Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Общее положение таможенного контроля11
1.1. Понятия и формы таможенного контроля11
1.2. Таможенный контроль в Киотской Конвенции20
Глава 2. Таможенный контроль и система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации27
2.1. Правовые основы и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля27
2.2. Основы системы управления рисками в Федеральной таможенной службе Российской Федерации47
Глава 3. Система управления рисками52
3.1. Анализ проблем в системе управления таможенными рисками52
3.2. Перспективы совершенствования управления рисками66
Заключение81
Список литературы82
Приложениея
Выдержка из текста работы
Мясо это один из важнейших продуктов питания, обладающий высокой пищевой ценностью. Она обусловлена главным образом содержанием значительного количества белков животного происхождения, и в особенности полноценных, а также биологически активных соединений (аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, микроэлементов), липидов, экстрактивных и минеральных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Сегодня в России на долю пищевой и перерабатывающей промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота страны. В состав этой отрасли входит более 30 под отраслей. Особое место среди них занимают мясная и мясоперерабатывающая отрасли, так как обеспечивают население страны одним из основных продуктов питания.
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что фальсификация мяса и пищевых мясных субпродуктов имеет место в современной торговле и вопросы качества и безопасности их актуальны в данный момент.
1. Таможенный контроль мяса
1.1 Понятие таможенного контроля. Ветеринарный контроль
Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим.
К мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств,установленные, исходя из экономической политики Российской Федерации, защиту экономической основы суверенитета Российской Федерации, выполнение международных обязательств Российской Федерации, защиту внутреннего потребительского рынка. В качестве ответной меры на дискриминационные и другие ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые могут выражаться в лицензировании, квотировании, установление минимальных и максимальных цен, сертификации, разрешительной системе и другое.
При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ, а при вывозе — с момента принятия таможенной декларации.
Таможенный контроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.
Региональное таможенное управление по вопросам таможенного контроля организует и контролирует производство нижестоящими органами таможенного контроля. Оно проверяет правильное и единообразное применение правил таможенного контроля.Таможни по вопросам таможенного контроля обеспечивают правильное применение таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, организуют, координируют и контролируют проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов, проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля, учёта товаров и транспортных средств.
В целях обеспечения охраны таможенной территории Таможенного союза (России) от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, при ввозе на таможенную территорию ТС (таможенного союза) животных, продуктов животноводства, кормов и другой подкарантинной продукции, уполномоченный орган в области ветеринарии осуществляет контроль за исполнением требований ветеринарного надзора.
Для таможенного оформления ветеринарного или фитосанитарного груза необходимо:разрешение, выданное уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары;
ветеринарный сертификат, выданный компетентным органом страны отправления указанного товара.При ввозе, вывозе и транзите ветеринарных и фитосанитарных грузов, может быть осуществлен один из 3 или все 3 вида контроля:документальный, фактический, лабораторный.
Документальный контроль заключается в проверке:
документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров;
наличия разрешений на ввоз (вывоз) или транзит подконтрольных товаров;соответствия содержания выданных документов требованиям ТС.
Физический контроль включает в себя:досмотр подконтрольных товаров;проверку соответствия подконтрольных товаров данным, указанным в предъявленных документах;
контроль соответствия транспортного средства установленным ветеринарно-санитарным требованиям, необходимым для перевозки подконтрольных товаров;контроль условий и режима перемещения;контроль соответствия упаковки и маркировки установленным требованиям.Лабораторный контроль осуществляется путем проведения исследований в аккредитованных лабораториях. Он осуществляется в том случае, если фактический осмотр выявил какие-либо нарушения, либо при наличии ограничений по ввозу продукции.
В результате проведения ветеринарного или фитосанитарного осмотра на товар оформляется специальный сертификат (ветеринарный или фитосанитарный), который разрешает ввоз товаров на территорию ТС.
Также на мясо устанавливаются пошлины и это подтверждает Правительство РФ установило новые пошлины на ввоз мяса крупного рогатого скота сроком на 5 месяцев. Как сообщает департамент правительственной информации, Постановление №417 начинает действовать со дня его опубликования. Официально оно было подписано 11 июля.
2. Статистический анализ мясной продукции
.1 Особенности таможенного контроля говядины
Перед выпуском в обращение на территории Таможенного союза, мясо и мясная продукция, являющаяся объектом регулирования регламента, обязательно должна быть подвергнута процедуре подтверждения безопасности, согласно разделу XIII ТР ТС 034/2013. Форма оценки соответствия задается с учетом вида и назначения мясных продуктов:
государственная регистрация — для продуктов детского питания на мясной основе;
декларирование соответствия — для прочей переработанной мясной продукции;ветеринарно-санитарная экспертиза — для продуктов убоя, включая для детей.
Для наглядности приведена таблица по группам мясной продукции и необходимым документам об оценке соответствия, а также название уполномоченного органа за выдачу таких документов.
Группы мясной продукции и их формы оценки соответствия.
Таб. 1.
ПродукцияОбязательный документУполномоченный органПереработанная мясная продукция для взрослых (говядина, телятина, свинина, колбасы, мясные консервы и т. д.)Декларация о соответствииОрган по сертификацииПереработанная мясная продукция для детей (пюре на мясной основе, детские мясные консервы, колбасы и т. д.)Свидетельство о государственной регистрацииРоспотребнадзор
Следует отметить, что в техническом регламенте действует принцип: один вид продукции — один вид документа об оценке соответствия. Так, например, больше не потребуется оформлять одновременно свидетельство о государственной регистрации и декларацию о соответствии.В рамках требований технического регламента обязательная сертификация мяса и мясных продуктов не проводится. Получать сертификат соответствия на такую продукцию не требуется. Вместо этого, на мясные продукты должны быть оформлены другие разрешительные документы, установленные в ТР. ТС 034/2013.
Регистрация декларации о соответствии мясных продуктов. Согласно статье 132 раздела XIII ТР ТС 034/2013, мясная продукция, кроме мясной продукции для детского питания и продуктов нового вида, подлежит декларированию соответствия.Регистрация декларации о соответствии мяса и мясной продукции осуществляется органом по сертификации на основании доказательств, предоставленных самим заявителем, а также полученных в ходе исследований типовых образцов в аккредитованной лаборатории и прочих материалов, установленных схемой декларирования.Зарегистрировать декларацию на мясную продукцию по новым правилам, опираясь лишь на собственные обоснования безопасности заявителя, больше не предоставляется возможным.Сравнивая с нормами системы ГОСТ Р, декларирование с привлечением третьей стороны осуществлялось только для детской мясной продукции. По нормам ТР ТС 034/2013 продукты питания для детей на мясной основе вообще не подлежат декларированию соответствия, для них установлена своя форма подтверждения безопасности — государственная регистрация.Также с вступлением в силу технического регламента на мясные продукты, подлежащие декларированию, больше не потребуется оформлять свидетельство о государственной регистрации. Декларация о соответствии станет единственным документом, допускающим к выпуску в обращение такие продукты.
Необходимость государственной регистрации мясных продуктов
Государственная регистрация предусмотрена при производстве мясных продуктов для детского питания, что закреплено в статье 144 раздела XIII ТР ТС 034/2013. При этом порядок получения свидетельства о госрегистрации тот же что и для прочей пищевой продукции, и установлен в статье 25 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции <#»justify»>Таб.2.
Структура импорта мяса со странами дальнего зарубежья
Дата, квартал.Мясо птицы свежее и мороженоеМясо говядины свежее и мороженоетыс. тоннмлн. долл.тыс. тоннмлн. долл.123451 кв. 2011122,3303,7147,4188,72 кв. 2011322,91046,4215,3138,83 кв. 2011326,71066,9587321,84 кв. 2011428,71390,8315,1369,1всего за 20111290,64207,8964,81088,41 кв. 20121926120602 кв. 2012352,81124,575,9113,63 кв. 20123521131,6134,3193,24 кв. 2012361,91213,5390,6486,7всего за 20121271,82086,8149,89631 кв. 2013135,6447,422,530,92 кв. 2013398,21450,6113,2154,83 кв. 2013108,91455,8127,4174,24 кв. 2013306,71138,4150,5221всего за 20131249,82472,3313,6680,91 кв. 2014220,8863,667,698,22 кв. 2014381,21474,2119,6173,43 кв. 2014358,81377,8122172,94 кв. 2014363,61399,4130,8195,2всего за 20141524,45115440639,7
По данным таблицы 2 видно,что наибольшая доля приходится на свежее и мороженное мясо птицы так как всего за 2011 приходится 1290,6тыс.тонн,всего за 2012 приходится 1271,8 тыс. тонн, всего за 2013
приходится 1249,8 тыс. тонн, всего за 2014 приходится 1524,4 тыс. тонн.
Основным поставщиком мяса в Россию во втором квартале 2011 г. явилась Бразилия.
Таб.3.
Страны — поставщики мяса в Россию.
Импорт говядины. Объем импорта говядины в Россию в 2013 году также несколько сократился — на 6,4% и за первые 9 месяцев 2013 года составил 514,5 тыс. тонн. Ключевые поставщики говядины в Россию (охлажденной и замороженной, всего) — Бразилия, Парагвай, Беларусь и Уругвай.
Импорт говяжьих субпродуктов. Поставки говяжьих субпродуктов в РФ в январе-сентябре 2013 года снизились на 14,1% до 74,9 тыс. тонн. Основные поставщики данного товара — Аргентина (37,4% от общих объемов импорта), Австралия (15,7%), Парагвай (9,6%) и Уругвай (7,2%). Доля Германии составляет всего 3,3%.
Рис.1. Доля импорта на российском рынке мяса крупного рогатого скота в 2013г,%.
Доля отечественной продукции преобладает в 2013 году с долей в 73%.С 2015 года импортные пошлины на готовые мясные изделия будут сокращены в три раза. Таковы условия присоединения России к ВТО. Есть опасение, что всей мясной отрасли России будет нанесен существенный урон.
3. Проблемы и перспективы мясной промышленности
В 2010-2013 гг., после стабилизации мировой экономики восстановления объемов импорта не произошло. На фоне роста предложения со стороны российских производителей (в первую очередь мяса птицы и свинины) общая тенденция в сторону сокращения импортных поставок продолжилась.
Потребление мяса в России определяется её особенностями, россияне наибольшее предпочтение отдают мясо птицы (61 %) из-за её из-за его невысокой стоимости и пищевых качеств. Общее потребление мяса в России в 2013 году составило 6216 тыс. тонн. С 2010 г. по 2012 г. потребление мяса в России имеет тенденцию роста. В 2012 году по сравнению с 2010 годом потребление мясо птицы выросло на 12 %, свинины на 14 %, говядины на 1 %.
Больше всего в России производится мясо птицы — 57 %. Благодаря активному развитию птицеводства в современной России, доля импорта куриного мяса минимальна и составляет порядка 6 %. Производство крупного рогатого скота в России не так хорошо развито, как птицеводство и свиноводство и поэтому мы очень зависим от импорта говядины. Импорт и производство говядины составляют 8 % и 3 %, свинины 7 % и 19 %.Импорт куриного мяса в Россию в 2013 году, снизился. Объёмы импорта в январе-сентябре 2013 года составили 383 тыс. тонн. Снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого года — на 12 %. По итогам 2013 г. объём производства птицы в России составит 3,7 млн. тонн, что на 10 % превышает показателя 2012 г. Объём импорта говядины в Россию в 2013 году также несколько сократился — на 16 % и за первые 9 месяцев 2013 года составил 514,5 тыс. тонн. Свинина — это второй по популярности у россиян вид мяса и ввиду этого отечественные производители стараются не уступать конкурентом из-за рубежа и постоянно наращивают производство свинины. В январе-сентябре 2013 года в Россию было поставлено 485 тыс. тонн свинины, что на 31 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сокращение импортных поставок обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, в России продолжается стремительный рост производства свинины. В январе-сентябре 2013 года по отношению к январю-сентябрю 2012 года объёмы производства возросли почти на 25 % или на 265 тыс. тонн в убойном весе. Значительный рост предложения привёл к снижению цен. Поставки свинины вне квоты в Россию стали менее рентабельны, чем ранее. В текущем году они упали почти на 40 %. Во-вторых, в 2013 году был выявлен целый ряд несоответствий ветеринарным требованиям и Россельхознадзором были наложены ограничения на поставки свинины с ряда зарубежных предприятий. К последним относится запрет на импорт свинины из Белоруссии, введенный в конце августа текущего года, где обнаружены вспышки Африканской чумы свиней (АЧС). Ежемесячно Белоруссия поставляла в Россию около 5 тыс. тонн данного вида мяса.
Наибольшая доля импорта мяса в Россию занимает говядина — 78 %, на втором месте свинина — 43 % и на третьем птица — 12 %. Анализ показал, что за последние три года существенного изменения в импорте нет. Импорт говядины увеличился на 4 %, а вот импорт свинины снизился на 6,5 %, птицы 6,3 %. Это говорит о том, что отечественные производители стараются не уступать конкурентом из-за рубежа и постоянно наращивают производство свинины и птицы.
Заключение
Значение мяса и мясопродуктов в питании населения определяется тем, что служат источником полноценных белков, жира, минеральных и экстрактивных веществ, некоторых витаминов, потребление которых является необходимым для нормального функционирования организма.
Наращивание темпов производства и объемов выпуска продукции мясной промышленности требует совершенствования существующих и разработки новых технологических процессов, обеспечивающих рациональное использование сырьевых ресурсов, повышение выходов и улучшение качества выпускаемой продукции. Решение этих задач неразрывно связано с расширением методических возможностей исследований за счет использования усовершенствованных и новых аналитических методов и с созданием систем объективной и надежной оценки показателей качества сырья и готовой продукции.
Список использованной литературы
Соглашение Республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25.01.2008 г. [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ, — правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Евразиатского экономического сообщества «О Едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного Союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 г. № 18 // Российская газета. — 2009. — № 2275. Единый Таможенный Тариф Таможенного Союза Республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации // Российская газета. — 2009. — № 227/1.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Собр. законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 50. — ст. 6615.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Собр. законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 50. — ст. 6615..Кастомс. РУ: Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: офиц. сайт. М., 2011. Режим доступа: http://www.customs.ru. — 01.05.2014.