Содержание
Введение…………………………………………………….…….……..…………3
1. Сущность и структура системы государственной службы современной России………………………………………………………………………………4
2. Основные принципы построения и функционирования
системы государственной службы Российской Федерации………….….11
3. Виды государственной службы…………………………………………16
Заключение……………………………………………………………..…………20
Список литературы………………………………………………………………21
Выдержка из текста работы
Понятие «государственная служба» многогранно. В целом это механизм выполнения функция государства. Государственная служба представляет собой: профессиональную служебную деятельность граждан по выполнению полномочий органов государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов и традиций по реализации конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу; профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения должностей государственной службы, учрежденных в государственных органах.
Сегодня значимость данной темы «государственная служба как система» определяется ее актуальностью и усиливается тем обстоятельством, что Россия находится на очередном этапе реформирования системы государственной службы. Мы все еще стоим на распутье — какой тип государственной службы нам следует строить — активного служения обществу и государству или пассивного обслуживания полномочий государственно-политической элиты. От выбора этих парадигм зависят подходы к теории и организации государственной службы, управлению ею, а также эффективность государственной власти.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что на государственную службу возлагается решение ответственных задач. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел. В связи с этим правовое положение государственной службы и государственного служащего в последние годы стало предметом внимания федерального законодателя, Президента Российской Федерации
Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и управления. Основным же механизмом и институтом этого управления является государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственной службы. И от того, какое место занимает государственная служба в системе власти и управления и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе.
Многие ученые, юристы, социологи и философы изучали государственную службу как систему. Например, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Б.М. Лазарев, В.Н. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Е.В. Охотский, В.Л. Романов, А.И. Турчинов, В.Д. Граждан. Один из них, а именно, В.М. Манохин говорил: «Все особенности государственной службы происходят из того, что она именно государственная, то есть создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем ее структурным частям, в том числе, конечно, и к организации службы». Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. — М.: Юристъ, 2002. — С.131.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть основные черты государственной службы, ее реестр должностей, функции, признаки и другие аспекты.
Объектом исследования курсовой работы является государственная служба, а именно, рассмотрение данной службы как системы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие государственной службы и содержание системы государственной службы;
2. Выявлены основные принципы государственной службы и их классификация;
3. Раскрытие функций государственной службы и ее правовое регулирование;
4. Проанализированы виды государственной службы;
5. Рассмотреть реестр должностей государственной службы.
При исследовании курсовой работы будем опираться на: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы РФ, подзаконные нормативные правовые акты РФ, монографические издания, интернет ресурсы и др.
Методы и база исследования. Поставленные задачи и специфика объекта исследования обусловили использование различных методов сбора и обработки материала:
1) Анализ правовых источников и учебной литературы для рассмотрения государственной службы и её элементов;
2) Ознакомление с законодательными актами по вопросам прохождения государственной службы;
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1 Теоретико-методологические основы государственной службы.
1.1 Понятие «государственная служба»
До настоящего времени не сложилось единого подхода к пониманию сущности государственной службы. В современной российской науке господствует три основные концепции государственной службы — политическая, социальная и правовая, т.е. теория государственной служб имеет комплексный и меж предметный характер. Проблемы и сущность государственной службы изучаются юридическими, философскими, политическими, социологическими, историческими, психологическими, управленческими и другими науками. Каждая из них имеет свой предмет, понятийный аппарат и методы исследования.
При определении понятия «государственная служба» прежде всего следует различать теоретические и нормативные определения такого политико-административного и социально-правового явления, как государственная служба. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая ту или иную грань этого понятия.
На сегодняшний день в науке существует множество различных подходов к трактовке данного понятия. В научной и научно популярной литературе типичными определениями термина «государственная служба» являются, например, следующие:
— механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и управления;
— инструмент и технология государственного управления, реализация функций государства;
— публичный институт реализации государственной власти;
— единство правового, социального и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;
— система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач;
— система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнению их полномочий;
— способ и форма реализация связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;
— совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;
— публично-правовое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником;
— особый вид профессиональной, управленческой деятельности — административной или аппаратной.
Встречаются и другие, менее обоснованные определения, в частности: «работа в государственных органах», «работа в аппаратах государственных органов» и т.д. [6, c. 25]
Спектр определений очень широк. Все зависит от критериев оценки данного феномена, от подходов того или иного ученого к решению проблемы.
Среди наиболее содержательных понятийных формулировок государственной службы необходимо выделить две:
— это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу;
— это практические и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах.
В научных и нормативных определениях государственной службы Российской Федерации сложилось три подхода к характеристике ее сущности:
— деятельности, согласно которому государственная служба характеризуется как профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и должностных лиц (политиков);
— институциональный, в рамках которого государственная служба определяется как совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов по реализации Конституции РФ и законов;
— правовой, в рамках которого государственная служба рассматривается как публично-правовое отношение между государством и государственными служащими.
В каждом из этих подходов государственная служба отражается с определенной точки зрения, свойственной той или иной науке.
Многозначность понятия «государственная служба» создает определённые сложности как в теории, так и в практике государственно-служебных отношений. Приходится констатировать, что к настоящему времени не сложилось единого подхода к теоретическому определению данного понятия.
Современное правовое понимание государственной службы появилось в Российской Федерации в 1990-е годы в ходе становления и развития государственной службы как нового правового и социального института. В советскую эпоху к государственным служащим фактически относились все категории лиц, которые замещали должности в государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, получая заработную плату из государственного бюджета. Это была очень широкая социальная категория «служащих».
Современная трактовка понятия «государственная служба» иная. К государственным служащим относятся только те лица, которые находятся на должностях государственной службы, выполняют функции государственного управления, обеспечения обороны и безопасности государства, законности и правопорядка в стране. [7, c. 55]
Впервые в постсоветское время правовое определение понятия «государственная служба» была дано в Федеральном законе № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы российской Федерации2. В статье 2 сказано: «Под государственной службой… понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Это весьма лаконичное и строгое определение как бы поставило точку в дискуссии о сущности государственной службы в современной России. Законодатель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально-деятельностной стороне государственной службы.
Вместе с тем законодатель (политическое руководство) не отвергает и институционального подхода к определению сущности административной власти. Так, в концепции реформирования системы государственной службы российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2011 г., государственная служба (гл. 2) квалифицируется как комплексный (публичный, социальный, правовой, организационный) институт обеспечения выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов.
В действующем законодательстве, например, в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г……..
Список источников
1. Конституция Российской Федерации. Сборник нормативных актов. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. — 345 с.
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 07.07.2004 // Российская газета. №162. 31.07.2004.
4. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» // Российская газета. 2002. 23 ноября.
5. Реестр должностей государственной гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 во исполнение ст. 10 ФЗ о гражданской службе
6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. — М.: Новый юрист, 2002. — 440 с.
7. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учеб. для вуз. / И.А. Василенко. — М.: Гардарики, 2005. — 320с.
8. Государственная служба. Учебник / Под ред. Проф. В.Г. Игнатова. — М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 528 с.
9. Игнатов В.Г. Государственная служба субъектов Российской Федерации. — Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. — 388 с.
10. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. — М.: Статус, 2005. — 654 с.
11. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. — М.: Дело, 2001. — 315 с.
12. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Новый юрист, 2002. — 490 с.
13. Соломина Л.А. Государственная служба Российской Федерации: Бюрократия — вечна. Современная госслужба и ее правовые основы. Система госслужбы. Основные принципы построения и функционирования системы госслужбы. / Л.А. Соломина // БИНО: бюджетные учреждения. — 2006. — № 12.
14. Хаванский Н. Служить бы рад…: О государственной службе в России / Н. Хаванский // Рос. Федерация. — 2001. — № 5. С.13-14.