Содержание
Введение3
Глава 1. Управление безопасностью труда6
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда6
1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда19
Глава 2. Организация безопасности труда на предприятии33
2.1 Анализ ситуации в топливно-энергетическом комплексе региона исследования33
2.2. Анализ деятельности предприятия38
2.3. Анализ существующей системы организации охраны труда на предприятии46
Глава 3. Пути совершенствования и развития сферы охраны труда на предприятии59
3.1. Пути совершенствования сферы охраны труда59
3.2. Разработка программы повышения эффективность охраны труда63
3.3. Социально-экономическая эффективность программы69
Заключение79
Список литературы82
Приложение 187
Выдержка из текста работы
Глава 1. Теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства……………………………………………………………………………………………………..5
1.1. Законодательные и нормативные основы охраны труда в Российской Федерации………………………………………………………………………………………………………………………..5
1.2. Основы управления охраной труда…………………………………………………………………13
1.3. Экономические механизмы управления безопасностью труда…………………………20
Глава 2. Оценка существующей системы охраны труда на ОАО «Красфарма»………29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………………………..29
2.2. Анализ существующей системы охраны труда на предприятии……………………….40
2.3. Организация оперативного контроля за состоянием охраны труда в цехе № 7….49
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы охраны труда на предприятии……………………………………………………………………………………………………………………55
3.1. Рекомендации по усилению контроля над соблюдением требований безопасности и охране труда……………………………………………………………………………………………55
3.2. Разработка рекомендаций по улучшению микроклимата в цехе № 7………………..63
Заключение………………………………………………………………………………………………………….72
Список использованных источников……………………………………………………………………..76
Приложения
Современное состояние охраны труда в нашей стране трудно оценить как удовлетворительное. По данным Госкомстата России [13. C. 57], в течение 2000-2005 гг. число работников, пострадавших на про¬изводстве, составило 860,5 тыс., в том числе со смертельным исхо¬дом — 23,1 тыс., что примерно в два с половиной раза больше, чем в США за те же пять лет.
Специалисты такое положение связывают с имевшей место в 90-е годы прошлого столетия в период перехода к новому типу эко¬номики общей тенденцией снижения внимания к вопросам охра¬ны труда. Суть предпринимательской мотивации в этот период времени практически сводился лишь в желанию получить гаран¬тированную прибыль. Отсюда низкий уровень инвестиций в тех¬нику безопасности и производственную санитарию, недостаточ¬ное внимание к организационному обеспечению охраны труда, слабая законодательная и нормативно-правовая подготовка руко¬водителей в области охраны труда.
Главная причина неудовлетворительного состоя¬ния охраны труда в том, что в стране отсутствовал государственный подход к обеспечению безопасности труда. В течение нескольких де¬сятилетий вопросы обеспечения безопасности труда на производстве были отданы общественной организации — профсоюзам. С началом перестройки практически была прекращена разработка норматив¬ных правовых актов (из-за отсутствия финансирования). До сих пор действует немало нормативных правовых актов доперестроечного периода.
Оплата труда в России несопоставимо низка по сравнению с об¬щим уровнем заработной платы в странах Запада. В этих условиях издержки работодателя на рабочую силу, включая затраты на предо¬ставление компенсаций, выплаты по возмещению ущерба здоровью, взносы на социальное страхование и штрафы, оказываются меньшее, чем затраты на мероприятия по механизации и автоматизации про¬изводства. Например, в г. Москве расходы на выплаты по возмеще¬нию ущерба здоровью в 2005 г. составили всего 14% всех расходов на охрану труда.
В стране отсутствует система экономических рычагов, которые бы заставили работодателя заниматься обеспечением безопасных и нормальных условий труда. Многие работодатели не заинтересова¬ны в совершенствовании работы по предупреждению производствен¬ного травматизма. Невозможно строить систему управления охраной труда, рассчитывая только на «доброго» работодателя.
Многие работодатели не только не спешат самостоятельно, без предписаний инспекторов, устранять имеющиеся недостатки, а ожи¬дают, что именно он, работник надзорного органа, будет указывать им, хозяевам, да еще желательно в мягкой форме, на их «узкие мес¬та». Такой подход не способствует повышению уровня исполнитель¬ской дисциплины, ответственности должностных лиц и самих руко¬водителей организаций.
Инспекторы не должны подменять технические службы орга¬низации, выискивать на производстве те или иные нарушения, осу¬ществляя ведомственный контроль, таким образом фактически вы¬полняя бесплатный аудит охраны труда. Они, прежде всего, должны проверять работу работодателя, руководителя, технических служб организации, направленную на обеспечение здоровых и безопасных условий труда.
Положение дел в области охраны труда свидетельствует о недо¬статочной эффективности сформировавшейся в России системы уп¬равления охраной труда, призванной обеспечить проведение госу¬дарственной политики, направленной на снижение производствен¬ного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение конституционных прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Сложившееся положение объяс¬няется также высокой степенью физической изношенности обо¬рудования, низкой трудовой и технологической дисциплиной работников, что и обусловило актуальность выбранной темы.
На основании вышеизложенного можно сформулировать цель дипломной работы – совершенствование системы охраны труда на примере ОАО «Красфарма».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
— рассмотрены теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства;
— дана оценка существующей системы охраны труда на предприятии;
— на основании проведенного анализа предложены рекомендации по совершенствованию системы охраны труда.
Объект исследования – ОАО «Красфарма».
Предмет исследования – система охраны труда на предприятии.
Информационной базой для написания работы послужили нормативные акты предприятия, а также его статистическая и бухгалтерская отчетность.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Законодательные и нормативные основы охраны труда в Российской Федерации
Понятие охраны труда содержится в ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ (СЗ РФ — 1999. — № 29. — Ст. 3702) и сформули¬ровано следующим образом: «Охрана труда (далее ОТ) — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».
Под иными мероприятиями следует понимать мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасно¬сти, промышленной безопасности и т.п. в ходе трудовой деятель¬ности работников.
Кроме понятия ОТ в ст. 1 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» даются определения условий труда, вредного и опасного производственных факторов, рабочего места и т.п.
Охрана труда в Российской Федерации является общегосудар¬ственным делом. Главными задачами государственной политики в области охраны труда считаются:
— обеспечение условий для выполнения правил и норм охра¬ны труда;
— организация безопасных условий труда;
— осуществление надлежащего контроля за соблюдением тре¬бований охраны труда.
Основные направления государственной политики в области ох¬раны труда установлены Трудовым кодексом РФ (ст. 20) и Федераль¬ным законом «Об основах труда в Российской Федерации» (ст. 2).
Основными направлениями политики являются:
— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья ра¬ботников;
— принятие и реализация федеральных законов и иных нор¬мативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российс-кой Федерации об охране труда, а также федеральных це¬левых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
— государственное управление охраной труда;
— государственный надзор и контроль за соблюдением тре¬бований охраны труда;
— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязатель¬ного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустрани¬мыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
— координация деятельности в области охраны труда, охра¬ны окружающей природной среды и других видов эконо¬мической и социальной деятельности;
— распространение передового отечественного и зарубежно¬го опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
— участие государства в финансировании мероприятий по ох¬ране труда;
— подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматиз¬ме, профессиональной заболеваемости и об их материаль¬ных последствиях;
— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
— международное сотрудничество в области охраны труда;
— проведение эффективной налоговой политики, стимулиру¬ющей создание безопасных условий труда, разработку и вне¬дрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-про¬филактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной полити¬ки в области охраны труда обеспечивается согла…………………
Конституция Российской Федерации. — М.: Юрист, 2004. — 31 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М.: Норма, 2002. — 208 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации,- М.:ИКФ «ЭКС-МОС», 2003.-320 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных право¬нарушениях- М.:ТК Велби, 2004. — 288 с.
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожар¬ной безопасности»// СЗ РФ.- 1994. — № 35. — Ст.3649.
6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О про¬мышленной безопасности опасных производственных объек¬тов»// СЗ РФ.- 1997. — № 30. — Ст.3588.
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обяза¬тельном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// СЗ РФ.-1998.-№31.-Ст.3803.
8. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицен¬зировании отдельных видов деятельности»// СЗ РФ.- 1998. -№39.-Ст.4857.
9. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитар¬но-эпидемиологическом благополучии населения»// СЗ РФ.-1999.-№14.-Ст. 1650.
10.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181 -ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»// СЗ РФ.- 1999. — №29.-Ст.37О2.
11. Абрамов Н.Р. Управление охраной труда: на пути рефор¬мирования. — Мытищи: УПЦ «Талант», 2003. — 136 с.
12. Абрамов Н.Р., Волгин Н.А. Словарь-справочник по охране труда. — Мытищи: УПЦ «Талант», 2001. — 96 с.
13. Батенков В.А. Охрана труда: Справочные материалы. — Барнаул. Изд-во Алт. ун-та, 2001. — 109 с.
14. Баранов Н.И. Охрана труда. Учеб. пособие. — Клин: ОЛС-Комплект, 2002. — 285 с.
15. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов /Белов СВ., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. Под общ. ред. СВ. Белова, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк. 2002. — 448с.
16. Безопасность жизнедеятельности. — Ч. 1. Коллективные средства защиты. Спр. пособие по дипломному проекти¬рованию /Под ред. Иванова Н.И, и Фадина И.М.. — СПб: Балт. гос. ун-т. 2002. — 192 с.
17. Безопасность жизнедеятельности и промышленная безо¬пасность: Учеб. пособие. — 2-е изд. стереот. /Под ред. Шан-тарина В.Д. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. — 308 с.
18. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие. — 4.1. /Иванов Б.С, Резчиков Е.А., Крылов СП.; Под общ. Ред. Резчикова.Е.А. -М.: МГИУ. 2001.-224 с.
19. Безопасность жизнедеятельности: Практикум /Павлов И.А., Смирнов Ю.М., Соловьев В.Б., Рыскунов А.А. С-Петерб. гос. горн ин-т. — СПб., 2003. — 96с.
20. Безопасность жизнедеятельности (лабораторный практикум по безопасности труда). Учеб. пособие /Горшков Ю.Г., Пе-режогин М.А., Аверьянов Ю.И.,Зайнишев А.В., Михайлов Ю.Е., Чернышов С.Щ Николаев Н.Я., Егоров А.В., Богда¬нов А.В., Граф В.Г. — Челябинск: ЧГАУ, 2001. — 185с.
21. Безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Русака О.Н. — СПб: Изд-во МАНЭБ, 2001. — 270 с. 12. Безопасность жизнедеятельности Лабораторно-практические работы по производственной санитарии и пожарной профилактике в химической промышленности /(Сост.: Маринина Л.К., Чернецкая М.Д., Васин А.Я., То-ропов Н.Й.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, — М. 2003. — 60 с.
22. Безопасность технологических процессов: Лабораторный практикум /А.И. Гныря, Карауш С.А., Гужев А.И. и др. -Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. — 168 с.
23 Белов СВ., Морозов А.А., Сивков В.П. Безопасность жиз¬недеятельности. Конспект лекций: В 2 т. /Под ред. Белова. СВ. — М.: ВАСОТ, 2002. — 300 с.
24. Васин В.К., Кириллова Г.В., Звигинцева Е.А. Защита от электромагнитных и лазерных излучений: Учеб. пособ. -Ч. 1. Электромагнитные поля — М.: РГОТУПС, 2002. — 48 с.
25. Водяник В.И. Руководителю и специалисту по охране труда. Учеб пособие. — Сочи: ГУПТ СПП, СГУ, 2001. — 75 с.
26. Гигиенические оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производст¬венной среды, тяжести и напряженности трудового про-цесса. Руководство Р.2.755-99/ Федер. центр Госсанэпид¬надзора Минздрава России — М.:, 2003 -192 с.
27. Гусев A.M. Промышленная санитария. Учеб. пособие. -Магнитогорск: МГТУ, 2000. — 229