Содержание
Содержание
Введение….3
1. Социальная ответственность. ..4
2. Социальная ответственность и ее влияние на показатели деятельности компании…8
3. Управление социальной ответственностью13
Заключение…..16
Список используемой литературы….18
Введение
В последнее время очень много говорят о социальной ответственности, которую должны нести предприятия. По данным исследования, проведенного в апреле-июне 2003 г. Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), только промышленные компании потратили в 2002 г. на фи¬нансирование социальных программ 97 млрд. руб. Это 17% от всей при¬были и 0,9% ВВП.
Заметим, что это официальные данные. По мнению экспертов, примерно столько же промышленные компании тратят неофициально, т. е. в итоге около 190 млрд. руб. Государ¬ство же, для сравнения, тратит на социальную политику 150 млрд. руб. (1,2% ВВП).
В результате возникает вопрос отражаются ли данные затраты предприятия в финансовой отчетности и могут ли они приносить прибыль или каким-то образом способствовать повышению капитализации компании, увеличению продаж, узнаваемости бренда и т.д. Для того чтобы ответить на данный вопрос в работе будет раскрыто понятие социальной ответственности, социальной отчетности, социальных показателей и на основе примеров показано, как социальная ответственность влияет на результаты деятельности предприятия.
Данный вопрос, на мой взгляд, актуально рассмотреть, потому что многие эксперты уже сейчас полагают, что через 5-10 лет большинство крупных компаний в мире будут готовить социальную отчетность, а через 20 лет ее стандарты должны выйти по значимости на уровень стандартов финансовой отчетности.
Эти отчеты станут, обязательны для листинга на любой бирже. В результате, информация, которая в них отражена, будет способна влиять не только на отдельные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и капитализацию компании, но и на стоимость бизнеса в целом.
1. Социальная ответственность.
Если бизнес наце¬лен на устойчивое и долгосрочное развитие, на улучшение репутация, на повышение инвестиционной привлека¬тельности, на взаимовыгодное парт¬нерство с властью и обществом, тогда социальная ответственность обязательный атрибут такого бизнеса.
Ежегодно западные компании тратят сотни миллиардов долларов на корпоративную социальную ответственность (КСО). Для многих за¬рубежных компаний социально ответственная деятельность стала неотъемлемой частью бизнеса, как, например, бухгалтерия или логис¬тика. Успехи в области КСО стали одним из важных факторов, влияю¬щих на капитализацию компаний. К настоящему моменту в Америке и Европе уже выработаны единые для всех компаний социальные опреде¬ления, стандарты и формы социальной отчетности.
Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развити¬ем и продвижением концепции «социальной ответственности бизне¬са» Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответ¬ственность), определяет социальную ответственность бизнеса как «Достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на эти¬ческих нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде ».
Европейская комиссия дает более широкое определение: «Корпо¬ративная социальная ответственность, по своей сути, является концеп¬цией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды».
Самая широкая трактовка социальной ответственности включа¬ет в себя:
корпоративную этику;
корпоративную социальную политику в отношении общества;
политику в сфере охраны окружающей среды;
принципы и подходы к корпоративному управлению;
вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщи¬ками, потребителями, персоналом;
политику в отношении персонала.
В России же социальная ответственность бизнеса понимается по-разному. Так, Ольга Голодец, заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике ГМК «Норильский никель», считает, что социальная ответственность каждого предприятия в первую оче¬редь заключается в максимально полной уплате налогов.
Михаил Трушин, первый вице-президент компании «ЮКОС-Мос¬ква», полагает, что корпоративная социальная ответственнсть компа¬нии это создание рабочих мест и уплата налогов.
Евгений Гонтмахер, бывший первый заместитель министра труда и социального развития РФ, выделяет три направления для определе¬ния социальной ответственности:
«1. Первое бизнес платит налоги в полном объеме и «в белую». Если проводится законная оптимизация налогов, то при этом бизнесу надо понимать, что тем самым часть налогов он уводит из страны, недодавая в бюджет на те же самые социальные про¬граммы. Здесь есть некий моральный аспект. С моей точки зрения, социально ответственный бизнес может таким обра¬зом оптимизировать налоги только в крайнем случае, когда это жизненно необходимо для его экономического функцио¬нирования.
Выдержка из текста работы
Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на фирмы и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
В современных условиях развития рыночных отношений, любой организации, стремящейся занять лидирующие позиции и оказывать существенное влияние на процессы, протекающие в обществе, необходимо учитывать, что большинство ведущих компаний, не зависимо от сферы деятельности, сформировало собственную политику корпоративной социальной ответственности (КСО), которая, во многом, определяет ее конкурентное преимущество в рыночной среде. В общем смысле КСО предполагает выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых их социальным долгом перед работниками, потребителями и обществом в целом, а также готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные и необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.
Необходимо понимать, что социальная ответственность важна во всех социальных институтах, особенно в социально-трудовых отношениях, факторами которых могут выступать как работодатели, так и наемные работники, органы власти, профессиональные союзы.
Помимо прочего, социальная ответственность индивида или представителей социальной группы, рассматривается как рекомендуемая норма поведения, которая подразумевает и должно-дозволенные нормы, закрепленные законом. При этом предполагается, что запретные действия индивидом или представителем социальной группы не совершаются. Однако, к корпоративной ответственности не следует относить обязанности, которые любое физическое или юридическое лицо должны выполнять в повседневной жизни согласно действующим законам и нормативным актам, то есть невыполнение законов является правонарушением и не может быть, в общем смысле, связано со стремлением быть социально ответственным. Безусловно, исполнение правовых норм будет неким элементом корпоративной этики, но не комплексом мер, по формированию корпоративной социальной ответственности.
В классическом виде социальная ответственность включает в себя: добросовестную деловую практику, развитие персонала предприятия/организации; охрану здоровья и безопасные условия труда; охрану окружающей среды, использование ресурсосберегающих технологий; развитие местного сообщества.
Таким образом, с учетом вышесказанного, можно выделить уровни социальной ответственности организации:
1) базовый уровень заключается в исполнении обязательств по выплате работникам заработной платы, уплаты налоговых отчислений и предоставлению новых вакантных мест, это стартовое условие социально ответственного поведения;
2) второй уровень предполагает предоставление работникам некоторого набора льгот и социальных услуг создание благоприятных условий как для труда, так и для повседневной жизни: предоставление жилья, повышение квалификации и общего образовательного уровня, профилактика заболеваний, развитие социально-культурной сферы;
3) высший уровень, при котором осуществляется ведение благотворительной деятельности.
Кроме того, согласно модели А. Керолла, одного из ведущих мировых специалистов в области отношений бизнеса и общества, корпоративная социальная ответственность представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды.
Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах.
Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. В некотором роде правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность – неформальным. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что социальная ответственность как элемент корпоративной культуры организации складывается из комплекса мероприятий, направленных на улучшение условий жизнедеятельности, как самой организации, так и общества, государства в целом. На наш взгляд, социальная ответственность может проявляться в различных социальных институтах: семье, образовании, здравоохранении, экономики и прочих. Но комплексный подход в ее формировании необходим. Поэтому для развития социальной ответственности должны быть созданы определенные условия, в том числе и для развития СО российского бизнеса, а именно: возможность самостоятельно принимать решения, оценивать ответственность и последствия самостоятельно принятых решений; способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества, а также желание принимать решения, способствующие развитию общества.