Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретико-методические основы управления качеством продукции на коммерческом предприятии6
1.1. Качество, как экономическая категория и объект управления6
1.2. Система показателей качества продукции25
1.3. Факторы, влияющие на качество продукции29
1.4. Экономическая эффективность повышения качества продукции33
Глава 2. Анализ управления качеством продукции на предприятии ООО «Радеж»39
2.1. Общая характеристика предприятия39
2.2. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия48
2.3. Анализ системы управления качеством предприятия57
Глава 3. Совершенствование управления качеством продукции на предприятии ООО «Радеж»68
3.1. Основные этапы совершенствования системы управления качеством на предприятии68
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию системы управления качеством на предприятии79
Заключение84
Литература88
Приложения91
Выдержка из текста работы
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потре¬бителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспе¬чения стабильного качества, соответствующего требованиям потре¬бителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концеп¬ция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций пред¬полагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
Во всем цивилизованном мире качество, во многом определяю¬щее кон-курентоспособность, является стратегическим коммерческим императивом, поэтому ему должно уделяться приоритетное внимание на всех уровнях управления. Особенно это необходимо понимать и реализовывать предпри-нимателям, управленческим работникам, всем остальным работникам, а также представителям властных структур России.
Попытка внедрить приоритет управления качеством в централизованной плановой экономике осуществлялась на многих отечественных предприятиях и была первым шагом к исполь¬зованию системного подхода. Однако ожидаемого результата не было достигнуто. В переходный период российской экономики к рыноч¬ным отношениям управление качеством еще не стало приоритетным, стратегическим императивом оно может быть только при интегративном системном управлении качеством, по¬зволяющем комплексно использовать совокупность известных управленческих подходов и предполагающем создание системы менеджмента качества. Эти системы должны учитывать требования международных стандартов качества по управлению ка¬чеством, в которых: приоритеты необходимо расставлять таким обра¬зом, чтобы качеству продукции уделялось первостепенное внимание во имя потребителя (заказчика), подкрепляемое эффективной инно¬вационной политикой; изготовитель обязан организовать рацио¬нальную систему сбора, учета и обработки, анализа и хранения в те¬чение необходимого срока информационных данных о качестве, обеспечивая тем самым превентивно-перманентную и оперативную обратную связи; изготовитель обеспечивает нахождение нужных по¬ставщиков и смежников, тесно взаимодействует с ними; управление качеством может быть эффективным только тогда, когда изготовлен¬ная продукция удовлетворяет ее потребителей, и это ими подтвер-ждается.
Среди всех направлений современного управления качеством приоритетной деятельностью должна стать активизация и посто¬янная творческая направленность работы каждого участника це¬почки «наука — производство — товарообращение — эксплуата¬ция», что невозможно без высокой квалификации в области по¬вышения и обеспечения качества. Следовательно, каждому из нас осознанно необходимо осуществлять непрерывное образование и неукоснительно реализовывать все принципы системного управления качеством в области повышения, обеспечения, сохранения и поддержания необходимых уровней качества продукции, услуг, работы и всей жизни.
Для этого во всех сферах деятельности нам необходима только одна диктатура — «диктатура качества» при системном его управле¬нии. Такая диктатура позволит, в итоге, повысить инновационную активность, обеспечит необходимое потребителям качество и, как следствие, конкурентоспособность продукции, услуг, работ и рос¬сийских предприятий, а в конечном итоге, конкурентоспособность всей страны. При этом государство, потребители, независимые орга¬низации и различные общества должны постоянно уделять внимание качеству и надзору за ним.
Все это предопределило актуальность темы исследования. Объектом исследования является ООО «Монолит». Предметом исследования служит процесс управления качеством.
Целью данной работы является обоснование рекомендаций по управле-нию качеством продукции на предприятии.
В исследовании рассматриваются следующие вопросы:
— теоретические аспекты управления качеством в современных условиях;
— организационно-экономическая характеристика предприятия;
— анализ системы управления качеством на предприятии;
— мероприятия по совершенствованию управления качеством на пред-приятии.
Методологическую базу исследования составили труды следующих отечественных ученых: Абутидзе З.С., Аристова О.В. Гиссина В.И. Ильенковой С.Д., Мазура И.И., Мишина В. М. Никитина В.А., Никифорова А.Д. Огвоздина М.Ю. и других…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абутидзе З.С., Александровская Л.Н., Бас В.Н. Управление качеством и реинжиниринг организаций: учеб. пособие — М.: Логос, 2003.- 328 с.
2. Абчук В.А. Менеджмент: учеб. пособие. — 2-е изд.- СПб: Изд-во Михайло-ва В.А., 2004.- 468 с.
3. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. пособие для вузов — М.: Инфра-М, 2004.- 240 с.
4. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие. — М.: Дашков и Ко, 2004.- 272 с.
5. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: учебник — М.: Ин-фра-М, 2005.- 212 с.
6. Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Экономика организации (предпри-ятия). — М.: Инфра-М, 2003.- 272 с.
7. Варакута С.А. Управление качеством продукции: учеб. пособие — М.: Ин-фра-М, 2002.- 207 с.
8. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2003.- 283 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учеб. для вузов. — 3-е изд.- М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2003.- 528 с.
10. Владимирцев А.В., Шеханов Ю.Ф. Принцип постоянного улучшения в проектах МС ИСО семейства 9000:2000 // Методы менеджмента качества. — 2000. — № 10.
11. Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент: учеб. для ву-зов. — 2-е изд.- СПб: Питер, 2003.- 224 с.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент: учеб. для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 511 с.
13. Гиссин В.И. Управление качеством: учеб. пособие — 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: МарТ ИЦ, 2003.- 400 с.
14. Гладков И.С. Менеджмент: учеб. пособие. — М.: Дашков и Ко, 2003.- 312 с.
15. Гончарова В.И. Менеджмент: учеб. пособие. — Мн.: Интерпрессервис, 2003.- 285 с.
16. Гоцкий Г.Г. Менеджмент предприятия: практикум. — 2-е изд., стер.- Мн.: БГЭУ, 2004.- 624 с.
17. Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер . с англ . М .:1993, 240 с .
18. Зайцев Н.Л. Экономика организации: учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2004.- 624 с.
19. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: учебник. — М.: Инфра-М, 2004.- 368 с.
20. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. и др. Управление качеством: учеб. для вузов; под ред. С.Д. Ильенковой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 334 с.
21. Лафта Дж.К. — Менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2004.- 592 с.
22. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ISO 9000: 2000- 2-е изд.- СПб: Питер, 2005.- 127 с.
23. Никифоров А.Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов- М.: Дрофа, 2004.- 720 с.
24. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: учеб. пособие- 3-е изд., стер.- Мн.: Новое знание, 2004.- 367 с.
25. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учеб. пособие для ву-зов. под ред. И.И. Мазура.- 2-е изд.- М.: Омега-Л, 2005.- 400 с.
26. Международный стандарт ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2-е изд. 2000-12-15. ISO — 2000.
27. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. 3-е изд. 2000-12-15. ISO — 2000.
28. Международный стандарт ИСО 9004. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности. 2-е изд. ISO — 2000.
29. Мельников В.П., Смоленцев В.П., Схиоталадзе А.Г. Управление качест-вом. под ред. В.П. Мельникова.- М.: Академия, 2005.- 352 с.
30. Менеджмент качества и международные стандарты ИСО 9000 версии 2000 г. Материалы семинара в рамках Программы ИСО для развивающихся стран. Минск, Июль 2001 г. 79 с.
31. Менеджмент: учеб. пособие для вузов. под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 255 с.
32. Менеджмент: учеб. пособие для вузов. под ред. В.И. Подлесных.- 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Бизнес-Пресса, 2002.- 472 с.
33. Менеджмент: учеб. для вузов. под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комаро-ва.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 359 с.
34. Менеджмент: учебник. под ред. В.В. Томилова.- М.: Юрайт-Издат, 2003.- 591 с.
35. Менеджмент: учебник. под ред. проф. В.И. Королева.- М.: ЭКОНО-МИСТЪ, 2004.- 432 с.
36. Менеджмент: теория и практика в России: учебник. под ред. А.Г. Порш-нева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.- 528 с.
37. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. — СПб: Питер, 2004.- 268 с.
38. Мишин В. М. Управление качеством: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 303 с.
39. Огвоздин М.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учеб. пособие — 4-е изд., испр. и доп.- М.: Дело и Сервис, 2002.- 160 с.
40. Переверзев М.П., Басовский Л.Е., Шайденко Н.А. Менеджмент: учебник. под общ. ред. проф. М.П. Переверзева.- М.: Инфра-М, 2004.- 288 с.
41. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): учеб. для экон. ву-зов. — 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и Ко, 2005.- 1012 с.
42. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: учебник. — М.: Инфра-М, 2002.- 428 с.
43. Управление качеством и реинжиниринг организаций: учеб. пособие / Абутидзе З.С., Александровская Л.Н., Бас В.Н.- М.: Логос, 2003.- 328 с.
44. Экономика организаций (предприятий): учеб. для вузов. под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 608 с.
45. Экономика организаций (фирм): учеб. пособие для вузов. под ред. И.В. Пичужкина.- М.: Юрайт-Издат, 2003.- 319 с.