Содержание
Введение3
1 Общая характеристика и особенности Московского региона6
1.1 Историко-географическое и климатическое положение6
1.2 Городское и промышленное развитие региона8
1.3 Экономическая характеристика региона10
1.4 Демографическая обстановка, структура и уровень жизни населения13
2 Анализ состояния и основные перспективы социально-экономического развития Московского региона17
2.1 Демографические показатели17
2.2 Макроэкономические показатели19
2.3 Промышленное производство19
2.4 Сельское хозяйство21
2.5 Транспорт, дорожное строительство и связь23
2.6 Малое предпринимательство24
2.7 Инвестиции26
2.8 Финансы29
Заключение32
Список литературы34
Выдержка из текста работы
2.4 Предложения по реализации Программы социально-экономического развития Тюменской области до 2010 года в части дебюрократизации экономики области и создании условий для развития деловой активности…29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………37
Введение
Экономическая политика представляет собой процесс реализации определенных целей. Жизнь экономические показывает, что в ходе развития общества необходимо решать одновременно множество целей.
Наиболее удачная структурная картина выглядит следующим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель экономики. Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.
Интересно отметить, что в экономической теории понятие «благосостояние» активно разрабатывалось экономистами США и Англии, где возник даже специальный научный термин «экономика благоденствия». В качестве ведущей цели это понятие было определено и в рамках прежней, нерыночной советской экономики.
Актуальность темы. В современных условиях развития России на ряду с социально-экономическим развитием находится управление региональным развитием, в рамках которого важное положение занимают цели, критерии и методы управления региональным развитием.
Изложенные обстоятельства определили актуальность выбранной темы курсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.
Объектом исследования в данной работе выступает Тюменская область.
Цель работы – рассмотреть социально-экономическое развитие Тюменской области, его проблемы и приоритеты.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику региона.
2. Оценить ресурсообеспеченность.
3. Определить основные тенденции развития на будущее.
Глава 1.Общая характеристика Тюменской области
1.1.Основные показатели
Дата образования — 14 августа 1944 года
Территория — 1435,2 тыс. км2
Протяженность с севера на юг — 2100 км, с запада на восток — 1400 км
Омывается водами Карского моря
Граничит с Казахстаном, Республикой Коми, Красноярским краем, Свердловской, Курганской, Омской, Томской, Архангельской областями
Плотность населения — 2,3 чел. на 1 км2
Административный центр — г. Тюмень
Расстояние от Тюмени до Москвы — 2144 км
Простираясь от степей Казахстана до берегов Северного Ледовитого океана и занимая большую часть Западно-Сибирской равнины, Тюменская область по территории уступает Республике Саха (Якутия) и Красноярскому краю. Близость к экономически развитым районам европейской части страны, прежде всего к Уралу, обеспеченность разнообразными природными ресурсами, высокий промышленный потенциал, политическая стабильность — главные черты, определяющие инвестиционную привлекательность региона.
Экономический потенциал Тюменской области подтверждается абсолютной величиной вклада в формирование валового внутреннего продукта РФ, который в 3-6 раз превосходит другие регионы страны, уступая Москве. По объему валового внутреннего продукта на душу населения область не имеет себе равных в России.
Природные ресурсы
Располагая значительными ресурсами углеводородного сырья, область по праву является «энергетическим сердцем России». Здесь сосредоточена основная часть запасов нефти и газа страны. К уникальным нефтяным месторождениям относятся Самотлорское, Холмогорское, Красноленинское, Федоровское и др., газовым — Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и др. По оценкам специалистов, богатые углеводородные зоны находятся на полуострове Гыдан и в Карском шельфе зоны Ямала, большие перспективы связаны с освоением Уватского проекта в южной части области.
На территории региона производится добыча торфа, сапропелей, кварцевых песков, кирпичных и керамзитовых глин, известняков, строительного камня. Выявлено и в разной степени разведано около 400 месторождений сырья для производства строительных материалов.
Область богата запасами пресной воды. Имеются значительные ресурсы минеральных вод. В подземных водах содержится более половины российских запасов йода и брома.
Административно-территориальное деление
В состав Тюменской области входят два равноправных субъекта РФ — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В области насчитывается 28 городов, 38 районов, 41 поселок городского типа, 1604 населенных пункта.
1.2 Отраслевая специализация
По объему произведенной промышленной продукции область занимает 1 место среди регионов Уральского федерального округа и в целом по России. Главные промышленные центры сосредоточены в городах: Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Тобольске, Новом Уренгое, Надыме, Ноябрьске, Нефтеюганске, Когалыме, Ишиме.
Основа экономики региона — нефтегазодобывающий комплекс, на долю которого в январе-сентябре 2002г. приходилось 80% объема промышленного производства области. Значительная часть нефти, газового конденсата и газа страны добывается в области. За 9 месяцев т.г. добыто 187,4 млн. тонн нефти и газового конденсата, 393 млрд. м3- газа естественного. Наращивается добыча нефти на юге области, за январь-сентябрь 2005 года ее объем составил 608 тыс. тонн нефти, что на 25% выше уровня предыдущего года.
Развита нефтеперерабатывающая промышленность, обеспечивающая легким углеводородным сырьем нефтехимический комплекс страны.
В химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена, синтетических смол, пластических масс, полиэтиленовых труб, полимерной пленки. В области производится около трети объемов сжиженного бытового газа страны. На севере развивается комплекс по выпуску моторного топлива, эксплуатируются мини-заводы по выработке моторного масла для местного рынка.
Пользуется спросом продукция машиностроительных заводов: нефтепромысловое, буровое, геологоразведочное, нефтеперерабатывающее оборудование, тракторные прицепы, деревообрабатывающие станки, бетоносмесители, аккумуляторы и средства автоматики, медицинское оборудование и запасные части к нему, медицинские иглы и шприцы однократного применения.
В промышленности строительных материалов осуществляется выпуск сборных железобетонных конструкций и изделий, деталей для крупнопанельного домостроения, кирпича, стеновых блоков, экологически чистых изоляционных материалов, керамической черепицы и облицовочных плиток.
Важную роль в развитии области играет лесная и деревообрабатывающая отрасль. Изготавливается широкий ассортимент мебели, древесностружечных плит, фанеры клеёной, деревянных домов, теплоизоляционных, отделочных и других материалов и изделий из древесины. За 9 месяцев т.г. производство деловой древесины составило 1606 тыс. пл. м3, пиломатериалов — 509 тыс. м3, вывозка древесины — 1905 тыс. пл. м3.
Социально-ориентированные отрасли представлены легкой и пищевой промышленностью. Осуществляется выпуск шерстяных тканей, пряжи, изделий из меха, рыболовных сетей, кожаной и валяной обуви, швейных изделий. Организациями пищевой промышленности производится широкий ассортимент мясных, рыбных и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, консерви-рованной и другой продукции.
К основным экономико-географическим и политическим условиям инвестирования в Тюменскую область можно отнести:
— богатство природных ресурсов;
— преобладание отраслей топливно-энергетического ком-плекса;
— повышение доли перерабатывающей промышленности, в том числе переработки углеводородного сырья;
— наличие квалифицированной рабочей силы;
— высокий платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги;
— политическая стабильность;
— инвестиционное законодательство, обеспечивающее систему государственных гарантий и налоговых льгот инвесторам.
Тюменская область относится к числу регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью и занимает лидирующее место в России по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. На развитие экономики и социальной сферы организациями области в январе-августе 2005 года было вложено 148 млрд. рублей. Наибольший объем инвестиций в основной капитал направлен в промышленность и транспорт.
Область является одним из перспективных регионов РФ для выгодного вложения иностранного капитала. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в январе-июне 2005 года, составил 190 млн. долларов США, из них 117 млн. — прямые инвестиции.
Большая часть иностранных инвестиций направлена в торговлю и общественное питание (57%) и топливную промышленность (38%).
На конец 2004 года на территории области действовали более 99 российских фирм с иностранным участием, где были заняты 16,5 тыс. человек. Большая их часть — в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании. Объем произведенной ими продукции — 43,7 млрд. рублей. В совместной деятельности принимают участие фирмы 35 стран мира. Ведущее место из них занимают Кипр, США, Германия, Великобритания Италия. Основные партнеры из стран СНГ — Украина, Узбекистан.
Строительство
В области создан мощный строительный комплекс. За январь-сентябрь 2005 года введены в действие 119 км линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше, трансформаторные понизительные подстанции напряжением 35 кВ и выше мощностью 111 тыс. кВА, 1282 нефтяных скважины, мощности по производству 2,7 тонн в сутки хлебобулочных изделий и 5 тонн в смену колбасных изделий, 36 км магистральных нефтепроводов и 107 км газопроводов, 157 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 3 моста протяженностью 188 погонных метра и другие объекты производственного и социального назначения.
Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда в январе-сентябре 2005 года, составил 75,2 млрд. рублей и остается самым высоким среди регионов Уральского федерального округа.
Для области характерно интенсивное жилищное строительство. В январе-сентябре 2005 года введено в эксплуатацию 406 тыс. м2 общей площади жилых домов (124 м2 в расчете на 1000 жителей). Почти треть жилья (121 тыс. м2) построена населением за свой счет и с помощью кредитов. По вводу жилья на 1000 жителей область находится на I месте в числе регионов Уральского федерального округа.
Сельское хозяйство
Область отличается суровыми природно-климатическими условиями, 90% территории отнесено к районам Крайнего Севера. Лишь 3% территории области занимают сельскохозяйственные угодья. Более благоприятные климатические условия юга позволяют выращивать зерно, картофель, овощи, грубые и сочные корма. Животноводы занимаются разведением крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, птицы. Здесь производится около 90% сельскохозяйственной продукции области.
Сельскохозяйственные организации автономных округов специализируются на производстве молока, яиц, овощей защищенного грунта. Развиты традиционные для коренных народов севера промыслы — оленеводство и рыболовство.
Валовая продукция сельского хозяйства в январе-сентябре 2005 года составила 11,6 млрд. рублей. На долю сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства сельхозпродукции приходилось 46%, крестьянских (фермерских) хозяйств — 4%, населения — 50%.
На душу населения в январе-сентябре 2005г. произведено 21 кг мяса (скот и птица на убой), 131 кг молока, 250 штук яиц. По производству яиц на душу населения область занимает лидирующее положение среди регионов Уральского федерального округа.
Транспорт
В области активно используются все основные виды транспорта. В структуре грузооборота значительную долю (более 90%) составляет трубопроводный транспорт. Создана одна из самых разветвленных сетей трубопроводов в России.
Значительное развитие получил железнодорожный транспорт. Железная дорога связывает Транссибирскую магистраль через Тюмень и Тобольск с основными центрами добычи нефти и газа в автономных округах.
Наиболее быстро развивается автомобильный транспорт. Интенсивно растет парк транспортных средств. Построены и фу…
**************************************************************