Содержание
Введение…………………………………………………………………….….…3
1.Основные факторы формирования здорового образа жизни …………..6
1.1.Определение и сущность ЗОЖ…………………………………….6
1.2.Основные компоненты ЗОЖ………………………………….…..15
2.Теоретические основы развития семейного туризма…….………..……32
2.1.Сущность и особенности туризма………………………….……..32
2.2.Семейный туризм как вид туризма, его основные характеристики ………………………………………………………………….……….70
2.3. Виды и специфика семейного туризма…………………….…….74
3.Разработка семейного турпродукта……………………………….……81
3.1 Исследование предпочтений туристского рынка…………….…….81
3.2. Исследование и разработка семейного тура ………………….…….86
Заключение …………………………………………………………….…….….93
Библиография………………………………………………………….…………..95
Приложение……………………………………………………………………..101
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования: Мотивация к здоровому образу жизни занимает центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека. Под мотивацией к здоровому образу жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления себя в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармоничного развития.
Мотивация объясняет направленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. В настоящее время изучение мотивации к здоровому образу жизни у подростков без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем. Актуальность исследования обусловлена постановленной задачей формирования мотивации у подростков здорового образа жизни для развития у них активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области ценностного отношения к своему здоровью связаны с отсутствием мотивов к здоровому образу жизни у основной массы подростающего поколения следствием чего является снижение базовых показателей здоровья, и из этого важность названного критерия становится очевидной. Здоровый образ жизни для разных подростков имеет различный смысл. Например выявление характера мотивации к здоровому образу жизни у подростков занимающихся в спортивных школах, в каждом конкретном случаи играет решающую роль в определении мер по воздействию на формирование мотивации.
Мотивационная составляющая здоровья личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики как мотивация опираясь на анализ научно-методической литературы по проблеме исследования можно констатировать что актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью формирования у подростков потребности в здоровом образе жизни и слабой разработанностью вопросов формирования мотивации к здоровому образу жизни у подростков, занимающихся в спортивной школе.
Цель исследования: особенности мотивации к здоровому образу жизни у конькобежцев подросткового возраста 14-15 лет и у детей подросткового возраста 14-15 лет не занимающиеся спортом.
Объект исследования: уровень сформированности мотивации к здоровому образу жизни подростков занимающиеся конькобежном спорте.
Предмет исследования: личностные особенности к здоровому образу жизни у конькобежцев подросткового возраста 14-15 лет.
Гипотеза исследования: спортивная школа по конькобежному спорту будет играть важную роль в формировании здорового образа жизни у конькобежцев подросткового возраста 14-15 лет, так как спорт положительно влияет на мотивацию к здоровому образу жизни подростков, они растут здоровыми, потому-что с детства ведут здоровый образ жизни, правильно питаются, соблюдают режим дня.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования.
Задачи исследования:
1) На основании анализа научной литературы раскрыть сущность и содержание понятия «мотивация к здоровому образу жизни».
2) определить методы опытно-экспериментального исследования мотивации у подростков к здоровому образу жизни занимающихся в спортивной школе и у детей подросткового возраста 14-15 лет не занимающиеся спортом.
3) Провести исследование мотивации к здоровому образу жизни у конькобежцев подросткового возраста 14-15 лет и у детей подросткового возраста 14-15 лет не занимающиеся спортом.
Методы исследования:
Теоретические: анализ нормативных и законодательных документов РФ, психолого-педагогической, научно-методической, философской литературы по теме работы, литературы по организации сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни, работ, раскрывающих теоретическое моделирование, организацию и проведение педагогического эксперимента; Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, статистическая обработка, систематизация данных по оценке сформированности мотивации к ЗОЖ, опытно-поисковая работа и обобщение ее результатов.
Достоверность полученных результатов:
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью исходных позиций исследования; научной логикой исследования, выбором научной методологии; использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого феномена, цели и задачам изыскания; комплексным осуществлением опытно-экспериментальной работы; результатами количественного и качественного анализа полученных данных; воспроизводимостью результатов исследования.
Методологическая основа исследования:
При рассмотрении проблемы формирования здорового образа жизни подростков мы опирались на концепцию И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, теорию валеологического образования (Л.Г. Татарникова, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Колачев, А.Г. Щедрина и др.).
Здоровье понимается нами как процесс сохранения и развития его психических и физических качеств человека, его оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровый образ жизни в психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксёнов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Мы понимаем здоровый образ жизни комплексно и рассматриваем его как типичные способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.
Теоретическая основа исследования:
Теоретическую основу исследования составили: положения о физиологических закономерностях развития детей (М.В. Антропова, И.А. Аршавский, М.М. Безруких, А.А. Гуминский, А.Г. Хрип-кова); положения о закономерностях становления личности в онтогенезе (А.С. Белкин, Л.С. Выготский, И.С. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); психологические теории мотивации (И.А. Васильев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Мас-лоу, B.C. Мерлин, X. Хекхаузен); положения о физиологических механизмах мотивации (П.К. Анохин, А.С. Батуев, Н.Н. Данилова, П.В. Симонов); теоретические основы ЗОЖ (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.М. Ка-зин, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын); исследования, посвященные формированию здорового образа жизни (В.И. Баль, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и А.И. Суббето);
Практическая значимость результатов исследования: заключается в разработке диагностических методик, выявляющих сформированность мотивации к ЗОЖ у школьников;
Организация исследования: исследование было проведено на базе спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва им. Скобликовой по конькобежному спорту г. Челябинска. В нем учавствовали 20 детей, занимающихся конькобежным спортом, из них 10 девочек и 10 мальчиков, в возросте от 14 до 15 лет.
Ход исследования:
На первом этапе на основе теоретических методов осуществлялось изучение и анализ физиологической, педагогической, психологической, философской, научно-методической литературы, выпускной квалификационной работы, касающихся проблемы исследования сформированости ЗОЖ подрастающего поколения и мотивации. На основании вышеизложенного были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования, объект, предмет, задачи, научный аппарат исследования, намечены методики исследования.
На втором этапе проводилось уточнение рабочей гипотезы, цели и задач исследования, апробировались результаты исследовательской работы, выявлялась сформированность мотивации к ЗОЖ у подростков, проверялись и внедрялись в практику результаты исследования.
На третьем этапе систематизировались и обобщались полученные материалы, обрабатывались и анализировались результаты исследовательской работы, формулировались выводы и рекомендации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
1.1Теоретический анализ понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», и «мотивация» в научной литературе
Здоровье человека выступает как целостное многоуровневое состояние, основополагающим компонентом его личности. Становление здоровья ( как и других компонентов личности) происходит в процессе систематической работы над собой, направленной на формирование побудительной (мотивационной) сферы образа жизни человека. В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой учеными позиций граней этого явления. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» [21, с. 114].
Другие авторы придают здоровью фундаментальное значение как условие успешности жизни: «здоровье означает свободу деятельности …обязательное условие полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни», «процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни» [21, с.115].
Н. М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В. П. Казначеев [21, с.115]. трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Н. И. Брехман[21, с.115] определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». По мнению В. Т. Лободина, [21, с.115] здоровье ? это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы [36, с. 182].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, то есть здоровье ? это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Психическому здоровью можно дать три определения: во-первых, это отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых, определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в-третьих, состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности [35, с. 46].
Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность) факторов.
Так или иначе, ученые выходят на проблему зависимости всех видов здоровья от того, как человек относится к дарованной ему жизни. От того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни ? биологический или духовный, какие ценности становятся для него главными в реализации избранного пути ? позитивные или негативные. Чем избранные ценности, в свою очередь, определяются ? обыденным мнением толпы, ориентированной на животные инстинкты или нравственным императивом, исходящим от высших сил природы. Иными словами, проблема образа жизни становится ведущей в решении задач сохранения и приумножения здоровья.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье ? важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Так же, ряд ученых философов (Дж. Локк, А. Смит, К .Гельвеций, М. В. Ломоносов, и другие), [21, с.115] психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие), [21, с.115] ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И. И. Брехман, Б. Н. Чумаков и другие), [21, с.116] педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов и другие) [21, с.116] пытались решить проблему здоровья, и формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия [35, с. 60].
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле ? вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» (8.,с. 54).
Французский философ Клод Гельвеций [21, с.117]в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству». «При мудром государственном устройстве нужно стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства» [1, с. 43].
Таким образом, великие философы — мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
Великий русский ученый М. В. Ломоносов в 18 веке написал обращение «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу.
М. В. Ломоносов придавал большое значение анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении [40, с. 162].
Ученые С. П. Боткин, П. Ф. Лесгафт заложили основы современной валеологии. С. П. Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии [40, с. 164].
В. М. Бехтерев [3, с.69]много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались В. М. Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против алкоголизма [21, с. 114].
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка ? это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [45, с. 92].
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По мнению С. В. Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и, кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации».
В 1968 году Всемирная Организация Здравоохранения приняла следующую формулировку: «Здоровье ? свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным [42, с. 110].
Г. Л. Билич, Л. В. Назарова [5, с.15] взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье ? это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» [25, с. 40].
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм [25, с. 44].
Академик Н. М. Амосов [12, с.13]полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». В. П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [25, с. 46].
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Таким образом, из приведенных определений видно, что развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий здоровье и образ жизни. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определённых общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни — это деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья и которая требует физического и духовного развития человека.
Обращаясь к категории здоровья человека, можно сказать, что это уникальное для каждой личности состояние. Однако сам феномен здоровья зависит от множества факторов, среди которых особое значение приобретает ценностно-мотивационная сфера личности и ценности здоровья в этой структуре. Согласно концепции самосохранительного поведения оно имеет универсальный характер, который проявляется в его соотнесёности со всеми сферами жизни.
Анализ научной литературы позволил рассматривать здоровый образ жизни как активную целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение, укрепление и развитие здоровья. В настоящее время накоплено значительное количество знаний о здоровом образе жизни и здоровье.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [30, с. 68].
Признаками здоровья являются:
— специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможности организма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. — М.: Знание, 1983.
6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. — М.: Просвещение, 1968.
8. Талалаев Ю. А. Отражение вопросов физического развития человека в творчестве Л. Н. Толстого // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9.
9. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.
10. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1978.
11. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.
12. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: Просвещение, 1967.
13. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 2007
14. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. проф. В.И.Ильинича . — М.: Гардарики, 2006
15. Лях В.И. Силовые способности школьников // Физическая культура в школе. -2005.- № 1.- С. 6.
16. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любомирского.- М.: Просвещение, 2007
17. Минбулатов В.М. Физическая культура в школе: Очерки дидактических основ. — Махачкала: Дагучпедгиз, 2005
18. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б.Кофмана. — М.: Физкультура и спорт, 2005
19. Основы теории и методики физической культуры : Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 2006
20. Столяров В.И., И.М.Быховская, Л.И.Лубышева. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической культуры. — 2004.- № 5.- С. 11.
21. Соловьёв Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учеб. пособие. Ч. 1 и 2. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007
22. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культ. пед. ин-тов по спец. 0303 “Физическая культура” / Под ред Б.А.Ашмарина. — М.: Просвещение, 2007
23. Физическая культура: Учеб. для учащихся Х-Х1 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И.Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона.- М.: Просвещение, 2006
24. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. — М.: Физкультура и спорт, 2006