Содержание
Введение3
Социальные процессы и их типы4
Классификация социальных процессов7
Содержательная сущность социального процесса11
Особенности социально-экономических процессов Российской Федерации15
Заключение16
Список использованной литературы18
Выдержка из текста работы
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Сущность социальных процессов
Социальные процессы осуществляются под влиянием внутренних и внешних условий, характеризуются постоянным порядком взаимодействия компонентов, его составляющих, протяженностью во времени и направленностью к тому или иному сословию социального объекта Каждый социальный процесс состоит из нескольких стадий, которые различаются по содержанию и механизмами , т.е. способами взаимосвязи его компонентов, что определяет его направленность и темпы на данной стадии
Значительные социальные изменения в обществе происходят вследствие общих однонаправленных и взаимосогласованных действий людей, которые принимают участие во всех социальных процессах.
Социальный процесс — последовательная смена состояний в социальных системах и подсистемах, социальных институтах и организациях, социальные изменения в динамике.[1, с.6]
В широком смысле социальный процесс является совокупностью однонаправленных социальных действий, которые можно выделить из совокупности других. Это взаимодействие людей или явлений, которые происходят в организации, структуре групп и меняют отношения между людьми или между составляющими сообщества. Осуществляется он под влиянием внутренних и внешних факторов, имеет устойчивый порядок работы своих компонентов, длительный по времени и направлен к определенному состоянию объекта. Каждый социальный процесс охватывает несколько стадий, которые отличаются по содержанию, механизмами, способами связи его элементов.
Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальным процессом. Функционирование и развитие его происходят в различных формах социальных процессов. В связи с этим нередко социологию считают наукой, рассматривает социальные явления как процесс.
Связь социальных процессов с субъектами, которые его осуществляют, позволяет избежать их безликости, определить формы и методы их ускорения, торможения или нейтрализации. Все преобразования в обществе, в его элементах, изменения личности является причиной и следствием социальных процессов как исторической практики людей.
Задача социологии заключается в оценке социальных процессов, выявлении проблем и противоречий его развития, глубины и основательности связей, взаимодействия с социальной организацией, субъектом и другими социальными процессами. Это важно для прогнозирования и развития этих процессов, выработка гипотез, обоснование концепций сознательного преодоления достигнутого предела (состояния) определенного процесса или явления. Для этого нужны знания теории определенного социального процесса, раскрывает законы и тенденции его развития, а также социологическое изучение его развертывания.[2 с. 70-72]
Характеризуя социальные процессы, необходимо учитывать стадийность, фазность, этапность их течения и развития. Например, процессы социализации личности охватывают следующие этапы жизненного пути: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из них присущи определенные фазы развития. Так, в детском возрасте физиологические, психосоматические процессы значительно отличаются в первые 2-3 месяца жизни от тех, которые доминируют в 5-летнем возрасте. Вместе каждому этапу присущи определенные особенности, которые определяют специфику стадийности процесса. Так, в юности (на этапе социализации) личность проходит различные фазы физического, психологического, трудового, нравственного, правового становления. На каждой из них происходит сложный процесс, который проходит несколько стадий. Например, процесс трудового воспитания неизбежно охватывает следующие этапы: усвоение теоретических основ и навыков простых трудовых операций; усвоение норм и принципов соблюдения трудового распорядка и трудовой дисциплины; усвоения трудовых навыков, операций средней и высокой сложности, формирование и выработка собственной позиции по различным форм и методов творчества в процессе трудовой деятельности и т.д..
Не менее сложную структуру имеют и процессы, которые отражают различные параметры коллективов, социальных институтов и других общественных образований. Так, каждый социальный институт или трудовой коллектив сначала проходит этап формирования, затем становления, развития, расцвета определенных возможностей и, наконец, постепенного распада. Бывает, что распад коллектива наступает еще до завершения процесса его формирования.[3 с.157-159]
Каждый из этапов изменения социальных объектов охватывает фазы, отражающие специфику процессов. Например, в коллективе на стадии становления неизбежны следующие фазы изменений, как переход от слабых, неустойчивых и преимущественно односторонних межличностных связей (стадия «конгломерата») к двусторонним. Эти связи, как правило, насыщенные и гибкие, им свойственны общительность и дружба в различных подсистемах. Все это нередко приводит многоярусные структуры коллективов (стадия «интеграции»). Нередко трудовые коллективы в течение длительного времени находятся на разных промежуточных стадиях развития, так и не достигнув уровня интеграции связей, отношений между элементами и подсистемами.
Не менее важно понимать ризноступеневисть социальных процессов, поскольку каждый из них является конкретным и предметным, но эти предметность и конкретность касаются только исследуемого объекта или аспекта его. Например, процесс социализации касается не только личности, потому что она как одна из исходных единиц социальных процессов может реально социализироваться только при условии привлечения к деятельности других исходных единиц социального анализа — семьи, группы, коллектива и др.. Поэтому процесс социализации может иметь непосредственно личностный аспект (срез, уровень анализа). Однако сущность его детерминирована процессами другого уровня социальной организованности. Следующий аспект — содержание процесса социализации. Наполняемость процесса социализации личности может ограничиваться различными его уровнями. Например, взгляды на мир, интересы, установки отдельной личности или разных типов личностей могут быть ориентированы как на усвоение нормативов и интересов всей цивилизации, так и замыкаться в целях, формах и способах деятельности, направленных на достижение интересов отдельных групп, партий, институтов или других социальных образований.
Сам по себе социальный процесс может быть гарантом развития потенциала личности или иной социальной структуры. Для раскрытия его необходимо знать механизмы формирования и влияния различных социальных процессов, чтобы обеспечить их управляемость. К сожалению, уровень изучения социальных процессов значительно отстает от динамики и глубины процессов, и поэтому большинство их происходит стихийно, неуправляемо.[4 с.300-301]
Классификация социальных процессов
Анализ социальных процессов тесно связан с проблемой их классификации. Одними из первых к ней прибегли в 1924 p. американские социологи Р. Парк и Э. Беджес, которые различали процессы кооперации, конкуренции, приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамации (биологического смешивания различных этнических групп).[5 с. 180]
Ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к культуре, которую разделяют все участники процесса.
Амальгамизация — биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.[13 с. 26]
Поддержание границ — процесс сохранения формально или неформально существующих социальных границ групп, отделяют их членов от всех остальных общества. Для многих групп такими границами может служить язык (диалект, жаргон), униформа (например, врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами).
Важным для классификации социальных процессов является выяснение ее базовых критериев. Один из них — степень всеобщности социальных процессов, по которому различают социетальные (глобальные), общие, особые и отдельные социальные процессы. К социетальных относятся процессы всемирно-исторического развития цивилизации, глубокие процессы экономических, демографических, экологических и других изменений. Общими считают процессы функционирования таких социальных институтов, как системы управления, здравоохранения, образования, воспитания и т.д.. К особым относятся процессы урбанизации, адаптации, стабилизации.
Масштабность и значимость названных процессов очевидна, однако понять и оценить богатство их содержания можно только благодаря познанию различных отдельных (одиночных) процессов, уникальность которых образуют исторические, генетические, экономические, культурные, географические и другие объективные и субъективные факторы становления личности, семьи, трудового коллектива, других единиц социума.[12 с. 200]
Социальные процессы могут происходить объективно и субъективно, быть выраженными в конкретной или абстрактной форме, Детерминированными внутренними или внешними факторами, связанными со структурными или функциональными изменениями, количественными или качественными показателями измерения.
По характеру процессы могут быть эволюционными и революционными, по направленности — прогрессивными и реакционными. В их разграничении часто используют разделение на простые и сложные, на процессы развития и деградации.
По системами, в которых происходят процессы, их классифицируют на: —
внутриличностные (процесс самообразования) —
процессы в отношениях между двумя индивидами, —
процессы в отношениях между индивидом и группой, —
процессы, изменяющие организацию и внутреннюю структуру сообщества, —
процессы, изменяющие отношения между двумя группами (общностями) —
процессы, изменяющие структуру и организацию глобального общества.[6 с. 102]
Есть попытки классифицировать социальные процессы, взяв за основание не масштабы системы, в которой они происходят, а содержание изменений, которые они вызывают. Так, польский социолог Ян Щепанський (род. в 1913 p.), Классифицируя социальные процессы, исходит из того, что основным источником общественной жизни является необходимость удовлетворения потребностей. Стремясь получить средства для удовлетворения потребностей, люди сталкиваются с аналогичными стремлениями других людей, вызывает различные явления, процессы. Эти стремления могут быть в различных формах приспособлены друг к другу.
Процесс сотрудничества, например, формируется с целью совместного добывания необходимых благ и ценностей. Процессы соперничества, конкуренции, обусловленные стремлением опередить аналогичные попытки других индивидов и групп в достижении цели. Если в процессе соперничества окажется желание ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также может иметь различные виды и интенсивность. Все это — процессы взаимодействия между людьми.
Конкуренция — это борьба между индивидами, группами или обществами за обладание ценностями, запасы которых ограничены и неровно распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь и др. ценности). Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.
Выделяют также процессы мобильности, которые меняют место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах, процессы дезорганизации и реорганизации, которые изменяют социальную организацию сообщества. Процессы изменений в системах культуры влияют на отношения между людьми, на организацию и структуру сообщества, например процессы, изменяющие системы идеологии, религии, науки, техники.[7 с.98-100]
Процессы приспособления оказываются всегда там, где индивид или группа оказываются в новой среде.
Приспособление — принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в предыдущем среде, не удовлетворяют потребности, не создают принятой поведения.
О приспособления говорится, например, когда группа эмигрантов попадает в страну с другой культурой и социальной организацией; когда изменяются условия экономического и политического строя, а когда молодой человек приходит из учебного заведения на производство и др.. Поэтому приспособление — это форма поведения, пригодная для жизни в новом внешней среде. Поскольку условия внешней среды непрерывно меняются, то процессы приспособления происходят в обществе постоянно. В зависимости от значимости социальных изменений и отношение к ним индивидов процессы приспособления бывают быстрыми и медленными, кратковременными и длительными. Длительная неприспособленность приводит к дезорганизации личности. А группы или сообщества, которые не могут приспособиться к новым условиям среды или к глобальным изменениям в обществе, в культуре, технике и т.д., подвергаются дезорганизации.
Сотрудничество — социальный процесс, который заключается в согласовании деятельности индивидов, групп для достижения общей цели, независимо от ее характера.
Сотрудничество между партнерами (индивидами, группами) предполагает наличие общих или сходных интересов, осознание каждой стороной необходимости и возможности взять на себя реализацию задач для их достижения, выявление аналогичных стремлений с другой стороны, достаточное понимание и знание друг друга для уверенности в лояльности , установление правил, которые обеспечивают сотрудничество. Сущность сотрудничества — взаимная выгода. Сотрудничество возможно на основе взаимного приспособления, предполагает и отказ от некоторых собственных ценностей.
Соперничество — социальный процесс, который заключается в столкновении противоположных интересов индивидов, групп или стремление к удовлетворению одинаковых интересов с помощью средств, которыми другие группы или индивиды хотят реализовать собственные интересы.
Но соперничество не обязательно приводит к конфликту. Соревнуются, например, ученики за получение лучшего аттестата. Соперничество может возникать и тогда, когда конкуренты за высокий пост, за высокое положение не знают друг о друге.
Конфликт — социальный процесс, в котором индивид или группа стремятся к достижению собственных целей (удовлетворения потребностей, реализации интересов) путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы с близкими или идентичными целями.
Он может возникнуть между индивидами или группами, которые имеют разные цели, но для их достижения пытаются воспользоваться одними и теми же средствами. В конфликте всегда есть осознание противника, четко очерчена ситуация. Его порождает антагонизм, разные системы ценностей, предвзятое отношение, чувство опасности. Конфликт может проявляться в различных формах. Например, борьба — это форма конфликта, в которой соперники стремятся продемонстрировать свое превосходство. Цель борьбы — заставить другую сторону капитулировать через признание превосходства и принятие условий, вытекающих из этого признания в конкретной сфере.[8, с.30-35]
Конфликты могут возникать везде, где есть противоположные интересы, цели, исповедание противоположных принципов ценностей. Они бывают экономическими, классовыми, политическими, этническими, религиозными и т.д..
Если в рамках существующей организации и системы контроля процессы приспособления, сотрудничества, соперничества и конфликта поддерживаются в такой равновесии, что социальному порядку ничто не угрожает, то считают, что эти процессы протекают социальное организованно. Но за превышение допустимого предела неустойчивости этого равновесия, а также когда удовлетворению потребностей членов сообщества грозит опасность, наступает состояние социальной дезорганизации.
Социальная дезорганизация — совокупность социальных процессов, вызывающих в рамках определенного сообщества действия, не соответствуют нормам, оцениваются негативно и превышают допустимые пределы, угрожая нормальному развитию процессов коллективной жизни.
Дезорганизация заключается в дезинтеграции институтов, которые не выполняют своих задач, в ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, в поведении, которая противоречит устоявшимся и допустимым нормам. Ее вызывают различные факторы: стихийные бедствия, длительные войны, политические кризисы, радикальные изменения системы власти, революции, массовые миграции населения, радикальные изменения в одной отрасли хозяйства, науки или техники, которые нарушают равновесие и согласованность с другими отраслями и обусловливают снижение эффективности действия институтов и форм социального контроля. Среди причин социальной дезорганизации — массовые заболевания, участие в решении вопросов коллективной жизни неуравновешенных или психически больных людей и т.д..[9 с.209-211]
Все социальные перемещения личности или социальной группы охватывает процесс мобильности.
Различают два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. К горизонтальной социальной мобильности относятся процессы перемещения в географическом пространстве и процессы перехода из группы в группу без изменения социального статуса (смена места жительства, переход индивида из одной семьи в другую). С вертикальной социальной мобильностью связывают перемещения субъекта из одного социального слоя в другой, вверх или вниз, ступенями иерархизированной социальной дифференциации.
В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: продвижение вверх (социальное повышение) и деградация (социальное снижение). Мобильность в форме повышения — это проникновение индивида из низшей социальной слои в высшее или создания. Такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокие слои, на уровень уже существующих групп из этих слоев. Нисходящая социальная мобильность заключается: а) в перемещении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, когда группа, к которой он ранее принадлежал; не распадается б) в деградации социальной группы в целом (понижении ее ранга на фоне других групп или в нарушении ее социальной единства).
Процессы социальной мобильности являются важными показателями эффективности различных типов общественных устройств. Общества, в которых обеспечены условия для вертикальной мобильности (перехода от низших к высшим слоям, групп, классов), где есть широкие возможности для территориальной, в том числе из-за пределов страны, мобильности, называют открытыми. Типы обществ, в которых такие перемещения слишком осложненные или практически невозможны, называют закрытыми, замкнутыми. Им свойственны кастовость, клановость, гиперполитизованисть. Открытые пути для вертикальной мобильности является важным условием развития современного общества. Иначе постоянно возникать социальная напряженность и конфликты.[6]
Особой разновидностью социальной мобильности является миграция.
Миграция (лат. migratio — переселение) — процесс изменения постоянного места жительства индивидов или социальных групп, их перемещения в другой район или другую страну, а также переселение из деревни в город или наоборот.
Социологи выделяют три группы факторов, которые побуждают людей к смене места жительства: выталкивание, притяжение, доступность путей миграции.
Факторы выталкивания связаны с неудовлетворительными условиями исрования индивидов в родных местах — социальные потрясения (межнациональные конфликты, войны, диктатуры), экономические кризисы, стихийные бедствия и т.п.. Факторами притяжения является совокупность привлекательных условий для проживания в других местах, например выше оплата труда, высшая политическая стабильность, лучшие условия для социального подъема. Доступность путей миграции характеризуется наличием или отсутствием барьеров для реализации потенциальными мигрантами своих намерений относительно изменений места жительства. Часто действие этих факторов нейтрализует действие сил выталкивания и притяжения.
Различают миграцию международную и внутреннюю, связанную с переездами в пределах многих или одной страны.
Негативные последствия имеют как искусственное сдерживание миграции, так и чрезмерное ее стимулирования. Первое, как правило, связано с нарушением прав человека. Чрезмерная миграция может приводить к изменению демографического состава региона или страны, рынка рабочей силы, снижение интеллектуального уровня общества.[11 с. 75-77]
Постсоветское пространство в последнем десятилетии XX в. стал одним из самых быстрорастущих в мире по состоянию подвижности населения. Главной причиной этого стал распад Советского Союза и образование новых независимых государств. Во внутренней политике некоторых постсоветских стран был взят курс на этнократизм, что выталкивал значительные массы людей из мест постоянного проживания, порождало значительные миграционные потоки. Сказались на этом и отдельные очаги межэтнических конфликтов и гражданских войн — Нагорный Карабах, Фергана, Таджикистан, Приднестровье, Абхазия, Северный Кавказ. Многие люди приняли решение о переселении, стремясь воссоединиться с родными, которые оказались в других странах.
Активизации миграционных потоков в Украине способствовало восстановление исторической справедливости в отношении незаконно депортированных народов. Еще одной причиной активных миграционных процессов на постсоветском пространстве является дифференциация по уровню жизни новых государств и регионов. Показателем действия этих факторов является изменение миграционных потоков. Например, в 1991-1992 pp. в Украине переселялось больше людей, чем выезжало из нее, а начиная с 1994 p., с ухудшением экономической ситуации увеличился поток выезжающих из Украины. Активизации миграционных процессов в Украине способствовало утверждение права человека на свободу выбора места жительства и свободу передвижения. Своеобразным миграционным явлением в условиях экономического кризиса, безработица стала «човникування».[3 с. 45-49]
Процессы мобильности и дезорганизации часто предопределяют реорганизации, реформирования и интегрирования системы институтов, стандартов поведения и критериев их оценки. Иногда такие реорганизации охватывают одновременно макро-и микроструктуры сообществ. Во время этого процесса происходит поиск новых принципов составления элементов сообщества, то есть поиски нового ее жизненного порядка. Он может быть овеществленный сознательными усилиями, направленными на создание новых основ функционирования и развития общества, спонтанным приспособлением новых элементов или приспособлением к новой ситуации. Традиционно реорганизация в первой фазе реализации усиливает дезорганизацию.