Содержание
Совершенствование трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Содержание.
Введение
Глава 1.Регулирование трудовых отношений в области условий и охраны труда по трудовому праву Российской Федерации
1.1 История развития трудовых отношений в России
1.2Понятие, содержание и субъекты трудовых отношений
1.3Формирование системы трудовых отношений по Российскому трудовому праву
Глава 2.Совершенствование сферы трудовых отношений в области условий и охраны труда
2.1. Проблемы регулирования системы трудовых отношений в России
2.2.Основные направления совершенствования трудовых отношений в России
Заключение
Библиографический список
Выдержка из текста работы
В современной России идет интенсивный процесс экономических, социальных, политических и духовных преобразований. Эти преобразования имеют коренной, радикальный характер, трансформируют все основные первичные элементы социального партнерства в России в системную совокупность социально-трудовых общественных отношений XXI века.
Принципиальные изменения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества — в сфере собственности, приватизация и ликвидация монополии государственной собственности, установление разнообразия форм собственности, многоукладность экономики, коренным образом изменили важнейшую сферу общественных отношений — социально-трудовые отношения.
Взаимодействие основных субъектов этих отношений — работников и работодателей — несмотря на наличие определенной общности некоторых социально-экономических интересов, — определяется принципиальным различием их главных, коренных социально-экономических целей и наличием противоречий, возникающих на основе этого различия.
Вследствие этого в обществе рыночной экономики приобретает особую значимость проблема не конфликтного регулирования социально-трудовых отношений.
В демократическом обществе, в странах с социально ориентированной рыночной экономикой, формируется принципиально новый тип социально-трудовых отношений и качественно новый принцип регулирования этих отношений. Суть этих новаций заключается в том, что, во-первых, наемный работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с собственником, предпринимателем, работодателем становится активным субъектом самих этих отношений и активным участником их регулирования на различных уровнях. Во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе государства, представителей собственника, предпринимателя, работодателя и представителей работников.
Актуальность данной научно-исследовательской работы определяется незавершенностью разработки методологической и методической базы создания принципиально нового для России экономического механизма регулирования и совершенствования трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Заимствованная из советской практики патерналистская модель социального развития оказалась неэффективной при регулировании социально-трудовых отношений в современном обществе. Эта модель была ориентирована преимущественно на сохранение масштабов оказываемых государством социальных услуг. В то же время, усилия, направленные на повышение их эффективности, отступали на второй план. По этим причинам на фоне быстрого падения ВВП происходило увеличение доли социальных расходов в совокупных расходах государства. К лету 1995 года она увеличилась до 50%. Но даже это не смогло предотвратить резкого снижения уровня жизни населения. Более того, данная модель привела к резкому обострению проблем бюджетного дефицита.
Последствия несовершенства действующего экономического механизма для трудовой сферы исключительно тяжелы. Все еще четверть населения страны имеют доходы ниже прожиточного минимума. Беспрецедентных масштабов достигло имущественное расслоение общества.
Важность проблемы совершенствования экономического механизма регулирования трудовых отношений для теории и практики формирования эффективной социальной политики, а также ее сложность и масштабность требуют серьезного теоретического осмысления, методологических и методических разработок, прежде всего на основе системного подхода к ее решению.
Объект исследования — система трудовых отношений как объект государственного регулирования, предмет — экономический механизм совершенствования трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Целью данной научной работы является проведение комплексного исследования механизма формирования трудовых отношений и его составных элементов и выработка на этой основе моделей, алгоритмов, процедур и практических рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи данной научной работы:
1. исследовать систему социально-трудовых отношений как объект государственного регулирования, проанализировать по каждому ее элементу состояние, проблемы развития, адекватность используемых методов и технологий государственного регулирования;
2. раскрыть и проследить историю развития трудовых отношений в Российской Федерации
3. раскрыть и показать социальные последствия рыночных реформ в российской экономике, объективно оценить современное состояние социально-трудовой сферы;
4. раскрыть структуру экономического механизма регулирования социально-трудовых отношений и систематизировать выявленные проблемы государственного регулирования по каждому элементу экономического механизма;
5. выявление современных проблем коллективных трудовых отношений;
6. определить основные перспективы и пути совершенствования экономического механизма трудовых отношений (в целом и по каждому элементу) и, соответственно, на правления необходимых для этого углубленных научных исследований;
Теоретическая и методологическая основа проведения исследования. Проблема формирования экономического механизма регулирования и совершенствования трудовых отношений является междисциплинарной. Поэтому в данной научной работе она рассматривается в широком научном контексте, включая системный анализ, институциональный подход, теорию социальной рыночной экономики, экономику и социологию труда, экономику сферы услуг, общую теорию управления, прогностику.
Данная научно-исследовательская работа состоит из двух основных частей.
В первой части рассматриваются теоретический ракурс проблемы совершенствования трудовых отношений в области условий и охраны труда, ее исторический и общеправовой аспекты.
Во второй части работы рассмотрены основные перспективы и пути совершенствования трудовых отношений в РФ.
При написании данной научно-исследовательской работы были использованы различные источники: нормативно-правовые акты в области трудовых отношений, комментарии к указанным актам, справочная литература, периодические издания, а также статистические сборники.
Глава 1.Регулирование трудовых отношений в области условий и охраны труда по трудовому праву Российской Федерации
1.1. История развития трудовых отношение в России
Начало отделения личного найма на работу от найма имущественного и обособление первого в самостоятельный договорный тип было положено в Римском праве. И обычное последствие найма труда — подчинение работника хозяйской власти нанимателя — составляло в Риме чисто бытовое явление, не относившееся к области гражданского права. Данное последствие вообще не было урегулировано нормами права. Такой вид найма существовал в силу того, что не был запрещен государством. Государство не вмешивалось в отношения между нанимателем и нанявшимся. Поэтому власть хозяина над нанявшимся носила неограниченный характер.
Приблизительно с XIII века найм труда приобретает черты определенного договорного типа [23, с.301]. Характерным способом заключения договора найма работника в этот период является акт коммендации, заключавшийся в том, что в торжественной обстановке лицо, нанимающееся на работу и поэтому поступавшееся своей независимостью, вкладывало свои руки в руки господина, который в виде возмездия передавал ему какую-либо реальную или символическую вещь. Такой обряд означал переход обязанности по защите нанявшегося работника к господину. Акт коммендации свидетельствовал о неограниченной власти господина не только над результатами труда, но и над личностью нанявшегося работника. [23, с.301].
В России, как и на Западе, на первом этапе регулирования труда поступление в услужение было равносильно отречению от свободного состояния, и сама мысль о совмещении найма рабочей силы с личной свободой работника прививалась лишь постепенно. По Русской Правде наем в услужение только тогда не вел к холопству для нанимающегося, когда об этом оговаривалось в договоре. Такие оговорки встречались на практике очень редко. Однако если такая оговорка и была сделана, но работник состоял под хозяйской властью более шести месяцев, это рассматривалось как молчаливое согласие работника на закабаление хозяину до его смерти.
Первым нормативным актом, регулирующим отношения в сфере труда на территории России, является Положение 1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оныя по найму» [23, с.314]. В таблице № 1 представлены статистические данные о численности рабочих занятых на фабричных заведениях [2, с.45].
Таблица № 1
Численность рабочих занятых на фабричных заведениях в России в 1836-1860 годы
Показатель 1835 год 1845 год 1855 год 1860 год
Число мануфактур и фабричных заведений, штук 6700 9800 12100 14500
Численность рабочих, занятых на фабриках, человек 99 000 200500 620 000 850 000
Число вольнонаемных рабочих, % 15 27 56 87
Число крепостных на вотчинных мануфактурах, % 1 3 5 11
Число крепостных на посессионных мануфактурах, % 0 0 1 2
Данное Положение состояло из 10 статей и обязывало работодателя издать правила внутреннего трудового распорядка. Однако в Положении не было никаких указаний по поводу содержания таких правил. Поэтому их содержание определял работодатель без вмешательства с чьей-либо стороны. В связи с чем рассматриваемое Положение не повлияло на регулирование трудовых отношений.
И хотя регулирование отношений между людьми, участвующими в процессе труда, возникает на раннем историческом этапе, говорить о своеобразии и обособленности правовой регламентации трудовых отношений не представляется возможным вплоть до конца 19-го – начала 20-го веков [16, с.164].
Главным нормативным актом, регулирующим трудовые отношения в дореволюционной России, стал Закон от 3 июня 1886 года «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями». Данный Закон сохранил свою актуальность и в настоящее время [23, с.312]. Им установлено правило, согласно которому «хозяин с нанявшимися должен обходиться справедливо и кротко, требовать от них токмо работы, условленной по договору или той, для которой наем учинен, платить им точно и содержать исправно».
В России становление и развитие трудового права как самостоятельной отрасли происходило уже в советский период ее истории, во многом опираясь на научную и нормативно-правовую основу регулирования трудовых отношений, заложенную еще в дореволюционный период [16,с.166].
В дореволюционной России принимался еще ряд законов в сфере труда: Устав о промышленности и Горный устав 1893 года, Закон о рабочем времени 1897 года, законы о вознаграждении за увечья и о старостах в промышленных предприятиях 1903 года, Закон о страховании рабочих от несчастных случаев и болезни 1912 года [23, с.326]. Закон о страховании от несчастных случаев и болезней был принят, после предоставления сведений о травматизме, собранные в отчетах окружных инженеров и официальные статистические данные, предоставленные Горным ученым комитетом. На диаграмме 1 представлены статистические данные о травматизме на горных и горнозаводских предприятиях в России в 1981-1907 годы [2, с. 47].
Диаграмма 1. Динамика численности рабочих и случаев травматизма в горной, горнозаводской промышленности России. 1891-1907 гг.
Перечисленные законы также отличали договор о найме рабочих от договора о найме услуг, что свидетельствовало о наличии у трудового права своего предмета и метода. Область государственного регулирования отношений по труду постепенно увеличивалась. Хотя по-прежнему главенствующими оставались договорные начала определения условий труда. Имея в виду очевидное превосходство нанимателя над нанимающимся работником, нетрудно сделать вывод о том, что волеизъявление хозяина являлось решающим при определении условий трудовой деятельности. Власть хозяина над работниками ограничивалась лишь требованиями перечисленных законов, которые в незначительной степени могли повлиять на усмотрение хозяина при определении условий труда работников.
С приходом Советской власти начинается новый период регулирования отношений в сфере труда. На смену договорному определению условий труда приходит централизованное регулирование трудовых отношений путем издания декретов и законов [23, с.324].
Появление после Октябрьской революции 1917 года целой серии законодательных актов о труде, в том числе и кодифицированных (Декрет о восьмичасовом рабочем дне, Кодексы законов о труде 1918 и 1922 годов и др.), активизация научных исследований в этой сфере позволяет сделать вывод о начале полноценного существования трудового права как отрасли законодательства, отрасли права, как науки [16, с.167]. Однако трудовое законодательство, практика его применения в послереволюционный период имели свои особенности.
В начальный период существования Советского государства можно выделить ряд этапов, по-разному определявших предмет трудового права и методы правового регулирования трудовых отношений [16, с.167].
Первым нормативным правовым актом Советской власти в сфере труда стал Декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени» от 29 (11) ноября 1917 года, которым установлен 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя. Следующим актом по регулированию отношений в сфере труда становится Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая в январе 1918 года 3-м Всероссийским съездом Советов. В п. 4 Декларации предусмотрено с целью уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйств введение всеобщей трудовой повинности [23, с.325].
Дальнейший этап развития законодательства о труде соответствует периоду военного коммунизма и основным нормативным актом данного периода является Кодекс законов о труде, опубликованный 10 декабря 1918 г. Статья 2 Введения устанавливала: «Постановления Кодекса законов о труде распространяются на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприят…
**************************************************************