Выдержка из текста работы
Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли. При этом в условиях рынка торговая сеть может отказаться от продукции, государство убытки не покроет, банк на прежних условиях кредитов не даст, и предприятие окажется на грани банкротства, к тому же появятся конкуренты. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, руководителям и специалистам народного хозяйства надо осваивать методы и технику управления в условиях рыночных отношений. Концепцией управления в условиях рынка является маркетинг. И важно не только изучение концепции маркетинга, но и умение ее использовать.
Данная курсовая работа посвящена актуальной для современной организации теме — анализ и совершенствование маркетинговой деятельностью предприятия. Актуальность исследования по организации маркетинга на промышленных предприятиях определяется, прежде всего, ориентацией промышленных предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.
Целью данной курсовой работы является исследование маркетинговой деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
— изучить понятие и сущность, основные направления маркетинговой деятельности;
— исследовать маркетинговый анализ на примере предприятия ООО «Четайское»;
— проанализировать хозяйственную деятельность предприятия;
— выявить преимущества и недостатки предприятия;
— провести исследования потребителей продукции;
— рассмотреть пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ООО «Четайское».
Объектом исследования является предприятия ООО «Четайское».
Предмет исследования — анализ и совершенствование маркетинговой деятельности предприятия.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе раскрываются теоретико-методические основы маркетинговой деятельности организации.
Вторая глава начинается с исследования анализа маркетинговой деятельности на примере предприятия ООО «Четайское».
Далее анализируются хозяйственная деятельность предприятия ООО «Четайское», преимущества и недостатки, проводится исследования потребителей продукции.
Третья глава посвящена рассмотрению пути совершенствований маркетинговой деятельности на предприятии.
Политика предприятий полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.
1. Теоретико-методические основы маркетинговой деятельности организации
1.1 Понятие маркетинговой деятельности
В условиях растущей конкуренции каждый предприниматель рано или поздно осознает необходимость получения маркетинговых услуг. Компании открывают вакансии директоров по маркетингу, создают регулярно функционирующие маркетинговые подразделения или приглашают специализированные маркетинговые и коммуникационные агентства на договорной основе.
Маркетинговая деятельность является видом предпринимательской деятельности, следовательно, ей присущи общие признаки предпринимательства, установленные в п.1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. По указанному закону предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Маркетинговая деятельность имеет специфические признаки, связанные:
1) участниками (коллективными или индивидуальными предпринимателями, которые профессионально избрали данную специализацию как основной вид бизнеса);
2) функциональным предназначением маркетинговой деятельности по управлению продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю;
3) целями, которые связаны с получением новой информации, технологий, интеллектуальных продуктов, организационного и коммерческого опыта;
4) договорными формами проведения маркетинговых мероприятий (формы научно-исследовательских работ, доверительного управления, оказания агентских, представительских и консультационных услуг);
5) результатами маркетинга, т.е. объектами гражданских прав, полученными в результате маркетинговой деятельности (результаты работ, услуги, информационные ресурсы, информационные системы, объекты авторских прав);
Информационные и интеллектуальные продукты, полученные с помощью маркетинга, позволяют:
а) оптимально организовать работу как внутри коммерческой организации, так и на уровне выполнения внешних обязательств;
б) точнее определить место фирмы и ее возможное поведение на рынке;
в) создавать и внедрять в предпринимательский оборот с целью получения прибыли информационные технологии, программы для ЭВМ, базы данных, «ноу-хау» (при соблюдении условий документирования и конфиденциальности); товарные знаки и объекты промышленной собственности.
1.2 Сущность маркетинговой деятельности
Маркетингом (от английского «market» , что означает «рынок») называют комплексную систему организации производства и сбыта продукции. Маркетинговая деятельность предприятия ориентирована на удовлетворение потребностей конкретных потребителей или их групп и получение прибыли за счёт исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения предприятия в рыночных условиях. В процессы маркетинговой деятельности заложены следующие мероприятия:
— улучшение характеристик товара и расширение его ассортимента;
— изучение покупателей и их предпочтений, конкурентов и конкуренции, рыночной ситуации вообще;
— обеспечение ценовой политики;
— формирование спроса;
— стимулирование сбыта;
— реклама;
— оптимизация каналов сбыта;
— организация послепродажного обслуживания клиентов.
Маркетинг как порождение рыночной экономики является в некотором смысле философией производства, целиком и полностью подчинённой условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов.
Предприятиям целесообразно рассматривать маркетинг как средство достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится возможным только тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, умеет маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами для обеспечения необходимой гибкости в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. В таких условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления программ производства, организации всесторонней работы коллектива предприятия, а управление маркетингом — важнейшим элементом системы управления предприятием.
Наибольшее распространение получили следующие элементы маркетинговых исследований (в скобках указана сущность проводимого мероприятия):
— изучение потребителя (определяет структуру потребительских предпочтений на рынке данной компании);
— исследование мотивов рыночного поведения потребителя (ставит целью прогнозирование поведения определённых групп потребителей на рынке);
— анализ собственно рынка предприятия (преследует цель определения потенциальной ёмкости рынка выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса и его распределения по разным регионам);
— исследование продукта, изделия или вида услуг (определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшениях или модернизации уже существующих);
— анализ форм и каналов сбыта (позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовывать продукцию данной компании в условиях конкретного рынка, кто может стать торговым посредником);
— анализ объёма товарооборота предприятия (с целью определения наиболее экономичных путей и способов их наращивания);
— изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции (установление главных конкурентов предприятия на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления);
— исследование рекламной деятельности (помогает определить руководству компании наиболее эффективные способы воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции);
— определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке (помогает руководству компании определить, какая система стимулов позволит мотивировать оптовиков к закупке более крупных партий продукции);
— изучение «ниши» рынка.
Все указанные цели маркетинговой деятельности касаются в основном процесса производства и распределения товаров и услуг, т.е. можно сказать, что маркетинговая деятельность ориентирована на продукт или услугу. Кроме такого направления маркетинговой деятельности существует маркетинг, ориентированный на потребителя.
Одним из основоположников маркетинга, ориентированного на потребителя, является Ф. Котлер, профессор маркетинга Северо-западного университета США. В соответствии с предлагаемым им определением маркетинга как вида человеческой деятельности, «направленной на удовлетворение нужд и потребностей путём обмена» цели маркетинговой деятельности рассматриваются следующим образом:
— достижение максимально возможного объёма потребления;
— достижение максимальной потребительской удовлетворённости;
— предоставление максимально широкого выбора;
— максимальное повышение качества жизни.
Однако такой подход к определению целей маркетинговой деятельности имеет ряд недостатков, что неоднократно замечается более поздними авторами. Часть производителей сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Кредо таких производителей «чем меньше, тем больше». Кроме того, еще ни одному экономисту не удалось измерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Что же касается максимально широкого выбора, то здесь при ближайшем рассмотрении может оказаться, что «реальный выбор» подменяется «мнимым выбором», когда в условиях, казалось бы «широкого» выбора в рамках одной товарной категории предлагаемые товары отличаются лишь незначительно.
При проведении маркетинговых исследований руководство предприятия получает необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят приобретать потребители, о ценах, которые они готовы заплатить, о ……..
Список использованной литературы
1. Маркетинг: Учебник для вузов / Багиев Г. Л. и др.. — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2009-427c.
2. Маркетинг: курс лекций / Басовский Л.Е., Москва- 2006-321c.
3. Маркетинг / учебник / М.Н. Григорьев. М.: Издательство — Юрайт, 2010. — 366с.
4. Маркетинг: учебник / Г.Я. Кожекин — НПЖ « Плюс-минус», 2010.
5. Маркетинг/ А.В. Пошатаев, М.В. Москалев, Е.И. Семенова и др.; Под ред. А.В. Пошатаева. — М.: КолосС, 2005.- 366с.
6. Маркетинг: Учебник. / Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
7. Маркетинг. — М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента. -1992- 2012. — 4с.
8. Маркетинг в России и за рубежом. — М.: Финпресс. — 1998-2012.- 23с.
9. Маркетинг и маркетинговые исследования: журнал. — М.: ЗАО «Издательский Дом Гребенникова». — 1996-2012.- 10с.
10. Маркетинг менеджмент / Котлер Ф. Пер. с англ. — СПб: Питер Ком, 2009-296c.
11. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / учебник Т.Н. Черняховская , 2008. — 743с.
12. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Финпресс», 2008. — 704с.
13. Основы маркетинга / Ф. Котлер: пер. с англ. — М.: Прогресс, 2007. —
475с.
14. Основы предпринимательской деятельности (экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент) / Под ред. В.М. Власовой. — М.: Финансы и статистка, 2004.-365с.
15. Основы маркетинга, 2-е европейское издание. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сандерс, В. Вонг — Москва; 2007-523c.
16. Работа маркетинговой службы / Рябова Л.П. Санкт-Петербург, 2007-243c.
17. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Ламбен Ж.Ж Пер. с фр. — СПб.: Наука, 2006-173c.
18. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие / Петров А.Н. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006-153c.
19. Управление маркетингом (методологический аспект) / Данько Т. П. учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007.-174с.
20. Управление маркетингом / Диксон П. Р. Пер. с англ. — М.: ЗАО «Изд-во «БИНОМ», 2008-296c.
21. Экономика предприятий / Под ред. Грузинова В.П. — М., 2005- 462с.
22. / /fictionbook.ru/>/
23. /<
24. Годовой отчет ООО «Четайское» Красночетайского района.
25. Гражданский кодекс РФ, часть 1. — М.: Кодекс, 2000.