Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы наркомании………………………………………………..5
1.1 Исторические аспекты распространения наркомании………………………………………………5
1.2 Причины наркозависимости………………………………………………………………………….7
1.3 Современная ситуация с подростковой наркоманией в России…………………………………..10
Глава 2. Технологии предупреждения и преодоления наркомании………………………………….13
2.1 Социально-педагогические технологии профилактики наркомании……..………………………13
2.2 Профилактики наркомании в России и зарубежом………………………………………………..17
Глава 3. Исследование эффективности профилактики наркомании………………………………….23
3.1 Цели, задачи исследования………………………………………………………………………….23
3.2 Подготовка, проведение исследования……………………………………………………………..24
3.3 Констатирующий этап……………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………………………35
Выдержка из текста работы
В настоящее время проблема наркомании в России является одной из актуальных. По данным Всемирной организации здравоохранения на каждые 100 тыс. подростков приходится 168 ребят, потребляющих наркотики, и 164 токсикомана. Больных, то есть переросших стадию злоупотребления и уже поставленных на учет, — 74,4 молодых человека на каждые 100 тыс. и 34 токсикомана. 28 647 молодых людей состоят на учете в наркологическом диспансере, то есть из каждой тысячи 16 – 18-летних четверо — наркоманы.
К сожалению, существующая система наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим наркотической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания, а профилактические программы, направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками не получили должного распространения в нашей стране. Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок и коллективов, способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания.
Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе специалистов учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с подростками и молодежью, которые могут уловить нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов. В связи с этим становится актуальным вопрос разработки и осуществления социально-педагогических программ профилактической деятельности. Данный аспект и объясняет социальную значимость данной проблемы.
В современной социально-педагогической литературе проблеме профилактики наркомании среди молодежи в последние 15 лет стало уделяться больше внимания. Так в этой области известны работы таких авторов как С.В. Березина, В.В. Лозового, В.Н. Касаткина, Т.И. Петраковой, А.М. Рябченко и многих других. В работах этих и других авторов система профилактической работы рассматривается комплексно, с позиции медицинского, психологического и социально-педагогического подходов. Научная значимость, в связи с этим, определяется необходимостью выделения социально-педагогических аспектов профилактики наркомании молодежи.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов данного теоретического исследования в работе социальных педагогов при организации ими социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди молодежи.
В связи с этим цель нашей работы – изучение специфики социально-педагогической деятельности по профилактике наркологии среди молодежи.
Объект исследования — профилактика наркомании среди молодежи.
Предмет исследования – социально-педагогические основы деятельности в рамках профилактики наркомании среди молодежи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия и причины употребления наркотиков подростками и молодежью.
2. Проанализировать понятие «профилактическая работа» и структуру современной профилактической деятельности в области злоупотребления молодежью наркотическими средствами.
3. Изучить основные задачи и структуру социально-педагогической деятельности в области профилактики наркомании.
4. Выяснить специфику социально-педагогической работы с семьей в условиях наркотизации молодежи.
1. Основные понятия и причины употребления наркотиков молодежью
Проблема наркомании вызывает много споров и столкновений не только в области практики, но и в терминологии, а взгляды различных специалистов приводят к разночтению. Отсутствие единого подхода при трактовке содержания понятий мешает выработке единой стратегии про-тиводействия распространению наркомании. Поэтому, прежде чем гово-рить о профилактике, необходимо определить некоторые понятия, которые используются при описании наркомании и ее симптомов, а также рассмотреть, как развивается эта болезнь и обозначить причины приобщения людей к наркотикам. Эта информация важна для эффективного построения и проведения профилактической работы……………..
Заключение
Данная работа была посвящена теме социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди молодежи.
Проведенная нами работа показала, что социально-педагогическая деятельность в сфере профилактики наркомании представляется нам центральным в общем комплексном подходе, включающем в себя первичную, вторичную и третичную формы работы.
Как показал анализ литературы, деятельность социально-педагогических служб помогает с одной стороны центрировать и организовывать общий процесс взаимодействия всех служб, занимающихся профилактикой наркомании, а с другой – осуществляет непосредственную групповую и индивидуальную работу с молодежью, основанную на проведении различных социально-психологических форм тренинговой и консультативной деятельности социальных педагогов.
Особой формой работы социально-педагогических служб является и работа с семьей. Основными задачи этого вида деятельности являются формирование у родителей детей представлений о наркомании, средствах и методах ее профилактики, а также мотивирование взрослых на активное включение в создание вокруг ребенка благоприятной среды развития. В условиях вторичной профилактики и работы с неблагополучными семьями деятельность социально-педагогических служб также включает в себя и поддержку ребенка в условиях влияния на него негативных факторов, толкающих его на начало употребления различных психоактивных веществ.
Основными методами работы в сфере социально-педагогической деятельности по профилактики наркомании являются следующие: лекции, собрания, социально-психологические тренинги, консультации семьи и подростков, а также общая координация деятельности различных ведомств и служб.
В заключение следует отметить, что в нашей стране больше внимания уделяется третичным формам профилактики, хотя, как показывает анализ научной литературы, методы первичной и вторичной профилактики являются более эффективными и менее трудоемкими. При этом социально-педагогическая деятельность в этой сфере – является центральным звеном, которое помогает сделать этот процесс более эффективным.
Литература
1. Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. – Самара: Изд-во СИУ, 2001.
2. В наших силах предупредить. Пособие по первичной профилактике наркомании./ Под ред. О. Саначиной. – М., 2002. – 129 с.
3. Воспитательные системы и модели образовательных учреждений Дона. / Под ред. Рябченко А.М. – Ростов-на-Дону, 1999.- 78 стр. (ч. 1, 2).
4. Данилин А., Данилина И. «Как спасти детей от наркотиков. Пособие для родителей. – «Врачи предупреждают». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. – 348 с.
5. Девиантное поведение подростков – профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: методическое пособие./ Авт. — сост.: Мирсагатова М.Н. и др. — М., 1999.
6. Дефевере Х., Вандерфее Р. Политика школы в отношении наркотиков. – М., 2001.- 48 с.
7. Как работать с проблемной семьёй (методические рекомендации по организации работы Центра семейного воспитания) / Под редакцией Л.Я. Олиференко, В.Ю. Петюкова.- М., 1998. – 72 с.
8. Кессельман Л. Социальные координаты наркотизма. – СПб., 1999 – 128 с.
9. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков. В кн.: Нарушения поведения у детей и подростков. — М.: Медицина, 1981, С. 11-24.
10. Ласточкин В.А., Якушев А.Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников//Предупреждение вредных привычек у школьников. — М., 2005.
11. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина, 2003.
12. Либих С. С., Петров В. П. Социально-психологические проблемы современной семьи. — СПб., 2007.
13. Лисовский В.Т., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001.
14. Лозовой В.В. Профилактика наркомании: школа, семья. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. – 168 с.
15. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. — М.: Сентябрь, 1999. – 144 с.
16. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. – Ростов н/Д, 2000. – 384 с.
17. Методические рекомендации для социальных педагогов образовательных учреждений по профилактике наркомании среди детей и подростков/ Под ред. Серова П.Н. – Ростов н/Д, 2001.
18. Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: введение в должность (материалы для работников образовательных учреждений).- СПб., 2000.- 272 с.
19. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости./Под ред. А. Н. Гаранского.- М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.- 384 с.
20. Никитина Л. Функции и роли социального педагога. //Воспитание школьников» №8, 2000. – 30 с.
21. Никитина Л. «Основные направления и методы социально-педагогической работы». //Воспитание школьников. №9, 2000 г.
22. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
23. Организация свободного времени социально — дезадаптированных подростков (методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов ППМС — центров). / Под ред. Пилипенко В.Е., Полонской Е.Л. — Курск. 2000.- 75 с.
24. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы/Под ред. В.Н. Касаткина. — М.: Линка-Пресс, 1998.
25. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения./ Под ред. Т.Г. Кобякова, О.А. Смердов. – М.,2000. – 80 с.
26. Петракова Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков – М., 2000. — 170 с.
27. Подростковая наркомания и токсикомания: социально-педагогические основы профилактики./ Под ред. Ф.Шинкаренко, А.Ф. Быкадорова, Н.Н. Кубликова. – Ставрополь: СКИПКРО, 1999. – 104 с.
28. Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: СБ. научных работ. / Под ред. М. С. Яницкого.- Кемерово, 2000.- 125 с.
29. Психологические основы профилактики наркомании в семье/Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. — Самара, 2001.
30. Психолого-педагогические аспекты профилактики наркозависимости у школьников. — Ростов-на-Дону, 1999 – 54 с.
31. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. — М.: Изд-во Института Психиатрии, 2000.
32. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними // Под ред. М. Госсон. — М.: Грант; Медицина, 1993. – 100 с.
33. Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования. Пособие для педагогов средних учебных заведений./ Сост. Надеждин А.В. и др. – М., 1998.
34. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. /Под редакцией Березина С.В. – Самара, 1999. – 2000 с.
35. Романова О.Л. Методические аспекты первичной профилактики зависимости от ПАВ у детей. // Вопросы наркологии. 1997. — №2.
36. Савченко А.Е. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям. // Вопросы психологии. 1997. – № 3.
37. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации./ Под ред. Н.В. Вострокнутова. – М., 2006.
38. Сирота Н.А., Ялтонский В. М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. — М.: Генезис, 2001. – 216 с.
39. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х – движение в зону риска. – М., 1998. – 120 с.
40. Тимергазина Р.К. Настольная книга социального педагога. – Уфа: МПЦ «Подросток», 2000.
41. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Практическое руководство для школьного психолога. – М., 1997. – 192 с.
42. Фалюшняк П.Ф. Групповая форма работы в профилактике наркомании. // Психологическая газета, № 10/49, октябрь, 1999. – с.25.
43. Шаг за шагом от наркотиков: книга для родителей. / Под редакцией Речнова Д.Д. и других. – СПб. – 1999. – 96 с.
44. Шептенко П.А., Воронина Г.А., Методика и технология работы социального педагога: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. /Под ред. В.А. Сластенина. – М: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
45. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой, Санкт-Петербург, 1999.-128с.
46. Шмидт Р. Болезни зависимости: сущность и причины. // В книге Психиатрия, психосоматика, психотерапия. /Под редакцией Кискера К.П, и других. – М., 1999. – с. 192 – 204.
47. Шпаков А. О. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды. Справочник для родителей и детей. – СПб.: 2000. – 368 с.
48. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М., 1997. – 100 с.