Содержание
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты определения роли социального партнерства в развитии малого бизнеса 7
1.1. Социальное партнерство как особый тип социально-трудовых
отношений 7
1.2. Процесс становления института социального партнерства
в России 19
1.3. Роль социального партнерства в развитии малого
бизнеса 23
2. Определение роли социального партнерства в развитии малого бизнеса в Москве и Московской области 35
2.1. Моделирование системы социального партнерства в Москве и Московской области 35
2.2. Программа социологического исследования влияния социального партнерства на развитие малого бизнеса в Москве и Московской области 54
2.3. Рекомендации по совершенствованию института социального партнерства в регионе 63
Заключение 69
Список литературы 72
Выдержка из текста работы
Необходимым условием обеспечения устойчивого роста экономики является развитие предпринимательства и, прежде всего, малого бизнеса. Субъекты малого предпринимательства способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и использовать свободные рыночные ниши в потребительской и производственной сферах. Кроме того, малое предпринимательство, являясь основным источником формирования среднего класса, расширяет социальную базу поддержки проводимых в стране реформ, обеспечивая необходимую стабильность в обществе.
Становление и развитие предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых органами государственной власти и управления. Как показывает практика, действующие в настоящее время нормативно-правовая база регулирования и система государственной поддержки предпринимательства уже не обеспечивают решения проблем, стоящих на пути развития предпринимательства. Существенной проблемой являются недостаточная динамика развития законодательства, финансирования в сфере малого предпринимательства, не отвечающая потребностям социально-экономического развития страны. Проблема эффективной поддержки малого предпринимательства препятствует использованию колоссального потенциала малого бизнеса в России. Это обстоятельство не просто досадно, это обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики, и для политической стабильности государства.
Для спасения ситуации необходимо коренное изменение государственной политики в сфере отношений с малым бизнесом и совершенствование системы поддержки малого предпринимательства. В связи с этим тема данного дипломного исследования имеет огромную актуальность в нашей стране на сегодняшний день при создании эффективной рыночной экономики.
Цель дипломного исследования заключается в изучении теоретических основ, практическом анализе малого предпринимательства и выработке направлений по совершенствованию системы государственного регулирования малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
— раскрыть понятие и роль малого бизнеса в России;
— изучить инфраструктуру развития и поддержки малого бизнеса;
— рассмотреть финансово-кредитный механизм регулирования развития малого бизнеса;
— провести анализ результатов государственного регулирования малого бизнеса на примере малого предприятия;
— выделить основные проблемы развития малого бизнеса в России;
— предложить пути повышения эффективности государственного регулирования малого бизнеса в России.
Объектом дипломной работы выступает малое предприятие ООО «ЛИК».
Предмет дипломного исследования составляет система государственного регулирования развития малого предпринимательства.
При написании настоящей работы были использованы научные работы А.В. Виленского, Кислова Д.В.; научные статьи Н.Агурбаш, Калинина В., Мягкова П., Романюка В. и др. Ими рассмотрены основные недостатки действующей системы поддержки развития малого предпринимательства и обоснована необходимость её совершенствования.
Эмпирической базой дипломной работы являются нормативно-правовые акты, определяющие основу и порядок деятельности малого бизнеса в России, в городе Москва и ее округах; результаты исследований и опросов в области малого предпринимательства, проводимых фондами и агентствами поддержки и развития малого бизнеса (Федеральный фонд, Российское Агентство поддержки и развития малого бизнеса, Объединение предпринимательских организаций России «ОПОРа»); интервью, письма предпринимателей, публикуемые в деловой прессе (газеты «Коммерсантъ», «Финансовая Россия», «Ведомости» и др.); материалы социологических исследований проблем предпринимательства (ресурсы официальных вебсайтов в интернете Национального института системных исследований проблем предпринимательства в России www.nisse.ru; Сервисной бизнес-сети, созданной Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса, www.siora.ru и Объединения предпринимательских организаций России «ОПОРа» www.opora.ru).
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1.Понятие и роль малого бизнеса в России
Зарождение малого предпринимательства России берет свое начало с 80-х гг. после «застойного» периода. В то время партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельные субъекты производства, однако именно их деятельность послужила предпосылкой для развития малого бизнеса в России.
В конце 80-х годов произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время появляются первые кооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышеизложенный материал необходимо сделать следующие выводы:
1. Малый бизнес имеет свои специфические особенности, определяющие его существование в рыночной экономике. К таким особенностям экономическая относятся: гибкость, быстрота реагирования на изменение условий; инновационный характер; деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода; реализация товаров и услуг на рынке.
2. Малый бизнес в России прошел несколько этапов развития и продолжает развиваться до сих пор. На каждом этапе его развития существовал ряд проблем. На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: недостаточность и недоработанность правовой базы; несовершенство налоговой системы; бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; отсутствие на практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной правовой защиты; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, т.е. отсутствие экономической и политической стабильности;отсутствие информационной и консультативной помощи.
3. На примере рассматриваемого в данной работе малого предприятия ООО «ЛИК» можно выделить основные проблемы современного российского малого предприятия, препятствующие его эффективному функционированию. Итак, частные проблемы малого предприятия в России:
— организационно-правовые (административные) проблемы, связанные с созданием малого предприятия: регистрация предприятия, сертификация продукции, лицензирование деятельности, подбор квалифицированных кадров, обучение персонала и т.п.;
— финансовые проблемы, сопутствующие малому предприятию на протяжении всей его деятельности, начиная с момента создания предприятия – это нехватка стартового капитала, денежных оборотных средств, нехватка финансов на развитие и расширение предприятия и т.п.;
— высокий уровень налогообложения;
— неплатежеспособность клиентов, особенно стало актуально в финансовый кризис;
— высокие издержки;
— неопределенность перспектив развития.
4. Для решения проблем малого бизнеса необходим комплекс мероприятий, ориентированный на его расширение и развитие. Гарантом и главным действующим лицом в проведении мероприятий по развитию малого бизнеса должно выступать государство. Необходимо пересмотреть правовую базу и принять ряд новых нормативно-правовых актов, улучшающих деятельность субъектов малого бизнеса; наладить взаимодействие малых предприятий с финансово-кредитными организациями; снизить налогообложение субъектов малого бизнеса; искоренить коррупцию в государственных органах и т.п.
5. Несмотря на существующий ряд проблем в малом бизнесе, можно сказать, что малый бизнес в России — уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Необходимо заметить, что несомненная перспективность сектора малого предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему следует рассматривать не только как очередную кампанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ, 1993.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. №4427 от 31 июля 2007 г.
3. Федеральный Закон от 14.07.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N24, ст.2123.
4. Постановление Правительства Москвы от 1 июля 2003 г. № 510-ПП «О комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг.»
5. Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 78-ПП «О городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы»
6. Постановление Правительства Москвы от 2 ноября 2004 г. № 763-ПП«О Городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы»
7. Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого предпринимательства // Финансовый бизнес. – 2000. — №11-12.
8. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. – М.: Ресурсный центр предпринимательства России. 2003.
9. Бессолицын А. История российского предпринимательства. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.
10. Блинов А. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: Ось-89, 2007.
11. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития Российского малого предпринимательства. – М.: Наука, 2007.
12. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. – М.: Юнити, 2009.
13. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2006.
14. Губин Е. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. – М.: Юристъ, 2008.
15. Гусев А.А., Симионов Ю.Ф., Лебедева Н.Н. Экономика предпринимательства. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.
16. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства. – М.: АНО «ИПЭВ», 2008.
17. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства // Малый бизнес: кредитование малого бизнеса (www.kreditbusiness.ru)
18. Карчевский А. Аренда офисов у города дорожает // Деловой Север-Восток. – 2006. — №1-2.
19. Кислов Д.В. Малые предприятия. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух». – 2007.
20. Куцобин А.П., Пучков С.И. Информационная поддержка предпринимательства Торгово-промышленными палатами РФ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников «Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы», (20-21 мая 2004 года, г. Москва).
21. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2006.
22. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Налоговый вестник. – 2002. — №2. С. 64-70.
23. Наумов В.Н. Организация предпринимательства. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
24. Нерсисян Т. Я. Развитие предпринимательства. Организационный аспект. – М.: Анкил, 2007.
25. Предпринимательское право. Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2008.
26. Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. – М.: Экзамен, 2007.
27. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
28. Российское обозрение малых и средних предприятий. – М.: Тасис СМЕРУС. 2002.
29. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий). – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
30. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. – М.: ТОО «Контур», 2008.
31. Царев Р., Сорокина А. Что мешает развитию бизнеса? // Деловой Северо-Восток. – 2005. — №1.
32. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Academia, 2008.
33. Черняк В.З. История предпринимательства. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2007.
34. www.nisse.ru. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства в России.
35. www.opora.ru Объединение предпринимательских организации России «ОПОРа».
36. www.siora.ru Сервисная бизнес-сеть Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса……………