Содержание
Содержание
Введение3
Глава I Научно-теоретический анализ проблемы исследования афазии и логопедической работы по восстановлению навыков устной речи6
1.1. Первичный этап изучения афазийных расстройств6
1.2. Вклад А.Р. Лурии в изучение афазии и появление классификации болезни7
1.3. Основы изучения дефекта у больных-афазиков13
1.4. Психические особенности больных-афазиков17
Глава II Констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей речевого развития больных-афазиков26
2.1. Целеполагание и экспериментальная выборка пациентов26
2.2. Методика обследования речевого статуса испытуемых27
2.3. Результаты констатирующего эксперимента30
Глава III Формирующий эксперимент, направленный на изучение влияния системы логопедической работы на восстановление устной речи при афазии37
3.1. Коррекционно-педагогическая работа при афазии37
3.2. Разработка и проведение комплекса логопедической работы по преодолению афазии52
3.3. Результаты логопедической реабилитации испытуемых63
Заключение68
Библиография70
ПРИЛОЖЕНИЕ73
Выдержка из текста работы
Актуальность. Речь — комплексная функция головного мозга, которая является главным средством общения. Расстройства речи в виде афазий возникают при поражении так называемых речевых зон мозга, расположенных в заднем отделе нижней лобной извилины, в верхней височной извилине, в нижней теменной доле и на стыке теменной, височной и затылочной областей доминантного полушария.
В настоящее время наиболее частой причиной возникновения афазии является нарушение мозгового кровообращения (в 85% случаев), приводящее к инвалидности. В 13% — это ЧМТ, в 2-3%-опухоли, менингиты, менингоэнцефалиты. В сутки по Москве наблюдается 120-150 таких случаев, с летальным исходом в 30% случаев, в оставшихся случаях возникает инвалидность 1-2 группы [11].
Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной реадаптации этой большой группы больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения или травмы головного мозга, до сих пор остается острой. В ее основе лежит достаточно полное использование нейропсихологических основ речевой деятельности, у истоков которой стоят работы ведущих специалистов отечественной нейропсихологии А. Р. Лурии, Э. С. Бейн и Е. Д. Хомской, П. С. Цветковой и их учеников. Каждый из этих авторов внес свой вклад в теорию и практику восстановительного обучения больных с афазией.
Афазии обычно связаны с агнозиями, апраксиями и другими сложными нарушениями высших корковых функций. Формы расстройств речи и динамика ее восстановления при афазии зависят от комплекса клинических факторов, таких как: тяжесть и распространенность основного заболевания, характер нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состояния кровоснабжения поврежденной области, локализация и размеры очага повреждения, соотношение деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и, наконец, от состояния не пострадавших отделов мозга. Последние, в том числе противоположное полушарие (правое), принимает участие в компенсации нарушенных функций.
Афферентная моторная афазия является одним из самых тяжелых речевых расстройств. Довольно часто она встречается в комплексе с другими видами речевых нарушений. Восстановление речи таких больных представляет особую проблему.
Именно поэтому для настоящей дипломной работы была выбрана такая актуальная тема как «Восстановление фразовой речи у больных с афферентной моторной афазией средней степени выраженности».
Основной проблемой дипломного исследования является восстановление качества фразовой речи у больных с нарушенными моторными функциями.
Объект дипломного исследования: особенности восстановления фразовой речи больных с афферентной моторной афазией средней степени выраженности.
Предмет исследования: содержание комплексной восстановительной работы по формированию и развитию фразовой речи у больных с афферентной моторной афазией средней степени выраженности.
Цель работы: разработать комплекс мероприятий по восстановлению фразовой речи у пациентов с афферентной моторной афазией средней степени выраженности и провести восстановительную работу с последующим выявлением её эффективности.
Гипотеза: при условии воздействия на эмоциональную сторону, применения в логопедической работе просмотров отечественных фильмов с известными актерами и сюжетными линиями, восстановление фразовой речи будет происходить успешнее и качественнее.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся современную литературу по данной проблеме и обобщить сведения по данной теме.
2. Обследовать и проанализировать состояние устной стороны речи у больных с афферентной моторной афазией средней степени выраженности.
3. Провести восстановительное обучение с последующим выявлением эффективности проделанной работы.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ педагогической, психологической, медицинской, специальной литературы.
2. Социолого-педагогический: (изучение анкетных данных, изучение речевых карт, изучение медицинской документации, знакомство с опытом работы педагогов-логопедов, работающих с данной категорией больных).
3. Экспериментальный метод (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
4. Статистический метод (количественная и качественная обработка данных).
Степень изученности проблемы. В историческом аспекте концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства формировалась в ряде исследований таких авторов как Л.С. Выготский, Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения содержатся в фундаментальных исследованиях А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Э.С. Бейн, Е.Н. Винарской, М.К. Бурлаковой и других исследователей.
В качестве теоретической основы послужили также исследования в области неврологической реабилитации больных с афферентной моторной афазией послужили исследования Л.О. Бадалян, Г.А. Педаченко, Т.А. Доброхотова, Л.Б. Лихтерман, исследования в области клинической нейропсихологии Н.К. Корсаковой, Л.И. Москвичюте и коррекционно-восстановительного обучения больных с афазией Т.В. Ахутиной, М.К. Бурлаковой, Т.Г. Визеля, В.В. Оппель, Н.М. Пылаевой, В.М. Шкловского. Проблему восстановления фразовой речи у больных с афферентной моторной афазией рассматривали такие учёные, как П. Брока, Р.Вернике, А.Р.Лурия, В.М.Шкловский, Т.Г.Визель.
Восстановление функциональных возможностей организма человека в последнее время изучалось такими исследователями, как Щепин О.П., 2002; Кучеренко В.З., 2003; Лисицын Ю.П., 2003; Маймулов В.Г., 2003; Юрьев В.К., 2003; Щепин В.О., 2003; Вишняков Н.И., 2004; Поляков И.В., 2004; Орел В.И., 2004; Филатов В.Н., 2004; Стародубов В.И., 2006 и др.
Организация исследования. Данная работа проводилась на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН) под руководством Шкловского В.М.
Новизна и практическая значимость. Научная новизна заключается в том, что выявлены и систематизированы особенности проявлений афферентной моторной афазии средней степени выраженности, установлены факторы, совокупность которых определяет специфику проявлений афазии у этой категории больных; представлены качественный и количественный анализ нарушений речи и неречевых психических функций при афазии у исследуемых пациентов, разработана дифференцированная методика восстановительного обучения на основе использования в логопедической работе просмотров отечественных фильмов с известными актерами и сюжетными линиями с последующим выявлением эффективности проделанной работы с учетом уровня сформированности речевой функции к моменту мозгового поражения, а также индивидуально-психологических и эмоциональных особенностей.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей в себя 50 источников и 1 приложение на 11 листах (протокол обследования пациента)……….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. – М.: Издательство «Педагогическое общество России», 2009. – 320 с.
2. Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга. — М.: АСТРЕЛЬ, 2005.
3. Ахутина Т.В. Поражение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М.: МГУ, 1989. — 214 с.
4. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления.- Л.Медицина, 1964. – 235 с.
5. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. – М.: Медицина, 1982.
6. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. / Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб, Детство-Пресс, 2007.
7. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.— 190 с.
8. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов //Под ред. Т.Г. Визель. — М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.- 384с.- (Высшая школа).
9. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М: В.Секачев, 2005. – 224 с.
10. Глозман Ж.М. Изменение личности при афазии (в динамике восстановительного обучения)// Дефектология, 1985.
11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств/ Е.Д.Дмитрова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 143 с. – (Библиотека логопеда).
12. Изучение и коррекция речевых расстройств. Межвузовские статьи, научные труды. – М., 1986.
13. Коган В.М. Восстановление речи при афазии. — М., 1962.
14. Кожевников А.Я. Афазия и центральный орган речи. Афазия и восстановительное обучение. Тексты под редакцией Ж.М.Голозман. – М.: МГУ, 1983.
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. Правильное произношение и чтение. –М., 2000.
16. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. – М.: Сфера, 2001.
17. Лермитт Ф. Семиология афазии. Афазия и восстановительное обучение. (Тексты). — М.: МГУ, 1983.- С. 120-130.
18. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. — СПб., 2004.
19. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
20. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2002.
21. Михеев В.В., Мельничук П.В. Нервные болезни. — М., 1981.
22. Оппель В.В. Восстановление речи после инсульта. – Л.: Медицина, 1972.
23. Пальщикова И.К. О соотношении расстройств устной речи и письма при афазии. Новые исследования в педагогической науке. — М., 1978.
24. Проблемы афазии и восстановительного обучения. — Т.1 / Под ред. Л.С.Цветковой. — М.: МГУ, 1975.
25. Проблемы афазии и восстановительного обучения. — Т.2 / Под ред. Л.С.Цветковой. — М.: МГУ, 1979.
26. Светлова И. Домашний логопед. – М.: Эксмо, 2005.
27. Справочник невропатолога поликлиники. – Минск: Беларусь, 1988.
28. Столярова Л.Г., Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В. Особенности нарушения речи у больных с мозговым инсультом и некоторые прогностические факторы ее восстановления. В кн.: Оптимизация реабилитационного процесса при церебральном инсульте. — Л., 1990.
29. Сумченко Г.М. Восприятие и запоминание звуков речи у больных с афазией. — Л., 1974.
30. Тархан А.У., Троуготт Н.Н., Меерсон Я.А. Распознавание эмоциональных и просадических характеристик голоса и сложных неречевых звуков больными с локальными поражениями мозга. // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1981.
31. Ткачев Р.А. О классификации и прогнозе афазических расстройств. Вопросы клиники и патофизиологии афазий. — М.: Медгиз, 1961.
32. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М.: Наука, 1979.
33. Траугот Н.Н. Роль чтения в процессе восстановления речи при афферентной моторной афазии. Проблемы патологии речи. — М., 1989.
34. Хомская Е.Д. Мозг и активизация. – М.: МГУ, 1987.
35. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М., 1972.
36. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. — М.: МГУ, 1989.
37. Цветкова Л.В. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб.пособие/ Л.С.Цветкова. – 3-е изд, стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 184 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
38. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 327 с.
39. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. — Москва – Воронеж, 1997.
40. Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей. – СПб., 2006.
41. Шаховская С.Н. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. Методическое наследие. — Том 3. – М.: Владос, 2007. – 311 с.
42. Шахпаронова Н.В., Кадыков А.С. Восстановление речи при ишемическом инсульте. // Вестник практической неврологии. — 1992.
43. Шкловский В.М. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1982.
44. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Ассоциация дефектологов, 2000. — 96 с.
45. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. – М.: Сфера, 2006.
46. Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: Медицина, 1972.
47. Шохор-Троцкая М.К. Преодоление артикуляционных нарушений у больных с афферентной моторной афазией. Актуальные проблемы логопедии. — М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1979.
48. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
49. Шохор-Троцкая М.К., Столярова Л.Г. Особенности динамики речи у больных с разными вариантами моторной афазии при инсульте. // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1981.
50. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. -427с.