом и рвом для зашиты от неприятельских нападений» [26, с. 50]. Также объясняет происхождение этого понятия и представитель знаменитой династии русских географов В. П. Семенов-Тян-Шанский. В соответствии со СНиП 2.07.01-89 утвержденным Приказом Минрегиона РФ 28 декабря 2010 г. № 820 «к крупным городам относятся города с населением от 250 до 1000 тыс. чел.. При этом численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций» [26, с. 49].
При определении понятия города географы и экономисты выделяют свои критерии: численность или плотность населения, тип занятости населения, административные функции или исторически сложившийся статус города. Социологи определяют его как особое социально-пространственное образование наряду с деревнями, селами, поселками и другими локальными ареалами существования людей.
Российские города по принципу их создания и развития можно разделить на четыре главные категории:
· развивающиеся естественным путем;
· строящиеся и развивающиеся по решениям государственных органов (по партийно-хозяйственному принципу);
· военно-промышленного комплекса;
· центры добывающей промышленности (нефтяной, газовой и др.) [17, с. 71].
Из рассмотрения данной классификации можно сделать вывод, что статус современного города и перспектива его развития во многом определяются исторически сложившимися принципами появления и развития города.
Крупные города возникают и эволюционируют в условиях индустриальной и постиндустриальной эпох как синергетические комплексы, обеспечивающие распределение социально-экономических ресурсов, влияющих на плотность населения и организацию социальной жизнедеятельности, как формы упорядочения и организации социального пространства и разрешения проявляющихся в нем разнокачественных конфликтов. Персонализированные и общинные формы ментальности и образа жизни, свойственные малым и, частично, средним городам, в крупных городах теряют доминирующее значение, социальные отношения получают безличный, социально-стратифицированный, профессионально-функциональный характер. В системе управления социальной сферой преобладают формально-рациональные, безличные муниципальные и государственные структуры, система административно-правового публичного управления.
«Кроме численности населения и размеров территории, крупные города отличаются следующими особенностями:
· высокой плотностью застройки и заселения;
· многоэтажностью архитектурной застройки;
· наличием пригородов;
· многоотраслевой экономикой города;
· развитой формой городской инфраструктуры на базе индустриализованной сферы обслуживания;
· значительной протяженностью транспортных и инженерных коммуникаций;
· наличием крупных форм транспортной инфраструктуры (метрополитен, несколько железнодорожных вокзалов, аэропорт, морской или речной порт, как правило);
· многоступенчатой и разветвленной структурой городского хозяйства и управления;
· высоким ритмом и стоимостью жизни;
· экологически неблагоприятной средой проживания, высоким уровнем заболеваемости и смертности;
· более контрастным социальным расслоением общества, превращением асоциальных явлений в социальные проблемы (наркомания, алкоголизм и т.п.);
· криминализацией;
· старением населения города;
· отрывом от природы, заменой ее искусственными формами и суррогатами;
· социально-психологическими факторами разобщенности людей (одиночество, утрата индивидуальности)» [4, с. 184].
Специфика крупных городов как особого типа городского поселения находит свое отражение в контексте принципиальных теоретических позиций, сложившихся в городской социологии (теории классовых конфликтов и индустриального развития (К.Маркс), «прогрессивного уплотнения» и разделении труда (Э.Дюркгейм), стадий общественного развития (Ф.Тённис), социально-культурологической теории городского образа жизни (Г. Зиммель), теории происхождения и эволюции городов (М.Вебер), «социально-экологическая» и «социально-культурологическая» теории города (Чикагская школа), «политико-социологическое» направление (М. Кастельс, Д. Хэрвей) и др.
Численность населения (людность) городов, в том числе и в качестве муниципальных образований, является важнейшей их характеристикой.
«На основе информации о численности населения и демографической структуре органы местного самоуправления планируют объемы муниципальных услуг, сеть муниципальных учреждений образования, здравоохранения и т.п., верстают бюджет, корректируют социальную политику и т.п. Познание особенностей и закономерностей развития городов разных классов необходимо для объяснения процессов их роста, размещения, повышения эффективности их функционирования. Кроме того, практика требует разработки экономических подходов к развитию городов, имеющих различную величину (людность), разную плотность экономического освоения городского пространства» [1, с. 167].
Понятие «крупный город» меняется со временем. В международной статистике конца XIX в. крупными считались города с населением свыше 100 тыс. человек, позднее — 500 тыс., затем до 1 млн. человек. Сейчас в исследованиях ООН к этой категории городов чаще всего применяют численность многомиллионного города [19, с. 88]. В Приложении 1 приведены данные о численности населения крупных городов России.
«Первый тренд развития крупных городов определялся чрезвычайно быстрым количественным ростом этой категории городов за 1959-1989 гг., т.е. за 40 лет число городов этой категории выросло с 34 до 66» [14, с. 48].
Значение крупных городов не исчерпывается высоким уровнем концентрации населения (до 1/3 населения городов). Учитывая, что в России урбанизация развивалась на волне индустриализации, то именно промышленность была основной отраслью, определившей рост крупных городов особенно в период до 1990 г.
«Крупные российские города — многофункциональные центры, которые за счет роста экономического, управленческого, инновационного потенциала могут стать основой более сбалансированного развития страны» [17, с. 121].
1.2 Крупные города, как центры регионального развития
Социологический анализ показывает, что крупные российские города могут рассматриваться в качестве социоурбанистических структур, исторически в полной мере отвечающих условиям комплексной трансформации современной России. Осуществляемая при этом смена ценностных оснований разрешения системообразующего противоречия в функционировании социально-экономических систем между специализацией и комплексностью городского развития в наибольшей степени затрагивают роль градообразующих предприятий в управлении социальной сферой этих городов. В условиях транзитного состояния российского общества происходит процесс деиндустриализации, вызванный в крупных городах острейшим кризисом передовых высокотехнологичных предприятий, в частности, оборонно-промышленного и машиностроительного комплекса, существенное снижение инновационно-квалификационного потенциала инженерно-технического корпуса и квалифицированных рабочих. Закономерно в этой связи ослабляется влияние градообразующих предприятий в системе управления социальной сферой крупных городов. Это приводит к провинциализации и «слободизации» городской жизнедеятельности, а вместе с тем и к частичной дезурбанизации.
Крупные города — в основном это региональные центры, оказывающие важное развивающее действие на окружающую их территорию. В крупных городах — административно-территориальных центрах субъектов РФ формируется значительная часть доходов региональных бюджетов. Они становятся реальными «центрами инноваций», при этом сосредотачивают от 40 до 80 % всех инвестиций, осуществляемых инвесторами на территории региона.
«Крупные города производят в расчете на 1000 жителей в среднем на 30% больше стоимостных объемов платных услуг, розничной торговли и гражданского строительства» [21, с. 101].
Под развитием региона понимают такое изменение совокупности индикаторов его социально-экономического состояния и структуры экономики и жизнеобеспечения, которое приводит в первую очередь к росту уровня и качества жизни населения. Это понятие включает рост экономики (ВРП), рост ВРП на душу населения, рост доходов населения, развитие социальной сферы, развитие инфраструктуры, рост уровня и качества человеческого капитала. Развитие региона — это процесс накопления положительных изменений, которые приводят к повышению эффективности его деятельности.
Экономическое изменение субъекта — это количественное или качественное изменение его эффективности, функциональной полезности и экономических показателей. Оно может быть положительным или отрицательным. То есть может иметь место расширение или сужение функциональной полезности субъекта, его целесообразности через увеличение или снижение его потенциала для достижения поставленных целей (эффективности, повышения качества жизни, конкурентоспособности, роста человеческого капитала, инвестиционной привлекательности, прибыльности и т. д.).
Положительные экономические изменения субъекта (региона) — это такие количественные и качественные изменения его функциональной полезности, эффективности и экономических показателей, которые повышают конкурентоспособность субъекта и его общую полезность. Повышают его эффективность, решают задачи и удовлетворяют реальные потребности населения, групп населения, государства и общества в целом, повышают уровень и качество жизни населения и обеспечивают накопление положительного человеческого капитала [27, с. 244].
Отрицательные экономические изменения субъекта — количественные и качественные изменения субъекта, его экономических и прочих показателей, которые снижают его эффективность и полезность. Для региона — это снижение уровня и качества жизни населения и не удовлетворение реальных потребностей групп населения. В России радикальные изменения, имели место в первой половине 1990 годов. Причем, через данные процессы прошли страна в целом, регионы, а также предприятия и семьи как субъекты жизнедеятельности.
Под повышением эффективности понимается повышение уровня и качества выполнения им государственных функций: поддержание правопорядка, финансирование социальной сферы, развитие науки, сферы образования, культуры, инфраструктуры и выполнение прочих обязанностей, возложенных на государство Конституцией и законодательством.
Понятие «повышение качества жизни населения» — широкое и включает рост ВВП на душу населения, увеличение доходов населения, развитие социальной сферы, развитие инфраструктуры, рост уровня и качества человеческого капитала и др. В целом — это рост числа и качества благ, получаемых населением. Таким образом, развитие региона — понятие более широкое, чем рост экономики.
Под ростом экономики региона понимают увеличение валового регионального продукта (ВРП) или ВРП на душу населения [25, с. 56].
Очевидно, что рост ВРП является определяющим детерминантом развития региона. Без роста экономики невозможно развитие региона за счет собственных ресурсов. Главной целью государственного регулирования экономики является развитие региона. П. Самуэльсон писал, что простой количественный рост производства дает благо только при соответствующей общей и социальной политике властей, направленной на повышение уровня и качества жизни населения. В целом, развитие региона в рыночной экономике может осуществляться за счет роста собственных доходов региона, за счет внешних дотаций, субсидий и субвенций [26, с. 180]. По мнению X. Ричардсона, именно крупные города являются «полюсами роста» экономики региона и страны. Именно региональная агломерационная экономия издержек производств и стимулирует приток высокопрофессиональных специалистов, ученых, технический прогресс и рост производительности труда, оказывая сильное воздействие на процессы размещения предприятий и приток внешних инвестиций [17, с. 140].
Поскольку рост экономики определяет развитие региона и поддается количественным оценкам, он и служит основным параметром для оценок развития регионов. Таким образом, с переходом к инновационной экономике, к экономике знаний роль городских агломераций в процессах регионального развития и общества только возрастает.
1.3 Особенности социально-экономического развития крупного города в условиях рыночной экономики
Развитие крупного города как социально-экономической системы необходимо рассматривать в общем развитии большой современной социоурбанистической мегасистеме городов. Характеристики крупного города как особой урбанизированной социально-экономической системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Среди основных системных характеристик современного крупного города в наиболее общем виде можно, в частности, отметить следующие: целостность; сложность, органичность и неаддитивность; тенденции к самоорганизации, адаптивности к деструктивным факторам внешнего и внутреннего характера; динамизм и неравномерность развития; наличие синергии; открытость; значительный потенциал дисфункциональности и конфликтогенности; инерционность; большой «лаг запаздывания»; социоурбанистическая конкретность. Всесторонний и комплексный учет данных системных характеристик обусловливает доминирующую роль управленческого принципа общей (интегральной) эффективности в управлении социально-экономическом развитием крупного города как особой социально-экономической системой.
Научная литература, законодательство, прежде всего субъектов Российской Федерации, привносят свои аспекты в дефиницию города как объекта социального управления. «Крупный город — это открытая, сложная, иерархическая саморегулирующаяся социально-экономическая система» [1, с. 8]. Из множества факторов, существенно влияющих на развитие крупного города, каждый может оказаться решающим для глобального изменения направлений его развития. Какой из них окажется решающим — предсказать на долгосрочную перспективу часто невозможно. Поэтому прогнозы носят, в основном, вид совокупности сценариев развития, различающихся не по степени вероятности, а по оптимистичности. Как указывается в документах ООН, устойчивым является город: «в котором достижения в общественном, экономическом и физическом развитии постоянны; который постоянно обеспечен природными ресурсами и поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф» [1, с. 9].
Без четкого выражения устойчивости развития через систему адекватных критериев трудно оценивать эффективность действия городских властей по обеспечению устойчивого развития. Эта система должна отражать успешность решения на городском уровне следующих проблем (рис 1).
Рис. 1 Основные интересы жителей — критерии успешности устойчивого развития крупного города [6, с. 135]
Анализ текущего состояния жизнедеятельности города с помощью вышеуказанных критериев, не только позволит выявить основные проблемы городского развития, но и позволит выработать очередность их решения в условиях дефицита городского бюджета, а также послужит эффективным средством мониторинга процессов городского развития. Для задач успешного регулирования устойчивого развития крупного города можно использовать механизм, который можно назвать управлением по интересам жителей города (рис 2.)
Рис 2. Механизм обеспечения устойчивого развития крупного города
Реализация различных групп общественных и личных интересов всегда происходит в рамках тех или иных регионов. Особенность интересов и потребностей всей городской системы в том, что они не взаимозаменяемы, проявляются в комплексе и в совокупности характеризуют то, что называется качеством жизни человека.
Таким образом, механизм управления заключается в трансформировании блоков интересов жителей в систему целей и задач органов управления городом. В свою очередь структура и функции городских органов управления, возможности применения ими системных регуляторов обеспечения устойчивого развития города должны быть адекватны целям и задачам системы управления городом. Реальное результативное воздействие системы управления с целью обеспечения устойчивого развития города возможно в виде изменения условий функционирования городской системы. Оно состоит во влиянии не на элементы структуры крупного города, а на условия их функционирования, которые определяют содержание и возможные перемены в поведении (экономические, социальные, экологические и т. д.) каждого элемента и их совокупностей [27, с. 279-280].
1.4 Нормативно-правовое регулирование статуса, самоуправления и развития крупных городов
В юридической науке практически отсутствуют исследования, специально посвященные правовым основам имущественных и финансовых отношений города. Как правило, этот объект научного познания рассматривается в контексте основ местного самоуправления. Также в юридической литературе используются различные подходы к определению понятий экономической и финансовой основ местного самоуправления. Однако оно логически вытекает из определений муниципальной собственности и местного бюджета, которые, по мнению авторов, представляют собой совокупность общественных отношений.
По характеру выполняемых функций выделяют промышленные и научные центры, транспортные узлы, курортные центры и многофункциональные города. Значительный научный интерес представляет исследование особенностей правового положения крупных российских городов. В Российской Федерации существует три наиболее распространенных вида городских образований с различным юридическим статусом. Среди них следует различать:
· города федерального значения;
· крупные республиканские и областные (краевые) центры;
· города областного (краевого) подчинения [7, с. 85-86].
Как правило, в территорию городов-мегаполисов включены поселки и села, что обусловлено спецификой крупного города, в силу объективных причин обслуживающего нужды населения не только города, но и прилегающих к нему территорий. Содержание правового статуса города определяется как совокупность следующих элементов:
• цели, задачи и функции;
• правовые основания образования города;
• права, обязанности и ответственность;
• правовой режим управления городом [5, с. 66].
Этот перечень нуждается в пополнении следующими категориями: городская территория, городское население, городская власть (государственная и местное самоуправление), городское законодательство.
Обобщив различные взгляды, дадим определение города с позиций городского права. Город — населенный пункт, в котором большинство населения не занято в сфере сельскохозяйственного производства, где в пределах соответствующей территории реализуются государственная власть и местное самоуправление по управлению городской собственностью и бюджетом в интересах городского сообщества на основании законодательства и Устава, определяющих его правовой статус. Российские города по принципу их создания и развития можно разделить на четыре главные категории:
· развивающиеся естественным путем;
· строящиеся и развивающиеся по решениям государственных органов (по партийно-хозяйственному принципу);
· военно-промышленного комплекса;
· центры добывающей промышленности (нефтяной, газовой и др.).
Из рассмотрения данной классификации можно сделать вывод, что статус современного города и перспектива его развития во многом определяются исторически сложившимися принципами появления и развития города.
Однако при имеющемся разнообразии и различиях всем городам присущи некоторые общие черты и особенности. Город объединяет прилегающие к нему территории, являясь для них экономическим и социально-культурным центром. Городское хозяйство не автономно, оно органически связано с инфраструктурами Российской Федерации и ее субъектов. Практически все города Российской Федерации имеют свои проблемы, с учетом которых строится организация социального управления городом. С принятием Конституции Российской Федерации отчетливо видна тенденция более серьезного влияния города на политическую и экономическую жизнь в стране, что требует отхода от одностороннего рассмотрения его как центра административно-территориального образования, или как элемента социально-экономической системы государства [5, с. 74].
Таким образом, признание города субъектом права наделяет его определенными правами и обязанностями, необходимыми ему для осуществления целей, задач и функций. Город как субъект права может участвовать в различных правоотношениях: административно — правовых, конституционно-правовых, гражданско-правовых, муниципально — правовых, финансовых, налоговых.
2. АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ, ПРОБЛЕМ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ КРУПНЫХ ГОРОДОВ
2.1. Преимущества управления социально-экономическим развитием крупных городов
Экономическая основа является одним из главных базисных элементов города и городского самоуправления. Ее понятие, следует определять через совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе жизнедеятельности города, который как публично-правовое образование имеет свои признаки, в том числе и экономического характера. По сути, эти признаки представляют собой группы общественных отношений.
Управление городом осуществляется посредством административных и экономических методов управления в их сочетании. Эти отношения носят административный и экономический характер, при определяющей роли экономических отношений. Из этого следует, что экономическая основа города представляет собой совокупность регулируемых нормами права отношений, складывающихся в результате деятельности жителей, проживающих в пределах городского поселения, и органов городского самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач обеспечения жизнедеятельности города.
Социально-экономическое развитие крупных городов на данном этапе характеризуется:
· ориентацией России на переход к группе стран с преобладанием среднего класса в социальной структуре общества и высоким уровнем дохода на душу населения;
· стремлением России к эффективной интеграции в систему мирового разделения труда;
· расширением передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
· ужесточением экологических требований [24, с. 61-63].
Приоритетными областями и целями управления социально — экономического развития являются:
область развития человеческого потенциала обусловлена целями:
· улучшения качества социальной среды и здоровья нации, выхода на устойчивые данные демографических показателей и повышения продолжительности жизни;
· ускоренного развития человеческого потенциала, выхода на стандарты развитых стран в обеспечении услугами образования и здравоохранения;
· перехода к комфортному типу расселения основной массы населения;
· снижения уровня бедности до показателей развитых стран;
область создания высококонкурентной институциональной среды располагает следующими целями:
· развития государственного управления экономикой, приближенного к уровню международных форм ведения бизнеса и системе глобальной кооперации;
· развития новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций;
· создания полноценной финансовой системы, интеграция банковской и финансовой систем в мировое хозяйство;
· снижения инфляции;
область обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития требует выполнения задач, таких как:
· обеспечение устойчивости развития высокотехнологичности сектора;
· формирования новейших высококонкурентных отраслей;
· расширения интеграции обрабатывающих отраслей на основании их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости;
· развития экологичного производства;
область расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях, определяется целями:
· развития экологически чистых способов производства энергии;
· интеграции транспортной и энергетической систем в структуры глобальной экономики, эффективного функционирования международных транспортных коридоров;
· повышения качества транспортных услуг и внедрения новых транспортных технологий [25, с. 169-171].
Управление социально-экономическим развитием крупных городов основывается на потребностях экономического развития общества. Успешное развитие социально-экономического развития крупных городов сопровождается проводимой государственной политикой по социально-экономическому развитию территорий, и эффективным сотрудничеством городских властей с администрацией сопредельных территорий и ближайших городов. Основной целью такого взаимодействия является стремление к созданию наиболее благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности населения, а также для развития предпринимательства на всей территории. Такая политика обеспечивает приток иностранного капитала, в результате чего образуются иностранные фирмы, создающие рабочие места и обеспечивающие работой трудоспособное население городов. Умелое сочетание государственной экономической политики при хорошем взаимодействии муниципальных органов с местными властями позволяют в значительной мере повысить экономический потенциал городов и одновременно улучшить качество жизни, как в самом городе, так и в ближайших городах и поселениях [20, с. 311-312].
Постепенный вывод из города крупных производственных предприятий (особенно с традиционными ресурсоёмкими технологиями) позволяет осуществить экологическое оздоровление городской среды и промышленных зон, что приводит к значительным позитивным структурным, территориальным, социальным и демографическим изменениям в крупных городах и образуемых ими городских агломерациях. Существенную роль также играет ограниченность трудовых ресурсов и высокая стоимость труда по сравнению с периферийными территориями. Однако указанные структурные преобразования в экономике города требуют значительных капиталовложений. С одной стороны крупнейшие города получают определенное финансирование из государственного бюджета, а с другой стороны изыскивают другие возможности путем проведения определённой политики в отношении структур, заинтересованных в улучшении городской среды. Стремление к повышению эффективности городской экономики, отражается в политике муниципальных властей сформулированной в достаточно гибких нормативных актах и сопровождаемой привлечением больших ресурсных возможностей сконцентрированных в этих городах [24, с. 107].
Во всех крупных городах огромное внимание придается экономическим и социальным преобразованиям, осуществляемым в интересах местного населения. Государственные и муниципальные власти всемерно способствуют повышению уровня и качества жизни, обеспечению обслуживания, развитости инфраструктуры города, безопасности условий жизни и работы. При этом достигается высокий уровень экономического развития всех действующих в городе структур и, особенно сектора малого и среднего предпринимательства, поскольку именно в нём сосредоточена основная масса занятого городского населения. Причём динамичное развитие этого сектора предпринимательства обеспечивает постоянный рост занятости, компенсирующий сокращение рабочих мест в других секторах городской экономики. Это в свою очередь ведёт к минимизации социальных противоречий благодаря формированию широкой массы мелких собственников, заинтересованных в стабильном развитии экономики города.
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства, сопровождается кардинальными изменениями в сфере обслуживания, которая расширяется и специфицируется, приспосабливаясь к условиям постиндустриального развития. При этом доля сферы услуг в экономике крупных городов значительно превышает уровень 70 %. [22, с. 264]
В крупных городах наряду с традиционными видами деятельности за последние 10-15 лет весьма высокими темпами начала развиваться сфера бизнес — услуг и разного рода технических услуг. Это обусловлено высоким уровнем концентрации национальных и международных организаций, банков и компаний, а также высоким уровнем доходности в сфере специальных технических и бизнес — услуг. При этом наиболее интенсивно развиваются следующие направления деятельности:
· в информационно-компьютерном обслуживании занятость выросла в 3,5 раза;
· в службах подбора и найма занятость выросла в 7 раз;
· оказание управленческих услуг и консалтинг дали рост занятости в 3 раза.
Расширение сферы экономического и политического влияния крупного города возможно только при условии кардинального решения внутригородских социально-экономических проблем и всестороннего развития городской инфраструктуры. В значительной мере эти вопросы могут быть решены с учетом взаимных интересов, как крупных городов, так и прилежащих к ним территорий.
Таким образом, преимуществами управления социально-экономическим развитием крупных городов является обеспечение расширения экономической инфраструктуры на местах, формирование комплексной сферы услуг, стимулирование создания новых рабочих мест и как следствие повышение уровня жизни всего проживающего там населения. В крупных городах стратегия процесса социально-экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориально-общественного самоуправления.
Стратегический план концентрируется на перспективах региона и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факторы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов, не является комплексным планом, а определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях.
Следует отметить, что эффективная реализация совместных долговременных планов социально-экономического развития крупных городов, возможна только на основе солидарных решений и объединения ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон. Обычно это достигается совместной разработкой долговременных планов перспектив развития крупных городов, прилежащих территорий и всего региона в целом.
2.2. Проблемы управления социально-экономического развития крупных городов
Стратегия управления развитием конкретного города должна предусматривать выбор оптимальных путей социально-экономического прогресса в сложившихся, порой не совсем благоприятных условиях, а также максимально возможного повышения конкурентоспособности региона.
Один из важнейших механизмов управления социально-экономического развития крупных городов, достижения целей социальной справедливости путем комплексной региональной политики, воздействий на процессы структурной перестройки экономики — разработка и реализация целевых программ как отраслевого и функционального характера, имеющих территориальный разрез, так и целевых программ социального и экономического развития отдельных территорий. Однако при этом возникает ряд проблем. Проблемами управления всех крупных городов являются:
1. недостаточная согласованность действий между различными уровнями и структурами власти;
2. недостаточная оперативность предоставления государственных и муниципальных услуг;
3. недостаточно активное взаимодействие города с внешней средой и недостаточно высокое позиционирование за пределами региона.
Проблема практически всех крупных российских городов заключается в развитии индустриального производства в ущерб городской инфраструктуре. Несомненно, в развитии ряда промышленных предприятий прослеживаются положительные тенденции: завоевание прочных рыночных позиций, освоение новых эффективных видов производства. Но, к сожалению, в целом промышленная инфраструктура города характеризуется ежегодным сокращением темпов роста объемов производства, что сопровождается появлением целого ряда проблем.
Основные проблемы:
1. Невысокие качество ……..