Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг5
1.1. Роль и значение государственных ценных бумаг5
в финансировании государства5
1.2. Функции и классификация государственных ценных бумаг7
1.3. Определение доходности государственных ценных бумаг10
2. Состояние российского рынка государственных ценных бумаг13
2.1. Виды российских государственных ценных бумаг13
2.2 Оценка кредитоспособности органа власти18
3. Перспективы использования конкретный видов ценных бумаг целевого назначения для финансирования бюджетных программ23
Заключение29
Список использованной литературы31
Выдержка из текста работы
Организация процесса финансирования государственных целевых программ развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику [13].
В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги. Рынок государственных ценных бумаг — это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой — одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.
Рынок государственных ценных бумаг — важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рынок государственных ценных бумаг, являясь важным и весьма специфическим элементом финансового рынка, оказывает серьезное воздействие на экономическое развитие страны. На нем государство, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты получают возможность аккумулировать недостающие для реализации своей деятельности финансовые ресурсы, посредством эмитируемых и продаваемых ценных бумаг. Вместе с этим временно свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении иных субъектов, в том числе и населения, и вкладываемые в ценные бумаги эмитентов, приносят их владельцам дополнительный доход.
Цель исследования заключается в анализе развития и рассмотрения проблем и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
— рассмотреть историю развития рынка государственных ценных бумаг в России;
-охарактеризовать государственные ценные бумаги, обращающиеся на территории РФ;
— раскрыть особенности современного состояния, проблемы и перспективы развития рынка ценных государственных бумаг России.
Теоретическую и методологическую основу контрольной работы составили нормативно-правовые документы Российской Федерации регламентарующие деятельность рынка государственных ценных бумаг, труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам оценки рынка ценных бумаг, экономико-статистическому анализу и прогнозированию.
1. РАЗВИТИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
1.1 История развития рынка государственных ценных бумаг в России
История зарождения рынка ценных бумаг в России связана с появлением и затем распространением векселей в торговле с европейцами. Однако если в Европе вексель широко использовался в 12-14 вв., то в нашей стране его распространение началось лишь в конце 17 в. — начале 18 в. Европейцы не желали торговать с русскими купцами в кредит, а также принимать у них товар на комиссию, для транспортировки, вступать с ними в совместные компании.
По мере увеличения регулярных контактов с иностранными торговцами переводные векселя стали чаще применяться русскими купцами, которые вели торговлю с Западом, что способствовало развитию вексельного обращения внутри России. Наряду с этим, определенные предпосылки для использования вексельных отношений в торговле создавали: отсутствие в обращении бумажных денег и плохие пути сообщения. К векселям стали прибегать не только частные лица, но и правительственные органы. Еще при Петре I для того чтобы избежать перевозки денег, предназначенных на содержание армии, стали использоваться так называемые «купеческие векселя». Преимущества перевода денег при посредстве векселей были столь ощутимыми, что правительство нашло возможным уже к 1729 г. разработать и 16 мая принять первый специальный «Устав вексельный», призванный регулировать отношения между частными лицами и государственными органами. В нем изначально получило отражение общегерманское вексельное право, а в дальнейшем вносились дополнения, учитывающие положения французского «Code de Commerce» [15, с.108].
Среди инструментов рынка капиталов первыми появились государственные облигации. Из-за дефицита капитала царское правительство вынуждено было прибегать в основном к денежной эмиссии и отчасти обращаться к иностранным банкирам, сложность получения средств от которых в то время была обусловлена неустойчивым международным политическим положением в 18 в. вследствие постоянно происходивших в Европе военных действий. Попытка российского государства осуществить в 1810 г. первый шестипроцентный облигационный заём на внутреннем рынке провалилась. Всего было размещено немногим более 3% от объема выпуска внутреннего облигационного займа, что было связано с отсутствием в стране должного объема свободных денежных средств, а также предпочтениями имущей части населения хранить деньги во вкладах в казенных банках под 5% годовых.
Война 1812 г., повлекшая значительные денежные расходы, потребовала от правительства Российской империи произвести крупные эмиссии ассигнаций для финансирования военных расходов. В этот период предпринимаются усилия по размещению выпуска краткосрочных облигаций Государственного казначейства сроком на один год под 6% годовых на сумму 10 млн. руб. Впоследствии в 1818 г. посредством выпуска долгосрочных и бессрочных облигаций Минфином реализуется план по изъятию ранее выпущенных ассигнаций, однако размещение облигаций на внутреннем рынке не обеспечивало привлечения финансовых ресурсов, достаточных для покрытия ежегодных бюджетных дефицитов. В этих условиях правительство вынуждено было продолжать покрывать дефицит бюджета выпуском ассигнаций, средствами казенных банков, а также обращаться к внешним займам [11, c.54].
Отмена в 1861 г. крепостного права в Российской империи способствовала развитию частной собственности в различных отраслях экономики, появлению акционерных обществ, которые стали активно выпускать ценные бумаги — акции и облигации. Для привлечения инвесторов на рынок корпоративных ценных бумаг акционерные общества устанавливали высокие процентные ставки по своим долговым обязательствам, а акционерам обещали солидные дивиденды. Созданная в период правления Александра II система защиты иностранных инвестиций способствовала притоку иностранного капитала в развитие экономики России. Особой популярностью среди иностранных инвесторов пользовались российские железнодорожные ценные бумаги, банковские акции.
Наряду с формированием сегмента корпоративных ценных бумаг, получал импульс дальнейшего развития сегмент государственных ценных бумаг на основе появления облигаций российского правительства с более привлекательными инвестиционными качествами. С 1864 г. стали выпускаться «выигрышные» государственные облигации, которые обычно размещались с премией, во времена правления Александра III правительство приступило к выпуску облигаций, номинированных во французских франках, германских марках, в фунтах стерлингов, голландских гульденах, американских долларах, датских кронах — для привлечения иностранных капиталов из ряда стран Европы и США. Следующей новацией российского правительства стали в 1883 г. рентные ценные бумаги, по которым предусматривалась выплата регулярного ежегодного процентного дохода, но отсутствовали обязательства погашения в определенные срок. Вместе с тем государство могло гасить рентные ценные бумаги путем их покупки на бирже [9].
Начало 20 в. характеризуется сменой рентных облигаций на государственные облигации с конечным сроком погашения. Средства от эмиссии этих государственных облигаций в основном направлялись на финансирование военных расходов, а в дальнейшем — и расходов на подавление революции (1905- 1906 гг.). Расширение инструментария рынка ценных бумаг и операций с ними привело к разграничению бирж по функциональному назначению. В составе товарных бирж стали появляться фондовые отделы, а также открываться новые фондовые биржи. Фондовые биржи (фондовые отделы бирж) были созданы в Одессе, Варшаве, Киеве, Риге, Харькове, Санкт-Петербурге. В то же время следует отметить, что в целом уровень развития рынка ценных бумаг в России по своим масштабам и глубине значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США.
Октябрьская революция 1917 г. ознаменовала завершение первого исторического этапа становления российского рынка ценных бумаг и начало второго этапа, характеризующегося отказом рабоче-крестьянского государства от обязательств по займам царской России и ликвидацией бирж (декрет СНК от 03.02.1918 г.). Однако до сентября 1922 г. ценные бумаги аннулированных государственных займов выступали в качестве общегосударственных денежных знаков правительства РСФСР. В период НЭПа (1922-1929 гг.) выпускаются государств……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 17.07.1998 № 145-ФЗ; действующая редакция от 26.12.2014 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс».
2. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ; действующая редакция от 14.06.2012 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс».
3. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ; действующая редакция от 21.07.2014 [Электронный ресурс] // Справочно- правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс».
4. О центральном депозитарии: Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс».
5. О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов: Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 №458; действующая редакция от 24.09.2012 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс».
6. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг.: Концепция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс».
7. Бандурин В.В. Глобализация мировой экономики и Россия. Валютно- финансовая система. Фондовый рынок [Электронный ресурс]. — 2011. — Ре- жим доступа: www.polbu.ru.
8. Берноз Н.И. Фондовый рынок: учеб. пособие / Н.И. Берноз, Е.А. Буя- нова, М.А. Кожевников, А.В. Чаленко. ? М.: Вита-Пресс, 1998. ? 400 с.
9. История российского фондового рынка: Lucky dollar биржа [Элек- тронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: www.luckydollar.ru.
10. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. СПб.: Питер. — 2009. — 425 с.
11. Никифорова В.Д. Государственные и муниципальные ценные бумаги. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. ? 105 с.
12. Проблемы международных отношений и глобального развития / С.В. Ануфриенко, Р.Т. Базаров, Э.И. Басырова и др. / Под общ. ред. С.С Чернова. ? Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2013. ? 258 с.
13. Резго Г.Я., Кетова И.А. Биржевое дело: Учебник. — М.: Финансы и статистика. — 2008. — 272 с.
14. Рубцов Б.Б. Тенденции развития мировых фондовых рынков // Мировой фондовый рынок и интересы России. — М.: ИМЭМО РАН, 2013. — С. 117
15. Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг и методы его анализа. — СПб.: Питер. — 2007. — 220 с.
16. Финансовые рынки [Электронный ресурс] // Центральный Банк Рос- сии. — 2014. — Режим доступа: www.cbr.ru