Выдержка из текста работы
В условиях рыночной экономики анализ налично-денежного обращенияпретерпел существенные изменения, стал более интересным и более сложным.Однако, не на всех территориальных уровнях можно производить анализ сиспользованием показателей свойственных рыночной экономике. Территория Россиикрайне не равномерно насыщена деньгами. Большинство регионов страдает отбезденежья, в то время как в других сконцентрирована большая часть денежныхсредств страны.
Основной целью данной дипломной работы являетсясовершенствование методов анализа налично-денежного обращения на региональномуровне.
Анализ состояния налично-денежного обращения в регионе имееточень важное теоретическое и практическое значение для более полного пониманияпроцессов, происходящих в финансовой и экономической жизни конкретного региона.В ходе такого анализа определяются особенности денежного обращения на даннойтерритории.
Очевидно, что качество такого анализа во многом зависит отприменяемой методики. Между тем, как показывает практика, здесь пока нет единогосложившегося подхода. В периодических изданиях по финансово-банковской тематикеможно встретить материалы, освещающие методы организации налично-денежногообращения того или иного региона, однако ни одна из предлагаемых методик неутверждена Центральным банком Российской Федерации.
Налично-денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличныхденежных знаков. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большейчасти денежных доходов населения. Налично-денежный оборот начинается врасчетно-кассовых центрах Центрального банка Российской Федерации. Наличные деньгипереводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, откуда они поступают в обращение.Из оборотных касс расчетно-кассовых центров наличные деньги направляются воперационные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передаватьдруг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдаетсяклиентам. Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется длярасчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов.
Рациональная организация денежного обращения, усилениеконтроля за потоками наличных денег одно из эффективных средств, способствующихрешению острых проблем современного этапа развития России. Однако, невозможнопроводить серьезную аналитическую работу, не имея оценки реального количестваналичных денег в регионе. Проблема эта очень сложная. Силами толькорегиональных учреждений Банка России решить ее трудно. Необходима разработкаединой методики оценки количества наличных денег в регионе. Решение этойпроблемы позволит в перспективе получить комплексную оценку предложения денег врегионе с учетом как наличной, так и безналичной составляющих.
Для достижения заданной цели в данной дипломной работепланируется выполнить следующие задачи:
— изучить основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики;
— провести анализ применяемых методов регулированияналично-денежного обращения Центральным банком Российской Федерации;
— проанализироватьизменение динамики денежной массы в России за период с 1992 года по 1999 год;
— изучить методы организации анализа налично-денежногообращения в других регионах;
— рассмотреть предлагаемые методики оценки количестваналичных денег в регионе;
— провести анализналично-денежного обращения в Томской области за 1999 год.
Современная банковская система России базируется на основепринятых 2 декабря 1990 года ВерховнымСоветом РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковскойдеятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», атакже новой редакции Закона РФ « О банках и банковской деятельности», принятогов июле 1995 г.
Банковская система России включает в себя Банк России,кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только вэлементарный состав кредитно-банковской системы, но и сами принципы построенияи управления этой системой. Современная банковская система России имеет двухуровневое построение.Критерием отнесения элементов к тому илидругому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениямисубординации. Центральный банк расположен на верхнем уровне, посколькууполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом.Коммерческие банки и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы.
Основными целями центрального банка являются:
— защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе егопокупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
— развитие иукрепление банковской системы РФ;
— обеспечение эффективного и бесперебойного функционированиясистемы расчетов.
Организационнаяструктура Центрального Банка. Банк России образует единую централизованнуюсистему с вертикальной структурой управления (рис. 1). В систему ЦБР входят:центральный аппарат, главные территориальные управления и национальные банки,расчетно-кассовые центры, региональные центры информатизации, вычислительныецентры, банковские школы и прочие организации.
Национальные банки республик, главные территориальные управления,расчетно-кассовые центры являются территориальными учреждениями ЦБР и не имеютстатуса юридического лица и права принимать решения нормативного характера, атакже выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства безразрешения Совета Директоров Банка России.
Высшим органом Банка России является Совет Директоров –коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности БанкаРоссии, т.е. Совет Директоров осуществляет функции стратегического управления.Текущее управление Банком России осуществляет Председатель Банка России. Всечлены Совета Директоров работают на постоянной основе в Банке России. ЧленыСовета Директоров и Председатель Банка России назначаются на должностьГосударственной Думой сроком на четыре года. Совет Директоров под руководствомПредседателя Банка России принимает такие стратегически важные решения, как:величина резервных требований для коммерческих банков, установлениеобязательных нормативных требований, изменение процентных ставок Банка России,применение прямых количественных ограничений на деятельность коммерческихбанков и т.д.
Уставный капитал ииное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Центральныйбанк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируетсяв налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам ЦБР и ЦБР неотвечает по обязательствам государства. Уставный капитал – 3 млрд. рублей.Центральный банк России создает за счет своей прибыли резервы и фондыразличного назначения. Банк России подотчетен Государственной Думе ФедеральногоСобрания Российской Федерации. По вопросам отнесенным к его компетенции, онимеет право издавать нормативные акты, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц.Ежегодно Банк России отчитывается за свою деятельность перед ГосударственнойДумой. В данный отчет входят: годовой баланс (таблица 1.1), счет прибылей и убытков,распределение прибыли, отчет о состоянии банковского дела в стране, аудиторскоезаключение по годовому отчету Банка России и др.
Таблица 1.1
АКТИВ
ПАССИВ
1.Золото
1.Уставной капитал
2.Иностранная валюта
2.Резервы и фонды
3.Наличные деньги в кассах
3.Валютные счета
4.Кредиты МинФину РФ
4.Наличные деньги в обращении
5.Операции с ценными бумагами
5.Средства коммерческих банков
6.Кредиты
6.Средства клиентов и бюджетов
7.Межгосударственные расчеты
7.Средства в расчетах
8.Прочие активы
8.Прочие пассивы
Баланс
Баланс
Получение прибыли не является целью деятельности БанкаРоссии. Прибыль Центрального банка после направления ее в различные резервы ифонды перечисляется в доход федерального бюджета. Кроме того, Банк России и егоучреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и другихплатежей на территории России.
Банк России выполняет следующие функции, которые определены в действующем законодательстве (ст. 4Федерального закона):
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Первый заместитель
председателя
Первый заместитель
председателя
Заместитель председателя
Заместитель председателя
Заместитель председателя
Заместитель председателя
Департамент исследований информации и статистики
Главное управление валютного регулирования и контроля
Департамент подготовки персонала
Департамент бухгалтерского учета и отчетности
Сводный экономический департамент
Управление ценных бумаг
Управление методологии и организации межгосударственных расчетов
Юридический департамент
Департамент методологии и организации расчетов
Департамент организации и исполнения госбюджета
Департамент регулирования денежного обращения
Главное управление инспектирования коммерческих банков
Департамент эмиссионно-кассовых операций
Административный департамент
Департамент банковского надзора
Департамент иностранных операций
Оргкомитет межгосударственного банка
Ревизионный департамент
Департамент информации
Управление безопасности и защиты банковской информации
Рис.1
1) во взаимодействии с Правительством России разрабатывает ипроводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную назащиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег иорганизует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитныхорганизаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов натерритории России;
5) устанавливает правила проведения банковских операций,бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитныхорганизаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихсяих аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитныхорганизаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитнымиорганизациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручениюПравительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимыхдля выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции попокупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетовс иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль какнепосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежногобаланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса РоссийскойФедерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализи прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам,прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;публикует соответствующие материалы и статистические данные;
14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральнымизаконами.
Классификация функцийБанка России по признаку закрепления их в Федеральном законе выглядит следующимобразом: 1) функция банковского регулирования; 2) функция банковского надзора иконтроля; 3) функция осуществления эмиссии наличных денег и организации ихобращения; 4) функция взаимодействия с федеральными органами государственнойвласти и управления (пп.12,13 ст.4); 5) международно-правовая функция (главаIX); 6) аналитическая, научная и прогностическая функция; 7) функция банковскогообслуживания; 8) функции Банка России как самостоятельного юридического лица –участника гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений; 9)иные функции, возложенные на Банк России федеральным законодательством. К инымфункциям Банка России могут быть отнесены функция регистрации эмиссии ценныхбумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами (п.8 ст.4Федерального закона), функция хранения и осуществления операций с федеральнымбюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ иместными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга иоперации с золотовалютными резервами РФ (ст. 23 Федерального закона) и т.п.
Основополагающей для Банка России является закрепленная вКонституции РФ функция Банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля(п.2 ст. 75 Конституции РФ). Защита и обеспечение устойчивости рубля по сутиявляется задачей, на достижение которой направлена вся деятельность БанкаРоссии, все возложенные на него функции и предоставленные полномочия.
Функция банковскогорегулирования. Банковское регулирование – общее понятие, объединяющее неодно, а несколько направлений деятельности Банка России. Среди них такиеосновополагающие, как: установление обязательных для кредитных организацийправил проведения банковских операций, в том числе валютных, включающее осуществлениерасчетных операций в иностранной валюте и с иностранными государствами (регулированиебанковских операций), координацию, регулирование и лицензирование организациирасчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ, а также установление правил,форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов (ст. 80Федерального закона); установлениеспециальных экономических нормативов для кредитных учреждений (обязательныеэкономические нормативы); Осуществление денежно-кредитного регулирования(процентные ставки по операциям, операции на открытом рынке, рефинансирование ит.п.); установление порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представлениябухгалтерской отчетности для организаций, включенных в банковскую систему;установление порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций;установление требований к уровню подготовки и квалификации руководителей иглавных бухгалтеров кредитных организаций (пп. 4, 5, 6, 10 ст. 4 и ст. 56,59Федерального закона); а также установление порядка осуществления банковскогонадзора и контроля.
Функции банковскогонадзора и контроля. Функция банковского надзора представляет собойустановленную законом государственную деятельность Банка России по осуществлениюкомплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности ворганизации и функционировании всех элементов, образующих банковскую системуРФ. Банковский надзор осуществляется в целях обеспечения надлежащего соблюдениякредитными организациями действующего банковского законодательства инормативных актов, регулирующих банковскую деятельность.
Банковский надзор обеспечивается путем постоянногонаблюдения и проведения проверок кредитных организаций на предмет соответствияих учредительных документов, финансово-хозяйственной, кредитной деятельности, атакже деятельности по осуществлению банковских операций действующемузаконодательству, нормативным актам Президента РФ, Правительства РФ, а такженормативным актам и обязательным нормативам, установленным Банком России (ст.55 Федерального закона). Упомянутые обстоятельства являются предметомбанковского надзора. Основными задачами банковского надзора, осуществляемогоБанком России, Является обеспечение законности создания, организации идеятельности кредитных организаций, обеспечение их надежности и поддержаниестабильности, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 55 Федеральногозакона).
Функция осуществленияденежной эмиссии и организации денежного обращения. Согласно Конституции РФденежная эмиссия, т.е. выпуск денег в обращение, в РФ осуществляетсяисключительно Центральным банком РоссийскойФедерации (п. 1 ст. 75). Денежной единицей в РФ является рубль. Введение иэмиссия других денег в РФ не допускается. Конституция РФ, возлагая на БанкРоссии функцию эмиссии денег в обращение, не ограничивает полномочия Банка России какой-либо одной формой эмиссии.Банк России осуществляет эмиссию денег в наличной и безналичной формах. С цельюограничения возможностей коммерческих банков на осуществление депозитнойэмиссии в Конституции РФ исключительное право на осуществление денежной эмиссииво всех ее формах предоставлено Банку России. Однако в Федеральном законемонопольная функция Банка России по осуществлению денежной эмиссии ограниченатолько эмиссией наличных денег. Аналогичным образом ограничена и не предусмотрена действующим законодательствомфункция Банка России по организации их безналичного обращения (ст. 29 Федеральногозакона) Безналичное, как и наличное, денежное обращение подлежит регулированиюв федеральном законодательстве. Но эта сфера денежного обращения не регулируетсябанковским или иным законодательством. Порядок осуществления эмиссии безналичныхденег и организации их обращения каким-либо органом государственной власти РоссийскойФедерации или Банком России законодательно не определен.
Функция банковскогообслуживания предполагает осуществление им всех видов банковских операцийпри обслуживании клиентов. Функцию банковского обслуживания Банк Россииосуществляет в интересах достижения стоящих перед ним задач, а также в целяхудовлетворения потребностей участников экономических отношений, действующих вособых условиях, исключающих возможность осуществления банковских операций черезкредитные организации.
Функция взаимодействияс федеральными органами государственной власти и управления. Предметомвзаимодействия с государственными органами является участие Банка России вразработке экономической политики Правительства РФ, разработке и проведенииединой государственной денежно-кредитной политики, составлении платежногобаланса РФ; взаимное представительство должностных лиц Банка России и ПравительстваРФ соответственно на заседаниях Правительства РФ и Совета директоров БанкаРоссии, взаимное информирование друг друга о предполагаемых действиях, имеющихобщегосударственное значение, консультирование и т.п. (п.п. 12, 13 ст. 4Федерального закона).
Международная ивнешнеэкономическая функция. В рамках этой функции Банк России представляетинтересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств,в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях(ст. 50 Федерального закона), а также устанавливает и публикует официальныекотировки иностранных валют по отношению к рублю (ст. 52 Федерального закона).Банк России вправе участвовать в капиталах и деятельности международных организаций,занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковскойсферах, в том числе взаимодействовать с центральными банками иностранныхгосударств. Взаимоотношения Банка России с международными кредитными организациямиосуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также межбанковскимисоглашениями (ст. 8 Федерального закона).
Аналитическая,прогностическая и научная функция состоит в постоянном изучении, анализе,обобщении и выработке научно обоснованных предложений о состоянии, развитии ивозможных результатах государственной экономической, в том числе денежно-кредитной,политики, состоянии и перспективах банковской системы; подготовке ипредставлении Президенту РФ, Правительству РФ и Государственной Думе РФ соответствующихстатистических данных. Проведение научных исследованийфинансово-экономического, юридического, научно-технического характера, имеющихзначение для совершенствования и развития денежно-кредитной и банковской системРоссии, также являются частью указанной функции.
Реализация функций Банка России в реальных общественныхотношениях и достижение стоящих перед ним задач и целей возможны благодарясоответствующей организации Банка России и предоставленным ему законом полномочиями.
Центральный банк воздействует на денежное обращение черезрынок с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Возможность воздействия на предложение денег обеспечиваетсяцентральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичнойформах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия наэмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежногообращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитныхресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможногообъема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитнойчасти денежного обращения повышает значение регулирования центральным банкомименно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банкомспроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего черезрегулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенноопределяющих условия предоставления кредитов банковской системой.
Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политикиосуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частностиположения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка,степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер порегулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постояннойэволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед заизменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической,но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе меняюттипы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которымсоответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняетэффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения илиразработки новых инструментов регулирования.
Эволюция методов регулирования денежного обращениястимулируется отчасти и его особенностями как объекта регулирования. Дело втом, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает определенныеограничения на условия денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. Содной стороны, изменение одного из параметров рынка ведет к изменению состояниявсей системы в направлении достижения рыночного равновесия. С другой стороны,происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении,компенсирующем воздействие регулирующих мер или позволяющем обходить их. Вкачестве непосредственных причин изменений методов регулирования денежногообращения можно назвать:
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
Центральный банк имеет в своем распоряжении комплексинструментов, используемых для реализации денежно-кредитной политики.
Основнымиинструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
— обязательные резервы;
— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков;
— депозитные операции;
— процентная политика.
Для регулирования ликвидности банковской системы Банк Россииактивно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основедействия этого инструмента лежитмеханизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковскиймультипликатор. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов,то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативномууменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервовпроисходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требованияустанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитныхорганизаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках ибанковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативыобязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательныхрезервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банкеРоссийской Федерации», в процентном отношении к обязательствам кредитнойорганизации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаютсяСоветом Директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательствкредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяетсяежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны бытьурегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и его территориальныеучреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонированияобязательных резервов кредитными организациями. Этому в значительной мереспособствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду показателейежедневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полнотеформирования обязательных резервов и использование этой отчетности дляоперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение действующихПоложений об обязательных резервах.
С кредитныхорганизаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательныхрезервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы,взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплотьдо отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Важным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путемпокупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральныйбанк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства,либо изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежноймассы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств.Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результатетакой операции, извлекаются из обращения.
Как правило, при продаже государственных ценных бумагЦентральный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясьпривлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкупэтих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленныесроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государствообязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но сусловием индексации.
Операции на открытом рынке, в отличии от других методов,оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческихбанков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструментасостоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются поусмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делаетданный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощьюопераций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованноезаимствование государством временно свободных денежных средств у банков,финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения.Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иныхкредиторов. Полученные таким образом деньги используются длянеинфляционного финансирования дефицитагосбюджета.
Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромныесредства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использованияденежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операцииимеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежныхсредств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтомувыпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципамиденежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметроввыпуска государственных ценных бумаг
Другим важным финансовым инструментом Банка России являетсяполитика