Содержание
Введение3
Транспортная система России: основы и особенности4
Место Росси на мировом рынке транспортных услуг7
Современное формирование транспортной системы России10
Развитие автомобильного транспорта в РФ12
Заключение16
Список литературы18
Выдержка из текста работы
1.2 Понятие и сущность транспорта, его виды и задачи статистического изучения 4
2 Статистический анализ основных показателей сферы
транспортных услуг 11
2.1 Система показателей транспортной статистики 11
2.2 Понятие о грузообороте транспорта 17
2.3 Расчет показателей динамики 18
2.4 Выравнивание исследуемых показателей 24
3 Стратегия развития транспортных услуг 26
Заключение 32
Список литературы 36
Введение.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт — не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния. Создание российского флота и морских портов, трассы Северного морского пути, строительство Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, системы водных путей европейской части России, создание развитой национальной сети воздушных сообщений были значимыми вехами не только для транспорта, но и для всей страны.
Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Особая значимость транспорта в системе военной безопасности России обусловлена ее уникальным геостратегическим положением и огромным пространственным размахом. Транспортная система Российской Федерации, включающая основные виды транспорта общего пользования — железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный, представляет собой необходимый материальный фактор обеспечения военной безопасности государства.
Транспорт является одним из главных инструментов в решении крупнейших политических и экономических задач, в обеспечении обороноспособности страны.
Актуальность данного исследования определила цели и задачи работы.
Цель работы — рассмотреть систему транспортных услуг Российской Федерации и провести социально-экономический анализ на основе характеризующих ее показателей, основным из которых является грузооборот и пассажирооборот.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать общую характеристику транспортной системы России;
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о транспортной системе РФ;
3. Проанализировать динамику изменения основных показателей.
4. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Объектом исследования является Российская Федерация. Предметом — система транспортных услуг РФ.
1. Теоретические основы статистики транспортной сферы.
1.1 Основные положения транспортной статистики.
Отрасль «Транспорт» включает железнодорожный, автомобильный, городской электрический, трубопроводный, морской, внутренний водный, воздушный и прочий транспорт. Она охватывает как транспорт общего пользования, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, так и ведомственный транспорт, осуществляющий перевозки, как правило, для своего ведомства, предприятия и т.п.
Продукция отрасли охватывает все виды деятельности, связанные с перевозками грузов и пассажиров, выполняемые самостоятельными транспортными предприятиями, подсобными транспортными подразделениями предприятий, относящихся к другим отраслям, частными лицами, оказывающими платные услуги по перевозке грузов и пассажиров. Кроме того, в отрасль «Транспорт» включаются деятельность организаций дорожного хозяйства по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог (уборке, разметке, озеленению). Деятельность по строительству и капитальному ремонту дорог относится к отрасли «Строительство».
Статистика транспорта — отрасль статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте.
Основная форма наблюдения — сплошная текущая и годовая статистическая отчетность, в ряде случаев — переписи и специальные обследования как сплошные, так и выборочные. При изучении наиболее массового вида транспорта — автомобильного, а также других видов транспорта, где получает развитие малое предпринимательство, в целях снижения отчетной нагрузки на хозяйствующие субъекты, используется один из видов несплошного наблюдения — метод основного массива (цензовый).
Система показателей статистики транспорта с группировкой по экономическим, территориальным, техническим и технологическим признакам является основой изучения транспортной системы страны. По отраслевому признаку делится на статистику отдельных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, городского электрического, дорожного хозяйства, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного; по тематическому — на статистику перевозок грузов, пассажиров, статистику наличия транспортных средств и их использования, путей сообщения, статистику безопасности движения, статистику труда, статистику материальных ресурсов, статистику финансовых результатов, статистику инвестиций и инноваций.
1.2 Понятие и сущность транспорта, его виды и задачи статистического изучения.
Виды транспорта:
· Железнодорожный транспорт
Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом — каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции — на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.
Водный транспорт
Стоимость перевозки водным транспортом громоздких не скоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.
· Автомобильный транспорт
Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики -рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.
· Трубопроводный транспорт
Трубопроводы — специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.
· Воздушный транспорт
Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и не громоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число
складов, сократить издержки на упаковку.
Таблица 1
Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования
Вид транспорта Особенности транспорта Сфера применения
Достоинства Недостатки
1. Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла Практически не ограничена
2. Морской Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства Практически не ограничена
3. Речной Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки Практически не ограничена
4. Автомобильный Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния Низкая пр……..
Список литературы:
1. Петрова Е. В . Статистика транспорта. — М.: Юристъ, 2008
2. . Палий И. А. Прикладная статистика: учебное пособие для вузов. -М.:Высшая школа,2009.
3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / В.Л. Соколин, М.Г. Назаров, М.Р. Ефимова и др.; Под ред. М.Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 2009.
4. Салин В.Н. Социально-экономическая статистика:Учебник для вузов.-М.:Юристь,2010.
5. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 25
6.
7.
8. dic.nsf/bse/81688
9. issue/Tb/2005_3/strateg.htm
10. www.goverment.ru