Содержание
Содержание
Введение..3
1.Предпосылки формирования единой экологической политики в ЕС5
2.Этапы формирования экологической политики Европейского Союза..8
3. Экологическое законодательство стран ЕС и РФ…14
Заключение.20
Список литературы22
Введение
Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, которые проникают в различные сферы общественной жизни и определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. В настоящее время человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по ко-торым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения планеты, интенсификация добычи природных ресурсов во многих странах, неконтролируемые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, приводят к коренным изменениям в окружающей природной среде и отражаются на самом существовании человечества.
По некоторым оценкам, человечеству осталось не более четверти века, чтобы остановиться на краю пропасти. Нерешенность и даже задержка с решением острейших проблем, связанных с защитой природной среды, может привести к катастрофическим последствиям для всей современной цивилизации. Все это не может не вызывать глубокую тревогу и озабоченность. До недавнего времени социальный прогресс ассоциировался исключительно с растущим удовлетворением общественных потребностей за счет ничем неограниченной эксплуатации природных ресурсов. Чтобы при этом избежать тотального экологического кризиса, необходимо изыскать способы внесения серьезных изменений в модели и характер производства, добиться разумного ограничения потребления, разработать системы ответственности за безопасность окружающей среды, первоочередных мер по ее защите, а также строгого наказания конкретных виновных за ее загрязнение.
1.Предпосылки формирования единой экологической политики в ЕС
Экологические проблемы в современном мире в масштабном отношении имеют глобальный, межгосударственный и региональный характер.
Начало ХХI века характеризуется двумя наиболее важными деструктивными тенденциями в развитии цивилизации: угрозой международной безопасности и деградацией окружающей природной среды[1]. Темпы и масштабы этих процессов определяются, главным образом, системой политических подходов на государственном уровне.
Безусловно, каждому государству присущ свой индивидуальный комплекс экологических характеристик, а каждому региону специфический набор индивидуальных экологических проблем.
Для XX века была характерна централизованная и структурированная экологическая политика прежде всего, из-за использования индустриальной модели при потреблении ресурсов, что привело в последние несколько десятилетий к небывалой деградации природной среды во всех европейских странах. Однако именно они одними из первых отметили, что благоприятное для человека состояние окружающей природной среды является одной из составляющих высокого качества жизни.
Масштабность экологических проблем вызвала соответствующую реакцию на различных уровнях европейского и мирового сообществ. Появление «зеленых» партий, начавших свою деятельность с разовых акций протеста, а затем превратившихся в определенную политическую силу, их высокая активность стали ответом на возросший уровень общественных движений. На уровне государственных и международных институтов произошло осознание необходимости проведения централизованной структурированной экологической политики, цель которой заключалась бы в снижении масштабов загрязнения природной среды в Европе через введение жестких стандартов на все виды выбросов и сбросов, а также стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий.
Европейский Союз в последние 50 лет осуществлял собственную политику в области охраны окружающей среды.[3] Были проведены значительные по масштабу мероприятия природоохранного характера, создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды.
ЕС в настоящее время является одним из мировых лидеров в сфере международного природоохранного сотрудничества. При этом экологическая политика и деятельность ЕС в целом неразрывно связаны с глобальными мероприятиями в сфере защиты окружающей среды, в том числе проводимыми под эгидой ООН.
Защита окружающей среды является одним из приоритетных направлений деятельности ЕС наряду с другими направлениями интеграции. ЕС обладает широкой компетенцией в области охраны окружающей среды, в этой сфере издается значительное количество общеевропейских нормативных актов. ЕС обладает также необходимыми полномочиями на осуществление международного сотрудничества в экологической сфере и в области окружающей среды.
Однако так было не всегда. Изначально Римский учредительный договор 1957 года не предоставлял ЕС полномочий в области охраны окружающей среды.4 Мероприятия ЕС в тот период лишь косвенно затрагивали данную сферу и осуществлялись для достижения иных экономически и социально значимых целей. Природоохранная деятельность осуществлялась факультативно. Однако к началу 1970-х годов ХХ века, в связи с обострением экологического кризиса в Европе, возникла необходимость осуществления экологических мер на уровне ЕС. В 1970-х годах на заседании глав государств ЕС были приняты решения о развитии деятельности организации в сфере защиты окружающей среды. При этом положения учредительного договора не были пресмотрены, а компетенция ЕС в области охраны окружающей среды по-прежнему не предусматривалась.
2. Этапы формирования экологической политики Европейского Союза
Следует выделить пять этапов формирования экологической политики Европейского Союза.
Первый этап (1957-1971). Этот этап характерен отсутствием у ЕС правовой компетенции в сфере окружающей среды. На этом этапе проводились лишь единичные факультативные мероприятия. Первоначально «окружающая среда» не была выделена Римским договором 1957 года как сфера общеевропейской интеграции. Однако вопросы экологии определяли границы правового регулирования создания общего рынка стран ЕС, что, например, отражается в статье 36 указанного Договора, которая позволяет государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарном обороте по соображениям экологической безопасности.5 В целом, несмотря на отсутствие общей политики в данной сфере в указанный период, институты ЕС были подготовлены к расширению своей деятельности в экологическом направлении. Проблемы окружающей среды затрагивались в большей степени вторичным правом6, особенно в документах, направленных на осуществление сельскохозяйственной и энергетической политики стран ЕС.
Второй этап (1972-1985). Для этого этапа характерно проведение начальных мероприятий по защите окружающей среды странами ЕС, появление первых программ действий в этой сфере, начальным развитием правого регулирования в области экологии. В 1972 году Совет глав правительств стран-членов ЕС принял решение о расширении компетенции ЕС, в том числе в области окружающей среды. Однако в первичное право ЕС изменения внесены не были. Все решения в новой сфере деятельности принимались через статьи Римского договора 1957 года, которые позволяли для достижения целей ЕС предпринимать действия в сферах, не обозначенных в учредительном договоре. Подобное расширение компетенции получило название «эффект перелива». Регулирование новой области интеграции проводилось в основном путём издания директив актов гармонизации права государств-членов. ЕС присоединился к ряду важнейших международных конвенций по охране окружающей среды, например, Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (1979), Международному соглашению по тропической древесине (1983), Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979). Второй этап прошел под знаком становления политики Сообщества в отношении окружающей среды и разработки основных способов её правового регулирования.
Выдержка из текста работы
Актуальность данной работы заключается в сложности определения эффективного перехода РБ к новым моделям хозяйствования. От командно-административного метода хозяйствования к рыночному методу хозяйствования.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «Микроэкономика» и «Макроэкономика».
Автор работы подтверждает, что приведённый аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
______________
(подпись студента)?
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1………………………………………………………………………4
1.1 Основные положения……………………………………………………….4
1.2. Функции социально-ориентированной рыночной экономики, основные направления формирования…………………………………………………..6
ГЛАВА 2………………………………………………………………………7
ГЛАВА 3. ……………………………………………………………………10
3.1 Уроки прошлого и зарубежный опыт………………………………….10
3.2 Модель белорусской социально-ориентированной рыночной экономики на современном этапе…………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………22
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ Д……………………………………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ Е……………………………………………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж……………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ З……………………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ И……………………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ К……………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Л…………………………………………………………….37
ВВЕДЕНИЕ
Готовых решений построения экономической модели нет. Каждой стране приходится, изучив все плюсы и минусы существующих моделей, отвлекаясь от крайностей либерализма и социализма, не спеша и вдумчиво проработать и представить в течение 1,5-2 лет такую модель, которая бы устроила и группу влияния, элиту страны, и все население.
Таким образом, данная работа является весьма актуальной, так как она позволяет определить сложности эффективного перехода РБ к новым моделям хозяйствования. От командно-административного метода хозяйствования к рыночному методу хозяйствования.
Предметом изучения является социально-ориентированная рыночная экономика, и в частности, белорусская модель социально-ориентированной рыночной экономики, в то время как объект –это черты, принципы и направления формирования социально-ориентированной рыночной экономики, а также особенности белорусской модели развития.
Цель- это прежде всего изучить основные положения, объявленной ранее темы, дать характеристику особенностям белорусской социально-ориентированной рыночной экономики.
Данной цели соответствуют поставленные задачи, а именно: 1)дать характеристику социально-ориентированной рыночной экономики;
2)определить основные особенности белорусской модели развития.
ГЛАВА 1.Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы, направления формирования
1.1 Основные положения
Любая экономика, по определению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан. [1]
Социально-ориентированную рыночную экономику можно также определить и как экономическую систему, пытающуюся объединить динамику и инновационную силу рыночной экономики с представлениями о справедливости социалистических идей, в результате чего все рыночные отношения подвергаются социальной корректировке.
Неолибералы, как и представители социальной рыночной экономики, считают, что рынки, как инструмент регулирования, уже сами по себе обладают социальным воздействием. Это социальное воздействие рынка заключается в следующем:
а) большая эффективность по сравнению с другими экономическими системами увеличивает производство общественных благ и возможности распределения.
б) свободный рынок в сочетании суверенитетом потребителя позволяет ориентировать производство на спрос и тем самым на желание потребителей.
в) выплата сдельной заработной платы в сочетании со свободой выбора профессии приводят к трудовым отношениям, соответствующим желанию работника.[4]
Однако этого социального воздействия рынка нельзя ожидать автоматически. Экономическая политика в социально-ориентированной экономике должна руководствоваться определенными принципами:
1) принцип конкуренции, в соответствии с которым следует избегать мер, искажающих или ограничивающих конкуренцию;
2) принцип единообразия рынков, предполагающий одинаковое отношение государства ко всем рынкам;
3) конъюнктурно-политические принципы, которые гласят, что государство должно проводить экономическую политику в целях обеспечения высокого уровня занятости, смягчения колебаний конъюнктуры и поддержания стабильности денег;
4) социальный принцип, направленный на то, чтобы распределение не обременяло социально незащищенные слои населения.
В свою очередь социальный принцип требует дополняющих социальных компонентов:
1) социальные страхования;
2) государственной помощи незащищенным слоям населения;
3) справедливой налоговой системы;
4) равенство шансов, особенно в сфере образования и в экономическом процессе принятия решений;
5) защиты работников и потребителей.
Все вышеуказанное означает, что реформирование экономики сегодня представляет собой целостную социально-экономическую деятельность, целью которой является создание экономической системы, сочетающей преимущества рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Отсюда следует:
во-первых, ожидаемые и реальные результаты экономических реформ следует оценивать на основе не только экономических, но и социальных критериев;
во-вторых, важным элементом социальной политики становится социальная составляющая приватизационной, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной экономической политики. [1]
1.2. Функции социально-ориентированной рыночной экономики, основные направления формирования…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив тему социально-ориентированная рыночная экономика, особенности становления белорусской модели развития мною были сделаны следующие выводы:
1) Социально-ориентированная рыночная экономика в основе своей имеет рынок. Это значит, что все основные воспроизводственные процессы здесь идут при рыночных отношениях и по рыночным законам. Однако для социально-ориентированной экономики также характерны и сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем.
2)Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам общества. Регулируется занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях и – цены. При этом регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики. Таким образом основными характеристиками социально ориентированной рыночной экономики являются следующие:
1. Это сформировавшийся историко-логически под воздействием определенных фиаско рынка особый вид рыночного типа экономической системы, который в эпоху НТР превращает развитую рабочую силу в важнейший фактор экономического роста.
2. Это экономика, сориентированная на долевую активность и самоответственность субъектов в условиях формирования нового, постиндустриального способа создания благ.
3. Это смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности.
4. Это экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость.
5. Это экономика, регулируемая как рыночными механизмами, так и государством, притом чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования.
6. Это экономика, которая формируется и функционирует с непременным учетом принципа социального партнерства.
7. Формула “социальная рыночная экономика” в современных условиях, отягченных острым экологическим кризисом, должна непременно включить в себя еще одно слагаемое – экологическую ответственность и предстать в следующем виде: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная рыночная экономика.
3) И хотя Республика Беларусь в сравнении с другими странами мира выглядит даже несколько лучше социальных проблем демографического и экономического характера у нас хватает.
Необходимость социальной ориентации в модели развития Республики Беларусь определяется многофакторно: и историей страны, и менталитетом ее народа с социально-гуманистическими предпочтениями, и объективной основой новой, постиндустриальной экономики, современным уровнем жизни населения, резко упавшим в перестроечные 90-е годы во всех странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь.
Для Республики Беларусь огромное значение имеет зарубежный опыт, но он не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть две крайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования и реализации социально-ориентированной рыночной экономики в Беларуси:
1) изобретение своей «особой модели»,предполагая, что в мире нет ничего подобного.
2)попыток слепого заимствования западных моделей экономики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. А.С. Головачев Анализ и тенденции социально-экономического развития РБ//Экономика. Управление. Право,N2.-2002.-с.6
2. Проблемы реформирования экономической системы республики: Сб.научных трудов // Крюков Л.М., Герштейн Е.Ф., Филипенок А.Г // Минск:НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь,1994
3. Национальный статистический комитет
Республики Беларусь(Правовой портал) [Электронный ресурс] режим доступа — — дата доступа- 03.04.2014 г.
4. Носова С.С., Экономическая теория . Учебник для вузов – М. Издательско — торговая корпорация «Дымков и К»- 2003. – с.41.
5. Официальный интеренет –портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] режим доступа — — дата доступа- 03.04.2014 г.
6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т./ Общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2002. Т.2. 198-203 с.
7. Лутохина Э.А. “Экономическая система общества: структура, социальная ориентация белорусской модели” 2003г. Минск с.144-153
8. Белорусский экономический портал [Электронный ресурс] режим доступа- дата доступа-07.04.2014.
9. Сайт периодического издания «Экономика Беларуси.Итоги. Тенденции. Прогнозы»// выпуск №1 2004 г.// Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Министерство финансов Республики Беларусь и РУП «Белорусское телеграфное агентство»//[Электронный ресурс]//режим доступа — — дата доступа- 04.04.2014.
10. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/Ю.В. Тарануха; под общ. ред. Проф. А.В. Сидоровича. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – 347-364 с. (-Учебники МГУ имени М.В. Ломоносова)
11. Ламеко П. В. Шведская модель экономической реформы // Белорусский банковский бюллетень, №2 ,2001. – с. 46.
12. А.С. Головачев Анализ и тенденции социально-экономического развития РБ // Экономика. Управление. Право . №2.- 2002
13. Основы экономической теории: Учеб. Пособие // В.Л. Клюня, М.И. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др; под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива»,1996. – 98 -125с.
14. А.Червяков Новое качество экономики –новое качество жизни населения // научная статья// сайта периодического издания «Экономика Беларуси.Итоги. Тенденции. Прогнозы»// выпуск №4 2010 г.// Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Министерство финансов Республики Беларусь и РУП «Белорусское телеграфное агентство»//[Электронный ресурс]//режим доступа — — дата доступа- 04.04.2014.
15. Библиотека экономической и деловой литературы [Электронный ресурс] режим доступа- дата доступа – 08.04.2014.
16. Л.Эрхард Благосостояние для всех // Библиотека экономической и деловой литературы [Электронный ресурс] режим доступа- дата доступа – 08.04.2014. – с.24-26.
17. Гутник В. Германия// МЭ и МО. – 2001.- №8
18. 3.Дорина Е.Б. “Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации” 2005 Минск с.178-187
19. Сайт Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] режим доступа — — дата доступа- 03.04.2014 г.
20. Лемешевский, И. М. Социальное рыночное хозяйство:идея и развитие экономического строя (общая редакция;вступление, перевод). // научная статья – Мн.: Плюсминус -1994.
21. Лемешевский, И. М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития: курс лекций / И. М. Лемешевский. — Минск: ФУАинформ, 2012. — 560 с.
22. Мэнкью Н., Тейлор М. Микроэкономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013. — 373-386 с.: ил.
23. Козловский В.В. “Мировая экономика: социально ориентированный подход” 2005 Минск с.384-391
24. Форд Г. “Организация производства и стратегия управления бизнесом” 2004г.
25. Лемешевский, И.М. Методологические основы и практические ориентиры разработки национальной модели «новой экономики» в постпереходный период.// научная статья// научный сборник ГГУ «Актуальные проблемы развития экономической науки». – Гомель: ГГУ,2008.