Содержание
Введение3
Раздел 1. Сущность управления персоналом предприятия6
1.1. Управление персоналом: сущность, задачи, основные принципы6
1.2. Методы управления персоналом15
1.3. Сущность системы управления персоналом23
Раздел 2. Анализ системы управления персоналом на ОАО «Аэрофлот»27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Аэрофлот»27
2.2. Анализ системы управления персоналом на ОАО «Аэрофлот»35
2.3. Анализ мотивационных механизмов на ОАО «Аэрофлот»46
Раздел 3. Совершенствовние системы управления персоналом на предприятии65
3.1. Пути совершенствования системы управления персоналом на предприятии65
3.2. Экономический эффект от предложенных мероприятий73
Заключение77
Список литературы82
Приложения84
Выдержка из текста работы
Одним из ключевых факторов производства любого вида товаров и услуг наряду с инвестиционным капиталом (основными фондами и оборотными средствами) являются трудовые ресурсы. В современных условиях именно трудовые ресурсы рассматривают как наиболее ценный капитал, которым располагает предприятие. Научно-технический прогресс и связанное с ним резкое увеличение доли наукоемких технологий обусловливает рост требований к профессиональным, социально-психологическим качествам и культурному уровню работника. Эффективное управление трудовыми ресурсами как особая функция деятельности, связанной с наймом работников, их обучением, оценкой и оплатой их труда, является важной предпосылкой для эффективного функционирования производства. Подготовленные и квалифицированные работники, находящиеся в штате предприятия, называются его персоналом, или кадрами.
Таким образом, функционирование производства всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства играют, конечно же, важную роль, но производственных успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации.
Концепция подготовки специалистов в области управления персоналом базируется на тех достижениях в области обучения экономике, организации производства и труда, управлению, которые сегодня уже общепризнанны. Однако еще в 70-х годах требовался более серьезный подход к вопросам формирования кадровой политики при обучении экономике, организации и управлению предприятием. В последующие годы, особенно в конце 80-х годов, эти вопросы приобрели все большее значение, особенно в связи с развитием направлений науки, связанных с вопросами принятия решений или исследования поведения работников в процессе трудовой деятельности. В России управление персоналом стало формироваться как самостоятельное направление управления лишь в начале 90-х годов. В первую очередь это было обусловлено распадом командно-административной системы, предоставлением организациям самостоятельности, развитием рыночных отношений и предпринимательства и, главным образом, осознанием того, что в центре развития экономики находится человек. Человеческие ресурсы превратились в стратегический ресурс организации.
Ориентация экономики на рыночные отношения коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и прежде всего тех, которые связаны с человеком. Поэтому понятно то внимание, которое уделяется концепции управления, в центре которой находится человек, рассматриваемый как наивысшая ценность. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование способностей работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия (организации, фирмы). Действительно, использование вещественного фактора производства зависит от уровня развития работника, совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду.
Новые подходы к решению экономических проблем предопределяют необходимость постановки определенных курсов для подготовки специалистов в области менеджмента, экономики и социологии труда, содержание практической деятельности которых составляют трудовые отношения на предприятии (в организации, фирме), подбор, расстановка, оценка и развитие кадров, эффективное использование их трудового потенциала.
Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления – заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью изучения организации процесса управления персоналом предприятия и последующее его совершенствование, определение роли менеджмента в обществе.
Предметом исследования в работе является персонал ЦБПТОиК ООО «Сургутгазпром».
Цель работы – рассмотреть пути решения проблемы совершенствования деятельности персонала Центральной базы производственно-технического обслуживания и комплектации ООО «Сургутгазпром» (далее ЦБПТОиК), являющейся объектом исследования в данной работе, определить целесообразность принимаемых управленческих решений по вопросам повышения эффективности деятельности персонала.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты формирования и оценки деятельности персонала на предприятиях;
• Охарактеризовать деятельность ЦБПТОиК ООО «Сургутгазпром» на данном этапе развития;
• Проанализировать качественный и колическтвенный состав персонала ЦБПТОиК ООО «Сургутгазпром»;
• Дать оценку факторов влияющих на эффективность деятельности персонала ЦБПТОиК ООО «Сургутгазпром»;
• Разработать проект мероприятий по повышению эффективности деятельности персонала ЦБПТОиК ООО «Суругтгазпром»;
• Рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.
Разработка этих вопросов увязывается с проведением эффективной управленческой политики на каждом предприятии, тщательное изучение которой позволит выбрать определенные улучшенные варианты управления персоналом.
Практическая значимость рассматриваемых вопросов состоит в том, что рекомендации по повышению эффективности деятельности персонала предприятия найдут свое применение в кадровой политике предприятия, позволят внедрить более прогрессивные методы управления персоналом предприятия, улучшить результаты деятельности ЦБПТОиК ООО «Сургутгазпром» в целом.
В исследовании применены логико-диалектический метод познания, методы системного анализа, абстракции, синтетических оценок, определение корреляционных связей между экономическими явлениями и процессами, метод многомерного статистического анализа, группирований, выборок и т.п..
В качестве информационной базы дипломной работы использованы монографии, учебники, периодические издания, оперативные материалы исследуемого предприятия, статистические сборники, законодательные акты Российской Федерации, отчетность ЦБПТОиК ООО «Сургутгазпром»…..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Багиев Г.Л., Аренков И.А Основы исследований рынка труда: Учебное пособие.- СПБ.: Изд-во СПБУЭФ, 2001.
2. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Особенности современного кадрового потенциала: Учебно-наглядное пособие. – СПБ.: Изд-во СПБУЭФ, 2000.
3. Багиев Г.Л., Краткий справочник по маркетингу. – СПБ.: ВНТИЭ, 2001.
4. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. – СПБ.: Изд-во СПБУЭФ, 2000.
5. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учебное пособие / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
6. Богданова Е.Л. Концепция организации персонал-менеджмента и конкурентной рабочей силы. — СПБ.: Изд-во СПБУЭФ, 2002.
7. Геевский И.А., Черновая С.А. Опыт трудовых отношений в США. // США-2002, — с. 52-59.
8. Гильденгерш М.Г. Безработица в России. — СПБ.: Изд-во СПБУЭФ, 2002.
9. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации.- М.: дело ЛТД, 2000. – с. 208.
10. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом.-2002. — № 12.
11. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – М.: Изд-во МГУ, 2002.
12. Егорова А.Ю. Комплексный анализ кадровой политики в системе управленческой деятельности. — М.: ИНФРА – М, 2002.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом. Учебник для вузов. – 3-изд. – Н.Новгород НИМБ, 2001. – с.720.
14. Иванцев Д.Ж., Лобанова А.М. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 2003.
15. Иглин В.А. Проблемы развития профессиональной подготовки кадров на производстве // Управление персоналом. – 1998. — № 3.- с.17-20.
16. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.
17. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ворожейкин И.Е., и др. Управление персоналом организации. Учебник под ред. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА – М, 1997. – с.512.
18. Киян Л.П. Маркетинг рынка труда. – Центр информ. и соц.- эконом. Исследования. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2002.
19. Козлов В.Д. Управление организационной культурой. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – с.186.
20. Корной Я.И. Дефицит рабочей силы. – М.: Наука, 2000.
21. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М. Прогресс, 1993.
22. Кошепов А.Г. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. – М.: Наука, 2002.
23. Кузьмин С.Л. Рыночная экономика и труд. – М.: Наука, 2003.
24. Лисовик Б.С. Труд и рынок. — СПБ.: Изд-во СПБУЭФ, 2001.
25. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика, в 2-х томах / Перевод с англ., 2-е изд. – М.: Республика, 1993.
26. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, НГАЭИУ, Новосибирск, 2000. – с.224.
27. Маслова И.С. Российский рынок труда на современном этапе: тенденции, специфика условий формирования, противоречия, принципы регулирования. // ин-т РАН. – М.: Институт экономики переходного периода. – 2002.
28. Мильнер Б.З., Евенко Л.И. системный подход к организации управления. – М.: Экономика, 2001. – с.224.
29. Михайлов А.В. Главный сектор японского «экономического чуда». // «Япония» — 2003, № 5. – с.5-12.
30. Олишевский С., Тимофеева М. Кадровая текучесть: психологические аспекты // Финансовый бизнес. – 1996. — № 10. – с.69-73.
31. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: 2003. – с.94
32. Управление персоналом: Учебное пособие / Под ред. к.э.н., проф. О.И.Марченко. – М.: «Ось-89», 2004.