Содержание
..4
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально экономическом развитии муниципального образова-ния……………….7
1.1. Структура органов местного самоуправле-ния…..7
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально экономическом развитии района.15
1.3. Понятие и цели социально экономической политики местного само-управле-ния..18
Глава 2. Анализ социально экономического развития Добровского рай-она….25
2.1. Современное состояние социально экономического развития Добровского рай-она….25
2.2. Особенности управления Добровского рай-она..35
2.3. Формирование и анализ расходов и расходов Добровского рай-она….40
Глава 3. Перспективы и пути е совершенствования социально экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Добровского района47
3.1. Перспективы социально экономического развития и управления Добровского рай-она……….47
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Добровского рай-она…53
3.3 Прогноз социально экономического развития Добровского района.60
Заключе-ние…63
Список литературы..66
Выдержка из текста работы
Комплексное социально-экономическое развитие Муниципальных образований Федеральным Законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям местного самоуправления. Понятие «Комплексное социально — экономическое развитие муниципальных образований» впервые встречается в современной правовой системе России, не раскрыта в основополагающем Федеральном Законе, и поэтому требуется его современная трактовка.
Комментарий к ФЗ №131, подготовленный коллективом авторов из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации под руководством Ю.А. Тихомирова, по поводу комплексного социально — экономического развития муниципальных образований говорится, что «в данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.».
Существуют устойчивые заблуждения, в соответствии с которым понятие «Муниципальное хозяйство» многие специалисты в этой сфере и особенно практики отождествляют с понятием «Муниципальное образование» или, точнее, муниципальное образование сводят к муниципальному хозяйству. Последствие такой подмены в понятиях ? возникновение и накопление сложных и порой неразрешимых проблем.
В соответствии с определением муниципальное хозяйства к нему относятся все предприятия, учреждения и организации (независимо от форм собственности) деятельность которых прямо или косвенно направлена на решение задач, стоящих перед муниципальным образованием. Но даже такое широкое толкование термина «муниципальное хозяйство» не дает нам основания отождествлять муниципальное хозяйство с муниципальным образованием.
Актуальность исследования исходит из того, что прогнозно-плановый механизм функционирования МО должен формулировать и увязывать по срокам, финансовым, трудовым, материальным и прочим ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, создавать основу взаимодействия членов местного сообщества, обеспечивающего и реализацию стратегических приоритетов, и текущее сбалансированное функционирование экономического и социального секторов муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.
Цель работы ? рассмотреть комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований: современные критерии, показатели и механизмы.
Задачи работы:
- раскрыть понятие муниципального образования;
- охарактеризовать критерии, показатели и механизмы развития МО;
- проанализировать социально-экономическое развития муниципального района «Елизовский»;
- описать приоритетные национальные проекты, реализуемые в Елизовском районе.
Предмет исследования — социально-экономическое развитие муниципального образования.
Объект исследования — Елизовский район Камчатского края.
Теоретической основой работы послужила учебная литература, периодические издания, материалы сети Интернет.
Практической базой послужили информационные данные, сводки, статистические данные о деятельности администрации района.
В работе использованы методы синтеза, обобщения и обработки теоретического и практического материала, элементы экономического анализа.
1. Социально-экономическое развитие муниципальных образований
1.1 Понятия муниципальных образований
При создании муниципальных образований учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.
Территорию городского или сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Указанный критерий вызывает сложность при определении территорий муниципальных образований крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки. В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1 тыс. человек (для территории с высокой плотностью населения ? более 3 тыс. человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек каждый (для территории с высокой плотностью населения ? менее 3 тыс. человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения. В соответствии с законом субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения этого субъекта и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
Размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района ? с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.
Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта. Территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Федерации. Границы муниципального района не могут пересекаться границами поседения.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, в которых плотность населения сельских поселений более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, в которых плотность населения сельских поселений более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью населения, можно найти в Распоряжении Правительства РФ от 25 мая 2004 г. №707-р, которое утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Группы муниципальных образований.
Муниципальные образования делятся на четыре группы:
- городские и сельские поселения;
- муниципальные районы;
- городские округа;
- внутригородские территории городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург и Севастополь).
Сопредельные городские и (или) сельские поселения объединены в муниципальные районы. Наряду с поселениями муниципальный регион может включать и межселенные территории, т.е. находящиеся вне границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся к числу городских поселений и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой ? наделяются и правами муниципальных районов, не входя в состав последних. Такие поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей.
Делая вывод всего вышесказанного, следует заключить, что территориальная организация местного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне поселения. На втором — муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила ? городские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней. Однако объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны.
Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, сотрудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Они могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных образований первого и второго уровней. Законодатель постарался наделить городские, сельские поселения, с одной стороны, и муниципальные районы — с другой, разными задачами, функциями. Так, муниципальные районы призваны, прежде всего, решать задачи межпоселенческого характера. Отношения между разноуровневыми муниципальными образованиями следует охарактеризовать не как их административное подчинение, а как муниципальную связь.
1.2 Критерии, показатели и механизмы развития муниципальных образований
Важную роль в развитии муниципального образования (МО), конкретно в развитии муниципального сектора экономики, образуемого отраслями инфраструктуры и социальной сферы, играют технологии равноправного сотрудничества всех участников регионального развития в решении социально-бытовых проблем населения регионов. Возникает необходимость исследования отношений региона как административно-территориальной единицы и как объекта территориального управления, в рамках которых жизнедеятельность населения организуется административными органами и органами местного управления.
Современной России присущи федеративные отношения образующих ее регионов — субъектов, подчиняющихся, с одной стороны, единому руководству страны и имеющих, с другой стороны, значительные права самоуправления. К последним относятся некоторые вопросы законодательного порядка взимания налогов с населения (физических лиц) и самостоятельных производителей (юридических лиц), ведения регионального и местного хозяйства, развития сферы услуг и предпринимательства и др.
Таким образом, процесс развития МО не может осуществляться вне рамок общего процесса развития государства и его субъектов — регионов. Административно-территориальным образованиям имманентно присуще свойство устойчивости, долговременности состава и границ. Данное свойство определяется необходимостью нормального функционирования систем управления, начиная от регионального уровня и заканчивая каждым районом, городом и поселком, т.е. каждым МО.
Технология оценки развития региона предполагает исследование многоцелевой и многокритериальной системы, перед которой ставятся задачи повышения материального благосостояния и улучшения условий жизни населения, усиления охраны природы и рационального использования ресурсов, поддержания и совершенствования техники и технологии производства, выполнения определенных обязательств перед МО и федеральным центром, роста экономического и научного потенциала. Эти целевые установки могут быть выражены различными показателями, часть из которых может быть принята в качестве критериев оптимальности. При разработке технологии оценки устойчивого развития следует, прежде всего, определить эти показатели.
Построение системы показателей обеспечивает выделение наиболее значимых из них, характеризующих функционирование и устойчивость развития региона и муниципального образования. Система показателей, диагностирующая внутреннюю и внешнюю среду региона и МО, является одним из основных элементов механизма управления их устойчивым развитием. Достоверно проведенный анализ по выделенным показателям позволяет оценить потенциал региона, его реальное состояние, определить эффективность управления для достижения устойчивого развития [1]. При построении данной системы необходимо выполнение следующих требований:
— соответствие показателей целям развития региона, МО;
— охват показателями всех процессов регионального и муниципального развития;
— определение показателей на перспективу;
— выражение показателей в абсолютных, относительных и удельных величинах;
— доступность показателей для расчета и анализа [2].
Еще одним обязательным и существенным, условием построения системы показателей устойчивого развития является использование целевого подхода, когда соответственно целям региона и МО строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию. Очевидно, что цель устойчивого развития — достижение необходимого результата. Обобщающим показателем при этом может служить степень достижения целевых уровней по частным показателям, отражающим различные аспекты жизнедеятельности населения.
Целесообразно формулировать долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии развития региона и МО. Среди долгосрочных целей выделяют становление и развитие постиндустриального общества, повышение уровня образования, здравоохранения и культуры [3]. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение планируемого уровня валового регионального продукта (ВРП) на ближайшую перспективу. Долгосрочные и краткосрочные цели различаются как по своему содержанию, так и по методам их достижения. Достижение краткосрочных целей определяет функционирование, а долгосрочных целей — развитие объекта. В связи с этим выделяются методы и показатели устойчивого функционирования и устойчивого развития региона.
В табл. 1 представлена матрица, определяющая отношения и цели взаимосвязанных подсистем (социальной, экологической и экономической) и позволяющая выделить параметры изменения качественного состояния региональной и муниципальной систем.
Таблица 1 — Матрица устойчивого развития региона (МО)
По вертикали в матрице показана последовательность перехода региона и его подсистем из кризисного состояния к устойчивому, по горизонтали — вклад каждой подсистемы в достижение нового качества.
Табл. 2 содержит систему показателей оценки устойчивого регионального развития в соответствии с выделенными в матрице целями. Особенностью данной системы показателей является их ориентация на совокупность целей устойчивого развития, сформированную методом редукции целевого показателя. Показатели рассматриваются в динамике, что позволяет проводить диагностику взаимозависимого состояния регионов и МО.
Для объективной оценки устойчивого развития недостаточно оценивать простые экономические и социальные показатели. Так, например, увеличение объемов экспорта за счет вывоза невозобновляемых природных ресурсов региона не может свидетельствовать об устойчивости развития. Показатели устойчивого развития должны быть соотнесены с условиями труда и занятости, уровнем развития образования, здравоохранения, культуры, состоянием окружающей среды и т.д. Кроме того, система разнородных частных показателей позволяет составить динамическую характеристику процесса развития региона лишь по отдельным аспектам деятельности, что, очевидно, недостаточно.
Таблица 2 — Система показателей оценки устойчивого развития региона, муниципального образования
Необходимость оценки степени устойчивости регионального и муниципального развития требует разработки и применения интегрального показателя, построение которого обобщает систему показателей и определяет динамику в целом по всем показателям. Одним из таких универсальных индикаторов является индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный в рамках «Программы развития» ООН. ИЧР был построен на основе концепции человеческого развития [4].
Несомненное достоинство методики измерения уровня развития с использованием ИЧР состоит в том, что в основе всех расчетов находятся достоверные данные, характеристики которых одинаковы для всех субъектов анализа. Использование ИЧР возможно также для комплексной оценки развития региона, МО и их влияния на экономическую, экологическую и демографическую ситуацию. Однако, по нашему мнению, индекс человеческого развития имеет и ряд недостатков. Его оценка показывает, в каком направлении осуществляется развитие в стране, но его применение на региональном (местном) уровне нецелесообразно, так как для определения уровня устойчивого социально-экономического развития региона выделенных характеристик не хватает.
Еще одним интегральным показателем оценки устойчивого развития региона является показатель «продолжительность жизни — душевой валовой региональный продукт» («ПЖ — ВРП душ») [5]. Взаимосвязь душевого ВРП и продолжительности жизни объясняется тем, что увеличение ВРП на душу населения создает материальные условия и возможности для человека и государства через общественный сектор (здравоохранение, образование, культуру, спорт, строительство жилья и т.д.). При этом продолжительность жизни человека представляет собой фокус, в котором отражается комплекс всех промежуточных факторов (таких как удовлетворение потребностей населения, благосостояние нации, уровень и качество жизни, грамотность взрослого населения и т.д.), определяющих ее и влияющих на ее изменение. Любая социально-экономическая система призвана, в конечном итоге, воспроизводить рост продолжительности жизни человека, на длительности которой отражаются и качество жизни, и экология, и комфорт, и прочие факторы. Содержание показателя уровня развития региона «ПЖ — ВРП душ» определяется взаимосвязанными, дополняющими друг друга, обеспечивающими взаимную поддержку, однонаправленными и в то же время относительно самостоятельными элементами: конечным, выходным социальным результатом — средней продолжительностью жизни человека и выходным экономическим результатом — душевым валовым региональным продуктом за единицу времени. Большое преимущество данного показателя состоит в том, что он может рассчитываться и в статике, и в динамике на основе достоверных одноименных сопоставимых показателей. В то же время, данный обобщающий критерий отражает в большей степени уровень социально-экономического развития, не рассматривая эколого-экономические отношения, и не позволяет определить пороговые значения устойчивости развития региональной системы.
В России ведущим критерием оценки устойчивости социально-экономического развития региона является состояние здоровья населения. В связи с этим важной проблемой остается определение количественных показателей уровня здоровья и их взаимосвязей с показателями социально-экономического развития и состояния окружающей среды.
Интегральный показатель уровня качества жизни населения в представленной системе определяется произведением индексов изменения частных критериев комплекса экономических (Кэкон), социальных (Ксоц) и экологических (Кэкол) показателей.
Динамичный прирост интегрального показателя качества жизни населения будет свидетельствовать об устойчивом развитии региональной системы и отражаться в устойчивом положительном тренде функции прироста обобщенного показателя. Следовательно, оценка интегрального критерия в базовом периоде (Kb t+1) должна превышать данный показатель в предыдущем периоде (K и t).
Использование данной системы показателей позволяет оценить степень достижения устойчивости регионального развития и определить факторы перехода экономики региона к устойчивому развитию. Расчеты выполняются автоматизированным способом с использованием программы Microsoft Excel.
При определении обобщенной оценки следует учитывать, что для стандартизированного значения негативного показателя используют скорректированную формулу расчета, которая делает соразмерными показатели разной направленности.
На основе стандартизированных значений определяется обобщающий показатель по выделенному критерию.
2. Сравнительный анализ социально-экономического развития муниципального района «Елизовский»
2.1 Анализ развития муниципального района «Елизовский»
На территории Елизовского муниципального района были образованы десять муниципальных образований.
Перспективы муниципальных образований по-прежнему зависит от того, насколько жителям городских и сельских поселений, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, осуществляющих свою деятельность на территории района, удастся скоординировать свои усилия для достижения общих целей по развитию экономики Елизовского района, повышению устойчивости его экономической базы, стабилизации уровня занятости населения, решению социальных вопросов. Решение вопросов местного значения, закрепленное законом за районными и поселенческими органами местного самоуправления, может быть эффективным, если оно станет результатом согласованных действий по реализации общей политики социально-экономического развития.
Поиск новых методов управления местным развитием требует наличия документов, согласующих интересы и действия органов государственной власти и местного самоуправления, населения и хозяйствующих субъектов.
Для обеспечения единства программных мероприятий направленных на социально-экономическое развитие Камчатского края Программа социально-экономического развития Елизовского муниципального района на период 2010-2014 гг. разработана в соответствии с Постановлением Губернатора Камчатского края от 03.10.2008г. №371 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в процессе социально-экономического развития муниципальных образований в Камчатском крае».
Указанная Программа определяет ключевые направления деятельности органов местного самоуправления на период до 2014 года, которые обеспечивают достижение стратегической цели развития района — обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения района.
Рисунок 1 — Анализ социально-экономического положения района
Елизовский район образован 17 ноября 1949 года Указом Президиума Верховного Совета №741/8 «Об образовании Елизовского района в составе Камчатской области Хабаровского края с центром в с. Елизово». С 1965 году село преобразовано в поселок городского типа, а в 1975 году — в город Елизово.
Елизовский район занимает юго-восточную часть полуострова Камчатка. Самая северная часть района — р. Малая Чажма, самая южная точка — Мыс Лопатка. На северо-западе — граничит с Усть-Большерецким, Мильковским, Соболевским, Усть-Камчатским районами. Елизовский муниципальный район — самый крупный район Камчатского края, в границах, установленных в настоящее время, площадь района составляет 40,996 тыс.кв.км.
Административным центром Елизовского муниципального района является г. Елизово. Расстояние от районного центра до краевого центра 32 км. По территории района проходит главная транспортная магистраль Камчатского края Петропавловск — Мильково. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 472,3 км. В состав района входят 10 муниципальных образований.
В Елизовском районе расположен основной грузопассажирский аэропорт Камчатского края. Воздушное сообщение, в основном, ориентировано на пассажирские перевозки.
Рельеф района — это 70% гор. Низменности прослеживаются лишь в виде узких полос речных долин. Самая крупная в районе — Авачинская низменность. Речная сеть довольно развита и насчитывается 115 рек с общей протяженностью 3405 км, самые значительные из них р. Жупанова, р. Авача, р. Быстрая.
Климат Елизовского района избыточно-влажный, с многоснежной зимой и прохладным летом. Среднегодовая температура колеблется от — 0,4?С до — 3,1?C на западном побережье, в северной и частично в центральной части; от +0,6?С до +2,1?C на юго-востоке и в центральной части.
Фауна наземных животных района включает более двух тысяч видов. Рыбные ресурсы представлены 6 видами самых распространенных пород лососевых рыб. Особенностью минерально-сырьевой базы Елизовского района является разнообразие полезных ископаемых ? металлические полезные ископаемые рудного и рассыпного золота, месторождения черных металлов, рудопроявления никеля, меди и сопутствующих металлов. В Елизовском районе сосредоточена половина разведанных на Камчатке месторождений строительных материалов.
Демографическая ситуация в Елизовском муниципальном районе характеризуется не стабильностью развития, превышением смертности над рождаемостью, отток населения превышает миграционный приток.
В 2008 году смертность превысила рождаемость на 103 человека, но при этом коэффициент рождаемости 11,8 (родившихся на 1000 человек населения) сложился выше, чем в Камчатском крае (11,7). Коэффициент смертности по району — 13,4 превышает аналогичный показатель по Камчатскому краю (11,4).
Остаются неизменными проблемы низкой рождаемости населения и превышение смертности над рождаемостью. Продолжается процесс старения населения. Следует отметить, что основными составляющими сокращения численности населения является не только естественная, но и миграционная убыль. Отмечается высокий миграционный отток трудоспособного населения.
Экономически активное население в районе составляет 31,7 тыс. человек — это 49,3% от общей численности населения района. На 01.01.2009 г. численность населения, занятого в экономике района — 28,2 тыс. человек или 89% от экономически активного населения.
Уровень официально зарегистрированной безработицы на территории района составил 3,52% к численности экономически активного населения. Данный показатель выше среднекраевого (по Камчатскому краю — 2,7%). Безработица в районе находится в прямой зависимости от сезонной занятости населения, которая возрастает в период с марта по сентябрь. Высокий уровень безработицы отмечается на территориях сельских поселений района: Начикинском (7,2%), Новолесновском (5,6%), Корякском (5,4%), Паратунском (4,8%).
В общем объеме регистрируемой безработицы женщины составляют — 52,7%, молодежь от 16 до 30 лет — 40,8%. Доля выпускников ВУЗов и учреждений среднего и начального профобразования — 5,2%, в основном это выпускники по специальностям экономист, юрист, финансист.
Неблагоприятная ситуация складывается с обеспечением занятости молодёжи в возрасте до 30 лет. Существуют проблемы с трудоустройством молодежи без практического опыта работы, женщин с малолетними детьми, инвалидов, а также граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Елизовский муниципальный район характеризуется как имеющий устойчивую тенденцию к улучшению уровня и качества жизни населения.
Достигнутые положительные результаты роста экономики сопровождаются увеличением доходов населения: рост среднемесячной заработной платы за последние 3 года составил 154%. Номинальная среднемесячная зарплата за 2008 г. составила 24312 рублей и по сравнению с 2007 годом увеличилась на 23,1%, Реальная заработная плата (скорректированная на показатели инфляции) выросла по отношению к 2007 году на 107,3%. Уровень среднемесячной заработной платы, сложившейся в Елизовском районе, остается ниже среднемесячной заработной платы по Камчатскому краю на 10,4%.
В районе существует высокая дифференциация доходов населения, которая приводит к снижению качества жизни части населения района, особенно проживающего в отдаленных населенных пунктах.
В Елизовском муниципальном районе образовательные услуги населению оказывают 54 муниципальных учреждения разного направления: 20 общеобразовательных учреждений, 25 дошкольных образовательных учреждений (15 из которых находятся в сельской местности), 6 учреждений дополнительного образования, специальная коррекционная школа-интернат №3, основная общеобразовательная школа-интернат №1, межшкольный учебный комбинат с центром планирования карьеры и профессионального самоопределения и 5 учреждений начального профессионального образования.
На территории района не функционирует ни одного высшего учебного заведения.
В связи с недофинансированием материально-техническая база образовательных учреждений обновляется медленно: требует замены и ремонта техническое и технологическое оборудование пищеблоков, прачечных, медицинских кабинетов; инженерные и коммуникационные сети учреждений. Изношенность детской и ученической мебели составляет около 70%; недостаток игрушек в садах, физкультурного оборудования для спортивных площадок и залов. В капитальном ремонте нуждаются школы: Начикинская и Корякская сельские школы, СОШ №9, школа-сад №11, школа-интернат №1. В г. Елизово назрела острая необходимость строительства двух детских садов. Нехватка педагогических работников (биологов, географов, учителей химии, музыки, физической культуры) в сельских школах и в дошкольных учреждениях района. Не смотря на переход на новую систему оплаты труда, 400 работников образовательных учреждений (16% общей численности работающих), в основном — это работники, занимающие должности первого квалификационного уровня, получают заработную плату ниже величины прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае.
Для оказания жителям Елизовского муниципального района гарантированной бесплатной медицинской помощи в районе развернуто и функционирует 21 учреждений здравоохранения, них 13 учреждений являются муниципальными. Все лечебные учреждения находятся в приспособленных зданиях и помещениях.
В здравоохранении района трудится всего 1073 человек, из них врачей — 168 человек, среднего медицинского персонала — 462 человек. Укомплектованность врачами составляет 65,9%, с совместителями — 95,8%, средним медицинским персоналом — 79,9%. Укомплектованность отрасли кадрами остается практически без изменений на протяжении ряда лет. В районе принята муниципальная целевая программа «Привлечение и поддержка молодых специалистов в Елизовском муниципальном районе в 2008-2012 гг.», которая позволит частично решить эту проблему. Уже в 2008 году в МУЗ «Елизовская районная больница» прошли интернатуру 5 врачей-интернов с последующим трудоустройством в медицинских учреждениях района. В 2007 году администрация Елизовского района направила для поступления в медицинские ВУЗы Дальнего Востока и Сибири 10 выпускников школ.
Развитие сферы здравоохранения района во многом связано с участием в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», муниципальных целевых программ «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом», «Вакцинопрофилактика»; «Поддержка и развитие здравоохранения в Елизовском муниципальном районе», «Привлечение и поддержка молодых специалистов в Елизовском муниципальном районе в 2008-2012 гг.».
Повышение квалификации и оплаты труда медицинского персонала, проведение диспансеризации и иммунизации населения, приобретение лечебно-диагностического оборудования и автомобилей скорой помощи — является результатом участие в приоритетном национальном проекте «Здоровье».
Материально-техническая база лечебных учреждений отличается высоким процентом износа — в среднем 78%. Большинство лечебных учреждений по объему занимаемых площадей и наличию лечебно-диагностического оборудования не соответствуют действующим нормативам. Недостаточное финансирование не позволяет в полном объеме производить необходимый текущий и капитальный ремонт учреждений здравоохранения, выполнить реконструкцию незавершенного строительством здания травматологии под родильное отделение МУЗ «Елизовская районная больница».
Формирование здорового и гармонично-развитого поколения — одно из предназначений такой отрасли социальной сферы как физкультура и спорт. Затраты на эту отрасль являются инвестициями в трудовые ресурсы.
На территории района функционируют 113 спортивных сооружения: 33 спортивных зала, 45 спортивных полей и площадок, 2 стадиона, 2 лыжные базы, биатлонический комплекс, 8 сооружений для стрелковых видов и ряд других объектов. На сегодняшний день в Елизовском районе остро стоит проблема нехватки спортивных сооружений, обеспеченность которыми составляет 25% от нормативной.
Для развития детско-юношеского спорта в районе создана система государственных и муниципальных учреждений: 2 специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, 2 детско-юношеские спортивные школы, 2 детских оздоровительно-образовательных центра, 1 подростковый центр, 1 центр внешкольной работы. В системе дополнительного образования занимается 3106 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.
Спортивная работа ведется в спортивных секциях, в группах по видам спорта, в которых постоянно занимается 8968 человек (13,9% от численности населения района).
Ежегодно проводится более 100 чемпионатов, первенств, кубков, турниров района по 23 видам спорта. Развиваются новые виды спорта: пейнтбол, страйкбол, брейк-данс, дрифт, GPS-ориентирование.
В районе нет ни одного специализированного спортивного сооружения, бассейна. Имеющиеся приспособленные спортивные сооружения не соответствуют современным требованиям, требуют капитального, косметического ремонта или реконструкции.
Молодежь района испытывает трудности в трудоустройстве, профессиональной ориентации, в приобретении жилья.
Слабая материально-техническая база МУК МЦМ «Юность».
Культурное пространство Елизовского муниципального района представляет собой систему учреждений культуры и дополнительного начального музыкально-художественного образования. В районе функционирует 36 учреждений культуры (в т.ч. библиотеки) и 7 учреждения дополнительного образования.
В районе нет ни одного действующего кинотеатра. Населению района приходится посещать кинотеатры г. Петропавловска-Камчатского. Нехватка средств на проведение реконструкции или капитального ремонта зданий учреждений культуры, особенно в сельской местности, а также необходимость их переоснащения современным оборудованием. Отсутствие в районе кинотеатра. Низкая заработная плата работников культуры и, как следствие, недостаток профессиональных кадров. Финансирование учреждений культуры по остаточному принципу.
Низкие темпы компьютеризации и внедрения новых библиотечных технологий и корпоративного информационного взаимодействия с библиотеками Камчатского края.
Система социальной защиты населения района представлена шестью государственными и тремя муниципальными учреждениями.
Основными направлениями социальной защиты населения является поддержка семьи, материнства и детства; поддержка и защита пожилых людей и инвалидов; защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная адаптация граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Всего населению района предоставляется 60 видов государственных услуг, связанных с социальной поддержкой, в том числе 35 — предоставляется в денежном виде.
На территории района функционируют два муниципальных учреждения социальной защиты населения: МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» и МУ «Социальный приют для детей», которые в соответствии с переданными на исполнение государственными полномочиями, реализуют систему мер социальной поддержки, которая определена федеральным и краевым законодательством. Штатная численность работающих в муниципальных учреждениях социальной защиты на 01.01.2009 года составляет 82 человека, среднесписочная численность работающих 66 человек.
В 2008 году службой социальной защиты населения была оказана помощь 15341 пенсионерам, из них 223 человека получали социальное обслуживание на дому.
Социальные услуги в 2008 году получили 23837 жителей района, за счет средств Фонда социального страхования 292 инвалидам были приобретены ортопедические изделия и средства реабилитации, 148 инвалидов получили путевка на отдых в санатории.
Кроме этого, меры дополнительной социальной поддержки населения района предусмотрены муниципальной долгосрочной целевой программой «Социальная поддержка населения Елизовского муниципального района на 2005-2010 гг.». В бюджете района на 2008 год на эти цели была утверждена сумма в размере 7643,2 тыс. рублей, профинансировано и проведено мероприятий на сумму 6687,8 тыс. рублей, что составляет 87,5% от утвержденной суммы.
В целях обеспечения эффективной социальной поддержки нуждающимся слоям населения района разработана долгосрочная муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения Елизовского муниципального района на 2010-2012 годы». Программой предусмотрено финансирование программных мероприятий на сумму 19466,0 тыс. рублей.
Одним из важнейших направлений социальной политики района является опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. В районе ежегодно растет количество детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 г. выявлено 114 детей, в 2012 г. — 129 детей. В детских учреждениях проживает 188 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными проблемами в сфере социальной защиты населения остается недостаточное финансирование; низкий уровень жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, многодетных семей; низкий уровень реабилитации инвалидов; рост числа семей нуждающихся в адресной социальной помощи.
Помещения, в которых расположены МУ «Социальный приют для детей» и МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», не соответствуют техническим и санитарным требованиям. В связи с дефицитом площадей нет возможности открыть отделение дневного пребывания в МУ «Социальный приют для детей».
Основными проблемами жилищно-коммунального хозяйства Елизовского муниципального района являются неудовлетворительное техническое состояние инженерных сетей, коммунальных и жилищных объектов, несовершенство применяемых технологий. Высокая степень износа тепловых, водопроводных и канализационных сетей не позволяет предоставлять коммунальные услуги населению необходимого качества. Необходимо строительство канализационных очистных сооружений. Существующие очистные сооружения нуждаются в капитальном ремонте.
Высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, не обеспеченная ростом доходов основной части населения; недоступность улучшения жилищных условий для значительной части населения, особенно социально незащищенных категорий; необходимо обеспечить сдерживание роста стоимости коммунальных услуг за счет модернизации коммунальных объектов, внедрения энергосберегающих технологий и оптимизации объемов производимых коммунальных услуг; тяжелое финансовое положение предприятий ЖКХ, высокая кредиторская задолженность; недостаточный объем инвестиций в отрасль.
Собственные доходы местного бюджета формируются за счет поступлений от местных налогов, отчислений от федеральных и региональных налогов, поступлений от муниципальной собственности, государственных пошлин и сумм принудительного изъятия. За 2012 год поступления от налоговых и неналоговых платежей составили 672,5 млн. руб., при плановых назначениях доходов в объеме 682,9 млн. руб., исполнение составило 98,46 процента.
Доходы консолидированного бюджета Елизовского муниципального района в 2012 году с учетом безвозмездных поступлений составили 2 645,3 млн. рублей, сложились с ростом 122,7% к предыдущему году, при этом рост собственных доходов составил 147,4%. Основными источниками собственных доходов консолидированного бюджета района являются налог на доходы физических лиц, земельный налог, налог на вмененный доход. В структуре собственных доходов они составили в 2012 году 67,9%.
Неналоговые поступления в сумме 51,5 млн. рублей — это доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, из них 54,6% (28,1 млн. руб.) составили доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки и от продажи права на заключение договоров аренды за земли. Собственные доходы консолидированного бюджета района способны обеспечить лишь 26,3% всех бюджетных расходов.
Особенностью формирования доходной базы местных бюджетов является высокая значимость финансовой помощи. Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней в доходах консолидированного бюджета Елизовского муниципального района составили в 2012 году 74,1% (1961,3 млн. рублей), из них: дотации — 10,7%, субсидии и субвенции — 87,7%, иные межбюджетные трансферты — 1,6%.
Бюджетно-налоговый потенциал района характеризуется недостаточностью собственной доходной базы местного бюджета для обеспечения его расходных обязательств.
2.2 Цели и задачи программы социально-экономического развития муниципального образования «Елизовский район»
Стратегической целью Программы социально-экономического развития Елизовского муниципального района на 2010-2014 годы является Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения района.
Выбор поставленной цели обусловлен экономическими и социальными процессами, происходящими в Елизовском муниципальном районе и будет достигаться посредством четырех основных целей:
Цель 1 — Экономическая — Формирование благоприятных условий для экономического развития, как гарантии благосостояния населения района.
Рисунок 2 — Цели и задачи программы развития района
Для достижения поставленной цели предлагается три приоритетных направления социально-экономического развития:
1.1. Содействие развитию действующих предприятий и стимулирования создания новых предприятий (отраслей) экономики;
1.2. Содействия развитию малого и среднего предпринимательства;
1.3. Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса.
Цель 2 — Социальная — Содействие развитию человеческого ресурса и повышению качества жизни населения.
Приоритетные направления:
2.1. Формирование здорового образа жизни;
2.2. Создание условий для занятости населения;
2.3. Повышение качества и доступности услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
2.4. Вовлечение молодежи в социально-экономическую жизнь района.
Цель 3 — Бюджетная политика — Формирование условий для стабильного финансирования социальных расходов и создания условий для экономического развития.
Приоритетные направления:
3.1. Создание условий для устойчивого роста собственных доходов районного бюджета и бюджетов поселений;
3.2. Определение основных направлений повышения эффективности и результативности расходов бюджетных средств.
4. Цель 4 — Повышение инвестиционной привлекательности и формирования положительного имиджа района.
Приоритетные направления:
4.1. Формированием благоприятного инвестиционного климата;
4.2. Повышение уровня безопасности жизни населения.
Предлагаемые цели и приоритетные направления предполагают решение целого ряда тактических задач:
Формирование благоприятных условий для экономического развития, как гарантии благосостояния населения района будет достигнуто в результате:
— создания условий для развития сельскохозяйственного производств;
— развития туристско-рекреационной отрасли (экотуризм, горнолыжный, водный и горный и т.п.), с использованием потенциала района;
— содействия развитию новых предприятий;
— развития благоприятной внешней среды малого и среднего предпринимательства;
— содействия развитию бизнес-сообщества;
— создания благоприятных условий для развития приоритетных направлений деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
— улучшения жилищных условий населения, благоустройство и озеленение территории;
— модернизации коммунальной инфраструктуры в поселениях района и содействие в газификации населенных пунктов района;
— оптимизации деятельности отрасли ЖКХ на основе совершенствования организационных и правовых условий ее функционирования.
Содействие развитию человеческого ресурса и повышению качества жизни населения предполагает:
— создание условий для массового вовлечения в занятия физической культурой, спортом различных слоев населения;
— развитие детско-юношеского спорта;
— пропаганду здорового образа жизни;
— устранение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда;
— создание всесторонней системы профориентации подростков и молодежи и граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
— вовлечение население в самозанятость;
— обеспечение доступности и повышение качества услуг образования
— модернизацию и дальнейшее развитие системы здравоохранения;
— развитие культуры и искусства, повышение социальной и территориальной доступности качественных услуг культуры. Архивное дело;
— развитие эффективной адресной системы социальной защиты;
— развитие творческого потенциала молодежи
Формирование условий для стабильного финансирования социальных расходов и создания условий для экономического развития будет достигнуто путем:
— эффективного использование муниципального имущества;
— использования налогового и неналогового потенциала;
— перехода на бюджетирование, ориентированное на результат;
— повышения эффективности расходования бюджетных средств для нужд муниципальных учреждений.
Повышение инвестиционной привлекательности и формирования положительного имиджа района предполагает:
— совершенствование нормативно-правовой и информационной базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
— создание и внедрение муниципальной поддержки инвестиционных проектов, продвижение и реклама инвестиционных площадок и проектов;
— улучшение экологической обстановки в районе;
— внедрение новых технологий сбора, вывоза, переработки, хранения и утилизации бытовых и производственных отходов;
— создание условий для безопасной жизни личности, семьи, общества.
Механизмы привлечения средств для реализации Программы:
— ежегодное закрепление средств в бюджете района на реализацию целей и задач Программы;
— ежегодное формирование заявок на участие в федеральных и краевых целевых программах;
— ежегодное представление инвестиционных проектов и заявок на участие в долевом финансировании из краевого бюджета;
— привлечение средств частных инвесторов.
Объемы финансирования комплексной программы за счет краевого и местных бюджетов ежегодно будут уточняться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий финансовый год.
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию социально-экономического развития муниципального района «Елизовский»
На основании анализа развития МО необходимо отметить, что для дальнейшего усиления его социально-экономического положения необходимо использовать переходный сценарий, предполагающий наличие на определенных этапах как инерционных, так и инновационных траекторий развития муниципального образования.
Усиление инерционной направленности развития муниципального района «Елизовский» может быть связана с наличием его сильных и слабых сторон.
К числу сильных можно отнести:
Удачное географическое положение района:
— близость к краевому центру;
— воздушные ворота Камчатки находятся на территории района;
— наличие транзитной автомобильной дороги, связывающей северные регионы края с краевым центром, морским портом и аэропортом «Елизово»;
Благоприятные природно-климатические условия;
Наличие минерально-сырьевых и биологических ресурсов;
Высокий природный потенциал для развития туризма и спорта, наличие территорий и природных условий для строительства туристских, спортивных объектов и курортов федерального значения;
Достаточное количество территорий для строительства;
Наличие инвестиционных площадок и проектов;
Высокая предпринимательская активность населения;
Стабильная экологическая обстановка и общественно-политическая ситуация;
Относительно полное удовлетворение потребности населения района отдельными видами сельскохозяйственной продукции;
Достаточно высокий уровень доступности отраслей социальной сферы;
Достаточно высокий уровень образованности населения района.
Наиболее слабыми сторонами являются:
Высокая сейсмическая активность территории;
Отсутствие утвержденных документов территориального планирования;
Зависимость от привозного топлива, рост тарифов на тепловую и электрическую энергию;
Недостаточный уровень инвестиций в экономику района;
Моноструктурный характер экономики района;
Недостаток собственных оборотных средств предприятий;
Высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции;
Высокая дотационность района;
Высокая степень износа инженерной инфраструктуры, жилищного фонда, социальной сферы;
Низкая платежеспособность населения;
Нестабильная демографическая ситуация: естественная убыль населения, усугубляющаяся миграционным оттоком населения;
«Старение» населения, возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное население района;
Дефицит квалифицированных кадров;
Территория района ? зона рискованного земледелия.
Усиление инновационного развития района необходимо внедрять через увеличение объемов жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, реализацию федеральных и краевых инвестиционных проектов в сфере ЖКХ, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику района.
В отношении последнего момента необходимо усилить использование ресурсосберегающих технологий, перевод источников теплоснабжения на местные виды топлива: природный газ, геотермальные воды.
В отношении социального развития муниципального района необходимо продолжить начатую работу по повышению инициативности собственников жилых помещений к созданию ТСЖ.
Требует срочного вмешательства со стороны местных органов власти реконструкция автомобильных дорог, что повысит качество и доступность транспортных услуг.
Говоря о инновационной стратегии развития необходимо направить интересы на возможности развития туризма и рекреационного бизнеса; улучшение экологической обстановки: ликвидация несанкционированных свалок, строительство очистных сооружений и решение проблемы утилизации ТБО.
В ходе контрольных мероприятий органам исполнительной власти необходимо усилить внимание на улучшение качества предоставляемых социальных услуг, услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Проведение совместных мероприятий с центром занятости в ходе реализации государственных программ должна быть активирована работа по созданию новых рабочих мест и увеличению занятости населения.
В ходе реализации предложенных мер не стоит забывать о угрозах развития даже самого успешного плана:
Экономическая нестабильность в регионе и в стране в целом;
Вероятность катастрофического землетрясения;
Ухудшение демографической ситуации;
Высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги;
Низкая конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей;
Повышение инвестиционных рисков;
Рост цен на товары и услуги естественных монополий;
Низкая доступность кредитных ресурсов: высокие процентные ставки кредитования, сложные условия получения кредитов для хозяйствующих субъектов.
Специалисты различных отраслей знания единодушны в том, что наиболее важен и эффективен в условиях постоянных психических перегрузок активный отдых на природе. Этот вид отдыха можно назвать специальным термином «рекреация» от латинского (восстановление).
В жаркие летние месяцы сотни людей стремятся провести выходные дни на лоне природы. Но кто — то должен организовать использование природы, чтобы после первого отдыха не осталось место, заваленное мусором. Словом, как наилучшим образом удовлетворить потребность в чистом воздухе, тишине, красивых пейзажах и новых впечатлениях.
Если оценивать местоположение Елизовского района, то преимущества можно извлечь из следующих основных факторов:
— относительная близость к областному центру, представляющему в данном случае достаточно большое скопление потенциальных потребителей каких-либо предлагаемых услуг;
— наличие некоторых природных достопримечательностей: реки Елизовского и Соболевского районов.
Развитие малых форм торговли и сельского хозяйства региона можно продолжить в направлении реформы продовольственного рынка, который открылся в Елизово осенью 2013 года. Его общая площадь 5930 кв.м., торговая площадь — 3741 кв. м, где разместилось 120 торговых мест. Сейчас ведутся работы по строительству второй очереди, которые должны завершиться уже в этом году. В результате появится еще 80 торговых мест.
Для сельхозпроизводителей Камчатки должны быть созданы все необходимые условия, позволяющие торговать собственной продукцией круглый год. Одной из таких площадок может стать торгово-демонстрационное поле в районе 24-26 км трассы Морпорт — Аэропорт. Проект, который реализовывает ООО «Хуторок», предполагает размещение на территории в 80 га торговых площадок, пахотных полей, склада временного хранения сельскохозяйственной продукции для производителей, выставочные навесы.
Реализация проекта позволит объединить на одной площадке камчатских производителей, стабилизировать ценовую политику, ограничить ввоз импортной сельхозпродукции и обеспечить продовольственную безопасность в регионе. Проект поддержан администрацией Елизовского муниципального района и Корпорацией развития Камчатского края и получит свое дальнейшее развитие. В настоящее время со стороны муниципалитета оказывается юридическая и финансовая поддержка, в частности, планируется увеличение площади будущей агроплощадки еще на 80 га за счет земель бывшего военного совхоза (всего — 160 га). Стоимость инвестиционного проекта составит 60 миллионов рублей.
Заключение
Местное самоуправление ? признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и выступает как форма гражданской самодеятельности населения, проявление его социальной активности, способности участвовать в управлении собственными делами и нести за это ответственность.
Органы местного самоуправления в концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные потребности и интересы местного сообщества.
Особенностью становления МСУ в России в отличие от стран западной демократии является перераспределение властных полномочий и собственности «сверху вниз» ? от государства к органам местной власти, т. е. децентрализация власти, в то время как в большинстве стран Европы местное самоуправление складывалось фактически параллельно и одновременно с формированием государства и в борьбе с ним за свои права. Это, несомненно, наложило свой негативный отпечаток на характер МСУ и его взаимоотношения с государственным управлением в России.
Программа комплексного социально-экономического развития Елизовского муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления по представлению главы муниципального района, который осуществляет общее руководство Программой.
Организационная структура управления Программой базируется на существующей структуре органов местного самоуправления муниципального района. Функции отдельных органов администрации Елизовского муниципального района и порядок их взаимодействия в процессе управления Программой регламентируются Положением, утвержденным Главой муниципального района.
Выполнение оперативных функций по реализации Программы осуществляется управлением экономического развития администрации Елизовского муниципального района.
Одним из основных элементов управления Программой является план действий по ее реализации, утверждаемый главой Елизовского муниципального района. Данный план включает основные мероприятия Программы с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения мероприятий, а также регламент представления отчетов о ходе реализации Программы главе муниципального района.
В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень социально-экономического развития района в рамках выделенных приоритетов и выявления достижимости намеченных целей, проводится мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории района.
Для осуществления контроля за ходом исполнения Программы, исполнители программы в установленные сроки (по итогам I полугодия и по итогам года) предоставляют в управление экономического развития и управление финансов и имущественных отношений информацию о ходе выполнения Программы и мероприятий в отчетном периоде.
В третьей части работы предложены направления развития региона, ориентированный на переходный сценарий, включающий в себя как элементы инертного развития, так и элементы инновационной политики: использование природных особенностей района для развития туризма, развитие организации торговой деятельности.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — №4. — Ст. 445.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — №40. — Ст. 3822.
3. Акмалова А.А. Муниципальное право России / А.А. Акмалова — М., 2012. — 300 с.
4. Алисов А.Н. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города / А.Н. Алисов, А.Л. Гапоненко, С.Б. Мельков, В.А. Николаев. — М.: 2010. — 20 с.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. — М.: Норма, 2009. — 270 с.
6. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов / И.В. Выдрин — М.: Норма, 2010. — 370 с.
7. Кокотов А.Н. Муниципальное право России / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. — М.: Юристъ, 2011. — 240 с.
8. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ: учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. — М.: Юристъ, 2014. — 340 с.
9. Никитина А.М.. Муниципальное право России / А.М. Никитина. — М.: Юнити, 2009. — 134с.
10. Шугрина Е.С. Муниципальное право / Е.С. Шугрина. — М.: Пресс, 2011 — 150 с.
11. Васильев В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра // Журнал российского права. — 2013. — №8. — С. 10-24.
12. Прохоров В.Т. Органы ТОС в системе местного самоуправления // Советское государство и права. — 2013.- №7. — С. 28-30.
Размещено на