Содержание
Введение2
Глава 1.Социологический анализ особенностей формирования молодежного сознания и роли рекламы в обществе5
1.1.Молодёжь как социально-демографическая группа.5
1.2.Социальная функция рекламы17
Глава 2. Исследование влияния рекламы на молодежное сознание35
2.1.Влияние рекламы на социальные стереотипы молодежи.35
2.2. Реклама как источник социальных стереотипов в молодежном сознании.41
Заключение55
Список литературы60
Приложение65
Программа, социологического исследования на тему «Влияние туристической рекламы на социальные стереотипы молодежи»65
Выдержка из текста работы
В настоящее время в России реклама стала таким же предметом общественной жизни, как и само телевидение. Невозможно себе представить, что бы 10-15 лет назад во время просмотра кинофильма, зритель подвергался воздействию рекламы, предлагающей купить, попробовать, вложить и т.д. Это может радовать, раздражать, но реальность такова.
Неосвоенность и масштабность российского потребительского рынка создает благодатную почву для отечественных, а особенно иностранных фирм.
Сегодня наблюдается беспрецедентный бум в российской рекламной деятельности. Но в условиях глубокого экономического кризиса и резкого спада производства она полна парадоксов и представляет собой интереснейшее социальное явление.
В связи с тем, что реклама в нашей стране появилась относительно недавно, существует очень много вопросов, с ней связанных, и поэтому эта проблема является сейчас чрезвычайно социально значимой, актуальной и обсуждаемой как в научной сфере, так и в социальной реальности. И это действительно так, но не только потому, что для нас она является еще малоизученной. В развитых странах проблема рекламы является также горячо обсуждаемой и существует ряд вопросов, связанных непосредственно с рекламой, на которые все еще не существует однозначных ответов.
Трудными и важными остаются вопросы о том, насколько сильно влияет реклама на потребителя, сколь глубоко реклама проникает в сознание покупателей и как она обуславливает их дальнейшие предпочтения при выборе тех или иных товаров и услуг фирмы.
Молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет склонны воспринимать ситуацию более остро, ощущая ее как проблему справедливости социальных норм и институтов. В иерархии ценностей молодежной группы очень важное место занимают потребности в физической и личностной целостности. Может быть, более важное, нежели ценности социальные: справедливость, порядок, добро.
Говорить о рекламе и её воздействии на общественное сознание можно в нескольких аспектах. Во-первых, реклама влияет на общественное сознание и, прежде всего, на сознание потенциальных потребителей для того, чтобы выполнить свою основную маркетинговую функцию. Она формирует те стереотипы, которые заставляют покупателей приобретать те товары и услуги, которые выгодны заказчику рекламы. Но кроме этого, реклама формирует и другие стереотипы, которые напрямую никак не сказываются на объёме продаж или максимизации прибыли, но при этом очень существенно изменяют общественное мнение. Например, реклама может формировать новые идеалы, новый стиль поведения и даже потребности в переустройстве общества, если эта реклама политическая.
Поэтому следует сразу ограничить тему нашего исследования. В центре нашего внимания окажутся социальные стереотипы, которые формируются под воздействием рекламы. Причём стереотипы, не просто влияющие на предпочтения покупателя, а стереотипы, формирующие общественное мнение. Соответственно, цель работы была сформулирована нами следующим образом: изучение влияния рекламы на формирование стереотипов молодежного сознания.
Для достижения поставленной цель следует решить ряд задач:
1.Дать характеристику молодежи как социально-демографической группы.
2.Рассмотреть понятие рекламы и ее социологические функции.
3.Выявить влияние рекламы на социальные стереотипы молодежи.
4.Провести социологическое исследования на тему Влияние туристской рекламы на социальные стереотипы молодежи».
Хотя первые учебники, посвящённые истории рекламы, были созданы ещё в начале XX века, но речь в них шла только о теории рекламы с точки зрения маркетинга. Большинство современных исследователей рекламы занимается ею с тех же позиций. Эти учебники в настоящее время переведены и активно используются, но они не подходили для наших целей1. Из отечественных авторов, активно пишущих о рекламе, следует назвать Музыканта В.Л., Старобинского Э.Е. и других, но это опять же скорее учебники по теории торговой рекламы, нежели труды, позволяющие осмыслить роль рекламы в жизни общества. Что касается социологических исследований рекламной деятельности, то здесь следует назвать работы Т.М. Дридзе, Э. Ноэль-Неймана, У. Липпмана, Т.Е. Васильевой и др., а также сборник «Психология и психоанализ рекламы». Кроме этого использовались отдельные работы российских авторов, посвященные маркетинговой функции рекламы, но в которых была затронута и социологическая проблематика. Активно использовались работы из журнала «СОЦИС», посвящённые как социологии коммуникаций в целом , так и социологии рекламы
Глава 1.Социологический анализ особенностей формирования молодежного сознания и роли рекламы в обществе
1.1.Молодёжь как социально-демографическая группа.
Чтобы рассматривать особенности формирования молодежного сознания, необходимо представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической борьбы.
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»[1] . Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».[2]
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в ……..
Список литературы
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь./Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1997. С. 325.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1994
3. Ванина О.Н. Стереотипы экономического сознания россиян/УСОЦИС. —1998. — №5.;
4. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании: Автореферат. — М., 1998.
5. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы. — М., 1993. — С. 65-70.
6. Ганжин В.Т. Основы рекламного мышления. – М., 2001
7. Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной зарубежной культурологии.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 24 – 31. – М.: 1987. С. 25.
8. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). – М.: Наука, 1980. С. 5.
9. Дмитриев А.В. слухи как объект социологического исследования // СОЦИС. 1995 — № 10
10. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Социология- В 3 т. Т. 1 Методология и история. М., 2000.
11. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью/УСОЦИС. — 1998. — №10;
12. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984
13. Журавлёв А.П. Значение и звучание// Психология и психоанализ рекламы. — М., 2001. — С. 727-728.
14. Иванов В.Н., Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации.//СОЦИС. — 2000. — №7.
15. Иконникова С.И. Критика буржуазных концепций молодежной культуры. – М.: Наука, 1976. С. 19.
16. Картер Г. Эффективная реклама. -М., 1991; Ривс Р. Реальность в рекламе. — М., 1983.
17. Коваленко Т.В., Степанова С.К. Подростки смутного времени/УСОЦИС. — 1998.- №8;
18. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1995. — С. 470.
19. Краткий психологический словарь. – М.,1991
20. Култыгин В. П. Современные зарубежные социологические концепции / Под ред. Т. Н, Юдиной. М., 2000.
21. Курбанова А.А. Организационные формы молодежной субкультуры.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 39 – 47. – М.: 1987. С. 39.
22. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. — М., 1995; Викентьев И.Л. Приёмы рекламы. — М., 1992; Ганжин В.Т. Основы рекламного мышления. — М., 2001.
23. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства («круглый стол»)//СОЦИС. — 2000. — №7;
24. Медведь. — 1995. — №2. — С. 74.
25. Медведь. — 1999. — №7. — С. 36.
26. Меренков А.В. Рыночные ориентации студенчестваУ/СОЦИС. — 1998. — №12;
27. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
28. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М., 2000.
29. Молодёжь и демократизация советского общества: Социологический анализ. Под ред. С.А. Шавеля, О.Т. Манаева. — Минск: Навука ? тэхн?ка, 1990.
30. Молодёжь новой России: Какая она? Чем живёт? К чему стремится? // Аналитический доклад Российского независимого института социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта/ Л. Бызов, Н. Давыдова и др.; рук-ль группы М. Горшков. — referat.kulichki.net/000/07/more2.html
31. Мужской клуб. — 1999. — №6. -С. 41.
32. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М., 1996; Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. — М., 1998.
33. Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ romic.ru/referats/0703.htm
34. Новейший философский словарь. — Минск, 1999. — С. 48. » Краткий психологический словарь. М., 2003. — С. 842.
35. Ноэль-Нейман Э. Спираль молчания. — М., 1996.
36. Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно-аналитический обзор. – М.: ИНИОН АН СССР, 1990. С. 7.
37. Общая психология/Под ред. А.В. Петровского. — М., 1986. — С. 247.
38. Орлова З.А. Субкультура в структуре современного общества.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 8 – 15. – М.: 1987. С. 8.
39. Перов И.М Неформальные молодёжные объединения/ romic.ru/referats/0701.htm
40. Песоцкий Е.Л. Современная реклама. Ростов-на-Дону, 2001.
41. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. М., 2002.
42. Психология и психоанализ рекламы. — М., 2001.
43. Психология: словарь. — М., 1999. — С. 341.
44. Ривс Р. Реальность в рекламе. – М., 1983
45. Рожков И.Я. Реклама: планка для . М., 1999.
46. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. — М.: Политиздат, 1988.
47. Рылеева С.И. Ограниченность социолого-культурологических интерпретаций молодежных субкультур.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 31 – 39. – М.: 1987. С. 32.
48. Сельченок К.В. Архетипы коллективного бессознательного/УПсихология и психоанализ рекламы. — М.,2001.-С. 699-726.
49. Советский простой человек опыт социального портрета на рубеже 90-х /Под ред. Ю. А. Левады. М., 1993.
50. Социологические исследования РОМИР. М, 2002
51. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998
52. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М., 1998.
53. Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология» новые реалии и новые идеи». СПб., 2000.
54. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. Изд-во СПбГУ. 1996. Стр.32.
55. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов на Дону, 1996. — С. 25.
56. Тофлер О. Столкновение с будущим.//Иностранная литература, 1972. № 3.
57. Филиппов В. Ф. От поколения к поколению. М, 1989. 10 Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования. 1991. № 9.
58. Чернова Ж.В. «Корпоративный стандарт» современной мужественностиУ/СОЦИС. — 2003. — №2.
59. Чукаева У.А. Корпоративная культура и паблик рилейшнз в промышленных организацияхУ/СОЦИС. — 2000. — №8.
60. Чупров В. И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социологические исследования 1994. № 6.