Содержание
Содержание:
Введение…3
Глава 1. Общая характеристика правового государства..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства….42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства..42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства..62
Заключение.68
Список использованной литературы…71
Выдержка из текста работы
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………….42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71
Введение
Актуальность темы заключается в том, что одной из основных задач проводимого в Российской Федерации коренного преобразования общества является строительство правового государства, в котором права и свободы человека провозглашены как высшая ценность (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Важным фактором, обеспечивающим свободное, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина, является основанная на строгом соблюдении законности деятельность органов внутренних дел. Эта деятельность носит ярко выраженный публичный характер и во многом отождествляются с действиями самой власти. Оценивая соответствие этих действий закону, граждане определяют насколько государство обеспечивает их законные права и свободы.
Большинство личного состава органов внутренних дел добросовестно и умело исполняет свои служебные обязанности, обладает высокими духовными и моральными качествами, умело и разумно использует предоставленные законом права.
Наряду с этим имеется немало случаев грубого, нетактичного отношения отдельных сотрудников милиции к гражданам, игнорирования, а порой и прямого нарушения закона. На этом фоне возрастает атмосфера страха и неуверенности граждан, усиливается их беспокойство, растет отчуждение и недоверие к власти, происходит культивирование вседозволенности, правового нигилизма и пренебрежения к законности.
Практика последних лет свидетельствует о недостаточной эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, что является следствием целого комплекса причин, как объективного, так и субъективного характера. Существующие здесь проблемы в том числе оказывают значительное влияние и на функционирование в целом системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России.
Ключевое место в полноценном обеспечении прав и свобод личности отводится государству как ядру, основному звену политической системы общества. Именно государство нормативно закрепляет и обеспечивает действие принципа разделения властей, современных основ федерализма, развития местного самоуправления в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Несомненно, что в правовом обществе немаловажное значение имеет действие демократических институтов, включая общественные объединения, политические партии, трудовые коллективы и т.д. С развитием прогрессивных идей обеспечения прав и свобод личности в условиях современной России наиболее ярко прослеживается роль и значение деятельности не только всей системы правоохранительных органов, но, прежде всего, органов внутренних дел. Важно отметить, что полноценно проблема обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел будет решена в том случае, если надежную поддержку и защиту со стороны государства найдут права и свободы сотрудников этих органов. Особенно острой в настоящее время остается проблема укрепления законности в органах внутренних дел, что находит прямое отражение на степени обеспечения прав и свобод граждан.
Теоретическими основами настоящей работы послужили труды Анохин Ю.В., Баглай М.В., В.М. Ведяхина, Н.В. Витрука, Глухарева Л.И., Л.Л. Дедкова, А.Ф. Ефремова, С.Э. Жилинского, Д.А. Коломийцев В. Ф. Лазарева, Е.А. Лукашевой, , В.В. Макеева, М.Н. Марченко, Ф.Ф. Хропанюка, А.Ф. Черданцева, и других ученых.
Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства
Объектом исследования являются правовые явления и общественные отношения, складывающиеся в деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и формировании правового государства в России. Предметом исследования являются понятие, принципы, гарантии и субъекты законности; нормативные и иные правоприменительные акты, регулирующие вопросы законности в деятельности служб и подразделений органов внутренних дел в области прав и свобод человека и гражданина.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика правового государства
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
Проблема обеспечения прав человека по-прежнему остается одним из ключевых направлений, изучаемых самыми разными науками. Права человека сегодня выступают мерилом зрелости государства, нравственного прогресса общества. Они присутствуют практически в каждой сфере жизнедеятельности человека.
Непосредственно благодаря правам человек, с одной стороны, способен удовлетворить свои самые разнообразные запросы, а с другой — защитится от воздействия всякого насилия и принуждения. Как явление общественное права человека показывают степень развития общества, пытаясь совместить свободу и уважение отдельной личности с общим благом. Политическая суть прав человека заключается в способности противостоять произволу политической власти и способности граждан принимать участие в формировании и деятельности институтов государственной власти. С юридической точки зрения права человека представляют собой совокупность правовых норм, которые выражают способность личности приобретать определенные блага для удовлетворения тех или иных потребностей. Нравственная сторона прав человека выражается в нравственных побуждениях к добру и справедливости. Обеспечение прав человека предполагает их воплощение в правовом и культурном обществе, основанном на началах взаимопонимания, уважения и признания прав и интересов других людей .
Более двухсот лет права и свободы личности не только признаются идейной и юридической основой положения индивида в обществе и государстве, но и олицетворяют собой свободное развитие человека. Сегодня они стали отправным началом в определении места и роли человека в системе общественных отношений.
Права человека стали результатом поэтапного развития личности. На каждом этапе общественным сознанием было достигнуто понимание важности каждого индивида для прогрессивного развития всего человечества. Кроме того, права человека стали результатом покорения обществом определенного социально-экономического барьера, позволившего удовлетворить жизненно важные человеческие потребности. Поэтому права человека возникают и развиваются в различных регионах разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации.
В современных исследованиях выделяется несколько цивилизационных моделей прав человека . В частности, западная модель прав человека, основанная на стремлении к чрезмерному обособлению человека от общества, характеризуется чертами индивидуализации личности, стремлением решать проблемы при помощи юридических средств. Права человека — сфера свободы, автономии и самоопределения личности, ставящая преграды вмешательству в частную жизнь со стороны кого бы то ни было — государства, общества, коллективов, других людей.
Исламская модель прав человека основана на шариате и представляет собой религиозную концепцию, в соответствии с которой власть рассматривается в качестве главного исполнителя воли аллаха по претворению прав человека в жизнь.
Китайская модель прав человека основана на конфуцианской системе нравственных ценностей, высокой морали и стремлении к социальной гармонии. Права человека — нравственное правило уважения личностью прав и интересов другого индивида, основанное на взаимопонимании и добровольном осознании долга и моральных обязанностей в целях восстановления нарушенного права.
Индуизм права человека рассматривает как систему духовных составляющих, способствующих совершенствованию общественного устройства посредством совершенствования природы и духа самого человека.
Российская концепция прав человека основана на объединении централизованным государством евразийской цивилизации. Права человека, как правило, связывают с принципами взаимоотношений государства и личности. Это, конечно же, сказывается и на определении самого понятия прав человека. Так, под правами человека у нас понимают «определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» . Полемика относительно разграничения понятий «права человека» и «права гражданина» имеет под собой определенные основания. Как указывает профессор Н.И. Матузов , права человека это естественные неотчуждаемые права, принадлежащие всем и каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Кроме того, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, отмечает автор, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.
Подробному анализу подверг в своей работе исследуемые категории А.С. Мордовец . В частности, автор подчеркивает, что «права человека» и «права гражданина» категории близкие, но не совпадающие. Они имеют различный философский, политический, нравственный и правовой смысл. Далее автор отмечает, что права человека и права гражданина, исследуемые в плоскости конституционного статуса личности, соотносятся как равноценные и рассматриваются как весьма важные с точки зрения демократических принципов Гражданского общества и законодательства.
Не претендуя на истину в последней инстанции и отмечая дискуссионный характер в исследовании обозначенных категорий, хотелось бы отметить, что они требуют самостоятельного изучения в виду их практической и теоретической значимости. Однако в предмет нашего исследования это уже не входит. При этом отмечу, что в настоящее время деление между рассматриваемыми категориями утрачивает свой смысл, т.к. прирожденные права человека равно признаны всеми развитыми демократическими странами, поэтому они одновременно выступают и в качестве прав гражданина.
В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав человека. К первому поколению относятся политические, гражданские и личные права, сформулированные в процессе буржуазных революций и получившие закрепление во многих Декларациях (например, в Декларации прав Вирджинии 1776 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и др.). Второе поколение прав человека связывают с социальной ориентацией государств, которые под воздействием социалистических идей провозгласили социальные и экономические права .
Третье поколение прав человека — это коллективные права, выработанные в ходе национально-освободительных движений. Эти права также связывают с правом солидарности (право на мир, разоружение, на здоровую окружающую среду, право народов на самоопределение и т.д.) .
В современных условиях принципиальное значение для общества и государства имеет формирование методологических подходов к проблеме обеспечения прав и свобод личности. Проблема прав человека сегодня интенсивно обсуждается с самых разных позиций. Известно, что проблематика прав и свобод личности находится в центре внимания общественных и международных форумов. Все это говорит о том, что важность и актуальность данной темы очевидны и не требуют доказательств, поскольку права человека выступают органическим компонентом демократизации общества и формирования творческой и инициативной личности .
Долгое время отечественная методология в целом и применительно к правам человека, в частности, основывалась на идеологии формационной доктрины и классовом подходе. Но с изменением социально-экономической и политической структуры общества произошла радикальная смена методологии исследования проблем прав человека. На смену отечественной пришла западная модель либеральной государственно-правовой методологии обеспечения прав человека, которая стала у нас почти что господствующей.
Процесс реформирования российского общества и всей его политической системы высветил ряд неблагоприятных для личности тенденций, существенно ослабляющих ее реальное положение в обществе, социальную и правовую защищенность. Причины этих явлений формировались десятилетиями. Оценивая общую ситуацию, нельзя не видеть, что личность сегодня подвергается серьезным испытаниям. К ним, на наш взгляд, относятся следующие:
1.Высокий уровень преступности. От рук преступников ежегодно погибают десятки тысяч человек. Преступность приобрела такие черты, как жестокость, цинизм, дерзость, корысть, профессионализм. В этих условиях риск подвергнуться насилию очень велик. Между тем в правовом государстве у гpaждан и на должна быть твердая уверенность в том, что его жизнь, здоровье, честь и достоинство, безопасность, имущество надежно охраняются, а всякие посягательства на эти ценности будут решительно пресечены. В настоящее время такой уверенности нет. Положение индивида непрочно, ненадежно .
2. Падение жизненного уровня людей, низкий прожиточный минимум, есть голодающие или живущие впроголодь. Произошло опасное расслоение общества на «богатых» и «бедных». Нарушен принцип социального равенства, распределения по труду. Инфляция, недоступность товаров и продуктов, коррупция, неконтролируемое перераспределение материальных благ — все это усугубляет положение личности, ее самочувствие и благосостояние. Жить стало труднее, подрывается вера в идеалы.
3. Экологические катаклизмы, создающие в ряде случаев экстремальные ситуации. Во многих городах и регионах страны окружающая среда по существу непригодна для обитания, люди отравляются недоброкачественными продуктами, водой. Медицина бессильна против болезней века. Высока общая детская смертность. Физическое состояние населения оценивается некоторыми специалистами как критическое .
Указанные факторы оказывают влияние не только на отдельного человека, но и на всю общественно-политическую жизнь страны. Конституция РФ, как известно, закрепила широкий спектр основных прав и свобод граждан, их гарантии. Теперь ясно, что их реализация зависит, прежде всего, от успешного решения социально-экономических проблем.
Отношения к правам личности связаны с различными философскими и этическими концепциями сущности человека, его социальной ценности. Одна из них исходит из представления о человеке как носителе сознания, смысл его существования она видит в стремлении к счастью, достижение которого обеспечивается с помощью социальной активности. Вторая этическая концепция видит в человеке, прежде всего, духовное существо, носителя нравственных качеств, стремящегося к выполнению морального долга. Если сторонники первой концепции на первый план выдвигают стремление к завоеванию и реализации широких социально-экономических и политических прав, то сторонники второй (главным образом, теологи) ставят на первый место свободу совести, социально-культурные права личности. Мы должны быть не только защитниками и приверженцами первой концепции, но признать и нравственные ценности, лежащие в основе второй этической концепции достоинства человека. Идея терпимости, милосердия должна найти отражение в правовой теории и в юридической практике .
Мы не останавливаемся на сумме прав и свобод личности, которые должны наполнить понятие ее суверенитета. Они достаточно хорошо представлены в декларациях и пактах о правах человека, признанных и ратифицированных Россией, а также в Конституции РФ. Считаем необходимым лишь указать на некоторые условия реализации суверенитета личности:
1. Экономическая автономия личности. Это означает, что государство не должно быть ни монопольным собственником, ни монопольным работодателем по отношению к гражданину. Без экономической автономии гражданина невозможна и его политико-правовая автономия.
2. Духовная автономия личности. В свое время К. Маркс высмеял тезис о государстве — воспитателе народа. Напротив, говорил он, само государство должно быть подвергнуто самому суровому воспитанию со стороны народа.
В нашей стране, к сожалению, государство превратилось во всемогущего духовного цензора общества, лишив его возможности свободного развития самосознания, критической способности, подменив органичное общественное мнение, без которого мертвы все демократические институты, суррогатом, навязанным обществу через монополизированные средства информации. Никакая свобода личности, никакой ее суверенитет невозможны без свободы выбора информации и ее оценки на основе собственного жизненного опыта. Без подлинного критического общественного мнения невозможна никакая демократия, а предпосылкой действительного общественного мнения является мнение личности об окружающем ее мире.
3. Устранение культа власти. Должен быть ликвидирован всякий патернализм по отношению к государственно-политической системе. Все политические и государственные органы должны рассматриваться лишь как рабочие инструменты общества и личности.
4. Развитие гражданского общества. Личность может найти опору лишь в хорошо организованной гражданском обществе, с развитой устойчивой структурой, автономной по отношению к государственной власти в такой степени, чтобы оно могло по действительной воле общества корректировать государственную власть и в необходимых случаях сменить ее, не ожидая катастрофических последствий.
Важнейшей гарантией построения демократического общества является реформа политической системы. Ее цель — возродить народовластие в подлинном смысле этого слова, создать условия для реального самоуправления, полного развития инициативы граждан, сделать человека труда на деле хозяином во всех сферах жизни, и прежде всего в политической.
Итак, человек, его права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей ценностью, они — цель государственного развития. Конституционные нормы свидетельствуют не о предоставлении, а только о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека. Обеспечение интересов личности, ее защита от посягательств служат признаком правового государства.
Современное понимание обеспечения интересов личности позволяет во главу угла общественного развития ставить исключительно человека и его интересы; государственное вторжение в сферу индивидуальной автономии личности ограничивается посредством признаваемых за человеком и гражданином неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть нарушены
или произвольно ограничены государством. Наличие таких прав и свобод у гражданина делает его персону не просто «равновеликой» в отношениях с государством: обоснованность притязаний государства к гражданину может быть оспорена в суде.
Стратегическая направленность современного политического курса Российского государства на признание интересов личности определяет направления развития российского законодательства. Право человека на достойную жизнь, вопросы законодательного обеспечения реализации личных свобод, проблема сохранения человека в демографическом понимании становятся предметом внимания государства. В то же время видятся назревшими предпосылки для некоторого смещения акцентов в утверждении о примате индивидуальных интересов личности .
Гражданин, наделенный правами и пользующийся ими, — центральная персона в теории правовой государственности. В то же время гражданин как личность, дисциплинированная правом и активно поддерживающая правопорядок, остается за пределами внимания. А между тем, например, социальные обязательства в одинаковой мере должны лежать и на государстве, и на его гражданах. Результатом государственной социальной политики должны быть не безмерное расширение объемов и способов защиты граждан от социальных рисков, а разработка государственной программы поощрения и поддержки способности граждан к самообеспечению. При этом экономическое, демографическое, культурно-религиозное развитие одних членов российского общества не должно происходить за счет других.
Задача государства — с должной объективностью оценивать и обеспечивать социальные гарантии лишь для реально нуждающихся потребителей и в то же время, но отсекать иждивенческие запросы здоровых трудоспособных граждан как необоснованные претензии с точки зрения нравственности .
Важное направление — обеспечение прав граждан на свободное получение информации или конституционные гарантии свободы массовой информации. В настоящее время защита прав граждан в информационной сфере состоит главным образом в ограничении информации, направленной на подрыв других прав, законных интересов граждан, государственной целостности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков, борьбы против преступности. В российском законодательстве должны найти место запреты, установленные международно-правовыми нормами, в частности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которыми подтверждается право государств запрещать митинги и шествия, если они провоцируют насилие или направлены на разжигание вражды. Свобода выражения информации должна быть подчинена интересам защиты здоровья, нравственности, авторитета правосудия.
Следует учитывать, что отдельные граждане (индивиды, личности) — это еще не человеческое общество. Общество — единый социальный организм, где ценность представляет и каждый входящий в него индивид, и характер их взаимных связей, зависимостей и др. Поэтому организованное правом общество требует от его членов высокого уровня сознательности, развитого чувства ответственности. «Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала — личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции», — это замечание известного правоведа XIX в. Б.А. Кистяковского остается актуальным и поныне. Истинная ценность человека — в характере развиваемой им деятельности, высоте его потребностей, а не в степени его насыщения или удовлетворенности. Исторически «безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порицалось». Такие качества, как воспитанность, порядочность, честность, определяют законопослушность личности, а противоправное поведение продиктовано другими, противоположными качествами.
Еще один аспект, представляющийся важным для современной характеристики демократической государственности в связи с рассмотрением проблемы прав и нравственной ответственности человека, связан с вопросом о возможном (или оптимальном) объеме государственного вмешательства в процессы саморегулирования и самоорганизации корпоративных структур или инсти…
**************************************************************