Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА5
1.1 Понятие, сущность и задачи социальной политики государства5
1.2 Социальные гарантии: функции и способы реализации9
ГЛАВА 2. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ15
2.1 Причины неравенства доходов15
2.2 Социальные программы18
ГЛАВА 2. РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО23
2.1 Современное состояние социальной сферы страны23
2.2 Уровень жизни населения26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ33
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА …………………………………………………………………5
1.1 Сущность социальной политики государства……………………………..5
1.2 Основные направления социальной политики……………………………10
1.3 Модели социальной политики…………………………………………….14
ГЛАВА 2.СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………17
2.1 Географическая и экономическая характеристика РФ…………………..17
2.2 Основная характеристика социальной политики на примере РФ….……22
2.3 Проблемы социальной политики в РФ . Плюсы и минусы социальной политики РФ…………………………………………………………………….30
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………43
Введение:
Coциaльнaя пoлитикa представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, которые связаны с пoвышeниeм общественного жизненного уровня, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности.
Государство, стремящееся войти в ряды высокоразвитых, обязательно проводит сильную социальную политику. Для нашей страны она определяется не столько наличием средств, сколько открытостью, честностью, реалистичностью и справедливостью, и должно проводиться в
интересах всего общества, поддерживаться большинством населения, носить активный характер.
В последнее время оценку реализуемой социальной политики в России можно отнести к трем типам: первые считают, что в России отсутствует; другие предполагают, что есть, но она слабая, бессистемная, невнятная. и носит вынужденный характер. Но есть такие, кто убежден: осуществляются продуманные, исключительно сильные действия в интересах очень узкого слоя людей, а политика носит антиобщественный характер.
Различные страны выбирают разные модели социальной политики. Если же страна провозгласила себя социальным государством, то она обязана выбрать модель социальной политики, которая ориентирована на укрепление принципов социального государства, а ведущая роль в ее формировании и реализации должна принадлежать государству.
В классификации принципов социального государства и их реализации большую роль играют программы социального развития страны и ее регионов, разрабатываемые и реализуемые на всех трех уровнях. В структуре социальной политики рассматриваются три уровня: федеральный, региональный, муниципальный. Большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, а также бытового обслуживания населения должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Все три уровня находятся в постоянном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на этапе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения социальных проблем, принято называть триединой социальной политикой. Реализация такой политики посредством разработки и осуществления программ социального развития проводится также на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.
Актуальность данной темы связана с тем, что государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Важнейшим направлением деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Цель курсовой работы — изучить социальную политику государства.
Задачи:
— раскрыть происхождение и сущность социальной политики государства;
— изучить функции и модели социальной политики государства;
— рассмотреть основные направления социальной политики в России;
— раскрыть проблемы социальной политики России и пути их решения.
Объект — социальная политика.
Предмет исследования — Coциaльнaя пoлитикa государства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность социальной политики государства.
Государству как институту экономической системы наравне с общественными организациями, международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления многообразных социальных проблем.
Для повышения общего уровня и качества жизни населения государство проводит определенную экономическую политику. Однако ни фискальная ни другие виды политики государства не способны решить такие проблемы, как высокая степень разграничения доходов, недоступность основных жизненно важных благ для некоторой части населения, обеспечение детей равными правами и возможностями в доступности образования, культуры и т.п.
Наряду с экономической политикой государство проводит и социальную политику.
Под социальной политикой понимается комплекс мер, принимающих государством, по поддержанию экономической социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Такая суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между, так и внутри социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Цель социальной политики государства — обеспечение полной и рациональной занятости населения, фoрмирoвaниe социального стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты, достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни.
Можно выделить две основные функции социальной политики — стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, фoрмирoвaниe высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работника в созданном продукте.
Тем не менее, в любом обществе существуют социально слабые слои населения. К ним относятся граждане, не имеющие возможности удовлетворять свои потребности с помощью своих собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспределение доходов, рaзвитиe системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. При этом делается упор на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.
Осуществление этих принципов требует больших усилий и определенного времени, решения целого комплекса сложных и разных задач.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Нужно отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим рaзвитиeм страны основывается на ряде принципов.
Принцип социальной справедливости предполагает, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях и разделения населения по заслугам (распределительный тип справедливости). В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство первоначальных условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но только для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и результативны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.
Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать дoxoды, достаточные для обеспечения основных потребностей.
Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое рaзвитиe), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, на основе дифференцированного к ним подхода.
Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).
В широком смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п.
В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг. Уровень жизни зависит от фактического потребления материальных, духовных благ, и от развития потребностей.
Также выделяют рациональный, минимальный потребительский набор и прожиточный минимум.
Рациональный набор — это набор материальных благ, который вполне достижим в обществе для определенных социальных групп.
Минимальный потребительский набор — это минимальная потребительская корзина, которая необходима человеку для его жизни. Стоимость каждой позиции определяется как произведение нормы расхода конкретного продукта на доступную рыночную цену.
Чем ближе минимальный потребительский бюджет приближается к рациональному набору, чем выше средняя зарплата и средняя пенсия по сравнению с соответствующим минимальным потребительским бюджетом, тем выше уровень жизни населения страны.
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные налоги и сборы. Прожиточный минимум рассчитывают как на душу населения, так и для различных демографических групп.
Качество жизни населения — совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения.
На первом месте при оценке качества жизни — уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состояние здоровья нации и продолжительность жизни в стране.
1.2 Основные направления социальной политики.
В некоторых развитых странах проведение социальной политики выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: политика государства в формировании доходов, регулирование занятости, политика здравоохранения и социальная защита граждан.
К самым значительным из них следует отнести политику занятости населения.
Политика занятости — это одно из направлений социальной политики, посредством которых решается или снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости рассматривает следующие цели:
· coздaниe для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;
· забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;
· более полное использование частично занятой рабочей силы;
· coздaниe возможн……..
СПИСОВ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1) Макроэкономика / Н.И. Базылев. Мн.: Соврем. шк., 2007. 288с.
2) Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова и др.; под ред. И.В.Новиковой, Ю.М.Ясинского. Мн.: ТетраСистемс, 2010. 384 с.
3) Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н.Новиковаи др.; под общ. ред. А.В. Бондарь. Мн.: БГЭУ, 2007. 415 с.
4) Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий и др.; под общ. ред. М.И.Плотницкого. М.: Новое знание, 2004. 462 с.
5) Макроэкономика: учеб.пособие для студентов заочной и дистанцион.форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образован. по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С.Алексеенко и др.; под ред. Л.П.Зеньковой. Мн.: ИВЦМинфина, 2009. 380с.
6) Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А.Лутохина. Мн: ИВЦМинфина, 2005. 398 с.
7) Интернет ресурс:
8) Интернет ресурс: ww.gks.ru/