Выдержка из текста работы
Во второй половине XVII в. в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции, которые стимулировались стоящими перед ней задачами. Данные тенденции получили свое выражение в политических учениях о «просвещенной» абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех ее подданных. Подобные доктрины тесно увязывали в единый узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления.
С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович (1629—1680).
В конце 60-х гг. XVII столетия Симеон Полоцкий стал учителем царских детей; занимая одновременно еще и должность придворного поэта, приобрел известность как человек искусный в разнообразных сферах богословского и научного знания. Наиболее известными его произведениями являются: «Жезл правления», написанный к церковному Собору 1666/67 гг. и посвященный обличению учений раскольников; «Вертоград многоцветный» — энциклопедическое, поучительное произведение (1668) и «Рифмологион» (1679) — собрание стихотворений панегирического характера. Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности. Главной проблемой творчества Симеона было разрешение вопросов, связанных с верховной властью, формой ее организации и деятельности. Он одним из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал теоретическое обоснование необходимости установления просвещенной монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Поэт-мыслитель полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах.
Другим видным представителем политической мысли петровского времени был Иван Тихонович Посошков. Настаивал он и на обучении всех крестьянских детей грамоте и счету, так как простым людям «немалая пакость творится от того, что грамотных людей у них нет и в поборах много с них излишних денег емлют». Обучение крестьянских детей должно быть обязательным и повсеместным. Мордва, чуваши, черемисы и прочие народы, населяющие Россию, также обязаны учить своих детей, и тогда не будет среди крестьян «безграмотных и беззаступных» людей. Грамотных и способных («смышленых») крестьян можно назначать в сельскую администрацию (десятские, пятидесятские и сотские). Административный аппарат он предлагал укомплектовать грамотными государственными чиновниками, предоставляя места в нем согласно способностям и знаниям претендентов. Коснулся Посошков и состояния духовного чина в государстве, отметив многие его недостатки, и прежде всего недопустимую необразованность и необеспеченность низшего звена церковной службы. В духовном чине «ныне обретаются люди неученые, в Писании неискусные к тому же пьяницы и иного бесчинства наполненные». В результате «церквы запустели», а ересь, напротив, расцвела. В священники и дьяконы следует посвящать людей, «прошедших грамматическое учение», а так- же и другие науки: «духовные, гражданские и бытейские».Но представляется, что общая совокупность его предложений выходит за пределы сословных интересов купечества. Поддерживая идеи «меркантилизма» и желая направить страну по пути промышленного и торгового развития, Посошков выступил как мыслитель Нового времени. Во многих аспектах его взгляды соответствовали духу тогдашней западноевропейской мысли.
Василий Никитич Татищев (1686—1750) происходил из знатного дворянского рода. Вообще образованию, его организации, распространению и качеству Татищев уделял серьезное внимание. С отсутствием просвещения в стране он даже связывал «бунты и разорения», поскольку он полагал, что народное недовольство выражается в такой форме именно потому, что «народ никакого просвещения не имеет и в темноте суеверий утоплен», поэтому его так легко могли обманывать всякие «коварные плуты». В данном случае Татищев имел в виду самозванцев, раскольников и «своих мятежников» (Милославских и Ивана Хованского), которые «учинили великие беды и смятения». Пользу наук он считал очевидной и даже связывал промышленное и экономическое процветание Англии и Франции именно с развитием и распространением в этих странах наук. Он настаивал на предоставлении возможности обучения за границей тем чиновникам, которые состоят «в знатных услугах и правлениях, яко в Сенате, Иностранной коллегии и в посольствах во иностранные государства, тем весьма нужно знать состояние, силы богатства, законы и порядки тех государств, с которыми чаем союз или войну иметь». Но учить также необходимо военных, купечество и простой народ.
Екатерина II (1729-1796), урожденная немецкая княжна Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, жена (с 1745) наследника российского престола, в дальнейшем императора Петра III, в 1762 г. благодаря дворцовому перевороту стала императрицей России.
Основные положения официальной версии просвещенного самодержавной монархии (самодержавного абсолютизма) в России были разработаны самой Екатериной и изложены в ее «Наказе, данном Комиссии о сочинении проекта нового Уложения (1767). В «Наказе» широко использованы положения из произведений европейских просветителей (Монтескьё, Беккариа, Дидро, Вольтера) и ряда других авторов (голландского комментатора работы Монтескье «О духе законов» Э. Люзака).
Екатерина, судя по идейным ориентирам, её преобразовательным усилиям и практике правления, всерьёз считала, что в сложившихся в России условиях, когда самодержавная власть естественна и необходима (тем более что эта власть оказалась в её руках), следует всемерно модернизировать российские самодержавие в направлении к европейским стандартам умеренного правления, насколько это вообще возможно и согласуемо с сохранением самодержавия, сословного строя и крепостничества. При этом она опиралась на представления о «законной монархии», когда самодержавная власть сама ограничивает себя рамками основополагающих «неизменных» законов и «должна действовать пределами, себе ею ж самой положенными». Высшее искусство государственного управления, отмечает она, состоит в точном определении того, какую часть власти, малую или великую, следует употребить в разных обстоятельствах, «ибо в самодержавии благополучие правления состоит отчасти в кротком и снисходительном правлении».
В целом можно сказать, что своей доктриной просвещенной монархии и практикой ее реализации, модернизацией закономерческого процесса и законодательства Екатерина II сыграла существенную роль в переходе от сложившегося в стране традиционного уклада и стереотипов общественно-политической жизни в условиях и в режиме произвольного самовластия к началам правовой законности, к правовым формам, принципам и основаниям организации и осуществления в России монархического правления – европейски ориентированного, но неизбежно ограниченного и деформированного жесткими российскими реалиями (самодержавием и сословно-крепостническим строем).
Просвещённая монархия Екатерины II подготовила почву для последующей либерализации России, но эту возможность использовали лишь некоторые российские монархи (в основном Александр I).
Первые реформаторские шаги молодого монарха показывали, что он настроен решительно в деле либерализации русской жизни. Такого масштабного либерального натиска Россия ещё не знала.
Было проведено широкое помилование заключённых, многие из которых отбывали наказание по политическим мотивам в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, в сибирской ссылке, в монастырях.
Александр I уничтожил один из важнейших институтов политического сыска Тайную канцелярию. Он запретил пытки.
Многие судебные дела пересматривались, цензура смягчалась. Выезд за рубеж стал свободным. Дворянству вернули его привилегии, в том числе свободу от телесных наказаний. В армии были возвращены старые названия полков и русская военная форма.
12 декабря 1801 г. вышел указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, государственными крестьянами, отпущенными на волю крепостными. Монополия дворян на землю оказалась нарушенной.
20 февраля 1803 г. появился Указ о вольных хлебопашцах. Теперь крепостные крестьяне с согласия своих помещиков могли целыми селениями выкупаться на волю с землей.
Произошли серьёзные преобразования в системе образования. Новые университеты открылись в Петербурге, Дерпте, Казани, Харькове. В ряде городов появились гимназии и уездные училища.
Но в конце правления Александра I Россия продолжала безнадежно топтаться на месте, все более отставая от цивилизованного мира. Именно это в коне концов и привело к мощному революционному взрыву, в центре которого оказалось организованное сопротивление просвещенной, молодой, решительной части дворянского сословия, прежде всего офицерства (декабристы).