Содержание
Оглавление
Введение3
1. Переход индивида из одной социальной позиции в другую5
2. Богатство и власть как основные факторы мобильности8
3. Образование в системе ценностей россиян11
Заключение16
Список литературы18
Выдержка из текста работы
Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.
Предметом исследования является всеобщее в системе перемещений: каналы социальной циркуляции, институты наследования социального статуса, миграция, масштаб социальной мобильности.
Объектом является социальная структура общества.
Целью данной курсовой работы является изучение социальной мобильности в современной России.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты социальной мобильности в современной России.
Проанализировать формы социальной мобильности.
Изучить методы и пути улучшения социальной мобильности в современной России.
Социальная мобильность в современной России рассматривается практически во всех источниках, указанных в списке литературы, но подход к ней отнюдь не одинаковый. Наибольший интерес представил автор Кравченко А.И. Автор отметил, что общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. Широкое освещение вопроса социальной мобильности в современной России представлена работами, авторами которой являются Добреньков В.И., Волков Ю.Г., Фролов С.С..
Структура работы представлена следующим образом:
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты социальной мобильности в современной России.
Во второй главе проанализировано формы социальной мобильности.
В третьей главе обобщены основные направления и пути реализации социальной мобильности в современной России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
.1 Сущность социальной мобильности
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой» [2, c.309].
Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.
1.2 Типы социальной мобильности
социальный мобильность общество циркуляция
Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.
Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта — из единой социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения, существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма, проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги [5, c.640]. С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.
Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой, индивидуальной, когда эти изменения индивида происходят независимо от других. Причины групповой мобильности — социальные революции, иностранные интервенции, войны, смена политических режимов, замена старой конституции новой и т.д. Причинами индивидуальной мобильности, позволяющими одному человеку достичь больших успехом , чем другому, по мнению ученых, являются: социальный статус семьи , уровень образования , национальность, физические и умственные способности , внешние данные ,воспитание, место жительства, выгодный брак. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий; или создание такими индивидами новой группы и проникновения всей группы в более высокий пласт с уже существующими группами этого пласта. Соответственно, и нисходящее течение имеет две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы [6, c.432].
Таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.
1.3 Социальная мобильность в современной России
Процесс перехода от экономики, в основе которой лежал административно-бюрократический способ управления общественным производством и распределением, к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, и от монопольной власти партгосноменклатуры к представительной демократии происходит чрезвычайно болезненно и медленно. Стратегические и тактические просчеты в радикальном преобразовании общественных отношений отягощаются особенностями созданного в СССР экономического потенциала с его структурной асимметричностью, монополизмом, технологической отсталостью и т. д.
Все это нашло отражение в социальной стратификации российского общества переходного периода. Чтобы дать ее анализ, понять особенности, необходимо рассмотреть социальную структуру советского периода. В советской научной литературе в соответствии с требованиями официальной идеологии утверждался взгляд с позиций трехчленной структуры: два дружественных класса (рабочий и колхозное крестьянство), а также социальная прослойка — народная интеллигенция. Причем в данном слое как бы на равных оказывались и представители партийной и государственной элиты, и сельская учительница, и библиотечный работник.
При таком подходе вуалировалась существовавшая дифференциация общества, создавалась иллюзия движения общества к социальному равенству.
С распадом СССР и в ходе перестройки, старая социальная система была в значительной степени разрушена, а иллюзии равенства — развеяны.
Исследования Богдановой Л. и Щукиной А., показали, что в сфере социального воспроизводства ситуация с социальной мобильностью в России не очень хорошая, так как преобладает вынужденная мобильность. Оба вида оценок, субъективная (по оценке изменения социального статуса) и объективная (по числу перемен места работы), свидетельствуют о невысоком уровне мобильности населения. Анализ причин перемены места работы и мотивов выбора нового рабочего места позволяют сделать вывод о преимущественно вынужденном характере мобильности: при выборе нового места работы главным мотивом является обеспечение материального достатка, причем для всех категорий респондентов; мотивация мобильности значительно уступает мотивам материального характера. Следовательно, мобильность ориентирована преимущественно на поддержку, сохранение социального статуса, а не на его повышение.
Вывод о преобладании вынужденной мобильности подтверждается также структурой мотивации вторичной занятости, распространение которой является еще одной характерной чертой переходного состояния экономики и общества. По результатам опроса 38% мужчин и 14% женщин имели дополнительное место работы, структура мотивации вторичной занятости характеризует последнюю как преимущественно вынужденную, поскольку основным мотивом является удовлетворение текущих расходов.
Сложная ситуация на рынке труда, особенно в 90-е годы, обусловила расширение трудовых миграций. Масштабы и направления таких миграций зависят от профессионально-образовательных параметров населения и предложения рабочих мест, их структуры и качества. Интенсивность трудовых миграций определяется степенью соответствия спроса и предложения на рынке труда, при этом наиболее активны в поисках работы за пределами мест проживания более молодые и более образованные категории населения. Масштабные и длительные структурные несоответствия обусловливают превращение регулярных трудовых миграций в миграционный отток.
Итоговая субъективная оценка результатов социальной мобильности с учетом двух составляющих социального статуса — имущественной и общественной — показала значительные различия между этими оценками — изменения имущественного статуса выше, чем общественного. Различия в оценках изменения социального статуса по возрастным группам закономерны: в возрастной группе 30-39 лет самая высокая доля ответов о его повышении, в старшей возрастной группе 50-59 лет — о понижении социального статуса. Следует также отметить более высокую долю позитивных оценок изменений имущественного и общественного статуса респондентами с высшим образованием [12, c.231].
В целом структура ответов об изменении социального статуса, в сочетании с ответами на другие вопросы анкеты, свидетельствует о достаточной степени адаптированности населения к изменению социально-экономических условий, но варианты адаптации преобладают вынужденные, пассивные. Как наиболее адаптированные можно выделить следующие группы респондентов: по возрасту — младшую (30-39 лет), по образованию — с высшим профессиональным образованием. Лица этих двух категорий более мобильны, у них более выражена достижительная мотивация.
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции в России. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Из их числа, которые существуют как в различных, так и в одном и том же обществе, но в разные периоды его развития, всегда есть несколько каналов, наиболее характерных для этого общества. Важнейшими из этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации…
Рассмотрим же, как функционируют сегодня эти различные «лестницы» в нашей стране, на примере армии, церкви и высшей школы.
Армия. По мнению П. Сорокина, она функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Во время войны солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.
Однако, общеизвестно, что в США и Европе армия и в мирное время служит проводником восходящей социальной мобильности, поскольку позволяет после службы получить бесплатное высшее образование в престижных ВУЗах. В России — наоборот, армия, это один из каналов нисходящей мобильности, поскольку рекрутирует только представителей низших социальных страт, и отрывает молодых мужчин на два года от возможности получения престижной профессии.
Церковь. Как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сыном плотника. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI веке папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.
Сегодня церковь в России снова способствует восходящей мобильности множеству людей с низким социальным статусом. Однако не надо забывать, что пока церковь отделена от государства, социальная мобильность священников весьма ограничена, более того, возрастание количества священнослужителей в светском по характеру государстве чревато новыми социальными потрясениями и дополнительными рисками для священнослужителей. Пример Петра I, который превратил тысячи священников и их детей в крепостных крестьян, вовсе не исторический курьёз, а объективное стремление снизить непроизводственные затраты в условиях светского государства.
Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.
Однако, мы уже давно живём не в СССР, а в России, и здесь ситуация несколько иная. Тем не менее, образование продолжает играть присущую ему роль, хотя формы повышения социальной мобильности, и категории населения, которые втягиваются в эту «щель», существенно изменились. Как показала О. Бочарова, распространение заочного и второго образования сегодня можно считать, во-первых, реакцией на быстрые изменения рынка труда и требования с его стороны, во-вторых, каналом вертикальной мобильности для представителей групп, чьи возможности получить дневное (читай, полноценное) образование ограничены.
Еще одно проявление этого процесса — регионализация. Основной рост спроса на образовательные услуги наблюдается в провинции. Участие столичных регионов в предоставлении образовательных услуг сокращается, соответственно, увеличивается доля провинции. Это выражается, например, в появлении в массовом количестве филиалов столичных вузов, в том числе в небольших городах. Родители видят в этом часто единственную возможность для детей получить высшее образование, причем за сравнительно небольшие деньги, к тому же сохраняется возможность опеки и контроля над детьми — «вдали от искушений большого города». При этом качество образования в этих филиалах необязательно хорошее. Поэтому филиалы рассматриваются или как реальный способ «получить корочку» (в таком случае качество образования не играет никакой роли), или как ступенька для поступления в «настоящий вуз». Часто филиалы столичных вузов и провинциальные вузы связаны с так называемыми профильными классами, которые на самом деле являются вариантом подготовительных курсов.
Регионализация, рост числа филиалов и связанных с ними профильных классов, отвечающие на спрос общества на образование, в то же время усиливают процесс дифференциации системы высшего образования, разделение вузов на престижные, элитные и все остальные, что частично совпадает с региональным делением и вообще с процессами, идущими в обществе в целом. Можно согласиться с О. Бочаровой, что эти процессы для общества скорее негативны, т.к. способствуют распространению и воспроизводству партикуляристских образцов в ущерб универсальным.
Яркий пример нарушений в правильном функционировании системы образования, является трансформация мотиваций, с которыми люди приходят в ВУЗ. Для огромного числа мужской части абитуриентов наличие отсрочки от армии является обязательным, а иногда и единственным критерием выбора вуза и стимулом для получения высшего образования. Этот фактор вносит изменение в понимание функций высшего образования. Есть универсальные для всего мира смыслы и роли, придаваемые высшему образованию, — это автономный социальный институт со своими собственными ценностями передачи знания и демократичными порядками, первая ступень профессиональной социализации, канал вертикальной мобильности. В России высшие учебные заведения помимо этого выполняют также роль механизмов социальной защиты, которая для немалой части объектов их услуг является самой значимой [1, c.448]
Таким образом, в обществе постоянно усиливается связь между образованием и профессиональным успехом. Образование и профессиональный успех становятся основой для социальной мобильности.
2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
.1 Демографические факторы социальной мобильности
К демографическим факторам относятся: рождаемость и смертность населения, его миграция, брачность, разводимость, дробление и укрупнение семей. Демографические процессы переводят структуру населения в новое состояние: складываются иные пропорции между разными категориями населения, меняются их размещение по территории, степень их однородности, типичные средние параметры.
В целом молодые люди и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Молодым более свойственна профессиональная мобильность, взрослым — экономическая, пожилым — политическая. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. При этом уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших — меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын представителя престижных страт пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие также не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Нетрудно представить, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.
Влияние демографических факторов в статистике определяется из расчета, в котором общий прирост населения подразделяется на естественный и миграционный.
На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселение страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
Молодым свойственна профессиональная, взрослым — экономическая, пожилым — политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших слоев, как правило, больше детей, а у высших — меньше. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших слоев. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.
Профессионалы (врачи, юристы и т. п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, например, в США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения [3, c.176].
Таким образом, высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страны могут быть перенаселены или недонаселены.
Социальная мобильность в основном носила нисходящий характер, так как уровень доходов в стране резко упал, огромные массы населения остались за чертой бедности. В то же время среди отдельных групп населения, в основном номенклатуры, наблюдалась восходящая мобильность, в результате которой формировались высшие слои политической и экономической элиты.
В настоящее время наблюдается интенсивная восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом.
год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2008 году.
Эксперты обращают внимание, что на протяжении десяти последних лет спрос на рабочую силу в России возрастал. Однако ситуация начала меняться летом 2008 года. Экономический рост остановился. Открылось лавинообразное падение на фондовом рынке, где потери составили 76% Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2008 году.
Осенью 2008 года начались массовые увольнения. Сокращения быстро перешли из финансовой, торговой и управленческой сфер в сектор реального производства. Наиболее ощутимые потери во второй части 2008 года понесла строительная отрасль. Пострадала добывающая, обрабатывающая и автомобильная промышленность. Согласно оценке ЦЭИ ИГСО в ноябре-декабре количество безработных увеличивалось на 3-5% еженедельно Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2008 году.
Безработных в стране становится все больше. По данным Министерства здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) по состоянию на 25 марта 2009 года, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 2 млн. 164,7 тысяч человек. При этом всего за неделю с 19 по 25 марта, рост численности безработных составил 1,5%. Министерство получило информацию о высвобождении работников 29 тыс. 350 организаций из всех субъектах РФ Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2008 году.
Наиболее значительный прирост численности безработных зарегистрированных в органах службы занятости за период с 19 по 25 марта 2009 года, произошел в Калининградской области, Чувашии, Кировской, Пензенской, Брянской, Свердловской областях. Растет число граждан, потерявших работу и в Москве.
В настоящее время наблюдается рост безработицы и обнищание населения; сведены к минимуму гарантии в области труда и занятости; растет дороговизна; дорожает медицинское обслуживание; обостряются противоречия между бедными и богатыми. Очень много граждан нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах в том числе и в социально-медицинских услугах на дому. Многие пожилые люди нуждаются в особой помощи и уходе в последний год жизни. Динамика нуждаемости в социальном обслуживании неуклонно растет. Среди социальных проблем особо актуальной стала проблема занятости. Ее трактовка радикальна отличается от принятой в советской экономике, когда предприятия испытывали постоянный дефицит рабочей силы. При переходе к рыночной экономике и появление избытка трудовых ресурсов государственные службы оказались неготовыми к устранению или уменьшению уровня безработицы. Сейчас социально трудовые проблемы существенно и в основном негативно сказываются на развитии всего государства.
Борьба с безработицей в Послании президента Медведева названа одной из первоочередных антикризисных мер для правительства в Российской Федерации.
В Росси и на меры по борьбе с безработицей дополнительно выделяется 44 млрд. руб., заявил президент России Дмитрий Медведев в интервью, опубликованном пресс-службой главы государства.
По его словам, правительство России совместно с регионами готовит специальные программы поддержки новых рабочих мест. Эти программы будут финансироваться и Российской Федерацией, и регионами, подчеркнул президент.
В частности, по его словам, нужно не только увеличить пособие по безработице, что уже сделано, но и создавать новые рабочие места, в том числе в малом бизнесе, в новых производствах, строить новые объекты, которые способны создать дополнительные рабочие места.
«Это могут быть и дороги, это могут быть другие инфраструктурные объекты. Этим мы обязательно будем заниматься», — пояснил он.
Важной частью борьбы с безработицей является программа переподготовки, считает глава государства.
«В нашей стране очень много вакансий. Но, конечно, человеку, который занимался интересным ему делом, не очень хочется переквалифицироваться, получать, может быть, работу менее престижную. В ряде случаев это придется делать», — указывает Д.Медведев.
По его словам, на переобучение, переподготовку также будут тратиться «весьма значительные средства»: и федерального, и региональных бюджетов.
Более подробную картину мер, предпринимаемых правительством в области борьбы с безработицей на долгосрочную перспективу, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова озвучила в Госдуме в рамках Программы борьбы с безработицей, разработанную совместно с регионами.
По ее словам, правительство не хочет больше мириться с валообразным ростом безработицы.
Хуже всего ситуация в Челябинской, Нижегородской, Тверской, Вологодской, Свердловской и Владимирской областях.
Программа правительства будет реализована по четырем направлениям: переподготовка специалистов, организация общественных и временных работ, помощь в переезде в другой регион, помощь в организации своего бизнеса.
За помощью в Москву обратились уже 78 регионов.
Первыми федеральную помощь получили Ярославская область и Татарстан. Им было выделено 200 и 400 млн. рублей соответственно.
Кроме того, предложение, касающиеся мер по борьбе с безработицей, было высказано, премьер — министром страны Владимиром Владимировичем Путиным. Он предложил ввести на территории страны 50% квоту на экспорт иностранной рабочей силы.
Большой перспективой для развития социальной защиты населения является разработка демографических программ до 2030 года.
Находит свое подтверждение и общая закономерность межпоколенной мобильности — молодежь из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.
Внутрипоколенная мобильность носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом женщины мобильнее мужчин, а молодые — мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины, которые продвигаются постепенно [13, c.155].
Можно выделить следующие факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности населения в современной России:
. Перестройка экономики;
. Многообразие форм собственности;
.Распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);
. Кризис системы образования;
. Миграция между странами бывшего СССР;
.Формирование «социальных сетей» — информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп. Таким образом, рост безработицы и обнищание населения; сведены к минимуму гарантии в области труда и занятости; растет дороговизна; дорожает медицинское обслуживание; обостряются противоречия между бедными и богатыми. Очень много граждан нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах в том числе и в социально-медицинских услугах на дому. Многие пожилые люди нуждаются в особой помощи и уходе в последний год жизни.
3. МЕТОДЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.
Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В древней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимосвязей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, "брахманов", как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.
Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся прежде всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в способных людях для решения задач управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами.
Но даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита — верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования [4, c.192].
Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.
Каналы социальной, мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.
Однако, для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том, случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. — все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура — это, может быть, и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни — это только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит [7, c.202].
Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.
Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.
Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, такой брак может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если он дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим" [14, c.268].
Таким образом, доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.
Природа социальной мобильности в обществе неразрывно связана с перемещением человека из одной социальной страты в другую.
Учеными-социологами выделены соответствующие типы социальной мобильности. В основе данных классификаций лежит тот или иной определяющий классификационный признак.
Анализируя основные тенденции в развитии социальной мобильности в современном российском обществе, необходимо выделить ряд следующих положений.
На наш взгляд, в основе социальной мобильности современного российского обществам лежат факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности населения в современной России:
. перестройка экономики;
. многообразие форм собственности;
. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);
. кризис системы образования;
. миграция между странами бывшего СССР;
. формирование «социальных сетей» — информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).
Так, мы видим, что процессы нисходящееся из социальной мобильности непосредственно связаны с мировым экономическим кризисом и ростом безработицы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.— Алпатов П.Ю. Экономическое содержание собственности в условиях формирования социального государства в России. М.: Юркомпани, 2009. 448 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=5100111>
. —Албегова Ирина Федоровна. Институционализация Социальной Работы В Современной России: Теория Практика. М.: , 2004. 309 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=8383638>3. —Булавка Л.А. Нонконформизм. Социокультурный портрет рабочего протеста в современной России. М.: Едиториал УРСС, 2004. 176 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=1560186>
. — Батурин В.К. Социология образования. М.: Юнити-Дана, 2011. 192 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=5793429>
. Бабосов, Е. М. Общая социология: Учебник для вузов/Е. М. Бабосов.- Мн: «Тетра Системс», 2005.- 640с.
. Волков, Ю. Г., Мостовая И. В., Социология: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В. И. Добренькова.- М.: Гардарики, 2007.- 432с.
. Габдулина, К., Раисов Е., Социология: Учебник для вузов/К. Габдулина, Е. Раисов.- Алматы: «Нур — пресс», 2005 — 202с.
.—Гусаков Д.Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России. СпБ.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2010. 260с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=5532036>
. Добреньков В.И. Социология. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 265с.
Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник для вузов.- М.: Гарадарики, 2007.- 592с.
. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М — 2001г.- 112с.
. Лавриненко В.Н. Социология. Учебник. М. — 2003. — 231с.
. Ритцер Дж. Современные социологические теории. -Питер, 2002. -155с.
. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. / Под ред. З.Т. Голенкова. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000. — с.265-268.