Выдержка из текста работы
Вопросы совершенствования банковского сектора экономики и определения приоритетных сфер деятельности коммерческих банков находится сегодня в центре экономической, политической и социальной жизни страны. Актуальность проблематики корреспондентских отношений обусловлена той важной ролью, которую играют они в становлении и развитии двухуровневой банковской системы. Сейчас особенно важно восстановление межбанковского доверия и партнерства для нормального функционирования внутреннего финансового рынка в России и полноценного банковского обслуживания всех субъектов национальной экономики. Актуальность проблематики корреспондентских отношений также обусловлена тем значением, которые они имеют для коммерческих банков при выборе ими приоритетных и наиболее прибыльных направлений развития бизнеса в условиях конкуренции.
Для обеспечения надлежащей экономической эффективности (прибыльности) корреспондентских отношений необходима их систематическая оптимизация. Процесс оптимизации способствует выбору коммерческими банками приоритетных и наиболее прибыльных направлений межбанковского сотрудничества, что имеет большое практическое значение в плане определения перспектив из развития и достижения позитивных финансовых результатов деятельности. При этом для принятия решений о необходимости оптимизации корреспондентских отношений требуется регулярный контроль за уровнем их экономической эффективности (прибыльности).
На сегодняшний день теоретические основы и методологические подходы к процессу установления и оптимизации корреспондентских отношений, а также к контролю за их эффективностью (прибыльностью) недостаточно разработаны. Теории и практике корреспондентского банковского дела посвящено небольшое число работ в современной российской экономической литературе.
Трудно переоценить значение корреспондентских отношений в мировой банковской деятельности. Первоначально корреспондентские отношения служили техническим инструментом банковского сотрудничества, ограничивающегося лишь корреспондентским договором (соглашением) между коммерческими банками об условиях, порядке и сроках совершения взаимных расчетно-платежных, кассовых и некоторых других операций. Эти межбанковские взаимоотношения вытекли в основном из деловых связей коммерческих банков со своей корпоративной и частной клиентурой и использовались банками, прежде всего для предоставления клиентам максимально широкого перечня услуг на взаимовыгодных условиях. В дальнейшем значение банковских корреспондентских отношений существенно возросло. Во многом это было связано с тем, что западные коммерческие банки сами стали крупнейшими потребителями банковских услуг, а не только их основными поставщиками. Одновременно значительно увеличился общий оборот и самих банковских услуг. Резко возросли также объемы банковских активно-пассивных и иных операций, значительно расширились их виды и одновременно заметно увеличились соответствующие операционные риски банков. В свою очередь все это вызвало изменение традиционных взглядов банков на корреспондентские отношения. Если раньше банки отводили своим корреспондентским связям второстепенную, чисто техническую роль, то теперь эти отношения рассматриваются банками как инструмент снижения возникающих операционных рисков, регулирования своих бухгалтерских (финансовых) балансов, привлечения дополнительных кредитных ресурсов и как важный источник получения дополнительной прибыли.
В цивилизованных странах давно сложилась и стабильно работает широко разветвленная сеть универсальных и специализированных кредитно-финансовых институтов. Взаимные корреспондентские отношения зарубежных банков хорошо отлажены. В России же банковская система находится в глубоком системном кризисе и нуждается в комплексной реструктуризации. Финансовое положение многих наших банков ненадежно. Доверие российских банков друг к другу серьезно подорвано. Отечественные коммерческие банки в большинстве своем еще очень молоды, и поэтому не успели еще обзавестись развитой корреспондентской сетью банков-резидентов и банков-нерезидентов. Система корреспондентских взаимоотношений отечественных банков друг с другом и с иностранными банками еще только формируется.
В этой связи представляется, что комплексная проработка теоретических и практических вопросов, более глубоко раскрывающих экономические и правовые аспекты корреспондентских отношений, процесс их оптимизации, а также принципы и систему оценки эффективности корреспондентского дела, является актуальной для улучшения взаимодействия российских коммерческих банков в банковской системе.
Цель дипломной работы является выявление основных тенденций, действующих в области межбанковских расчетов в коммерческих банках; определение влияния, которое оказывают проводимые расчеты на функционирование российской банковской системы, особенности организации межбанковских расчетов, оптимизация корреспондентских отношений для выбора коммерческими банками приоритетных и наиболее прибыльных направлений межбанковского сотрудничества.
Цель достигается путем решения следующих задач:
• изучить сущность корреспондентских отношений
• рассмотреть правовую основу межбанковских расчетов
• привести на примере банка организацию межбанковских расчетов
• сформулировать основные направления совершенствования межбанковских расчетов.
• определить преимущества и недостатки расчетов
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи диссертации, дана краткая характеристика работы.
В первой главе выявлены экономическая сущность и значение межбанковских расчетов, правовая основа взаимоотношений между банками, выводы по главе.
Во второй главе описана организация межбанковских расчетов на примере банка, его характеристика, производственная структура банка. Выявлены проблемы, возникшие в ходе организации проведения расчетов, выводы по второй главе.
В третьей главе рассмотрена автоматизация межбанковских расчетов и оптимизация условий ведения корреспондентских счетов и межбанковских расчетов, выводы по третьей главе.
В заключении излагаются основные результаты и выводы по работе.
Список литературы включает в себя 31 наименований………..
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-3.М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
2. «О Центральном банке РФ (Банке России)»: Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ.С.3,2002 № 28.Ст.2790.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РФ».
4. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
5. Инструкция № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензии на осуществление банковских операций» от 14.01.2004г.// Вестник Банка России.2004г.
6. Положение № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002г.//Вестник Банка России.2002г.
7. Положение № 18-П «О многорейсовой обработке платежей в Московском регионе» от 20.01.1998г.//Вестник Банка России.1998г.
8. Положение № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 13.03.1998г.//Вестник Банка России.2000г.
9. Положение № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» от 23.06.1998г.//Вестник Банка России.2000г.
10. Положение № 225-П «О справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) от 06.05.2003г.//Вестник Банка России.2003г.
11. Положение № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 05.12.2002г.//Вестник Банка России.2002г.
12. Положение № 336 «О расчетно-кассовом центре Банка России» от 7 октября 1996г.//Вестник Банка России.1996г.
13. Положение ЦБ № 50-П «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России» от 24.08.1998 г.//Вестник Банка России. 1998г.
14. Положение ЦБ № 198-П «О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России» от 7.10.2002г.//Вестник Банка России.2002г.
15. Положение № 147-П «О непрерывной обработке платежей в Московском регионе» от 9.08.2001г.//Вестник Банка России.2001г.
16. Указание № 1274-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» от 24.04.2003г.//Вестник Банка России.2003г.
17. Федеральный закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002г.//Вестник Банка России.2002г.
18. Банковское дело: Учебник/Под ред. О.И.Лаврушина- М.: Финансы и статистика, 2005
19. Банковское дело. Управление и технологии: Учебник / Под ред. проф. А.М.Тавасиева- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005.
20. Банки и банковское дело. Краткий курс: Учеб. пособие/Под ред. И.Т.Балабанова. СПб.: ПИТЕР,2000.
21. Белоглазова Г.Н., Кроливецкий Л.П. Банковское дело/ Издание пятое – 2004г.
22. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты — М.: АО «Финста-тинформ», 1993.
23. Жарковская Е.П.Банковское дело: Учебник.-3-е изд.,- М.: Омега-Л,2005.
24. Карнаух С.Ю. Оптимизация корреспондентских отношений коммерческого банка — Издательская группа «БДЦ Пресс» 2005г.
25. Котельников С.Ф. Расчеты: противоречие должно быть преодолено // Деньги и кредит. — 1993. — №1 — С. 24-28.
26. Козлова Е.П., Галанина Е.Н.Бухгалтерский учет в коммерческих банках.- М.: Финансы и статистика, 1999.
27. Маркелов К.М.Эволюция межбанковских расчетов// Банковские системы и оборудование 94-1995-№ 5- с.5-6.
28. Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2005.
29. Рудакова О.С.Банковские электронные услуги: Учебн. пособие для вузов. — М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997.
30. Челноков В.А. Банки и банковские операции.- М.: Высшая школа.1998.