Содержание
7. Рынок труда и заработная плата.
Содержание
Введение__________________________________________________3
1.Рынок труда_____________________________________________5
Понятие рынка труда___________________________________5
Виды рынка труда_____________________________________5
Спрос на рынке труда__________________________________7
2.Заработная плата________________________________________11
Определение заработной платы_________________________11
Особенности формирования заработной платы____________12
3. Взаимосвязь рынка труда и заработной платы________________16
Выводы__________________________________________________18
Список литературы________________________________________20
Введение
Любая модель рынка труда имеет политико-экономическое измере-ние. Особенности её функционирования в значительной мере эндогенны по отношению к общему политико-экономическому курсу, проводимому государством.
В переходных экономиках, ориентированных на быстрые реформы (наиболее яркий пример Восточная Германия), установление высокой планки заработной платы, введение достаточно щедрых социальных посо-бий, жесткий инфорсмент трудового законодательства и т.д. способствова-ли ликвидации малопроизводительных рабочих мест, интенсифицируя пе-рераспределение рабочей силы и ускоряя процессы реструктуризации в экономике в целом. При этом на ценностном уровне население также от-давало предпочтение высокой заработной плате над гарантиями занятости, то есть психологически принимало избранный политико-экономический курс.
В отличие от этого в России в период переходной экономики доми-нировала генеральная линия на замедленные реформы и отсутствовала по-литическая воля к ускорению реструктуризации экономики. Соответствен-но роль заработной платы как возможного катализатора перераспределе-ния рабочей силы оставалась слабой, большой массив малопроизводитель-ных рабочих мест был де факто законсервирован. Так было на этапе спада, когда именно постшоковые снижения заработной платы позволяли стаби-лизировать численность занятых и избегать массовых увольнений. Но сходная ситуация сложилась и на начальном этапе подъема, когда зара-ботная плата быстро потянулась вверх, пытаясь компенсировать прошлые обвалы.
В то же время в последние годы многие факторы давили на государство, стимулируя его повышать заработную плату. В значительной мере это связано с природой сложившейся в России поли-тической системы, экономической основой которой является экспорт сы-рья («ресурсное проклятие»). В условиях низких мировых цен на энергоносители и соответствующей угрозе кризиса население было го-тово «затянуть пояса», но при резком повышении цен на них начало вза-мен ожидать соответствующего дележа рентных доходов. Такой «дележ» может активно идти по нескольким основным каналам.
Во-первых, это прямой финансовый трансферт бюджетникам и госу-дарственным служащим как посредством экспансии их численности, так и через ускоренное повышение уровня их оплаты.
Во-вторых, это как прямое, так и косвенное подталкивание частного сектора к повышению заработков за счет частных сдвигов вверх как ниж-него порога заработной платы (МРОТ), так и оплаты труда бюджетников. Вследствие таких сдвигов для работников коммерческого (небюджетного) сектора повышается альтернативная заработная плата, и частные предпри-ниматели вынуждены реагировать, увеличивая вслед за государством став-ки оплаты.
В-третьих, это чисто административные механизмы, которые начали все шире применяться в 2006-2007 годах, включая создание специальных комиссий при налоговых инспекциях, вынуждающих работодателей под страхом налоговых санкций повышать заработную плату до уровня не ниже отраслевой средней.
1. Рынок труда
1.1. Понятие рынка труда
Рынок труда — особая экономическая категория, охватывающая оп-лачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее ме-сто и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работ-ников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда.
Как экономическая категория рынок труда представляет собой слож-ную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разде-ления труда по законам товарного производства и обращения.
Рынок труда в узком понимании рассматривается как один из механизмов согласования спроса на рабочие руки со стороны работодателй и предло-жения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Другой возможный механизм согласования — плановое регулирование.
1.2. Виды рынка труда
Рынок труда как экономическая категория представляет собой лишь некую абстракцию. В действительности же, особенно для целей анализа и регулирования рынок труда выступает как множественная категория и мо-жет быть дифференцирован и «привязан» к конкретной территории, отрас-ли, профессии. Рассмотрим более подробно эти его виды.
В территориальном разрезе рынок труда выступает как многоуров-невое понятие. Так, различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Феде-ральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.
Для рынка труда каждого уровня характерны свой круг участников, свои проблемы, особенности регулирования (управления), что предполага-ет решение возникающих проблем с учетом требований системного под-хода: проблемы на одном уровне решаются с учетом задач более высокого уровня.
Рынок труда может дифференцироваться по принципу однокачест-венности товара, когда спрос и предложение рабочей силы рассматрива-ются применительно к отрасли, профессиональной группе, простому или сложному труду (неквалифицированная и квалифицированная рабочая си-ла), к мужчинам и женщинам, к детской рабочей силе и т.д.
Федеральный рынок труда характеризует ситуацию с занятостью населе-ния России в целом. Он является объектом детального рассмотрения и анализа в увязке с другими макроэкономическими процессами, происхо-дящими в масштабе республики.
До недавнего времени федеральный рынок труда носил замкнутый характер: его участником было население страны, а сбалансирование спро-са и предложения рабочей силы решалось только применительно ко всему народному хозяйству. В последние годы более тесными стали взаимосвязи федерального и международного рынков труда. Степень этой взаимосвязи регулируется во многом эмиграционной политикой страны.
Анализ федерального рынка труда нправлен на выявление проблем занятости в стране в целом и путей их решения в государственном мас-штабе.
Выдержка из текста работы
На сегодняшний день рождаемость это одна из самых актуальных проблем в Европе, прямо вытекающей проблемой является смертность. Меня крайне заинтересовала данная тема и я захотела разобраться в ней лично. Снижение рождаемости на сегодня составляет огромные цифры, все происходить из-за чрезвычайно высокой смертности. Не происходит должного прироста населения. Это и есть демографическое состояние в России. Показатели рождаемости намного ниже уровня воспроизводства населения, общей сложности 1-2 ребенка на семью, прирост отсутствует. Иммиграция могла бы восполнить эти пробелы, но большинство, живущих в России иммигрантов не имеют ни документов, ни места жительства. При переписи населения (совсем нельзя получить нужную картину.)
Такие демографические тенденции могут послужить причиной к очень разрушительным последствиям для экономики: уменьшение доли трудоспособного населения это приводит к сокращению человеческого капитала и может привести к снижению производительности; пенсионная порядок и система социального страхования могут стать^ чрезвычайно обременительными; забота о растущем пожилом населении может целиком лечь на плечи домохозяйств; повышение пожилого населения требует значительного увеличения расходов на здравоохранение.
1. Демографическое старение населения
Демографическое старение — повышение в населении доли лиц старше трудоспособного возраста. Под демографическим старение населения, как правило понимают увеличение количества пожилых людей в общей численности населения. Уменьшение смертности и увеличение н продолжительности жизни усиливают старение населения. Данный возраст говорит о нетрудоспособности человека, в России он начинается у женщин с 55, у мужчин с 60. Этот период также называется «период доживания».
В 2001 году население мира достигло примерно 6,2 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей — в 6 раз, в то время как число престарелых людей старше 80 лет увеличится в 10 раз.
Последствия старения населения будут носить многоплановый характер и отразятся на всех процессах, связанных с социальным развитием общества.
Наблюдающееся уже более нескольких десятилетий уменьшение численности населения России вызывает справедливую обеспокоенность как федеральных, так и региональных руководящих органов. Рождаемость находится на низком уровне, смертность — на высоком. Разрабатываемые концепции и программы, направленные на улучшение демографической ситуации в стране и регионах, ориентированы на отмеченные демографические процессы (рождаемость, показатель смертности, миграцию) и не учитывают структурный фактор. В то же время разработка эффективной социальной политики невозможна без учета старения населения.
Процесс старения отображается на многих других отраслях жизни, других сферах, связанных с социальным развитием общества.
Это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:
— показатели рождаемости ( прирост)
— продолжительность жизни, ее качество, следовательно, пределы долгожительства и количество людей, желающих достичь этого предела.
— отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров;
— количество рабочей силы, производительность труда, иными словами.
-распределение различных ресурсов между представителями разных поколений
Это и социальные изменения тоже, вот некоторые из них
— структуре потенциальной занятости
— в сфере семейно-родственных взаимоотношений
— проблема выбора профессии
Такие демографические изменения могут отразиться и на рынке труда, а именно:
— большая вероятность, что повыситься возрастные границы выхода на пенсию
-возникнет вопрос о проф. ориентации для пожилых людей
— увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения (именно это сейчас и происходит в России)
— появится необходимость переквалификации людей в пожилом возрасте
— обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению;
Эта проблема затронет и такой аспект, как функциональная способность и уровень здоровья пожилых людей, из чего следуют серьезные последствия социальных служб, такие как:
— пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро -, так и на микро уровнях;
-произойдет расширение наук, знаний для овладения
-изменится уход за пожилым населением, поменяются функции социальных служб.
-имеет место быть изменениям и в медицинской сфере обслуживания, приоритеты будут на стороне пожилых людей. Перевороты в области здравоохранения.
Список, наверное, одних из самых острых проблем данной темы.
Демографических исследований на тему старения населения крайне много, но важен в них для нас такой момент, как два типа старения:
старение «снизу» (результат уменьшения рождаемости);
старение «сверху» (результат увеличения средней продолжительности жизни и снижения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости)
«Снизу» и «сверху» употреблены в связи с особым графическим способом изображения возрастной структуры населения в виде возрастных пирамид. Снижение рождаемости ведет к сужению основание, а снижение смертности — к расширению вершины.
Главная тому причина старения в России это главным образом снижение рождаемости. В России смертность замедляет старение, т. к. многие не доживают до старости или живут в преклонном возрасте меньше, чем в других странах. В странах, добивающихся значительных успехов в увеличении средней продолжительности жизни, растет доля «самых старых» (самый верхний сегмент возрастной пирамиды). В России население стареет «снизу», в развитых странах Запада и Японии — «сверху» (достижения медицины).
И в заключении данного блока, приведу основные последствия этой проблемы:
— порождает ряд экономических, социально-гигиенических и морально-этических последствий
— увеличивается «нагрузка» на трудоспособное население
— социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы старения населения:
а) проблема рабочей силы, а также рост демографической и экономической нагрузок, что приводит к дополнительным трудностям в пенсионном обеспечении и увеличению пенсионного возраста
б) необходимость учёта уровня и характера потребностей
в) проблемы со здоровьем, что приводит к расходу дополнительных средств на социальную помощь
г) проблема одиночества, отчужденности от более молодых поколений
Старение населения — закономерный процесс, имеет необратимые последствия. Поэтому учёт тенденций и последствий старения населения — важная задача социальной политики.
2. Численность населения
демографический старение социальный политика
Население Землим — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом. Составляет 7 миллиардов человек (7,095,217,980 на июль 2013 по данным ЦРУ
На 31 октября 2011 года численность населения планеты составила 7 млрд человек. Согласно демографическим исследованиям, численность населения продолжает быстро увеличиваться, хотя прирост сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения.
Самое крупное в мире государство по численности населения — Китай, после 2025 года, возможно, его догонит Индия, до 1991 года третьим по численности населения был Союз Советских Социалистических Республик, после его распада третьим стали США, которые после 2006 года имели 300 млн чел (более чем страны СНГ), Индонезия, Бразилия занимают четвёртое и пятое место по численности населения, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия занимают шестое, седьмое, восьмое и девятое места.
31 октября 2011 года несколько стран заявили о рождении семимиллиардного человека планеты.
· 1 миллиард — 1800 год
· 2 миллиарда — 1927 год
· 3 миллиарда — 1960 год
· 4 миллиарда — 1974 год
· 5 миллиардов — 7 июля 1987 года
· 6 миллиардов — 9 ноября 2000 года
· 7 миллиардов — 23 января 2011 года
На 1 января 2013 года по оценке Росстата в России было 143 347 059 постоянных жителей.
Коэффициент рождаемости
За январь — октябрь 2013 года:
1. родилось 1 591 616 человек (на 4 691 человек больше, чем за январь — октябрь 2012 года);
2. умерло 1 574 805 человека (на 11 330 человек меньше, чем за январь — октябрь 2012 года);
3. прирост: 16 811 человек (в январе — октябре 2012 года прирост 790 человек).
Естественный прирост в январе — октябре 2013 года отмечен в 43 субъектах федерации (18 — республики) против 39 (18 — республики) в 2012 году.[28].
В 2013 году Всемирная организация здравоохранения сообщила в ежегодном докладе, что продолжительность жизни российских мужчин самая короткая среди населения Европы и Средней Азии: российские мужчины в среднем доживают лишь до 62,8 лет. В то же время занявшие первое место по продолжительности жизни мужчин израильтяне живут в среднем 80,1 года, британцы — 78,4 года, а испанцы — 78,8 года
Ни для кого не секрет, что в нашей стране демографический кризис, который относится к началу 1990-х годов. В начале 1990-х годов в России наступил период длительной депопуляции, охватившей почти все её субъекты. Сокращение рождаемости настолько велико, что уместны аналогии с Великой Отечественной Войной. В настоящее время рождаемость улучшается, ее можно сравнить с уровнем развитых стран и наиболее низким суммарным коэффициентом рождаемости.
Среди причин снижения рождаемости именно в России выделяют такие причины:
— слишком высокая занятость женщин (неспособность мужчины обеспечить семью в одиночку)
— высокие цены на детские товары и услуги
— нехватка школ, детских садов
— неуверенность в завтрашнем дне
Коэффициент смертности
По состоянию на июль 2012 года, по данным ЦРУ, Российская Федерация занимает 11 место среди стран мира по показателям смертности на 1000 человек населения (14,1). Показатель смертности по России мужчин и женщин в трудоспособном возрасте больше среднеевропейского показателя. Всё же детская смертность в России лишь немного выше, чем в среднем по Европе и составляет 8,1 умерших до года на 1000 родившихся живыми.
Причины повышения смертности
— спиртные напитки, табакокурение (отсутствие здорового образа жизни)
По состоянию на 2006 год потребление чистого алкоголя на душу населения в России по разным оценкам составляло от 14 до 16 литров, причём «красной чертой» по оценкам ВОЗ является 8 литров
-Дорожно-транспортные происшествия
В 2009 году в России в результате несчастных случаев на транспорте погибли 30,1 тыс. человек
— плохая экология
Выбросы промышленных отходов и автомобильных выхлопов повышают угроза онкологических и респираторных заболеваний.
— Степень насилия, убийств.
Демографы сообщают, что уровень насильственных смертей крайне высок, он и является одной из самых главных причин для развития человеческого потенциала в России.
Данную картину нужно дополнить статистикой абортов. В России за пятнадцать лет (с 1990 по 2005 год) абсолютное число абортов сократилось в 2,449 раза с 4 103 400 абортов до 1 675 700 абортов, и коэффициент абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста снизился в 2,6 раза, однако суммарный коэффициент рождаемости за это время не повысился, а снизился с 1,888 до 1,287, из-за активного замещения абортов планированием семьи.
3. Возрастной состав населения
Возрастная структура населения — это его распределение по возрастным группам и возрастным контингентам, выраженное в процентах (можно в долях).
Возрастная пирамида населения России до сих пор хранит память о последствиях Второй мировой войны. Даже в 2006 г. ее контур был очень сильно изломан. Но, кроме того, на контуре пирамиды отложи-ли четкие следы высокая смертность взрослых мужчин, общая тенденция к снижению рождаемости четырех последних десятилетий и ее конъюнктурные колебания в последней четверти века.
Возраст человека — это период от его рождения до того или иного фиксируемого момента его жизни. Наряду с полом возраст — важнейший демографический признак. Он фиксируется в переписных листах и актах гражданского состояния. В переписных листах переписей населений России и СССР до 1959г включительно возраст человека записывался только как число исполнившихся лет (для детей моложе года — месяцев).
Средний возраст человека — это обобщающая характеристика возрастного распределения населения, может рассчитываться как для всего населения в целом, так и для отдельных возрастных групп.
Фиксация в первичных демографических документах даты рождения позволяет улучшить качество учета возраста, сокращая число случаев его искажения.
Возрастная структура населения три типа
1. Прогрессивный тип характеризуется высокой долей детей и низкой долей старшего поколения во всём населении. В основе его формирования лежит расширенный тип воспроизводства. Возрастная пирамида имеет форму треугольника, основание которого зависит от величины рождаемости.
2. При стационарном типе, в основе которого лежит простой тип воспроизводства, возрастная пирамида имеет форму колокола с почти уравновешенной долей детских и старческих возрастных групп.
3. Суженный тип воспроизводства приводит к формированию регрессивного типа, возрастная пирамида которого имеет форму урны. Для него характерна сравнительно высокая доля пожилых и старых людей и низкая — детей.
В основном на формирование возрастной структуры оказывают влияние войны, в результате которых, происходит:
— значительная убыль населения
— снижается рождаемость
Также оказывает большое влияние иммиграция, увеличивающих число в основном мужчин в трудоспособном возрасте.
Для специальных целей изучения принимаются свои возрастные критерии. Так, в российской статистике выделяются три крупные группы населения по их роли в демографической ситуации :
* Молодое население (дети, дорабочий возраст) — от 0 до 15 лет.
* Взрослое население (рабочий возраст) — от 16 до 60 (женщины — до 55)лет
* Пожилое население (пенсионеры, послерабочий возраст) — после 60 (55) лет
4. Демографическое старение в России
Демографическое старение населения — увеличение доли пожилых людей в общей численности населения.
Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а также частично миграции.
Старение общества — это серьезная экономическая проблема. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22% населения земли будет пенсионерами, а в развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходится по пенсионеру. Старение общества неизбежно ждёт все развитые страны, а чуть позднее — и развивающиеся. Эта проблема требует комплексного подхода — социального, экономического и технологического. Развитие медицины позволяет надеяться, что возраст «активной старости», то есть состояния, когда пожилой человек может вести более-менее полноценную жизнь, будет неуклонно повышаться. Автоматизация производства позволяет работать стареющим людям с ухудшающимся физическим состоянием. Во многих сферах возможна удалённая работа, которая подходит пожилым людям.
Типы
— старение «снизу» (результат уменьшения рождаемости);
— смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости)
Демографическое старение в России
В России наблюдается первый тип демографического старения населения, являющийся результатом д снижения рождаемости.
Не вызывает сомнений, что процесс старения населения будет оказывать значительное влияние на развитие человечества в ХХI веке. В мире растет понимание того, что построение общества, в котором все члены могут рассчитывать на долгую здоровую жизнь, является важнейшей задачей. Для России, где после распада СССР в 1991 г. пожилые люди неоднократно испытывали и испытывают потрясения, ухудшающие их здоровье и благополучие, вопросы старения населения весьма актуальны. Без ясного понимания тенденций динамики старения населения невозможна выработка адекватной социальной политики, предусматривающей создание эффективной системы социальной защиты пожилых людей.
Средний возраст населения монотонно увеличился с 34,9 года в 1990 до 38,8 года в 2009 г.
Причины демографического старения
Главная причина старения, а в России по существу единственная, — понижение рождаемости. В России показатель смертности замедляет старение, т. к. многие не доживают до старости или живут в преклонном возрасте не в такой мере, чем в других странах. В странах, добивающихся значительных успехов в увеличении средней продолжительности жизни, растет доля «самых старых» (самый верхний сегмент возрастной пирамиды). В России население стареет «снизу», в развитых странах Запада и Японии — «сверху» (достижения медицины).
Процесс старения населения в свою очередь порождает ряд экономических, социально-гигиенических и морально-этических последствий, которые по-разному рассматриваются и решаются в отдельных странах. По мнению ряда демографов и социологов старение населения увеличивает «нагрузку» на трудоспособное население. Однако при этом надлежит учитывать, что материальные и культурные блага, которыми располагают и которые умножают своим трудом молодые поколения, является в определенной мере результатом труда их предшественников, а сегодняшних пенсионеров. Старение населения — закономерный процесс, имеет необратимые последствия. Поэтому учёт тенденций и последствий старения населения — важная задача социальной политики .
Социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы старения населения:
-проблема рабочей силы (нагрузки на работе, которые не по силам пенсионерам)
-рост различных нагрузок (экономических, демографических и тд)
-проблема отчужденности от молодого поколения, одиночество.
— необходимость учета уровня потребностей
— нагрузки приводят к проблемам со здоровьем, а следовательно к дополнительным затратам на медикаменты.
Старение населения будет иметь очень разнообразные последствия для экономического роста, сбережений и инвестиций, предложения рабочей силы и занятости, программ пенсионного обеспечения, здравоохранения и долгосрочного обслуживания, перехода из одной возрастной группы в другую, налогообложения, структуры семьи и жизненных укладов. С учетом текущих и будущих задач в области социального обеспечения совещание Международной организации труда приняла в 2001 году резолюцию5 и ряд заключений, в которых содержится привлечение к проведению кампании по расширению сферы охвата систем социального обеспечения, а правительствам было рекомендовано уделять повышенное внимание вопросам в социального обеспечения.
До настоящего времени негативные процессы в демографической сфере вели, в основном, к снижению социальной нагрузки на бюджет РФ за счет уменьшения количества пенсионеров и детей и относительного увеличения численности работающих. Происходило лишь только понижение общей численности населения. Так в 1990 г. в РФ проживало 148 370 000 человек, к 2005 году население уменьшилось до 143 202 000 человек.
В то же период, в прогнозы таковые, что снижается число трудоспособного населения. Уже к 2010 г для компенсации недостатка рабочих рук России может потребоваться от 700 тыс. до 1 млн. человек в год легальных иммигрантов. К середине 2030-х гг., России потребуется уже 5 млн. иммигрантов в год.
Другая задача России связана с необходимостью ускоренного перехода к накопительной пенсионной системе, что становится неизбежным в связи со старением населения, и что может вызвать серьезные социальные издержки, накладываясь на проблему бедности и экспортно-сырьевую ориентацию экономики. Пенсионная система должна превратиться в главное звено накопления средств в экономике и стать базовым элементом инвестиционной активности. В противном случае расходы на пенсии станут основной статьей государственного бюджета, а средства будут получаться напрямую от торговли ресурсами и будут зависеть от динамики мировых цен (уже в этом году правительство РФ было вынуждено обратить на социальные нужды деньги из стабилизационного фонда). В случае циклического падения цен на ресурсы на мировых рынках подобная ситуация приведет к катастрофическим социальным последствиям, так как у государства не окажется средств на выплату пенсий.
5. Старение населения и социальная политика в России
Социальная политика — это политика д в области социального развития и социального обеспечения. Система проводимых субъектом государством мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социо-правовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:
— правовая защита граждан пожилого возраста; осуществляются комплексные меры по оказанию правовой и иной защиты граждан пожилого возраста, создание социальной адвокатуры и социальных судов.
-поддержание гарантийного уровня с помощью социальных выплат и доходов для обеспечения достойного уровня жизни; предоставляется прожиточный минимум, вне зависимости от принадлежность к какой- либо категории.
— доступность медицинской помощи (бесплатная для пенсионеров), диагностик, медикаментов и обслуживания; повышается статус здоровья пожилого населения
— Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам
-предоставление пожилым достойного жилища, учитывая максимальные государственные стандарты; квартиры в благоприятном районе, с хорошей безопасностью, для создания всех комфортных условий для жизни.
— создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
— организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций.
— Доступность информации о собственных правах, поступлении новой социальной помощи по своей льготной категории.
В Кодексе законов о труде Российской Федерации записано, что пенсии в нашей стране назначаются в соответствии с законом “О государственных пенсиях в РФ” (в ред. Закона РФ от 25.09.92 г.). Законом “О государственных пенсиях в РФ” установлено, что пенсионные отношения регулируются лишь этим законом, то есть изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в настоящий закон.
Целью данного закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся.
Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты. В законе все пенсии подразделяются на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии. Трудовых пенсий, т.е. пенсий, которые устанавливаются в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, четыре вида:
— по старости;
— по инвалидности;
— по случаю потери кормильца;
— за выслугу лет.
Соответственно в законе названы основания для назначения этих пенсий.
Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Это пенсия для всех. Условия, определяющие право на социальную пенсию перечислены в ст. 113 Закона. По общему правилу гражданам, которые имеют одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением трех категорий граждан имеющих право на получение двух пенсий (ст.5 Закона).
Финансирование выплаты пенсий осуществляется Пенсионным Фондом из трех источников:
— страховые взносы работодателей;
— страховые взносы граждан;
— ассигнования из Федерального бюджета.
Выплата пенсий военнослужащим и приравненных к ним граждан, их семьям, а также социальных пенсий осуществляется за счёт средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального бюджета.
Важным моментом является то, что при внесении в настоящий Закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату пенсий, в соответствующем федеральном законе обязательно должен быть определён источник финансового обеспечения дополнительных расходов.
Обращаться за пенсией можно в любое время после возникновения права на неё. Это правило относится ко всем видам пенсии.
При установлении размеров и условий выплаты пенсий применяются, такие понятия как трудовой стаж и среднемесячный заработок.
Размер пенсии обычно зависит от длительности общего трудового стажа, с его учетом определяется также минимальный и максимальный размер пенсии по старости. Порядок определения общего трудового стажа и специального трудового стажа установлен разделом VI Закона. В статье 89 указана работа, которая включается в общий трудовой стаж, в ст.90 — военная служба и другая, приравненная к ней служба, включается в общий трудовой стаж, в ст.91 — учёба, включаемая в общий трудовой стаж. Иные периоды, засчитываемые в указанный трудовой стаж перечислены в ст.92.
С учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности той или иной общественно-полезной деятельности, устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.
С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определённой трудовой деятельности устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст.12 Закона), работой на крайнем Севере (ст.14 Закона), а также пенсия за выслугу лет ( раздел V Закона).
Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в ст.94 Закона о льготном исчислении периодов( например, время работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, учитываются в полуторном размере; военная служба по призыву, время работы во время Великой Отечественной войны и период работы в лепрозориях и противочумных учреждениях — в двойном размере, а период работы в Ленинграде во время блокады — в тройном размере) и особых правил исчисления выслуги лет (ст. 83 Закона).
Трудовой стаж, приобретённый до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования”, устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.
А после регистрации в качестве застрахованного лица, трудовой стаж устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Размер пенсии определяется из среднемесячного заработка, кроме случаев, когда пенсия назначается в максимальном размере.
Гражданам, которым пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в минимальном размере соответствующей пенсии.
Состав заработка, из которого исчисляется пенсия, определяется в ст.100 Закона. В заработок для исчисления пенсий включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьёй 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Натуральная часть заработка оценивается по государственным розничным ценам того периода, когда производилась оплата труда.
Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется: за 24 последних месяца, либо за 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией ( ст.102 Закона).
Порядок подсчета среднемесячного заработка указаны в ст.103 Закона. Он подсчитывается путем деления, общей суммы заработка за 24 месяца работы и 60 месяцев работы соответственно на 24 и 60.
В этой статье также указывается как подсчитывается среднемесячный заработок в том случае, если работа продолжалась менее 24 месяцев.
Законом предусмотрено повышение, пенсий для некоторых категорий граждан (ст.110), а также назначение надбавок к пенсиям.
Общие правила начисления надбавок таковы:
n надбавки начисляются после того, как определена сумма пенсии и она повышена согласно ст.110 Закона;
n пенсия с надбавками не ограничивается предельной суммой;
n если в семье 2 или более неработающих пенсионеров, то каждый нетрудоспособный член семьи, находящийся на их общем иждивении, учитывается для надбавки лишь одному из пенсионеров.
Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом осуществляется государственными органами социальной защиты населения. Правила обращения за пенсией, её назначения и организация выплаты, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением нескольких случаев описанных в ст.119 Закона, когда пенсия устанавливается ранее дня обращения за ней. Но во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на неё.
Закон “О государственных пенсиях в РФ” предусматривает, что организация(гражданин) несет ответственность за достоверность сведений содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии.
Споры по вопросам назначения и выплаты пенсии, удержаний из пенсии и т.д. разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения
Заключение
Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой совокупность государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).
Трудность старения населения, затрагивающая все стороны деятельности государства и общества, на этапе реформирования экономики и устройства общества ставит перед Российской Федерацией ответственные задачи по пути к устойчивому социальному развитию, обеспечению коллективной безопасности граждан России в течение всей жизни.
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах ООН по проблемам старения населения, и руководствуясь ими, Российская Федерация намерена выработать и осуществить собственную стратегию реагирования на новоиспеченный вызов времени.
В Концепции сформулированы принципы и важнейшие направления государственной социальной политики. Концепция является основой для разработки официальных документов, конкретных программ и мероприятий в областях, где затрагиваются круг интересов пожилых людей.
Положения Концепции дополняются, уточняются и конкретизируются в постановлениях, распоряжениях, планах действий и других документах, утверждаемых Правительством РФ
В заключение хочется упомянуть. Нетрудно дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же выполнимо, описать то положение, которое она пытается достичь. Но самое сложное — предложить программу перехода из одного состояния в другое. Перед Россией стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно избрать направление дальнейшей реформы и, абстрагируясь от мнений заинтересованных структур, кардинальным образом поменять систему пенсионного обеспечения в соответствие с реалиями времени. Нам предстоит пройти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Медков В. М. Демография. М., Издательство: «Инфра-М» 2003
2..Сафарова Г. Л. Демографические аспекты старения населения России . 1997.
3. httр://ru.wiкiреdiа.оrg/
4. Уч. Демография, под редакцией Н. А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского
5. httр://dеmоsсоре.ru
6. Народонаселение: энциклопедический словарь. М., 1994
7. Трудовой кодекс РФ
Размещено на