Выдержка из текста работы
2.1 Педагогические условия обеспечивающие успешную социализацию детей, оставшихся без попечения родителей в приемной семье (Анализ современного педагогического опыта по социально-педагогическому сопровождению замещающей семьи.).
2.2 Содержание констатирующего этапа эксперимента 34
2.3 Содерж-е формирующего этапа эксперимента
Выводы к главе 2. 41
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Введение
Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших. Актуальность проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обусловлена тем, что выпускники приемных семей постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Процесс социализации, как известно, включает в себя как относительно контролируемые, осознанные и направленные воздействия на человека через систему разнообразных социальных институтов, так и спонтанные, стихийные влияния социальной среды. Комплексные исследования социализации личности в истории отечественной педагогики (Г.М. Андреева, М.А. Галагузова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин) выявляют значимость проблемы педагогического управления социальным развитием ребенка.
Как показал анализ научно-методической литературы (А.В Мудрик, М.И. Никитина, Л.М. Шипицына и др.), одним из эффективных подходов к социальному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является создание условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию. Однако в настоящий момент в науке и практике недостаточно представлены как организационно-содержательные аспекты самой этой деятельности, так и условия ее осуществления в образовательном учреждении. Не в полном объеме рассматриваются проблемы взаимодействия образовательного учреждения с социумом в рамках данной деятельности.
Поэтому необходимо обратить особое внимание на существенное противоречие, в котором с одной стороны – потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полноправной жизнедеятельности и общества в социализированной личности, а с другой – отсутствие теоретической и практической разработки системы специальных условий, способствующих социализации детей данной категории.
Исследования ученых (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.С. Мухина и др.) свидетельствуют о значительном потенциале детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой их социализации.
Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию – факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно педагог использует воспитательный потенциал социально-педагогического взаимодействия.
Любую социальную среду можно создавать, преобразовывать, а также использовать для достижения какой-либо цели (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.). Поиск новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности ребенка к быстро меняющейся жизни в социуме позволили нам предположить, что среда, имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в доступные виды жизнедеятельности и отношений, тем самым способствовать его социализации.
В данном контексте становится очевидным, что актуальность нашего исследования определяется рядом противоречий:
– потребностью общества в социализации и социально-культурной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны и низким уровнем разработанности теории социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с другой;
– недостаточной изученностью влияния социально-педагогического взаимодействия на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, и потребностью в использовании социализирующего социально-педагогического взаимодействия, с другой;
– между потребностью в сложности воспитания приемного ребенка и отсутствием условий успешной социализации ;
-между развитием института замещающей семьи и негативным отношением общества к его существованию.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает постановку проблемы поиска, обоснования и реализации оптимальных социально-педагогических возможностей социально-педагогического взаимодействия, способствующих позитивному процессу социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 14-16 лет. Решение данной проблемы определяет тему исследования: Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения подросткового возраста, в приемной семье.
Организация приемной семьи обусловлена сложностью процесса социализации. В рамках обеспечения условий успешной социализации подростков оставшихся без попечения родителей обусловлено его проблемное поле: комплекс материнского нарушения, отставание в развитии и т.д
-отсутствие подготовленности приемных родителей, к выполнению профессиональных функций замещающей семьи
-отсутствие теоретико-методологических обоснований организовывать поддержку приемной семье как системе: успешная социализация приемного ребенка будет обеспечена, если будут определены и обеспечены необходимые педагогические условия:
1.готовность воспитателя приемной семьи к обеспечению успешной социализации подростка оставшегося без попечения родитиля
2. готовность ребенка к взаимодействию с социальным педагогом
3.подготовлен диагностический комплекс (мониторинг), позволяющий предвидеть возникающие проблемы в семейной системе и определить «сбои в социализации» приемного ребенка.
Из темы вытекает проблема исследования, какие педагогические условия обеспечат эффективную социализацию детей-сирот, подросткового возраста, в условиях воспитания приемной семьи.
Объект исследования – процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования – процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста в приемной семье.
Цель исследования – выявление, концептуальное обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в приемной семье.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Определить концептуальную основу исследования как результат анализа современных подходов к решению проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать современное состояние процесса социализации воспитанников в Нытвенском районе, определить проблемы и потребности детей.
3. Обосновать взаимозависимость социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их обучения, воспитания и модель специально организованной работы по повышению уровня социализации.
4. Разработать и обосновать компоненты модели специально организованной работы и влияющие на условия социализации детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет более благоприятным и социально значимым, если:
– будут раскрыты, охарактеризованы и максимально использованы социализирующие условия специально организованной педагогической работы;
– в созданной педагогической работе выявлены специальные педагогические условия обучения и воспитания, учитывающие психофизические возможности и обеспечивающие социокультурную деятельность детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– в процессе социализации будет прослежена и реализована продуктивная динамика социализирующей деятельности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Теоретико-методологической основой исследования являются: культурно-историческая концепция развития ребенка и положение о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии (Л.С. Выготский); теория человеческой деятельности и развития человека в процессе образования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); исследования развития детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.С. Мухина и др.); современные научно-практические представления о воспитании (М.А. Галагузова, П.Ф. Каптерев, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и др.) исследования социализации и формирования социальной зрелости личности (А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, и др.); современные теории развития личности, ее социализации и индивидуализации в контексте социально-культурной деятельности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).
В качестве методов исследования использовались:
– теоретические: анализ научных трудов и нормативных документов по проблеме исследования, педагогического опыта (в том числе и собственного) синтез, обобщение, моделирование;
– эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение; тестирование; анкетирование;
– методы статистической обработки данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.
Экспериментальная база исследования: ГОУ ЦПМСС Нытвенского района Пермского края. В констатирующем эксперименте приняли участие 10 учащихся, 10 родителей.
Этапы исследования. Исследование проводилось с сентября 2009 года по январь 2010 и включало два этапа.
Первый этап (сентябрь 2009 гг.) – диагностика социализации выявление потребностей и проблем
Второй этап (январь 2010) – завершение экспериментального исследования: обработка, анализ, обобщение и оформление результатов и данных, полученных в ходе исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель специально организованной работы обладает системными свойствами (целостность, динамичность, открытость) и включает целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Содержание модели реализуется через совместную деятельность ребенка с педагогом по направлениям: социально-культурное, психолого-адаптационное, социально-адаптационное, учебно-образовательное, профессионально-ориентационное, правовое. Модель специально организованной работы позволяет целенаправленно, поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять социализацию детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4. Практическая реализация модели обеспечивается комплексом педагогических условий, необходимых для социализации ребенка:
– включением детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социальных ролей;
– поддержкой и развитием всех форм проявлений динамики в социальном развитии ребенка;
– восстановлением и развитием важнейших форм жизнедеятельности ребенка (игра, труд, познание, общение);
– созданием системы диагностик уровня социализации детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на разработку и корректировку индивидуальных программ обучения и воспитания.
5. Эффективность социально-педагогической работы обусловлена переходом детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на более высокий уровень социализации. Уровень социализации ребенка выявляется соответствующей системой основных показателей:
– качества знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми;
– уровня самостоятельности при выполнении практических действий;
– социальной адаптации (усвоение норм, традиций, групповой культуры);
– включенности в общество (вхождение в ролевую структуру групп),
в соответствии с характеристиками каждого из трех уровней.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
– обоснована модель, обусловленная психофизическими возможностями и особенностями социокультурной деятельности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены специальные педагогические условия, необходимые для полноценной социализации детей.
Практическая значимость:
– определены и использованы в практической деятельности критерии и уровни социализации детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данные послужили основой для создания программы по повышению уровня социализации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста.
Глава 1. Теоретические основы процессы социализации ребенка в замещающей семье.
1.1. Теоретические основы социализации. Понятие «социализация». Подходы к пониманию сущности социализации личности
«Сущность социализации личности» рассмотрена в историко-педагогическом аспекте (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, Г. Гуарини, Н.А. Добролюбов, В. Ратке, Я.А. Коменский, П.Ф. Каптерев, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие). Сущность процесса социализации заключается в том, что индивид становится личностью, приобретает навыки, необходимые для жизни в обществе. Сначала он пассивно принимает различные воздействия, затем постепенно переходит в позицию субъекта, воспроизводит и преобразует социальную среду. (Ч. Кули, Р. Мертон, А.В. Мудрик, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон и другие)
Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, и что личность есть продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, то есть осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности, но именно в качестве члена общества[1].
Это становится возможным благодаря такому существующему в человеческом обществе явлению, как социализация.
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация как явление близко по своему действию с имеющимся в педагогике понятием «воспитание в широком смысле слова», или социальным воспитанием.
В процессе воспитания «в широком смысле слова» происходит становление, обогащение и совершенствование субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.
Понятия «воспитание в широком смысле слова», «социальное воспитание» есть только часть явления, как социализация.
В научной литературе к понятию социализации как явлению существуют различные подходы.
С точки зрения социологии проблему связывают с совершенствованием социальных отношений. Э.Фромм считал, что социализация индивида начинается с первых проявлений его отношений к себе и к другим людям, что приводит, по его мнению, посредством развития форм общения к формированию «социального характера», т.е. к стабильной и четко выраженной системы ориентации.
Проблемами роли социальной среды в формировании (социализации) личности в нашей стране занимались Л.П.Буева, И.С. Кон, Г.Л. Смирнов, Ю. В. Сычев, А.Г. Харчев и многие другие.
С точки зрения психологии социализацию рассматривают как процесс развития личностного «я» в отношениях «я» и общество, «я» в обществе. На это указывает, например, И.С.Кон: «социологические теории, рассматривающие социализацию, главным образом, как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил, были по существу теориями конформности; они недооценивали собственную активность и изменчивость поведения личности на всех этапах ее развития.
В реальной жизнедеятельности индивиды не просто адаптируют к среде, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир».
С точки зрения педагогики социализация как явление и процесс понимается в качестве соединения подходов философского и психологического. С одной стороны, при социализации ребенка происходит усвоение им социального опыта, ценностей, норм и установок общества. С другой – влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей, ребенок реализует и личностное «я».
Социализация как процесс осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влияние широкого круга воздействующих факторов (семьи, вне семейного общения, средств массовой информации и т.д.), т.е. микросреды. По мнению В.Г. Бочаровой, сформировать личность только школьным воспитанием невозможно, и непонимание этого в массовой практике приводит к педагогической замкнутости, недооценке социальной среды (макро- и микро) в воспитании человека, социализация его ведет к педагогическому волюнтаризму, будто бы школа способна своими силами решить главные проблемы воспитания желаемой личности……………….
Заключение
Данные констатирующего эксперимента и обобщение теоретического материала по вопросам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, подтвердили гипотезу исследования о том, что процесс социализации детей-сирот, будет более благоприятным и социально значимым, если:
– будут раскрыты, охарактеризованы и максимально использованы социализирующие условия специально организованной педагогической работы;
– в созданной педагогической работе выявлены специальные педагогические условия обучения и воспитания, учитывающие психофизические возможности и обеспечивающие социокультурную деятельность детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– в процессе социализации будет прослежена и реализована продуктивная динамика социализирующей деятельности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В данной работе охарактеризована модель специально организованной работы. Она обладает системными свойствами (целостность, динамичность, открытость) и включает целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Содержание модели реализуется через совместную деятельность ребенка с педагогом по направлениям: социально-культурное, психолого-адаптационное, социально-адаптационное, учебно-образовательное, профессионально-ориентационное, правовое. Модель специально организованной работы позволяет целенаправленно, поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять социализацию детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Практическая реализация модели обеспечивается комплексом педагогических условий, необходимых для социализации ребенка:
– включением детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социальных ролей;
– поддержкой и развитием всех форм проявлений динамики в социальном развитии ребенка;
– восстановлением и развитием важнейших форм жизнедеятельности ребенка (игра, труд, познание, общение);
– созданием системы диагностик уровня социализации детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на разработку и корректировку индивидуальных программ обучения и воспитания.
Эффективность социально-педагогической работы обусловлена переходом детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на более высокий уровень социализации. Уровень социализации ребенка выявляется соответствующей системой основных показателей:
– качества знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми;
– уровня самостоятельности при выполнении практических действий;
– социальной адаптации (усвоение норм, традиций, групповой культуры);
– включенности в общество (вхождение в ролевую структуру групп),
в соответствии с характеристиками каждого из трех уровней.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология –М., 1999
2. Анн Л.М. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007
3. Бондарева Л.В. Особенности переживания одиночества детьми, оставшимися без попечения родителей (подростковый возраст)// Психология обучения. 2007. №11. ст.64-73
4. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник психосоциальной и коррекционной — реабилитационной работы.-1999.-№3.-С. 84-87.
5. Бондарева Л.В., Зеничева О.С. Особенности переживания одиночества детьми, оставшимися без попечения родителей (подростковый возраст) // Психология обучения №11 ноябрь 2007 с.64-73;
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика — М. 2000
7. Горшкова Е.А благотворительность как семейная традиция императорского дома Романовых// журнал детский дом №1 (26) 01|03 2008
8. Дубровиной И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы// Руководство практического психолога. – М., 1995.
9. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. — Яросавль, 2001
10. Красницкая Г. Подготовка ребенка к жизни в новой семье // Защити меня №4, 2001 с.17-19;
11. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг — Ярославль, 2002
12. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема// Социальная педагогика. 2005. №4. с.47-56
13. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа.// Лишенные родительского попечения: Хрестоматия. — М., 1991. с. 113-123
14. Новокшонова Г.А. Азбука для социального педагога// Методическое пособие. Пермь, 2002 г.
15. Новокшонова Г.А. Медико-психологическое и социально-педагогическое сопровождение развития воспитанника образовательного учреждения для детей-сирот.// Из опыта работы специальной (коррекционной) школы-интерната № 13 г.Перми.- Пермь, 1999 г.
16. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М.,1996.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Овчарова Р.В. – М., 2002;
18. Осгар Ю. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения, юношеского возраста в период социально — профессиональной адаптации» // Социальная педагогика. 2006. №4. с. 55-63
19. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы// Учебное пособие. — М., 2009.
20. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечения: Хрестоматия. – М., 1991. с. 77-81
21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи// Вопросы психологии. 1982. №2. с.80-86
22. Прихожан А.М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005;
23. Проблемы воспитания ребенка в замещающей семье: Сборник нормативных правовых документов и методических материалов.- Пермь, 2006.
24. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М., 2004
25. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие / под общ. ред. М.А. Галагузовай. – М.: 2001
26. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений.// Лишенные родительского попечения: Хрестоматия. – М., 1991 с.127-132
27. Степанов П. Старшеклассники // Народное образование. 2006.№9.с.217-220
28. Трунов Д. Психологическая помощь в меняющемся мире.- Пермь, 1995 г.
29. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: диагностика и коррекция// Библиотека практического психолога.- М., 2005
30. [ univer.omsk.su/omsk/socstuds/person/social.html]
31. naritsyn.ru/read/all/nashreb/kembyt.htm
Список использованной литературы.
1. Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка// Классный руководитель-2006-№3.-С.80-92.
2. Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное»/ Составитель Фришман И.И. — Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996
3. Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. -М.:ВАКО,2008.-112 с.
4. И мастерство, и вдохновенье…/ Сост. Р. Ж. Харисова – Набережные Челны, Городской центр детского творчества, 2004 г. -112 с. (Опыт педагогического творчества).
5. Комплекс учебно-демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении-Я» для педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004
6. Мастер общения / С. Касаткин- Санкт-Петербург , 2001
7. Молодежные общественные объединения ЧР. Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 1. – Чебоксары, 2002
8. Мы – будущее России! – Омск, 1999
9. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2/2001, №2/2002, №1/2003,№3-№4/ 2006.
10. Пескова М.Е.«Школа жизни».Программа занятий с классом.// Классный руководитель-2007-№3.-С.93-113.
11. Программа «Лидер»/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. — Москва: НПЦ Совета
СПО-ФДО, 1992
12. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн.- СПб, 2003
13. Психология общения: Тесты, упражнения, игры./ Сост. О.Г. Кирилловой. — Йошкар-Ола: Изд-во МИО, 1996
14. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора/ Методическое пособие для организаторов детского движения. — Москва, НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996
15. Торосян С.С. Цикл классных часов «Новый домострой». Праздники, торжества, вечеринки: как их организовать//Классный руководитель-2005-№3.-С.85-96
16.Филиппова Г.Г.Как обучать искусству общения//Классный руководитель-2003-№1.-С.100-116.
17.Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников//Классный руководитель-2007-№3.-С.39-71.
18. «Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. — Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992
Литература:
1. Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
2. Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
3. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Метод. разработки соц.-психологического. – М. Новая школа, 1996.
4. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.
5. Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.
Тезаурус.
Депривация (от лат. лишение) – психическое состояние душевного страдания, которое возникает вследствие длительных ограничений возможностей человека в удовлетворении его основных потребностей.
Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, и продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, то есть осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности, но именно в качестве члена общества.
Социализация (S — O) – это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми.
Социализация (S — S) — система коммуникационного взаимодействия общества и индивида.
Социализированность – достижение на каждом возрастном этапе определенного баланса приспособления и обособления в социуме.
Социальная роль — ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе.
Ресоциализация личности – это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.
Педагогические условия – закономерности образовательного процесса
Приложение 1
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования……………