Содержание
Введение3
1. Формы и отрасли страхования5
1.1 Принципы обязательного и добровольного страхования5
1.2 Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования7
2. Современное состояние страховой деятельности. Проблемы и пути их решения10
Заключение15
Список используемых нормативных актов и литературы16
Выдержка из текста работы
Содержание cтр. Введение. 2 Глава I. Система социального страхования в РФ. 7 Глава II. Виды социального страхования. 31 Глава III. Система государственных внебюджетных фондов в РФ. 36 Глава IV. Федеральная пенсионная служба РФ как форма реорганизации управления пенсионным страхованием. 41 Заключение. 46 Список используемой литературы. 48 Приложение. 49 Введение Страхование — одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства.
Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом страх. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характер общественного производства — главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаро-производителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.
Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.
При этом чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба. Одна из основных черт рыночных отношений наличие развитых систем защиты граждан социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики.
В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы. В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование.
Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления. Декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, определила права каждого на социальную защиту с помощью социального страхования 63952ак при наступлении социальных рисков, так и во всех остальных случаях потери средств к существованию по причинам, не зависящим от человека.
Состояние экономики обуславливает вероятность возникновения социальных рисков для трудящихся, опасность для них оказаться в тяжелом материальном положении, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты, в частности, социального страхования.
Этим определяется тесная взаимосвязь экономики, социальной политики и социального страхования. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие социальный риск вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствии потери возможности участвовать в экономическом процессе. Причиной фактора социального риска зачастую носят объективный характер утрата заработка в случае временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний, утрата нетрудоспособности из-за несчастного случая, риск безработицы и так далее не зависят или мало зависят от возможности значительного количества людей.
Социальное страхование распрастраняется прежде всего на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.
Социальные риски существовали и при прежней модели хозяйственной деятельности, но в значительно в меньших размерах. Централизованно — плановая социалистическая система стандартизировала, минимизировала, но обеспечила определенные условия общественной жизнедеятельности, в том числе несла ответственность и за социальный риск. С развитием многообразных форм собственности сфера государственного обеспечения и его возможности сокращаются, то есть с переходом к рыночному хозяйствованию неизбежно меняется модель распределительных отношений.
Для социального страхования это имеет принципиальных характер. В таких условиях возникает необходимость создание механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально экономическим условиям. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы, суть которых сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, придание этому виду защиты организованной взаимопомощи и самоуправления.
Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит развлетленная система автономных внебюджетных видов социального страхования пенсионного, социального, медицинского, занятости. Социальное страхование это один из важнейших механизмов регулирования социально трудовой сферы. В последние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливо обозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются масштабы маргинализации в обществе.
В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у многих специалистов. Предметом иследования в данной дипломной работе является система социального страхования. Объектом исследования история развития и становления социального страхования в современных условиях экономическом и социальном развитии России.
Цель дипломной работы показать место и роль социального страхования в обществе. Для достижения цели формируются следующие задачи — проанализировать состояние социального страхования в России, его виды и формы — представить основные направления реформирования основного звена социального страхования — показать практику организации социального страхования. I 12 1994 N 101 24 1995 , 19 , 15 , 23 1996 20 29 7 , 1 3 1 21 30 30 N 1 30 1996 5,4 1999 4 199 15 N 4 15 0,2 0,5 0,2 10 20 , 10 11 20 6 4 10 10 Как видно из этой главы, социальному страхованию уделяется особое внимание.
Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия.
Так называемый черный нал продолжает оставаться частью нашей реальности. Также не совсем понятно, почему одна из хороших традиций советского времени — оплата путевок — канула лету ведь средства социального страхования должны расходоваться в конечном итоге на тех, из чьей заработной платы они отчисляются. Глава II.Виды социального страхования В настоящее время в России существует 5 видов государственных пенсий 4 трудовых — по старости — по инвалидности — по случаю потери кормильца — пенсия за выслугу лет и социальная пенсия — лицам, не имеющим права на получение трудовой пенсии.
По старости Лица, достигшие пенсионного возраста ж-55, м-60 лет и имеющие трудовой стаж ж-20, м-25 лет получают пенсии по старости. В размере 55 от размера заработной платы, принимаемого для исчисления пенсии 1 за каждый год трудового стажа превышающего требуемый, но не более 75 заработка. Для исчисления пенсии на усмотрение работника может быть взят заработок за последние 2 года с премиальными и доплатами, либо средний за любые 5 лет подряд в течение трудового стажа.
Для большинства пенсионеров пенсия не представляет среднюю за 2 года, так как существует максимальный размер пенсии — 3 минимальных заработных платы. Минимальный размер пенсии — 1 минимальная заработная плата. Таким образом, max пенсия 83,6 х 3. Сейчас сумма компенсации к пенсии 83,6 х 3 85 руб. По инвалидности Пенсии по инвалидности выплачивается инвалидам I и II группы в размере 75 заработной платы, получаемой до пенсии, III группы — 30 . Существует min и max размеры пенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости.
Мax для I и II группы max размеру пенсии по старости. Для III группы min 2 3 min пенсии по старости, max min пенсии по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые 2 года. По случаю потери кормильца Пенсии по потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на его иждивении дети, жена, родители. Размер равен 30 заработной платы кормильца на каждого иждивенца до 18 лет Существует max предел пенсии, он равен min пенсии по старости на каждого иждивенца.
Пенсия за выслугу лет Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности летчики, циркачи, педагогические работники. Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону. Социальные пенсии Социальные пенсии получают инвалиды с детства и престарелые граждане, не имеющие право на получение трудовых пенсий.
Инвалиды с детства получают пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2 3 минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет. Для большинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное обеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей. Сейчас планируется переход на новую систему пенсионного обеспечения, включающую три уровня 1. Социальная пенсия нижний уровень. Должна выплачиваться за счет средств государства, предприятий. 2. Трудовые пенсии, которые будут зарабатываться трудящимися в процессе трудовой деятельности и будут формироваться за счет взносов предприятий по данному работнику заводится лицевой счет на каждого работника на котором содержатся средства, перечисляются как страховые взносы. Это дает возможность контроля застрахованного над страхователем. 3.Уровень.
Может получить любой гражданин, заключивший договор страхования с негосударственной страховой компанией и уплачивающий взносы за счет своих средств.
Государственные пособия В настоящее время сложилась определенная система государственных пособий на федеральном уровне. Эти пособия выплачиваются по линии социального страхования и по линии социального обеспечения за счет средств бюджета. Пособие по временной нетрудоспособности. Основание для выплаты пособия — больничный лист, который получают больные и родители больных детей.
Размер пособия зависят от стажа при стаже до 5 лет пособие составляет 60 от заработной платы, 5-8 лет -80 свыше 8 лет — 100 . Пособия, связанные с материнством и рождением детей Пособие по беременности и родам. Выплачивается женщине в полном размере заработка. Пособие беременным при своевременной регистрации до 12 недель в размере 100 minзаработной платы. Единовременная выплата. Пособие по рождению ребенка равно 15 min заработанным платам. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно.
Пособие по уходу за ребенком до 3 лет без сохранения оплаты отпуска. Равно 50 min оклада. Ежемесячные пособия на ребенка до 16 лет а учащимся в общеобразовательных школах — до окончания учебного заведения . 70 min оплаты труда. Пособие на погребение. 10 min заработных плат. Пособие по безработице. Выплачивается в течение 12 месяцев первые 3 месяца — 75 средней заработной платы на последней работе, следующие 4 месяца — 60 , последние 5 месяцев — 45 . Минимальный размер равен минимальной оплате труда, максимальный равен средней заработной плате в данном регионе.
Если в течение года человек не нашел работу, то платится ежемесячно 1 минимальная заработная плата. Пособие беженцам и вынужденным переселенцам. На каждого члена семьи беженцам в городе выплачивается 1 min заработная плата, в селе — 2. Необходимо совершенствовать систему государственных пособий Отвязать от минимальной заработной платы.
Надо увязать получение пособий с материальным положением семьи. Необходимо ввести социальную помощь малоимущим. III 30 10 5,4 ? -3,6 1,5 28 15 02.10.96 ? 162, 2, 87 07-1-07 1 1996 19.02.96 ? 153 06 1996 ? 22 1 258 11 1994 19.03.96 4543-1 24 1993
Глава IV. Федеральная пенсионная служба РФ как форма реорганизации управления пенсионным страхованием
В Калужской области только в городе Обнинске была создана служба уполномоченная Пенсионным фондом, которая сосредоточила в одних руках весь процесс пенсионного обслуживания жителей региона.
В остальных районах Калужской области работа ПФР и органов социального обеспечения разграничены. Собранные деньги в районах перечисляются на транзитные счета областного отдела ПФР, а затем с отделом социальной защиты распределяются. Деятельность службы началась с постановления Президиума Верховного Совета РФ от 6 июля 1992 года О создании единой пенсионной службы. Летом 1992 года было заключено соглашение с администрацией Калужской области о создании в регионе на базе отделения Пенсионного фонда единой пенсионной службы.
Высвободившиеся в областном и местном бюджетах средства пошли на формирование новых органов социальной защиты в рамках областной администрации был создан Департамент социальной защиты и социальной поддержки на местах. Указом Президента РФ от 29 мая 1993 года N 787 Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации было признано целесообразным создание в системе органов исполнительной власти Федеральной пенсионной службы России с возложением на нее функций назначения, выплаты и доставки пенсий, сбора и аккумуляции средств на эти цели. Указ предусматривал недопустимость вмешательства Пенсионного фонда и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передачи ему функций по назначению и выплате пенсий по назначению и выплате пенсий, возложенных на органы исполнительной власти законодательством Российской Федерации.
Вопрос о Федеральной пенсионной службе России носил больше политический характер и поэтому Указом Президента РФ не был решен вопрос о статусе и организационных основах создания такой службы.
Формирование Федеральной пенсионной службы было невозможно без внесений в Закон от 20.11.1990 года. Предложения по изменению законодательства, необходимые для создания Пенсионной службы России, готовились вначале вместе, а затем параллельно Министерством социальной защиты населения и Пенсионным фондом. В связи с прекращением деятельности Верховного Совета РФ подготовленные предложения остались без рассмотрения.
Концепция Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу создания Федеральной пенсионной службы базировалась на идее объединения в ближайшее время ПФР и его региональных органов со структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения РФ, краев, областей, автономных образований, районов и городов. При создании Федеральной пенсионной службы России организационные вопросы должны быть сведены к минимуму, они являются неизбежным следствием разделения органов социальной защиты населения.
Эта модель должна исключить сбои в работе по пенсионному обеспечению населения и не допускать нежелательных социальных последствий. Нужно решить вопросы о том, какие службы будут заниматься оказанием населению различных видов социальной помощи, и сохранить единое информационное пространство, которое позволило бы принять современные технологии для организации системы социальной защиты населения.
Должна быть обеспечена безусловная сохранность целевого использования пенсионных средств. Необходимо решить правовые и технические проблемы, связанные с введением и функционированием персонифицированного учета плательщиков страховых взносов. В некоторых странах организации, осуществляющие пенсионное обеспечение, является самоуправляемыми неправительственными структурами, независимыми в административном и финансовом отношении от государственных органов. Государство с помощью законодательства регулирует условия и нормы пенсионного обеспечения, а также, как правило, устанавливает страховой тариф.
Создание Федеральной пенсионной службы с вертикально организационной структурой, несущей ответственность за все аспекты системы по выплате пенсий и пособий, доказало свою целесообразность. С построением пенсионной службы на новых принципах и работа Отделения ПФР по Калужской области по сбору страховых взносов приобрела как бы дополнительный смысл. Деньги не уходят из отделения, а тут же передаются на выплату пенсий.
Работа единой пенсионной службы дает и чисто экономический эффект. Соподчиненность всех звеньев позволяет прогнозировать как поступление страховых взносов, так и расходование их на выплату пенсий. В условиях единой пенсионной службы предоставляется возможность в сомнительных случаях оперативно проверять документы для назначения и перерасчета пенсий сравнивать данные о заработке того или иного человека с фактической уплатой страховых взносов, что помогает выявить завышение данных, избежать необоснованных выплат.
Реформирование пенсионной системы началось с персонифицированного учета. В Калужской области переход к персонифицированному учету был произведен с 1 января 1996 года. С переходом на такую форму учета, расчет пенсии займет считанные минуты, без трудовых книжек, длительного процесса сбора справок. Введение персонифицированного учета страховых взносов обеспечит также достоверность сведений о стаже и заработке для исчисления пенсий в строгом соответствии с результатами труда каждого работающего и исключит неоправданное расходование средств службы уполномоченной Пенсионным фондом на выплату пенсий в связи с участившимися случаями выдачи фиктивных или недостоверных справок о стаже и заработке различными коммерческими структурами и использованием купленных с рук бланков трудовых книжек.
Кроме того, работающие будут защищены от случаев утраты архивов ликвидирующихся предприятий, в особенности коммерческих.
Поскольку от суммы перечисленных в отделение уполномоченных Пенсионным фондом по Калужской области страховых взносов будет напрямую зависеть размер назначенной будущему пенсионеру пенсии, работающий кровно заинтересован осуществлять контроль взносов его предприятием, а индивидуальные предприниматели перестанут скрывать свои заработки, в результате чего выигрывают и нынешние пенсионеры, так как возрастут поступления в службу уполномоченную Пенсионным фондом и появится возможность своевременно финансировать выплату пенсий.
Как показала практика полугодового хода персонифицированного проекта в Калужской области, сбор страховых взносов в процессе работы возрос на 50 . На основании международного опыта можно утверждать, что персонифицированный учет в области государственного пенсионного страхования не найдено лучшей альтернативы. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах должен стать эффективным инструментом развития пенсионной системы Российской Федерации.
Заключение
1997 Список используемой литературы
. 1. Журнал Бухгалтерский учет 1 97 Бухгалтерский учет , 1997г. 2. Закон РФ О государственном пенсионном обеспечении от 20 ноября 1990 года N 340-1 . 3 2 1996 NN 162, 2, 87, 07-1-07 4. 20 1993 5. 12 1994 N 101 24 1995 , 19 , 15 , 23 1996 6 2 1996 NN 162, 2, 87, 07-1-07 7. Петров К. Твоя будущая пенсия
Приложение
к журналу Пенсия М. 1997. 8. Страхование от А до Я Под редакцией Корчевской Л. И Турбиной К. Е. М. Инфра, 1996.