Содержание
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психо-логии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционально-го выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционально-го выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особен-ностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмо-ционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов иссле-дования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсе-стёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсе-стёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсе-стёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагности-ка эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла
6
9
9
14
26
32
46
57
57
59
59
62
64
73
77
80
85
87
88
89
90
91
92
Выдержка из текста работы
В 70-е годы ХХ столетия исследователи обратили внимание на часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). На определенном этапе своей деятельности они неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них часто развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Было обнаружено, что эти изменения вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Так появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание».
Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / В.Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — №6. — С. 39-40. В настоящее время существует единая точка зрения на сущность эмоционального выгорания и его структуру. C. Маслач определяет данное понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам». Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е.Орел // Психологический журнал. — 2001. — Т.22. — №1. — С.90-101.
В последние годы особенно острой встала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками. Не каждый педагог в состоянии выдерживать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной, личной жизни, проблемы в общении с коллегами и так далее. Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей — все это осложняет жизнь педагога. В результате, не находя сил противостоять внутренним и внешним воздействиям, педагог начинает срываться от накопленного стресса, испытывать глубокое физическое утомление, отдаляться от детей, от общения с ними, — возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива.
Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью; способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя.
Исследования профессионального и эмоционального выгорания представлены в зарубежной науке: C. Maslach, S. Jakson, E. Aronson, A. Pines, S. Walker, M. Cole, C. Maslach, M.P. Leiter и др., и отечественной практике: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е.Орел, Т.В. Форманюк, Е.С. Старченкова и др.
Цель: исследование особенностей профессионального выгорания педагогов.
Задачи исследования:
— изучить состояние данной проблемы в научной литературе;
— рассмотреть особенности развития синдрома выгорания у педагогов;
— исследовать уровень профессионального выгорания у педагогов школы.
База исследования: МБОУ СОШ №169 г.Зеленогорска Красноярского края.
Объект: педагоги общеобразовательной школы.
Предмет: особенности профессионального выгорания педагогов.
Гипотеза: можно предположить, что синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от его педагогического стажа и возраста.
Методы исследования: теоретический анализ по изучаемой проблеме, эмпирический метод изучения проблемы с использованием различных методик, метод количественного и качественного анализа.
Работа включает введение, две главы основной части, заключение, список литературы и приложения.
1. Особенности развития синдрома профессионального выгорания
1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития
Научный и практический интерес синдрома выгорания обусловлен тем, что этот синдром — непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова. — СПб.: Речь, 2006. — С.323-336. Представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима термина «синдром эмоционального выгорания» используется термин «синдром психического выгорания».
Рядом авторов См. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Дж. Фрейденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. В 1974 году он описал феномен и дал ему название «burnout» для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Другой основоположник идеи выгорания — K. Маслач, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам. Там же. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В настоящее время СЭВ входит в рубрику Международной классификации болезней (МКБ-10: Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни»).
С точки зрения концепции стресса (Г.Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения. С точки зрения психологии, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (В.В.Бойко). Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. — СПб.: Питер, 2003. — С.85 . Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Н.В.Самоукина Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В.Самоукина. — [Электронный документ] Режим доступа: http://www.elitarium.ru /2005/01/12/sindrom_professionalnogo_vygoranija.html определяет профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Таким образом, синдром эмоционального (профессионального) выгорания можно определить как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Однако протекание и проявление синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз (Приложение 1).
К. Маслач и С. Джексон определяют СЭВ как трёхмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов / Б.А.Вяткин // Вопросы психологии. — 2001. — №3. — С.70-78.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений — снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
В модели немецких исследователей Enzmann и Kleiber (1989) выделяются три вида истощения: деморализация, истощение и потеря мотивации.
Наиболее популярная модель выгорания, разработанная К. Маслач и С. Джексон, описана В.В. Бойко, Бойко В.В. Правила эмоционального поведения / В.В.Бойко. — СПб.: Речь, 1997. — 286 с. включает 3 группы симптомов, и сопровождаются определенными эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями.
I. Фаза «Тревожное напряжение». Нервное напряжение — этот запускающий механизм — обнаруживается в четырех симптомах.
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.
2. Неудовлетворенность собой: проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.
3. Загнанность в клетку: проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.
4. Тревога и депрессия: обнаруживается в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.
Фаза «Тревожного напряжения» является предвестником и «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина; Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. — СПб.: Питер, 1997. — 218 с.
II. Фаза «Резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу). Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах выгорания.
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу — не хочу» — неадекватным или избирательным образом. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — №6. — С.35-40.
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, покупателю и др.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать».
3. Расширение сферы экономии эмоций: проявляется вне профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими. Водопьянова Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова; Под ред. Г.С.Никифоровой, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. — СПб.: Речь, 2001. — 322 с.
4. Редукция профессиональных обязанностей: обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения.
III. Фаза «Истощение». Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов:
1. Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности.
2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства.
3. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности.
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Данный симптом обычно образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие / Л.В.Куликов. — СПб.: Речь, 2000. — 182 с.
Таким образом, анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциальной пустоте. Однако большинство специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени выгорания. Фазы стресса и симптомы выгорания по В.В.Бойко представлены в Приложении 2.
В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов, Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. — СПб.: Речь, 2005. — 336 с. помогающих определить начинающееся выгорание у работников: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами; игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов и коллег; увеличение абсентеизма и др.
На развитие синдрома влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями; завышенные нормы контингента (например, учащихся в группе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции (за благополучие пациентов, учащихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «учитель — ученик»); психологически трудный контингент (например, дети психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия данных факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: старается «не обращать внимания», «беречь нервы», — то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.
К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. Каждая напряжённая ситуация в профессиональной деятельности оставляет у таких людей глубокий след в душе, вызывает интенсивное сопереживание, бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, синдром возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств и т.д. Выгоранию наиболее подвержены те, кто реагирует на напряжённые ситуации агрессивно, несдержанно.
Факторами, инициирующими возникновение синдрома профессионального выгорания, являются как особенности профессиональной деятельности, так и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Эти факторы называют организационными и индивидуальными: группа организационных факторов включает в себя условия работы и материальной среды, социально-психологические условия деятельности профессионала; группа индивидуальных факторов включает в себя социально-демографические характеристики и личностные особенности профессионала.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоциональных затруднений или напряженных отношений в системе «человек-человек», развивающуюся во времени. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо-психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно установочных) изменениях личности. Синдром включает три фазы: «тревожное напряжение», «резистенция», «истощение».
1.2 Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Сегодня много говорится о проблеме «профессионального выгорания» педагогов, а также о возможных мерах профилактики и борьбы с ней.
Стрессогенность заложена уже в самой природе труда педагога. По роду своей деятельности вовлеченным в длительное эмоционально сложное общение с людьми различных возрастов, социального положения и статуса, детьми, их родителями и администрацией учебных заведений, педагогам свойствен синдром «эмоционального выгорания». Причем по последним данным Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е.Орел. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — 330 с, данному синдрому подвержен почти каждый педагог (около 90% учителей средней школы). Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. По степени напряженности нагрузка учителя сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.
В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, необходимость быть все время в «форме». Современным обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Педагог также в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание, оставаться для учеников, воспитанников примером в личностном плане, отвечать за сохранение физического и психического здоровья своих воспитанников. Поэтому многие стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы. Плата за ответственность высока — нервное перенапряжение и эмоциональное истощение профессионала.
Кроме того, профессия учителя сегодня вытесняется в сферу малооплачиваемых, занимая нишу экономически малопрестижных профессий. В сфере образования достаточно отчетливо обнаруживается тенденция старения кадров. Исследование показало, что для учителей со стажем работы более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональной устойчивости, т.е. через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступают «педагогические кризисы», «истощение», «профессиональное выгорание». По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности.
Результаты проведенных современными учеными исследований показывают, что: 62% педагогов — постоянно испытывают психологический дискомфорт при исполнении профессиональных обязанностей; 85% — подвержены устойчивым стрессам; 33% — страдают заболеваниями нервной системы; 85 % женщин-учителей считают, что их профессиональная деятельность неудовлетворительно влияет на семейные отношения.Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И.А.Агеева. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.
Обобщая исследования в данной области, можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у педагогов образовательных учреждений. К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
— специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
— организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
— коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
— ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания и/или смерть близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Динамика развития выгорания — процесс сугубо индивидуальный, но как отмечает Н.Е.Водопьянова, выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших». Выделим основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагогов (согласно К.Маслач): См. Сушенцова Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика / Л.В.Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. — Йошкар-Ола, 2006. — С.190-198.
— на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
— на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать); возникают недоразумения с коллегами, в своем кругу начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в их присутствии — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения;
— третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что синдром профессионального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает влияние и на характер профессионального общения учителя с учениками. При этом прослеживаются факты потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). На фоне снижения психического тонуса происходит снижение качества образовательного процесса и потеря интереса к своей деятельности, которая превращается для педагога в тяжелую трудовую повинность. Известно, что у авторитарных педагогов (воспитателей, учителей начальных классов) дети болеют чаще. Причина имеет психосоматическую природу: утомленный психологическим давлением детский организм заболевает, предоставляя тем самым возможность ребенку передохнуть.
Определяя синдром профессионального выгорания педагога, рассмотрим проявления вышеназванных компонентов и их влияние на личность ученика:
— эмоциональное истощение. Эмоциональность учителя — важнейший фактор воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Соответственно, ученики «выгоревшего» педагога будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования. Поскольку эмпатия является аффективным «пониманием» другого человека, такие ученики не смогут откликнуться на проблемы других людей или осознать, как они будут восприниматься партнерами по общению. Для учеников «выгоревшего» педагога характерна затрудненность в развитии эмпатии и рефлексии, что неизбежно приведет к низкому уровню развития коммуникативных навыков.
Эмоции выступают регуляторами познавательной деятельности. Поэтому у детей с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования неизбежно будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Как следствие, у детей развивается негативное восприятие себя со стороны учителя, что в свою очередь затрудняет формирование адекватной самооценки и вызывает нарушения нормативного поведения. Негативное оценивание педагогом результатов работы ученика в итоге ведет к снижению мотивации учебной деятельности.
— деперсонализация — негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное либо безразличное восприятие его, развивается как защита от подавляющих эмоциональных состояний вследствие обращения с учеником как с объектом профессионального воздействия. Для «выгоревшего» педагога характерно превалирование негативных оценок в восприятии своих учеников.Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов / Б.А.Вяткин // Вопросы психологии. — 2001. — №3. — С.70-78.
Отмечается еще одна особенность «выгоревшего» педагога — слабую мотивацию эмоциональной отдачи в работе. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. — СПб.: Речь, 2005. — 336 с. Специалист сферы «человек — человек» не считает необходимым или почему-либо не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. «Выгоревший» педагог стремится облегчить или сократить те свои обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Происходит полная или частичная утрата интереса к ребенку. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций. Учитель, подверженный синдрому «выгорания», стремится подменить субъект-субъектное взаимодействие с учеником на субъект-объектное.
— редукция профессиональных достижений проявляется в переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, т. е. для «выгоревшего» педагога характерна низкая профессиональная самооценка. Педагоги с низкой самооценкой неадекватно воспринимают себя и окружающих, обладают чувством повышенной тревожности, что негативно сказывается на педагогическом процессе. Любые нестандартные ситуации приводят учителя к неадекватным оценкам воспитанников, способствуют формированию у него таких личностных черт, как пассивность, безынициативность, чувство собственной профессиональной непригодности. Негативная Я-концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе, постоянная эмоциональная напряжённость, особенно заметные у молодых педагогов преобладают у большинства современных педагогов. Поэтому важным условием здоровья детей является психологическое здоровье педагога. Там же.
Таким образом, педагоги довольно часто сталкиваются с проблемой профессионального выгорания. Среди факторов, приводящих к профессиональной деформации можно выделить следующие:
— профессия педагога относится к публичным профессиям, то есть педагог ежедневно общается с огромным количеством людей (детей, родителей, коллег), что требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение, которое может привести к «выгоранию».
— работа педагога сопряжена с огромной физической и эмоциональной нагрузкой, с противоречивыми мыслями и чувствами, сомнениями и отчаянием, что приводит к истощению эмоциональных ресурсов и как следствие к возникновение стрессовых состояний.
— педагоги часто не испытывают удовлетворение от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом. И как следствие — низкая степень социальной адаптации у педагогов: повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т. д.
— педагоги вынуждены постоянно повышать свой профессионализм, быть в курсе инновационных технологий, чтобы соответствовать предъявляемым к ним аттестационным требованиям, что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Следует отметить, что выгорание очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, «негативистами» и пессимистами; и они, взаимодействуя на работе с другими людьми, могут быстро превратить целый коллектив в собрание «выгорающих». Поэтому своевременная оценка и профилактика профессионального эмоционального выгорания позволит предотвратить или оказать психотерапевтическую помощь эмоционально-выгорающему работнику.
1.3 Профилактика синдрома профессионального выгорания
«Эмоциональное выгорание» не является неизбежным, должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. При рассмотрении данной проблемы становится актуальной организация непрерывного, систематического психолого-педагоги-ческого сопровождения деятельности педагога с целью профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания.
Сопровождение — это комплексный процесс, направленный на обеспечение условий для оптимальной самореализации в профессии, на профилактику и коррекцию деструкции, синдрома выгорания, адаптацию в быстро меняющихся условиях педагогической деятельности. В основе данного процесса должен лежать личностно ориентированный подход, в контексте которого педагог рассматривается как целостная личность, индивидуальность. В соответствии с этим сопровождение должно быть направлено на создание для каждого педагога индивидуального профессионального маршрута, внутри которого разрешаются функции: полноценная адаптация, содействие в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, профилактика профессиональных деструкций, деформаций и синдрома эмоционального сгорания, помощь в достижении профессионального мастерства и развитии личностно-профессиональных качеств и т.д.
Результатом психологического сопровождения является профессиональное развитие, реализация личного потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворение своим трудом. От того, насколько «здоров» и личностно профессионально развит педагог, зависит качество обученности и развитости подрастающего поколения. Именно поэтому организация систематического психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов (с учетом раскрытия факторов синдрома профессионального выгорания) крайне необходима. Управление стрессом в профессиональной деятельности педагогов и профилактика профессионального выгорания может быть только тогда эффективной и успешной, когда она строится на системном подходе, предполагающем комплекс действий. Возможен следующий поэтапный сценарий профилактики профессионального выгорания педагогических работников:
1 этап — диагностико-информационный. Включает: оценку и самооценку уровня стрессоустойчивости педагога с использованием надежных и апробированных методик; информирование об актуальном уровне стресса педагога, симптомах, причинах.
2 этап — осознавательный, включает: осознание и принятие педагогами своих областей развития в плане управления стрессом; создание мотивации на изменения; выход на понимание взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики, проблему профессионального долголетия, необходимость преодоления страхов (быть неудачной, ошибки, критики, собственного несовершенства и др.).
3 этап — развивающий, включает: накопление ресурсов для изменений; обучение навыкам психосаморегуляции; управленческие решения на уровне образовательного учреждения; создание в коллективе поддерживающей атмосферы.
Важно помнить: сотрудники, склонные к эмоциональному «выгоранию», обычно самые творческие, эмоциональные и инициативные. И если администрация заинтересована в закреплении квалифицированных и проверенных кадров, нужно поддерживать их в работоспособном состоянии.
Таким образом, эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, предполагающий моральное опустошение и профессиональную деформацию личности педагога, проявляющуюся негативными ее изменениями в поведении, мышлении, чувствах и здоровье.
Педагоги, по роду своей деятельности, подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса (ответственность за учащихся, повышенные требования к профессиональной компетенции, самоотдаче, большое количество контактов с разными людьми и др.).
Учитывая сказанное выше и сформулировав целостное понимание выделенного явления, было решено экспериментально изучить проблему профессионального выгорания у педагогов.
2. Исследование профессионального выгорания у педагогов
2.1 Организация исследования
Цель исследования: определить уровень эмоционального выгорания учителей общеобразовательного учреждения в процессе профессиональной деятельности.
Задача исследования: выявить признаки профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.
Для достижения поставленной цели и задач исследовались: уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов; зависимость синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа педагогов.
Гипотеза: синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от возраста и стажа.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №169 г.Зеленогорска Красноярского края. В школе большое внимание уделяется становлению грамотной профессиональной позиции учителя, способного решать все задачи современной школы. Это особенно актуально, так как происходит естественное обновление педагогического коллектива. Приходят новые люди: за два последних года пришло 6 человек из них 3 молодых специалиста. Однако общая проблема образовательных учреждений — старение педагогических кадров, сохраняется и в школе №169 (каждый четвертый учитель пенсионер).
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
1. Беседа и анкетирование — с их помощью была получена социально-демографическая информация о педагогах образовательного учреждения.
2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко (методологической основой методики является теория развития и протекания стресса Г. Селье) — предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов. На каждый вопрос испытуемый должен дать положительный или отрицательный ответ. Обработка результатов: в соответствии с «ключом» производится подсчет:
1) подсчитывается сумма баллов для каждого симптома «выгорания»,
2) подсчитывается сумма баллов по каждому симптому для каждой фазы формирования «выгорания»,
3) определяется итоговый балл синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех симптомов.
Описание методики представлено в Приложении 3.
Исследование проводилось в групповой и индивидуальной формах. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После этого все данные были обработаны и сведены в таблицы показателей.
Перед диагностикой педагоги были осведомлены о феномене «выгорания», его фазах и симптомах. Выяснилось, что половина из них плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. На вопрос «Как вы думаете, что такое эмоциональное выгорание?»: 50% педагогов дали достаточно полные и правильные ответы, однако остальные 50% не смогли дать определение эмоционального выгорания. На вопрос «В чем проявляется эмоциональное выгорание?» — 43,75% опрашиваемых не смогли ответить, а на вопрос «Касается ли эта проблема Вас?» ответили утвердительно 37,5% респондентов, 18,75% ответили «нет», 25% считают, что эта проблема касается их не всегда, а 18,75% не ответили на данный вопрос.
2.2 Результаты исследования и их анализ
эмоциональное профессиональное выгорание учитель
На основе полученных результатов беседы и анкетного опроса, мы проанализировали социально-демографические параметры респондентов:
— в исследовании приняли участие 22 педагога;
— все исследуемые педагоги — женщины от 22 до 63лет; средний возраст 41,1 лет;
— в браке состоит 58,5%;
— образование высшее — 45%, незаконченное высшее — 9%, среднее профессиональное — 37%, другое — 9%.
Педагоги, принявшие участие в исследовании, имеют различный профессиональный стаж и возрастом, которые мы условно разделили:
— по критерию стажа работы на 3 подгруппы: до 10 лет, 11-20 лет и 21-30 лет трудового стажа;
— в соответствии с возрастным критерием на 4 подгруппы: 22-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и 50 лет и старше.
Итак, в соответствии с методикой В.В. Бойко, в ходе проведенного исследования определения уровня эмоционального выгорания педагогов, были получены следующие результаты. Процентные доли стадий формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания учителей, представлены в табл. 1.
Таблица 1 — Стадии формирования фаз эмоционального выгорания, %
Фазы |
Стадии формирования |
|||
не сформировавшаяся |
в стадии формирования |
сформировавшаяся |
||
Напряжение |
31,8 |
52,3 |
15,9 |
|
Резистенция |
9,1 |
40,9 |
50,0 |
|
Истощение |
40,9 |
50,0 |
9,1 |
Наиболее сформировавшейся фазой является «резистенция»: только у 9,1 % эта стадия не сформировалась, у 40,9 % данная фаза находится в стадии формирования, у 50% учителей эта сформировавшаяся фаза. Фазы «напряжение» и «истощение» преимущественно являются несформированными либо находятся в стадии формирования. Однако их процент достаточно существенен, так в фазе «напряжение» 52,3% находятся в стадии формирования, в фазе «истощение» 50,0%.
Наглядно данные результаты отображены на диаграмме (рис.1).
Рисунок 1 — Стадии формирования фаз эмоционального выгорания педагогов, %
Рассматривая фазу «напряжение» (табл. 2) видим, что наиболее выраженным симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств» — 36,4%, демонстрирующий собой ответную реакцию на факторы, способствующие формированию данного синдрома. Более того, данный симптом складывается у 29,5% и сложившийся у 15,9% учителей. Симптом «загнанность в клетку» не сформировался у 75% педагогов; «неудовлетворенность собой» у 56,8%, а вот «тревога и депрессия» наблюдается практически у половины учителей: в некоторой степени симптом сложившийся (29,5%), сложившийся и доминирующий у 13,6% учителей.
Таблица 2 — Симптомы фазы «напряжение», %
Симптом |
не сложившийся |
складыва- ющийся |
сложившийся |
доминирующий |
|
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
18,2 |
29,5 |
15,9 |
36,4 |
|
Не Удовлетворенность собой |
56,8 |
31.8 |
2,3 |
9,1 |
|
«Загнанность в клетку» |
75,0 |
15.9 |
0,0 |
9,1 |
|
Тревога и депрессия |
43,2 |
29,5 |
13,6 |
13,6 |
Как уже было показано, фаза «резистенция» является наиболее сформированной, это значит, что педагоги выработали индивидуальные способы эффективной психологической защиты от ежедневного стресса, связанного с профессиональной деятельностью (табл. 3). Тревожит факт, что 45,5% педагогов имеют доминирующий симптом «неадекватное эмоциональное реагирование», а также 36,4% — «редукция профессиональных обязанностей», и 29,5% — доминирующий симптом «расширение сферы экономии эмоций», представляющие собой приемы психологической защиты. Наименее выражен симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»: 43,2% учителей имеют не сложившийся симптом и 25% складывающийся. Т.е. с одной стороны мы наблюдаем, способность к сопротивлению и устойчивость к воздействию экстремальных условий или стресс-факторам окружающей среды, с другой стороны уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью учителя, что негативно сказывается на качестве учебного процесса.
Таблица 3 — Симптомы фазы «резистенция», %
Симптом |
не сложившийся |
складыва- ющийся |
сложившийся |
доминирующий |
|
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
4,5 |
34,1 |
15,9 |
45,5 |
|
Эмоционально- нравственная дезориентация |
43,2 |
25,0 |
15,9 |
15,9 |
|
Расширение сферы экономии эмоций |
31,8 |
31,8 |
6,8 |
29,5 |
|
Редукция профессиональных обязанностей |
20,5 |
18,2 |
25 |
36,4 |
Анализируя симптомы фазы «истощение» (табл. 4) мы обнаружили, что при достаточно большом количестве учителей, у которых симптомы «эмоциональный «дефицит» (61,4%), «эмоциональная отстраненность» (59,1%), «личная отстраненность» (56,8%) не сложились, почти у 50% педагогов наблюдаются психосоматические и психовегетативные нарушения: в т.ч. 27,3% сложившийся и 22,7% складывающийся. Т.е. эмоциональная, личная вовлеченность учителя в трудовую деятельность приводит к психосоматическим нарушениям.
Таблица 4 — Симптомы фазы «истощение», %
Симптом |
не сложившийся |
складыва- ющийся |
сложившийся |
доминирующий |
|
Эмоциональный дефицит |
61,4 |
25,0 |
4,5 |
9,1 |
|
Эмоциональная отстраненность |
59,1 |
27,3 |
6,8 |
6,8 |
|
Личностная отстраненность |
56,8 |
18,2 |
11,4 |
13.6 |
|
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
31,8 |
22,7 |
27,3 |
18,2 |
Таким образом, в результате исследования по методике В.В.Бойко было выделено три группы педагогов по уровню сформированности синдрома эмоционального выгорания, определена выраженность фаз синдрома и его симптомов в каждой группе педагогов. Мы выявили, что в целом для учителей, обследованных нами, свойственно преобладание фазы «резистенция» в общем адаптационном синдроме — функционирование в стрессовых условиях, ставших нормой. В фазе напряжения основными симптомами являются: переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия. В фазе резистенции ведущими являются: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей и расширение сферы экономии эмоций. В фазе истощения: психосоматические и психовегетативные нарушения и личностная отстраненность.
Далее, с целью выявления зависимости синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа, педагогам предложено заполнить анкету. Согласно полученным данным, нами выявлены различия между учителями старшего поколения от 40 до 49 лет и от 50 лет и старше, при этом у сорокалетних респондентов более выражены такие симптомы как «переживания психотравмирующих обстоятельств» и «неудовлетворенности собой», а также в целом фаза «напряжения» и симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», который у этой части выборки также выражен в значимо большей степени, чем у молодых педагогов (20-29 лет). Кроме того, этот же симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» в большей степени выражен у педагогов 30-39 лет, чем у наиболее старших коллег (50 лет и более), также между этими выборками обнаружены значимые различия в значении симптомов «неудовлетворенности собой» и «редукции профессиональных обязанностей», последний симптом также более выражен у тридцатилетних учителей, чем у их сорокалетних коллег. Так же отметим, что наиболее низкие значения выраженности симптомов и фаз профессионального выгорания отмечены у наиболее молодых (20-29лет) и старших (50 лет и более) подгрупп нашей выборки. А наибольшие значения этих параметров в большинстве случаев отмечаются у педагогов в возрасте 30-39 лет, исключения составляют только такие симптомы, как симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», «расширения сферы экономии эмоций», «личностной отстраненности или деперсонализации» и «психосоматических и психовегетативных нарушений».
Относительно критерия стажа работы все значимые различия характеризуются большей степенью выраженности симптома или фазы эмоционального выгорания у педагогов со стажем работы 11-20 лет. Так, учителя, имеющие трудовой стаж 11-20 лет, характеризуются большим значением статистических показателей, чем молодые педагоги, работающие менее 10 лет и более опытные коллеги (стаж работы 21-30 лет), таких симптомов как «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», а также фазы «напряжения» в целом. Также значимые различия выявлены между молодыми педагогами и учителями, имеющими трудовой стаж 11-20 лет в отношении симптомов «эмоционально-нравственной дезориентации» и «эмоционального дефицита» и между учителями со стажем работы 11-20 лет и от 21 до 30 по выраженности симптома «личностной отстраненности, или деперсонализации» и фазы «истощения», во всех случаях степень выраженности исследуемых параметров педагогов со стажем работы 11-20 лет была значимо выше.
Группа педагогов со стажем работы от пяти до десяти лет имеет относительно низкие показатели по всем фазам развития синдрома. Причиной формирования синдрома эмоционального выгорания у небольшого количества педагогов в данной группе может являться то, что в данный возрастной период у профессионала меняются мотивы его деятельности, средства их реализации, происходит переоценка ценностей. Также возможной причиной выгорания, может быть то, что 4% педагогов, входящих в данную группу, не состоят в браке и не имеют детей. А, так как, в этом возрасте человек стремится к определённой стабильности в жизни, то неудачные попытки создать семью могут также являться одной из предпосылок выгорания.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что стаж работы в большей степени определяет эмоциональное выгорание педагога, чем его возраст. Однако эта зависимость не прямолинейная, поскольку наиболее высокие показатели синдрома эмоционального выгорания отмечены не у более опытных и старших учителей, а у тех, чей возраст находится в промежутке 30-50 лет и чей трудовой стаж 11-20 лет. То есть эта группа педагогических работников находится в зоне особого риска в отношении развития различных деструкций и профессиональных деформаций как последствий профессионального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом «кризисом середины жизни», нагрузки, связанные с наличием собственной семьи и детей, «педагогический криз», то есть спад профессиональной деятельности после 10-15 лет работы. Примерно в этом возрасте человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, оценивает свои профессиональные достижения в виде статуса, должности, повышения заработной платы и др. В связи с этим начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворённость трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одной из предпосылок формирования синдрома эмоционального выгорания.
Анализируя социально-демографические характеристики данной группы педагогов, можно предположить, что в значительной мере на формирование у них синдрома эмоционального выгорания повлияло семейное положение. Из 16% педагогов, вошедших в эту группу, 8% педагогов, имеют детей в возрасте от 10-ти до 12 лет, который характеризуется как завершение младшего школьного периода и начало подросткового. И остальные 8% педагогов имеют детей подросткового возраста от 15-ти до 17 лет. Это возраст, когда у детей возникают собственные проблемы: первая любовь, профессиональное и личностное самоопределение, которые естественным образом волнуют не только самих детей, но и их родителей. Следовательно, проблемы на работе и дома, в совокупности, могут вызывать психическое напряжение личности профессионала, и, возможно, являются одним из факторов формирования у него эмоционального выгорания. Однако после прохождения этого сложного периода профессиональной деятельности ситуация улучшается, что может быть связано с постепенным освоением родительской дистанции с выросшими детьми, которое приводит к обновлению переживаний, чувству полноты жизни и причастности ко всем ее проявлениям в более позднем возрасте.
Следовательно, выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что существует определенная закономерность проявления синдрома эмоционального выгорания, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога — нашла своё подтверждение.
Заключение
В ходе проведения теоретического анализа изученности проблем эмоционального выгорания было выявлено, что синдром эмоционального выгорания — это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы
Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Маслач и С. Джексон. Она включает три группы симптомов (факторов): эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
В последние годы в образовательной системе особенно острой встала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В ходе проведения практического исследования уровня эмоционального выгорания педагогов была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко).
Анализ результатов исследования свидетельствует о следующем:
1. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания педагогов являются: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неадекватного эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций».
2. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания не носит монотонный возрастающий характер, существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
Кроме того, исследование показало, что эмоциональное выгорание в большей степени проявляется у педагогов с повышенной тревожностью, обидчивостью, подозрительностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что зависимость возникновения синдрома профессионального выгорания от возраста и стажа педагогов в процессе профессиональной деятельности существует. Следовательно, поставленная цель исследования — достигнута, гипотеза — подтверждена.
Список используемой литературы
Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А.Акиндинова, А.А.Баканова // Педагогические вести. — 2003. — №25.
Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. -1980. — №2.- С.52-60.
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П.Безносов. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А.Бикеева. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 348 с.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. — СПб.: Питер, 2003. — 474 с.
Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В.Борисова // ВП. — 2005. — №2. — С.96-104.
Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. Психология профессионального здоровья / Н.Е.Водопьянова; Под ред. проф. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2006. — С.323-428.
Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С.Глуханюк. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2005. — 261 с.
Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В.Гроза // Успехи современного естествознания.-2009.-№10.-С.53-64.
Демьянчук Р.В. Эмоциональное выгорание учителя / Р.В.Демьянчук — М.: Просвещение, 2006. — 138 с.
Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В.Лазарева // Школьные технологии. — 2009. — №1. — С.171.
Ласовская Т.Ю. Профессиональное выгорание: Учеб.-метод. пос. / Т.Ю.Ласовская, С.А.Ильина. — Новосибирск: НГМУ, 2006. — 31 с.
Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек-человек» // Сибирский психологический журнал. — 2005. — №21. — С.150-153.
Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К.Маслач. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников / Д.Р.Мерзлякова // Начальная школа + До и После. — 2007. — №8. — С.90-91.
Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М.Митина, Е.С.Асмаковец. — М.: Флинта, 2001. — 192 с.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М.Митина. — М.: Академия, 2004. — 320 с.
Молочкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: Учеб. пос. / И.В.Молочкова.-Челябинск: ЮУрГУ, 2005.-130 с.
Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е.Орел. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 330 с.
Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 668 с.
Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Б.В.Кайгородова, Н.В.Майсак. — Астрахань: ИД «Астраханский университет, 2011. — 207 с.
Россинский Ю.А. Качество жизни и психическое здоровье врачей / Ю.А.Россинский, В.Я.Семке, Н.В.Асланбекова. — Павлодар: РГКП, 2008. — 319 с.
Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пос. / Е.М.Семёнова. — М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. — 224 с.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — №6. — С.57-64.
Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко — СПб.: Речь, 2009. — 114 с.
Приложение 1
Фазы развития синдрома профессионального выгорания
(по Burisch, 1994)
Приложение 2
Фазы стресса и симптомы выгорания
(по В. В. Бойко)
Фаза |
Симптом |
|
Тревожное напряжение |
Переживание психотравмирующих обстоятельств Неудовлетворенность собой Ощущение «загнанности в клетку» Тревога и депрессия |
|
Резистенция |
Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Экономия эмоций Редукция профессиональных обязанностей |
|
Истощение |
Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность Деперсонализация Психосоматические и психофизиологические нарушения |
Приложение 3
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
( В.В. Бойко)
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак «» («нет»).
Текст опросника.
Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
Я очень переживаю за свою работу.
Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
Я часто работаю через силу.
В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
Моя работа меня очень разочаровала.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
Моя работа плохо на меня повлияла — обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Обработка данных.
Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку — 10 баллов — получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.
Ключ.
Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ.
В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»:
-1(3), +6(2), + 11(2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).
Симптом «загнанность в клетку»:
+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:
+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +26(3), +28(3), +33(10).
Симптом «Эмоциональная отстраненность»:
+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5), + 29(5), +34(10).
Симптом «Личностная отстраненность»:
+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35,(10)
Выводы: сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее — несложившийся симптом;
10-15 баллов — складывающийся симптом;
16 и более — сложившийся симптом.
Соответственно сумма баллов по всем симптомам, равная:
45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»;
50-75 — о начинающемся «выгорании»;
80 и более — об имеющемся «выгорании».
Размещено на