Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СДЕЛОК. ФОРМА СДЕЛОК.. 5
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛОК.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СДЕЛОК… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 24
Выдержка из текста работы
В представленной работе затронута тема функций права. В настоящее время проблема функций права исследуется многими учеными. Несмотря на это, среди ученых- правоведов все еще нет единства взглядов по основным аспектам этой проблемы, что позволяет отнести ее к числу недостаточно исследованных в современной теории права.
Познание функций права позволяет не только глубоко познать структуру правовой системы, более четко отграничивать ее некоторые составные части от других сходных с ними элементов, но и предполагает необходимость более углубленного исследования таких правовых явлений, как «направление правового воздействия», «социальное назначение права», которые до постановки вопросов о функции права не подвергались престольному изучению. Вместе тем очевидно, что в условиях более активного использования права в строительстве правового государства познание основных направлений его воздействия на общественные отношения приведет и к более эффективному применению правовых средств в решении задач демократического общества.
Имеются и другие проблемы возрастающей актуальности рассматриваемой проблемы. В юридической литературе достаточно обоснованно указывалось на то, что функции права и его отдельных подразделений (отраслей, институтов) являются одним из важнейших системообразующих факторов и что со спецификой функций связано обособление правовых общностей, в частности отраслей права. Поэтому вполне закономерно, что в последние годы стали активно исследоваться функции отраслей российского права.
Наиболее авторитетные ученые и специалисты- юристы в данной области отмечали что проблема функций права возникла как социальная проблема функций права. Так, например, Коркунов М.Н. известный русский юрист отмечал разделяющую функцию права так как считал, что человек как личность имеет различные потребности и желания. Профессор Л. Петражицкий автор книги «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» обосновывал существование двух функций таких как распорядительная и организационная. Из этого следует что функции права тесно связаны между собой и сферами общественной жизни.
С помощью понятия "функции права" можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.
Основной целью работы является изучить понятие, виды и формы реализации функций права.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и признаки функций права
рассмотреть основные виды функций права
изучить формы реализации функций права
Объектом исследования работы являются функции права. Предметом исследования являются особенности функций права.
В основе исследования лежит диалектический метод изучения функций права. При анализе использовался системный комплексный подход. В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы и синтез полученных данных в теоретические выводы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе «Понятие функций права» внимание уделено наиболее существенным признакам, направлениям и сторонам сущности функций права.
Во второй главе «Виды функций права» рассматриваются тесно взаимосвязанные между собой виды функций права и группы функций права образующих их систему.
В третьей главе «Формы реализации функций права» изучаются условия эффективности правового регулирования, задачи и институты реализации функций права.
Функции, указывающие на место и роль права в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное значение во многом определяются характером государства именно так можно охарактеризовать понятие функций права.
В современной литературе по общей теории права традиционно предлагают две группы критериев классификации функций права внешние-находящиеся за пределами права и внутренние- находящиеся в его рамках. По внешнему критерию выделяют так называемые социальные функции права: политическую, экономическую, идеологическую, культурно-воспитательную, информационную и иные. По внутреннему критерию две основные собственно-юридические функции: регулятивную и охранительную.
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА
.1 Сущность функций права
Понятие «функций права» не смотря на почти вековой опыт так и не получило единого взгляда. На сегодняшний день по-прежнему существует множество мнений, однако после анализа можно выделить данное понятие как социальное назначение и как воздействие на правовые отношения, но существует теория где объединяются данные мнения.
Бошно С.В. автор учебного пособия раскрыл сущность функции права как представление собой направления воздействия права на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов.
Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. В международных и внутренних делах государств не только не уменьшается значение права, а значительно возрастает, не говоря уже о его значении для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Во-первых, данная проблема является исходной, центральной в учении о праве, ее глубокое познание во многом предопределяет дальнейшее познание других вопросов теории права, а во-вторых, даже ранее известное науке подвергается непрерывным изменениям в связи с ростом знания, прогрессом общественного развития в целом. К. Маркс отмечал, что «категории так же мало являются вечными, как и те отношения, выражением которых они являются». Не случайно во многих областях современной науки происходят острые дискуссии, касающиеся не только новых, но и давно сложившихся областей знания. Вполне естественно продолжающееся выяснение юридической наукой сущности права, поскольку она непрерывно изменяется и обогащается.
Функция права — проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства, признаки права, которые характеризуют его качественную самостоятельность как социального феномена. Необходимость возникновения данного понятия обусловлена тем обстоятельством, что развитие общей теории права, а также и отдельных отраслей юридической науки, раскрывает новые стороны, связи и отношения между общественными отношениями и правом, которые уже не могут быть объяснены существующими в юридической науке понятиями.
Термин «функция» очень многозначен. Он приложим ко всем без исключения динамическим структурам. Это обусловлено многогранностью выражаемых им отношений, а так же спецификой познавательных задач тех наук, в которых пользовался этот термин. Но так или иначе в большинстве случаев с функцией связывается направленное, избирательное воздействие системы на определенные стороны внешней среды.
Наиболее близкое к понятию функция права — функция государства так же рассматривается как основное направление его деятельности.
При анализе любых явлений природы или общества прежде всего возникает вопрос, что представляет собой данное явление в целом, а потом уже исследуются его отдельные стороны, особенности, характер, специфика развития и т.п. Поэтому прежде чем приступить к исследованию отдельных функций права нужно дать общее определение функций права. А что бы оно было применимо к другим функциям права необходимо включить в него все главное, основное, самое существенное.
В то же время следует иметь в виду, что общее определение отражает отдельную функцию не во всей ее полноте, оно охватывает лишь ее основные качества. Поэтому нельзя преувеличивать возможности общего определения оно не может быть безграничным.
Данное требование не учитывает В.Г. Смирнов, считающий, что понятие «функции права» синтезирует задачи и способы регулирования общественных отношений, определяет в единстве цели и методы регулирования. Но поскольку, задачи и методы правового регулирования не могут быть понятны без уяснения структуры и содержания предмета, на который воздействует право, поскольку понятие функции права фактически отражает в совокупности предмет, задачи и метод регулирования. Понятие функции права, предложенное В.Г, Смирновым, чрезмерно усложнено. В него включаются и цель, и методы, и предмет регулирования, то есть предлагается очень широкий подход, при котором не трудно упустить качественную особенность, специфику рассматриваемого понятия, — это, во-первых. А во-вторых, — есть ли смысл включать в понятие функции права задачи, предмет и метод правового регулирования? Ведь это самостоятельные правовые феномены, имеющие собственное назначение, занимающие строго определенное место в системе категорий общей теории права. Одно дело их взаимосвязь с функциями права и другое их поглощение, как это усматривается из позиции В.Г. Смирнова. Представляется, что включение предмета и метода в качестве структурных элементов функции права приведет к неоправданному усложнению рассматриваемой категории и приблизит нас к ее пониманию, поскольку получается, что функция права — это нечто составленное из нескольких правовых понятий, а не самостоятельная правовая категория.
На неоправданно разноплановый подход В.Г. Смирнова к определению функции права обращает внимание профессор В.Д. Филимонов. Он правильно пишет, что не следует во внутренней структуре функций права объединять разноплановые элементы — задачи правового регулирования и метод правового регулирования.
Кроме того, если связывать функции права только с правовым регулированием, то это невольно исключает их взаимосвязь с правовым воздействием, которое является одним из решающих компонентов функции права.
Более правильными являются высказывания тех философов, которые считают, что рассмотрение функционирования в отрыве от субстрата, на основе которого оно осуществляется, не может быть беспредельным.
Именно понимание функции как определенного направления, а не регулирования, дает возможность выделять у права, например, идеологическую функцию. Вот почему позиция В.Г. Смирнова не может быть использована для формулирования понятия функции права и установление ее содержания.
Ю.А. Емельянов считает, что под функцией права следует понимать его основное назначение в жизни общества, его роль в регулировании общественных отношений, активное, упорядоченное и строго целенаправленное воздействие на них. То есть он функции фактически отожествляет с ролью права в общественной жизни. Понятие функции права с ролью права в обществе связывает В.Д. Филимонов, считающий, что функция права — это социальная роль, которую оно выполняет в организации, упорядочении, общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правового регулирования. С ролью права связывают понимание функций и другие авторы. Так Ю.Г. Ткаченко под функциями права понимают конкретную роль, действие, права по организации общественных отношений. Но «функция права» и «роль права» несовпадающие понятия.
Проблема функций права рассматривалась и в учебной литературе. Удачно, раскрыто содержание понятия «функция права» в учебнике «Теория государства и права» под редакцией А.И. Денисова. «Понятие функции социалистического права, — говорится в учебнике, — раскрывает назначение его в определенной сфере общественных отношений, показывает направление воздействия права и тем самым конкретизирует характеристику его роли». Но к сожалению, итоговое определение функции права, данное в учебнике, не отразила всех этих существенных моментов, свойственных функции права. Авторы определили функцию только как «назначение права для определенного вида общественных отношений».
Дать описание определенных черт функции права пытался Б.В. Щетинин. В зависимости от характера правового воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения социальная функция государственного права, как и права вообще, проявляется в закрепление соответствующих социалистическому праву норм, в использовании их для регулирования полезных обществу отношений и воспитание советских граждан.
Приведенное определение социальной функции государственного права, с попыткой распространительное ее толкования, страдает существенными недостатками. Во-первых, здесь допущена смешение воедино нескольких функций государственного права и права вообще, то есть отсутствует необходимая логическая стройность классификации. Закрепление норм, использования их в регулировании и воспитании — это свойства разного порядка и стремление свести их в единую функцию противоречит научным принципам построения понятий.
Во-вторых, в этом определение упущено одно из важнейших свойств права — наличие в нём обеспечиваемых государственным принуждением санкций и соответственно способность право запрещать, пресекать нежелательные обществу действия людей, то есть его охранительные начала.
Термин функция права нередко употребляется и с целью подчеркнуть какое-либо значение или роль права в обществе. Например, А. Нашиц считает, что право в силу своей социальной обусловленности осуществляет функцию «достижения относительного равновесия между социальными интересами, сталкивающиеся в рамках жизненных отношений».
А.Я. Рыженков, говоря о понятии функции права, считает, что правильнее говорить не о направлении правового воздействия, а о правовом воздействие в определённом направлении. Ему обоснованно возражает А.И. Абрамов, полагая, что применительно к функциям права четкое разграничение понятий «направления правового воздействия» и «правовое воздействие в определённом направлении» не имеет существенного значения, поскольку оба они выражают совершенно одно и тоже, только разными терминами.
Основная функция права это определяемый его социальным назначением основное направление воздействия права на общественные отношения; направление, в котором выражены его сущность, служебная роль, цели и задачи права. Понятие функции права, разумеется, не может иметь сходство с понятием функции государства в силу взаимосвязи государства и права, и соответственно в виду требований единства и методологических подходов к познанию этих частей социальной системы.
Понятие «функция права» включает основные, конституирующие, и дополнительные, примыкающие, элементы. К числу первых относятся социально-классовое назначения права и основные направление его воздействия на общественные отношения. Ко вторым — задачи, которым признано решать право на определённом этапе развития общества и объект, определяющий специфику и рамки соответствующей функции права.
Функции характеризуют динамическую сторону права, его активно- творческую роль, но развиваться они могут неравномерно. В зависимости от конкретной исторической обстановки на первое место выдвигается та из них, которая наиболее эффективно способствует решению самой важной задачи, стоящие перед теми, кто конструировал свою волю в форме права.
1.2 Критерии классификации функций права
Анализ литературы, в которой рассматриваются функции права, показывает, что критерии их классификации могут быть различны. Ведь совершенно очевидно, что право имеет главные и второстепенные свойства, свойства первого, второго и третьего порядка и так далее. Известны, например, свойства права закреплять общественные отношения, способствовать их развитию, предписывать участникам общественных отношений варианты дозволенного поведения, запрещать определенный вид деятельности, воспитывать членов общества, в духе идеологии состоящих власть политических сил и так далее.
Приведенные примеры подтверждают положение о многогранности права, о множественности проявляемых им свойств и одновременно показывают, что к их выяснению и объединению однопорядковые следует проходить к таким критериям, который не нарушал бы необходимой системы связи между этими свойствами. Если, скажем, мы будем выделять управа в качестве однопорядковых функцию закрепления общественных отношений и функцию регулирования поведения людей, то внешне это может казаться верным, так как невозможно возражать против того, что право закрепляет общественные отношения и регулирует поведение людей. Однако более глубокий анализ показывает, что эти свойства лежат в разных плоскостях, а поэтому и функции, названные соответственно указанным свойствам, будут выделены без соблюдения требований научной классификации. В первом случае мы имеем дело с результатом воздействия права на общественные отношения, во втором с процессом и его действия.
Для того чтобы изменить, а тем более устранить функцию права, нужны коренные изменения в общественных отношениях, в системе права. А это уже технический или случайный вопрос, а неизмеримо более сложный, связанный с глубинными изменениями в праве, которые, как показывает практика, возможны только в процессе революции или длительного этапа развития общества и государства. Классовые, социальные изменения в общественных отношениях приводят к проявлению новых существенных черт в праве, а соответственно и в его функциях.
Кроме того, при подобном конструировании функций права вряд ли удастся достаточно юле определить именно основные функции, а не вообще любые, которые в состоянии осуществлять право, будучи многогранным социальным явлением, функционируя в тесной связи и обусловленности с различными социальными регуляторами.
При классификации функций права на основании его же собственных свойств имеется большая опасность отрыва от общественной практики, в частности от регулируемых им общественных отношений самым решительным образом влияющих на развитие и функционирование права.
Анализируя функции права, нельзя брать в качестве категории классификации одно из свойств, пусть и достаточно существенное еще и потому, что в подобных случаях так или иначе упускаются из вида другие не менее важные свойства, которые не будут учтены и могут остаться за пределами исследования. Другими словами, и такой критерий будет носить односторонний, недостаточно общий характер.
Наконец при определении свойств права в качестве главных, либо второстепенных, невозможно избежать из субъективной оценки, поскольку с точки зрения одного автора главными будет являться одни свойства, например, охрана правом общественных отношений, другой еще может считать главным другие, например, воспитательные и так далее.
Отсутствие объективного критерия классификации может привести к тому, что функции будет рассматриваться в зависимости от субъективного усмотрения того или иного автора, повлечь произвольное их конструирование. В процессе правового регулирования государство придает нормам права обязывающий, запрещающий или уполномочивающий характер, то есть государственная воля проявляется в нормах права как запрет, дозволение или предписание определённых действий.
Нормы права делятся, таким образом, на запрещающие, дозволяющие, уполномочивающие и тому подобное в зависимости от характера правила, устанавливаемого диспозициями этих норм. Эта классификация нелогическая или грамматическая, а построенная в зависимости от функций правовых норм в общественной жизни. Поэтому можно говорить о запрещающей, довлеющей, управляющей и так далее в функциях права. Но это будут функции скорее метода регулирования, чем права в целом. Они выделены на основании способа воздействия на субъектов права.
Для того чтобы изменить, а тем более устранить функцию права, нужны коренные изменения в общественных отношениях, в системе права. А это уже технический или случайный вопрос, а неизмеримо более сложный, связанный с глубинными изменениями в праве, которые, как показывает практика, возможны только в процессе революции или длительного этапа развития общества и государства. Классовые, социальные изменения в общественных отношениях приводят к появлению новых существенных черт в праве и соответственно его функциях.
Классификация функций права, приложенная в учебнике «Теория государства и права» под редакцией профессора А.И. Денисова впервые в советской литературе более-менее четко было сказано о социальных: экономических, политических и воспитательных функциях, но не были раскрыты собственно-юридические: регулятивная и охранительная функции, что, разумеется, объединило содержание раздела, посвященного роли и функциям права.
В основном и социальных функциях права говорилось в учебнике по теории государства и права под редакцией профессора Н.Г. Александрова. Только здесь функции называются применительно к конкретным задачам права в экономической, политической даже бытовой сферах. Отсутствие четкого, строгого, критерия классификации привело к выделению самых различных как по содержанию, так и по объему функций права. Порой даже не функций, а задач, которое призвано решать или уже решало право, например, содействие возникновению социалистических форм хозяйств. В рассматриваемых подходах имеется один общий недостаток, состоящий в том, что в них не уделялось должного внимания поиску единого, более или менее общего критерия разграничения функций права.
Разграничение чисто юридических и социальных функций права имеет важное значение для уточнения вопроса о месте и роли так называемых морально-политических решений государства.
В заключение необходимо сделать некоторые обобщении относительно критериев классификации функций права и форм их реализации.
Известно, что раздвоение единого и показание противоречивых частей его есть суть диалектики. Это положение имеет важное значение для анализа классификации функций права.
В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние- находящиеся в рамках самого права и внешние- находящихся за его пределами.
Внутренние критерии, основания, классификации функций права вытекают из сущности права, способов его воздействия на поведение людей, особенности форм реализации.
Неразрывная связь функций права и собственно-правовой материей обуславливает существование основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.
2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ПРАВА
.1 Основные функции права
В свою очередь регулятивная функция права, подразделяется на регулятивно-статическую и регулятивно- динамическую подфункции.
Представляется, что регулятивно- статистическая подфункция включает в себя: фиксацию субъективного состава правовых отношений; определение границ возможного поведения в правовой сфере, предоставление субъектам права субъективных прав и возложение на них юридических обязанностей; закрепление, фиксацию в правовых институтах существующих общественных отношений тех или иных статусов в статистике, определение компетенций госорганов, полномочий должностных лиц; установлении запросов, предписаний, воздержаний от посягательств на определенные общественные отношения; определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям. реализация данной подфункции с помощью управомочивающих определение оптимального типа правового регулирование применительно к конкретным общественным отношениям и реализации данной функции с помощью права управомочивающих норм.
Регулятивно динамическая подфункция, в свою очередь включает в себя: воздействие права на общественные отношения путем оформления их развития; обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата; закрепление норм, регулирующих те или иные процедуры; определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений, оптимального типа правового регулирования; установление предписаний, обязывающих совершать определённые активные действия.
Охранительная функция права вторична и ее содержание охватывает: воздействия права на поведение субъектов угрозой санкций, а также установлением запретов или реализацией юридической ответственности; охрану и защиту регулируемых правом отношений вытеснения явлений, чуждых данному обществу; предупреждение, пресечение правонарушений, разрешение правовых споров; установление правовых ограничений: обязанностей, запретов, приостановлений, санкций; реализацию юридической ответственности в рамках юридического процесса при нарушении правовых норм.
Под функциями права надо понимать либо социальное назначение, либо направление правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе позволяет классифицировать функции права на две группы: собственно, юридические, многие теоретики права эту группу именуют внутренней, и социальные- соответственно называется внешней.
Так же к основным общесоциальным функциям относится экономическая, политическая, воспитательная.
Экономическая функция выражается в том, что право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства.
Политическая функция выражается в том, что право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.
Воспитательная функция права есть результат способности права выражать идеологии определенных классов и социальных сил и оказывать влияние на чувства и мысли людей.
Воспитательная функция, присущая праву на всем его историческом пути развития, в полном объеме раскрылось в советский период, в условиях воплощения в жизнь государственной идеологии, пронизывающей все сферы общественной жизни, в том числе и правовую.
2.2 Неосновные функции права
Неосновными функциями права, являются такие функции, которые не свойственны всем отраслям права и которые воздействует на менее широкий круг общественных отношений, входят в качестве подфункций в одну или несколько основных функций. К неосновным собственно юридическим функциям ряд ученых относят ограничительную, компенсационную восстановительную функции, которые предметно исследованы в юридической науке.
По мнению теоретиков права, компенсационная функция выражается в возмещении материального или морального ущерба, или вреда, причиненного незаконными действиями и противоправными посягательствами субъектов права.
Компенсационная функция права обычно связывают с реализацией юридической ответственности. Вместе с тем проблема компенсационной функции входит далеко за рамки юридической ответственности. Это функция- довольно широкое и важное направление воздействия права на жизнь общества, осуществляемое в различных правовых формах и различными правовыми методами многими отраслями права: конституционным, гражданским, трудовым, экологическим уголовно-процессуальным. Причём компенсация не во всех случаях связанных с причинением материального или морального вреда. Например, статьей 35 Конституции РФ предусмотрено предварительное и равноценное возмещение собственнику за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд.
О широте компенсационной функции свидетельствует наличие в праве таких феноменов и категории как гражданский иск, компенсационные выплаты, компенсации материального и морального вреда, ущерба. Виды нормативных актов, на основании которых, осуществляется компенсационная функция, имеет самую различную юридическую силу — от Конституции до локальных актов внутри организации.
Ограничительная функция выражается в ограничении прав и свобод субъектов права, ущемляющих права других лиц, в интересах всего общества.
Правовые ограничения как правовые явления имеют положительную составляющую, в том смысле, что, ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами. То есть гарантирует свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей.
Ограничительная функция, безусловно, обеспечивает эффективность всех стадий правового регулирования. Результатом реализации механизма правового регулирования является необходимый обществу правопорядок, что так же характеризует правовые ограничения как позитивное явление.
Восстановительная функция права выражается в восстановлении нарушенных правонарушениями прежнего правового положения.
Восстановление социальной справедливости во все времена, а тем более в условиях демократического общества, имеет важнейшее политическое, экономическое, моральное и юридическое значение. Особенно остро восстановление справедливости воспринимается в российском обществе.
Восстановительная функция предполагает социальное назначение права, которая изначально, по всей сути предполагает необходимость восстановления положения, существовавшего до определенного события, вызвавшего необоснованное ущемление прав, повлекшего ущерб, ухудшение состояния субъекта права. Поэтому считается, что восстановление первоначального состояния потерпевшего- одна из важнейших задач и права.
В юридической литературе предполагается, различают четыре типа восстановительной функции: общеправовую, отраслевые функции, функции правовых институтов и правовых норм. Такое различие допустимо, поскольку в реальности они имеют место, но характеризовать такие типы функций не вполне корректно. Такая их аттестация будет преувеличением. Это не более чем уровни правовосстановительной функции зависимости от систематики правовых норм.
Восстановительная функция включает в себя следующие элементы:
субъекты;
объекты;
цели и задачи;
правовые основания;
фактические основания;
общесоциальные и юридические результаты.
Особенность восстановительной функции права состоит в том, что при ее реализации, субъект вынужден действовать в соответствии с указанием нормы права, решения правоприменительного органа, должностного лица, то есть подчиняться иному решению, а не своему. Связанные с воздействием на волю субъекта правовосстановительные меры -это средства государственного-правового принудительного воздействия, применяемые управомоченными субъектами в целях восстановления нарушенного права путем принуждения субъекта к исполнению возложенной, но не выполненной юридической обязанности. Их главное назначение- восстановление имеющих место ранее отношений, восстановление нарушенного субъективного права.
Правовосстановительные меры отличаются от юридической ответственности тем, что по-разному влияет на субъектов правоотношений, то есть по субъективной направленности. Юридическая ответственность в принципе направлена на личность правонарушителя, который должен претерпеть неблагоприятные последствия. Правовосстановительные меры направлены, главным образом, на восстановление прав управомоченного лица, охраняют его интересы.
3. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА
право функция справедливость норма
Каждая из функций имеет свои непосредственные формы реализации. Например, установление правового статуса граждан, определение компетенции органов государства и так долее, — формы осуществления регулятивной функции, а установление и реализация запретов, санкций — непосредственные формы осуществления охранительной функции. Другое дело, что непосредственные формы не следует абсолютизировать, как и вообще не следует проводить абсолютную грань между регулятивной и охранительной функциями.
Следует учитывать, что те формы реализации, которые выступают в качестве непосредственных для одной из функций, служит одновременно «косвенными» для другой.
Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм <#»justify»>1.Курсакова Г. Ю. История отечественного государства и права: учебное пособие для курсантов,"Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве" / [Г. Ю. Курскова и др.] ;- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -С. 647
.Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах. — М.: Эксмо, 2007- С. 108
.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Омега-Л, 2009.- С. 528
.Малахов В. П. Теория государства и права: учебное пособие для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В. П. Малахов, И. А. Горшенёва, А. А. Иванов. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. -С. 159
.Бошно С. В. Теория права и государства: учебник / С. В. Бошно. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 421
.Жоль К. К. Философия и социология права: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К. К. Жоль. — 2-е изд.испр. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -С. 415
.Чернявский А. Г. Социальные функции права [материалы] круглого стола № 1 / [Т. Н. Радько и др] ; под ред.; Московский институт государственного управления и права. — Москва: Русайнс, 2015. — С. 78
.Попова А. В. Теория государства и права [учеб. пособие для вузов] — Москва: Питер, 2008. — С.330
.Цикаришвили О. Г. Охранительная функция российского права [автореферат] Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве[Сарат. гос. акад. права]. — Саратов, 2008. -С. 14
.Аврутин Ю. Е. Государство и право: теория и практика: учебное пособие для студентов вузовЮ. Е. Аврутин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. -С. 176
.Соломеник Н. Л. Восстановительная функция юридической ответственности: диссертация, Соломеник Наталия Леонидовна ; ГОУВПО "Казанский государственный университет". — Тольятти, 2007. -С. 28
.Фролов С. Н. Связь концепций происхождения права и типов правопонимания: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.01: защищена 20.12.2007 / Фролов Сергей Николаевич ; Московский университет МВД России. — Москва, 2007. -С 25
.Мусатов Ф. В. Государство как субъект права[автореферат]- Екатеринбург, 2016. -С. 231
.Казакова Р. А. Идеологическая функция права в современной России: автореферат, Казакова Римма Александровна ; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т]. — Белгород, 2015. -С. 21-22
.Константинова А. В. Формы осуществления функций права: автореферат кандидата юридических наук: 12.00.01. — Челябинск, 2014. -С. 179
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема: Функции права