Содержание
Введениес. 3-4
Глава 1. Понятие рынка труда и его структурас.5-10
§1. Основные характеристики рынка труда………………………. с.5-7
§2. Особенности рынка труда………………………………………с.8-10
Глава 2. Рынок труда в современной Россиис.11-19
§1. Роль государства на рынке трудас.11-14
§2. Проблемы рынка труда и пути их решенияс.15-19
Глава 3. Рынок труда и кризисс.20-31
§1. Рынок труда в условиях экономического кризисас.20-24
§2. Влияние миграции на рынок трудас.25-31
Заключениес.32-33
Список литературыс.34-35
Выдержка из текста работы
Если заработная плата ниже равновесной цены, например, равна W1, то появляется недостаток рабочей силы (спрос равен D1, а предложение — S2). Спрос заставляет работодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И в конечном счете заработная плата снова поднимется до уровня W0. Заработная плата на уровне W0 становится доминирующей, общепринятой, с которой должны считаться и работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.
2. Анализ занятости в современной экономике России
2.1 Экономическая сущность безработицы и ее причины
Как правило, западные экономисты тесно связывают темпы экономического роста с темпами увеличения занятости, а спад — с безработицей. Действительно, в нормально функционирующей рыночной экономике индустриального типа экономический рост всегда означает развитие и расширение отраслей, — следовательно, прирост занятости. Между тем, такой зависимости явно не наблюдается в развивающихся странах. Так, быстрый промышленный рост многих развивающихся стран в 60-70-х годах не вызвал соответственного расширения занятости.
Не подтверждают прямой связи между динамикой занятости, ВВП и безработицей явления, на первый взгляд, парадоксальные. Дело в том, что согласно официальной статистике, в 1997 г. при росте ВВП на 0,4%, по сравнению с 1996 г., реальная безработица упала почти на 6%, зарегистрированная — на 20%, а вот занятость при всём этом не только не увеличилась, а сократилась на 1,4%.
1998 г. |
2004 г. |
2004 г. в% к 1998 г. |
||||
млн. человек |
% |
млн. человек |
% |
|||
Всего занято в экономике
В том числе: в государственном секторе в частном секторе в общественных организациях, фондах, на предприятиях, совместных с зарубежными фирмами, и со смешанной формой собственности |
75,3
62,2 9,4 3,7 |
100
82,6 12,5 4,9 |
64,3
25,5 27,0 11,8 |
100
39,7 42,0 18,3 |
85,4
40,9 287,2 318,9 |
2.2 Анализ занятости и безработицы в России
В то же время численность экономически неактивного населения после некоторого роста также стала сокращаться, хотя именно эта группа населения могла бы выступить резервом рабочей силы (см. таблицу 4). Подавляющее большинство в этой группе населения составляют граждане, не выразившие желания работать — таких примерно 2/3. Основную их массу составляют студенты дневных форм обучения и пенсионеры. Из числа выразивших желание работать многие не ищут работу. Тех, кто хотел бы работать, но не готов приступить к работе, примерно 10% от числа выразивших желание работать.
Таблица 4. Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте по категориям, тыс. чел.
Вместе с тем, необходимо отметить, что их образовательный уровень существенно ниже, чем у занятых в экономике. Доля лиц, имеющих высшее образование, среди занятого населения составляет 22,2%, а среди экономически неактивного населения 8,0%.
Существенно различается их возрастной состав. Если среди экономически активного населения доля лиц в возрасте 50-72 года составляла 20,3%, то среди экономически неактивного населения — 48,0%.
Вместе с тем, вполне возможно вовлечение в контингент занятого населения пенсионеров и лиц, ведущих домашнее хозяйство. Стимулом здесь, безусловно, может быть повышение минимальной заработной платы, создание более благоприятных условий труда для категорий, пока не выразивших желание трудиться. В группе неработающих, но желающих работать, прежде всего необходимо оказать помощь людям, которые отчаялись найти работу. Таких граждан немало. Наибольший интерес представляет группа людей, которые не ищут работу. Их, очевидно, можно заинтересовать, но для этого нужно провести большую работу, носящую практически индивидуальный характер.
Решение проблем пополнения численности занятого населения предполагает обязательное повышение и его качественного состава, основу которого составляет уровень образования, прежде всего профессионального. Это представляется сегодня наиважнейшим.
Данные таблицы 5 показывают, что структура образования экономически активного населения претерпела существенные изменения. Выросла доля лиц с высшим профессиональным и начальным профессиональным образованием. Доля лиц с общим образованием сократилась и, следовательно, можно говорить о росте профессионализма экономически активного населения страны.
Таблица 5. Структура экономически активного населения по уровню образования, %
Вместе с тем, нельзя не видеть, что наблюдается сокращение доли граждан, имеющих среднее профессиональное образование, замедлился рост доли лиц с высшим образованием. К сожалению, все еще велика доля лиц, не имеющих профессионального образования. Хотя, по сравнению с 1992 г. она сократилась в 2004 г. с 51,0% до 30,6%.
Этот вывод подтверждают и данные об образовательном составе занятого населения.
Данные таблицы 6 позволяют определить не только общий уровень образования (число лет обучения одного работника), но и уровень профессионального образования. Расчеты показали, что в 1999 г. уровень общего образования составлял 11,79 лет, профессионального — 10,36 лет; в 1999 г. соответственно 12,48 и 9,28 лет; в 2003 г. — 12,49 и 9,28 лет; в 2004 г. — 12,6 и 9,50 лет. Следовательно, можно говорить о некотором росте общеобразовательного уровня населения и некотором снижении уровня профессионального образования.
Таблица
Другие виды образования — специальное среднее и высшее — таких потерь не понесли. Более того, они добились в последнее время значительного роста масштабов. В 1990 г. на 10000 человек населения приходилось 190 студентов; в 1999 г. — 280 и в 2004 г. — 448; студентов техникумов соответственно — 148, 148, 174. Российский статистический ежегодник 2004. — М.: Наука, 2004. С. 243,249.
3. Направления повышения занятости
Заключение
Список использованной литературы
Бреев Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. — 2005. — №7-8. — С. 305-313.
Буланов B.C. Современные проблемы занятости и безработицы. — М.: Изд-во «Финансист», 1999. — 345 с.
Государственное регулирование рыночной экономики / Под. ред. В.И. Кушина. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — 390 с.
Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Под ред. Л.С. Читова. — М.: Наука, 2003. — 254 с.
Нижегородцев Р. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики // Проблемы теории и практика управления. — 2004. — №4. — С. 89-95.
Разработка процедур профилирования безработных в качестве основы планирования и реализации активных программ содействия занятости населения: Центр экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР) — Итоговый отчет №SPIL 5.19-2/17. — М.: ЦЭФИР, 2002.
Рынок труда / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. — М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 480 с.
Рынок труда: статистика // Вопросы экономики. — 2004. — №3. — С. 87.
Соловьев А., Шолохов И. Профилирование безработных // Человек и труд. -2001. — №3.
Труд и занятость в России. 2003 / Госкомстат России. — М.: Госкомстат России, 2003.
Экономика / Под ред. А.С. Булатова. — М.: БЭК, 1999. — 343 с.
Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 736 с.
Экономическая теория / Под ред. А.П. Добрынина, Л.С. Тарасевича. — СПб.: Наука и образование, 2001. — 366 с.