Содержание
Содержание
Введение3
1.Теоретическая часть4
1.1.Понятие, цели и значение аудиторских стандартов. Внутрифирменные аудиторские стандарты.4
1.2.Место аудиторских стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности.12
1.3.Краткое описание основных российских аудиторских стандартов.15
1.4.Основные требования, предъявляемые к содержанию и структуре аудиторских стандартов20
2.Практическая часть работы26
2.1.Сравнительная характеристика российских и международных аудиторских стандартов26
Заключение29
Литература30
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТЕНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………………………………………… 5
1.1. Сущность МСА ……………………………………………………………………………. 5
1.2. Классификация МСА …………………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (РОССИЙСКИЕ) СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………….. 10
2.1. Структура и значение федеральных стандартов (ПСАД)………………… 10
2.2. Классификация федеральных аудиторских стандартов………………….. 14
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУНАРИДНЫХ СТАНДАРТОВ С ДРУГИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….. 20
3.1. МСА с национальными стандартами…………………………………………….. 20
3.2. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита …………………………………………………………………………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………… 30
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в аудите и аудиторской деятельности играют стандарты аудита, регулирующие профессиональную деятельность аудиторов. Стандарты аудита — это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.
Эти стандарты имеют широкое распространение, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, к аудиторскому заключению и к самому аудитору. С изменением экономической среды аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательств качества проведения аудита в суде и меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, а также методологию аудита. Стандарты определяют базовые принципы, которым должны следовать все представители профессии. Они должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандартов, должен быть готов объяснить причину этого.
Значение стандартов состоит в том, что они:
• обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
• содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
• помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
• создают общественный имидж профессии;
• устраняют контроль со стороны государства;
• помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
• обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТЕНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Сущность МСА.
Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различными группами пользователей.
Слово «стандарт» буквально переводится как образец, т. е. в нашем случае как набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность. В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.
Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются.
На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.
Значение стандартов состоит в том, что они:
• обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;
•способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
•помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
•повышают престиж профессии;
•облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;
•обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.
Главная особенность стандартов, по мысли их создателей, заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него (аудитора) может быть снята значительная часть ответственности. Этот факт впервые нашел отражение в практике английских и американских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последним удавалось доказать, что в своей работе они четко следовали общепринятым стандартам.
В 70-х гг. под руководством Международной Федерации Бухгалтеров с целью совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире началась разработка Международных стандартов аудита. Международные регулятивы проведения аудита (International Auditig Guidelines), которые издает Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества МФБ, преследуют двойную цель: способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма не соответствует общемировому, и унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.
Статус международных стандартов аудита определяется назначением, содержанием и порядком их применения.
МСА предназначены для применения при проведении независимого аудита финансовой отчетности. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.
Они содержат основные принципы, сопутствующие методы и процедуры проведения аудита, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала, которые обеспечивают руководство по их применению.
МСА применяются в существенных аспектах, поэтому в исключительных обстоятельствах для более эффективного выполнения задач аудита аудитор может посчитать необходимым отступить от МСА. Отступление от положений МСА должно быть аргументировано аудитором. Любое ограничение в отношении применимости отдельного МСА разъясняется во введении к MCA [1].
1.2. Классификация МСА.
Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) – международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволяет ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества.
В России применяется три варианта международных стандартов аудита.
1. Дословный перевод на русский язык МСА издания 1999г., одобренный Международной ассоциацией бухгалтеров (IFAC).
2. Второе официальное издание сборника МСА.
3. Стандарты аудита, подготовленные специалистами Российской коллегии аудиторов, представляющие собой перевод на русский язык МСА издания 1994г. с комментариями.
В табл. 1 приведен перечень Международных стандартов аудита и Положений о международной аудиторской практике. [10]
Таблица 1
Перечень МСА и ПМАП
В редакции 2001 года (52 стандарта) | По состоянию на 2005 г. (58 стандартов) | |
100-199 Вводные аспекты | ||
100 | Задания, обеспечивающие уверенность | отсутствует |
120 | Основные принципы Международных стандартов аудита | отменен в дек. 2004 |
200-299 Обязанности | ||
200 | Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности | |
210 | Условия аудиторских заданий | |
220 | Контроль качества работы в аудите | |
230 | Документирование | |
240 | Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности | |
240А | Мошенничество и ошибка | отсутствует |
250 | Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности | |
260 | Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями | |
300-399 Планирование | ||
300 | Планирование | |
310 | Знание бизнеса | отменен в дек. 2004 |
320 | Существенность в аудите | |
400-499 Внутренний контроль | ||
400 | Оценка рисков и внутренний контроль | отменен в дек. 2004 |
401 | Аудит в среде компьютерных информационных систем | отменен в дек. 2004 |
402 | Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации | |
500-599 Аудиторские доказательства | ||
500 | Аудиторские доказательства | |
501 | Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей | |
505 | Внешние подтверждения | |
510 | Первичные задания – начальные сальдо | |
520 | Аналитические процедуры | |
530 | Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования | |
540 | Аудит оценочных значений | |
550 | Связанные стороны | |
560 | Последующие события | |
570 | Непрерывность деятельности | |
580 | Заявления руководства | |
600-699 Использование работы третьих лиц | ||
600 | Использование работы другого аудитора | |
610 | Рассмотрение работы внутреннего аудита | |
620 | Использование работы эксперта | |
700-799 Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) | ||
700 | Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности | |
700А | Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности | |
710 | Сопоставимые значения | |
720 | Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность | |
800-899 Специализированные области | ||
800 | Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей | |
810 | Исследование ожидаемой финансовой информации | отсутствует |
900-999 Сопутствующие услуги | ||
910 | Задание по обзорной проверке финансовой отчетности | отсутствует |
920 | Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации | отсутствует |
930 | Задания по компиляции финансовой информации | отсутствует |
1000-1100 Положения по международной аудиторской практике | ||
1000 | Процедуры межбанковского подтверждения | |
Дополнения 1-3 к предмету 400 | ||
1001 | Среда ИТ – Автономные персональные компьютеры | отменен в дек. 2004 |
1002 | Среда ИТ – Онлайновые компьютерные системы | отменен в дек. 2004 |
1003 | Среда ИТ – Системы баз данных | отменен в дек. 2004 |
1004 | Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами | |
1005 | Особенности аудита малых предприятий | |
1006 | Аудит международных коммерческих банков | |
1007 | Контакты с руководством клиента | отменен в июн. 2001 |
1008 | Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ними вопросы | отменен в дек. 2004 |
1009 | Методы аудита с помощью компьютеров | отменен в дек. 2004 |
1010 | Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности | |
1011 | Выводы для руководства клиента и аудиторов по вопросу 2000 года | отменен в июн. 2001 |
1012 | Аудит производных финансовых инструментов |
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (РОССИЙСКИЕ) СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Структура и значение федеральных стандартов (ПСАД).
Федеральные правила (стандарты) в России определяются в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» следующим образом. [9]
1. Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом;
2.Разрабатываются соответствии с международными стандартами аудита;
3.Являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулиремых организациях аудиторов; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.
Саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами. При этом дополнительные требования правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемых организаций.
Закон предусматривает три вида правил (стандартов):
• федеральные;
• правила (стандарты) саморегулиремых организаций;
• внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные стандарты являются внешними и носят универсальный характер.
Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:
• «Общие принципы правила (стандарта)»;
• «Основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте»;
• «Сущность стандарта»;
• «Практические приложения».
В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:
• цель и необходимость разработки данного стандарта;
• объект стандартизации;
• сфера применения стандарта;
• взаимосвязь с другими стандартами.
Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характеристику.
В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
Раздел «Практические приложения» включает различные приложения — схемы, таблицы, образцы документов и др.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.
Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости) [4].
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации постановило утвердить следующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности:
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди
НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА |
№ 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту. |
№ 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности. |
№ 9. Связанные стороны. |
№ 10. События после отчетной даты. |
№ 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. |
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности пятой очереди
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди
|
Российские ПСАД позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.
Аудиторские стандарты используются также в суде для доказательства качества проведения аудита в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший, в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
• способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
• содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
• определяют действия аудитора в конкретных ситуациях [3].
2.2. Классификация федеральных аудиторских стандартов.
На основе Международных стандартов аудита были разработаны и утверждены Правительством РФ 34 федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ПСАД). [6]
Таблица 2
Перечень утвержденных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности