Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы правового регулирования института опеки и попечительства в российском семейном праве……………………………………………………8
1.1 История развития института опеки и попечительства в России………….8
1.2 Законодательство об опеке и попечительстве……………………………..15
1.3 Основания и порядок установления опеки и попечительства…………….25
Глава 2. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования института опеки и попечительства и пути их решения………………………..31
2.1 Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и пути их решения………………………………………31
2.2 Правовое регулирование опеки и попечительства во Владимирской области……………………………………………………………………………39
2.3 Судебная защита прав и интересов ребенка во Владимирской области…44
Заключение……………………………………………………………………….53
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………..59
Выдержка из текста работы
Государственная политика в отношении детей является важнейшей государственной задачей и предусматривает всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства, семьи, материнства. В соответствии с Конституцией и гражданским законодательством РБ права и свободы граждан являются неотчуждаемыми, но осуществляются ими в полном объеме с момента достижения совершеннолетия.
За последнее время деятельность по формированию и развитию правовых основ защиты прав и интересов ребенка, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков активизировалась. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, положение детей в республике осложняется многими негативными тенденциями, которые не удалось преодолеть за прошедшее время. Одной из самых острых остается проблема социального сиротства, основной причиной которого является лишение родителей родительских прав.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2015 года на воспитании в опекунских семьях находилось 11 528 детей. В то же время в 2015 году с опеки возвращено 359 воспитанников опекунских семей: 134 воспитанника устроено в детские интернатные учреждения, 10 — переведены в детские дома семейного типа, 215 — переведены на другие формы семейного воспитания .Статистические данные не указывают на причины возврата. Однако исходя из закрепленных в законодательстве норм относительно данной проблемы, можно сделать вывод, что основаниями послужили либо отстранение опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей, либо его освобождение, так как случаи прекращения опеки не влекут перевод детей на другие формы устройства.
Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина. Этим и определяется актуальность данной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Предмет исследования — проблемы института опеки и попечительства, имеющих своей целью обеспечить реальную защиту несовершеннолетних детей.
Цель исследования состоит в рассмотрении понятия и значения института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и значение института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
-раскрыть основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
-охарактеризовать субъектов отношений опеки и попечительства, таких как органы опеки и попечительства, опекунов и попечителей;
-рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
-рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия прекращения опеки и попечительства;
Методологической основой исследования являются диалектический, системный методы. Применение методов анализа и синтеза. Кроме того в рамках работы использовались также частные методы познания (формально-юридический, статистический). Источниками информации для написания данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды таких известных специалистов как: Муратова С.А., Крашенинникова П.В., Пчелинцева Л.М., Михеева Л.Ю.
Нормативную базу курсовой работы составили: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, также иные нормативно-правовые акты, относящиеся к курсовой работе.
Структура курсовой работы включает в себя: титульный лист, введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1. Понятие, основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
1.1 Понятие и значение института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, — это постоянный, активный и деятельный процесс, который начинаются с момента потери ребенком семейного окружения и возложения на государство заботы о дальнейшем жизнеустройстве сироты. В Республике Беларусь уже сложилась и эффективно действует система правовых механизмов, направленных на создание условий для реализации прав и защиты законных интересов детей.
В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. Для этого сформирована широкая законодательная база. Она включает Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье», Законы «О правах ребенка». «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О гарантиях по социальной защите детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и многие другие документы.
Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью. Она складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности.
Гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной мере за всеми гражданами; она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности граждан определяется в соответствии со статьей 16 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее ГК РБ) и состоит в возможности обладания широким спектром личных и неимущественных прав.
Помимо правоспособности, присущей каждому в силу факта рождения и являющейся неотчуждаемой, граждане при наличии предусмотренных законом обстоятельств обладают также и дееспособностью. Последняя выражается в способности собственными действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижению совершеннолетия, то есть восемнадцатилетнего возраста (исключением является заключение брака до достижения указанного возраста или принятие решения об эмансипации)[2].
Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.
Таким образом, институт опеки и попечительства — это форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов[11].
В соответствии со ст.32 ГК РБ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Под попечительством, согласно ст.33 ГК РБ понимается форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами. Попечители обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.
К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов .
Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.
Кроме того, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее КоБС) содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В КоБС нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельную главу и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).
Так как не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Этот институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя недееспособными или не полностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.
С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью.
Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно[2].
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие:
· на совершение сделок по отчуждении.;
· на совершение сделок по обмену или дарению имущества подопечного;
· на сдачу имущества подопечного:
- в аренду (в наем);
- в безвозмездное пользование;
- в залог;
· на сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав;
· на раздел имущества;
· на выдел из него долей;
· на любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного;
Разрешение на заключение договоров и совершение других юридических действий, дается в письменной форме каждый раз, когда возникает необходимость совершить такое действие (ст. 161 КоБС).
«Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например, разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах, совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора» [1, с. 44].
Сложно согласиться с тем, что опека и попечительство являются именно формой воспитания несовершеннолетних. В отношении несовершеннолетнего опекуны и попечители осуществляют деятельность по следующим направлениям: охрана личности и здоровья подопечных, защита их прав и законных интересов (ст.157 КоБС), воспитание несовершеннолетних (ст. 158 КоБС); представительство несовершеннолетних и совершение от их имени сделок (ст. 160 КоБС); распоряжение текущими доходами (поступлениями) подопечных (ст. 164 КоБС).
Таким образом, воспитание ребенка — лишь одно из направлений деятельности опекунов и попечителей, которые в отношении несовершеннолетних вправе и обязаны в рассматриваемом направлении по воспитанию заботиться о физическом развитии и обучении, определять способы воспитания, готовить к общественно полезному труду, выбирать учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обеспечить получение ребенком общего базового образования, не препятствовать общению ребенка с родителями и другими близкими родственниками. «Форма устройства» и «форма воспитания» определены исследователями по-разному. Л.М.Пчелинцева под опекой и попечительством понимает форму устройства [10, с. 317], А.И.Пергамент — форму воспитания [15, с. 7].
Представляется, что устройство несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, следует понимать как организуемую государственными органами через соответствующие виды устройства заботу о ребенке, осуществление которой возможно в трех формах: институциональной, индивидуальной, сметанной.
Системное представление об устройстве несовершеннолетнего на попечение нуждается в совершенствовании. К осуществляемой заботе о ребенке, определяемой в законодательстве как «форма устройства», следует применять термин «вид устройства».
Осуществление заботы о несовершеннолетнем гражданами в условиях семьи, либо государственными учреждениями, либо посредством комбинации обоих вариантов является критерием для разграничения различных способов существования заботы.
Выделяют следующие формы устройства ребенка. Институциональная форма обеспечивается попечением государственных учреждений (передача на попечение юридических лиц). Индивидуальная форма устройства состоит в передаче ребенка на основании документов, выданных государственными органами, на попечение одиноко проживающих граждан либо семей. Смешанная форма, устройства представляет собой комбинацию институциональной и индивидуальной форм. Она состоит в распределении заботы о здоровье, обучении, воспитании несовершеннолетнего, в том числе реализации мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, менаду несколькими субъектами. При этом законным представителем ребенка является лишь один из таких субъектов.
Выделение индивидуальной заботы о несовершеннолетнем, оставшемся без родительского попечения, как заботы, осуществляемой в условиях семьи, имеет исторические корни. Выделение форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в законодательстве прямо не отражено. Однако на практике применяется подход, выделяющий формы и виды устройства [9]. Однако более правильным представляется выделение именно институциональной, индивидуальной и смешанной форм. Применение таких понятий позволяет отразить наработанный практикой опыт. Термины «государственная опека» и «частная опека» не отражают содержания обозначаемых ими понятий, так как опека и попечительство всегда устанавливаются государственными органами, опекуны и попечители назначаются ими же, контроль за деятельностью опекунов и попечителей также осуществляется государственными органами. Поэтому применение терминов «государственная опека» и «частная опека» как бы предполагает существование частной опеки, что не соответствует действительности. Легальное закрепление нормы о том, что устройство осуществляется в трех предложенных формах, позволит систематизировать представление об устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и отразить виды, устройства таких детей в рамках трех форм устройства.
Институциональная форма устройства несовершеннолетних представлена такими видами устройства: детские интернатные учреждения; государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации; учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Индивидуальная форма устройства несовершеннолетних представлена такими видами: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа, детская деревня.
Смешанная форма устройства несовершеннолетних представлена такими видами, как патронатное воспитание и воспитание несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в воинских частях.
Учитывая указанное, предлагается применить концептуальный подход и определить место опеки и попечительства над несовершеннолетними в системе форм и видов устройства, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Видами индивидуального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются усыновление, опека и попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа, детская деревня (городок).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, родителей, подлежат устройству по институциональной форме при отсутствии возможности их устройства по индивидуальной форме. Видами институционального устройства являются детские интернатные, учреждения, государственные, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Допускается применение смешанной формы устройства. Видами смешанного устройства с распределением заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, являются патронатное воспитание и воспитание несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в воинских частях в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.
Таким образом, «форма воспитания» раскрывает сущность одного действия — воспитания, под которым понимается «целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации стимулирования деятельности личности по овладению общественным опытом и определяющий формирование у нее необходимых качеств» [15, с. 125].
Реализация воспитания не обусловлена соблюдением строго установленных законодательством норм и правил, в отличие от «форм устройства». Формы устройства и формы воспитания имеют общие точки соприкосновения лишь при избрании форм, методов и средств воспитания несовершеннолетнего подопечного.
В связи с этим выделяют два понятия: «опека над несовершеннолетними» и «попечительство над несовершеннолетними». Опека над несовершеннолетними и попечительство над несовершеннолетними имеют разное содержание, что обусловлено объемом правомочий опекунов и попечителей, а также дееспособности несовершеннолетних. Опекун и попечитель осуществляют заботу о несовершеннолетнем. Забота опекуна о несовершеннолетнем выражается в выступлении от лица последнего, осуществлении его прав, исполнении его обязанностей, его воспитании. Забота попечителя, состоит в оказании содействия несовершеннолетнему в осуществлении прав и исполнении обязанностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что под опекой над несовершеннолетними следует понимать вид устройства несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет, лишенного родительской заботы (опекаемый), в государственное учреждение или семью гражданина (опекуна) по решению органа опеки и попечительства с целью осуществления заботы о несовершеннолетнем, его воспитания, защиты имущественных и личных неимущественных интересов, осуществления нрав и исполнения обязанностей несовершеннолетнего.
Попечительством над несовершеннолетними — вид устройства несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, лишенного родительской заботы (подопечный), в государственное учреждение или семью гражданина (попечителя) по решению органа опеки и попечительства для заботы о несовершеннолетнем посредством оказания содействия подопечному в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей.
Видится целесообразным применение единого термина в случаях, когда необходимо кратко отразить одновременно суть опеки над несовершеннолетними и попечительства над несовершеннолетними, — «попечение над несовершеннолетними», под которым предлагается понимать заботу о несовершеннолетнем путем его устройства под опеку или попечительство. Данные предложения направлены на оптимизацию отношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними. Совершенствование представления об этих понятиях обусловлено изменениями социально-экономических, демографических, иных условий и обстоятельств, которым не соответствует традиционная модель опеки и попечительства.
Можно сказать, что институт опеки и попечительства направлен на обеспечение защиты интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в частно — правовой сфере.
1.2 Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
опека попечительство право несовершеннолетний
Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных ГК РБ. Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, т.е. детьми, не достигшими четырнадцати лет (ст.32 ГК и ст.144 КоБС), а попечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст.145 КоБС и ст.33 ГК).
Опека и попечительство устанавливаются по решению органов опеки и попечительства, указанных в части первой статьи 143 настоящего Кодекса, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства:
а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);
б) его личные и нравственные качества;
в) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);
д) если это возможно, желание самого ребенка
Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т.п.) [14]. Безусловно, что функции опекуна (попечителя) проще выполнять человеку, имеющему определенные навыки воспитания собственных детей либо располагающему необходимыми для этого качествами в силу своего жизненного опыта, образования либо специальной подготовки. Многое зависит и от сложившихся у кандидатов в опекуны (попечители) отношений с ребенком, поскольку доброта, чуткость и взаимопонимание позволяют компенсировать отсутствие у опекуна (попечителя) специального образования.
По возможности орган опеки и попечительства должен учитывать и желание самого ребенка, особенно когда ребенок в силу возраста и уровня развития в состоянии его осознанно выразить, хотя данное требование и не является обязательным. В отличие от усыновления при передаче ребенка под опеку (попечительство) его желание или нежелание иметь своим опекуном (попечителем) конкретное лицо правового значения не имеет, даже если ребенку исполнилось десять лет. Однако в ситуации, когда ребенок негативно относится к кандидату в опекуны (попечители), важно выяснить причины такого отношения и вынести решение по возможности с учетом мнения ребенка. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются КоБС РБ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также ГК РБ. Соблюдение предусмотренных ГК и КоБС требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи. На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т.п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.
На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т.п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка [14]. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.
Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т.п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя). Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.
Сказанное позволяет утверждать, что в основе различения опеки и попечительства над несовершеннолетними лежит не только возраст подопечного, но и объем его дееспособности, который в конечном счете влияет на объем прав и обязанностей опекунов и попечителей. Возраст подопечного, а в некоторых случаях и его психическое состояние являются правообразующими условиями наряду с другими основаниями для установления опеки и попечительства. Непосредственным основанием к установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними служат отсутствие у них родителей, усыновителей, признание в судебном порядке этих лиц безвестно отсутствующими либо объявление их умершими, лишение судом родителей родительских прав, а также иные случаи, когда такие граждане остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
2. Субъекты института опеки и попечительства, их права и обязанности
2.1 Органы опеки и попечительства
В соответствии со статьей 143 КоБС РБ органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается:
· в отношении несовершеннолетних — на управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, — на комиссию по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка;
· в отношении совершеннолетних лиц, которые признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, — на управление здравоохранения областного исполнительного комитета, Комитет по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета.
Органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают решения, которые имеют обязательную силу для физических и юридических лиц всех форм собственности [6].
Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу. Источником получения этой информации могут служить сигналы органов социальной защиты, правозащитных органов, суда, прокуратуры, заявления соседей, родственников и просто посторонних граждан. Эти сигналы немедленно должны проверяться органами опеки и попечительства по месту нахождения нуждающегося в их помощи гражданина для принятия необходимых мер защиты. Степень обязательности информации о попавших в бедственное положение недееспособных, ограниченно дееспособных граждан зависит от характера деятельности организаций, получивших соответствующую информацию, наличия или отсутствия родственных связей гражданина с лицом, нуждающимся в помощи со стороны государства. Для большинства организаций, так или иначе охраняющих права граждан, поставить в известность о случившемся органы опеки и попечительства — обязательная часть их работы, их профессиональный долг. Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина полностью или ограниченно дееспособным. Успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания или нежелания опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун или попечитель должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей. Это согласие обычно выражается в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении опекуном или попечителем. Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими, прежде всего нравственными, качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству [13].
Например, приверженность к алкоголю, наркотикам, наличие психического или иного опасного для подопечного заболевания являются основаниями к отказу в назначении опекуном или попечителем. Что же касается уровня образования, профессии, материальной обеспеченности, жилищных условий будущего опекуна или попечителя, то они не имеют решающего значения для назначения опекуном или попечителем. Особой тщательностью должен отличаться подбор опекуна или попечителя в случаях, когда заявитель был отстранен от обязанностей опекуна или попечителя, или если он являлся усыновителем и усыновление отменили по его вине, либо когда у него были отобраны по суду собственные дети. Все эти обстоятельства обычно говорят об отсутствии у будущего опекуна или попечителя необходимых для надлежащей опеки или попечительства качеств [11].
Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Такой надзор обязателен и касается всех категорий недееспособных. Осуществляя его, органы опеки и попечительства тем самым сводят к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному. Причем всякий раз речь идет о постоянном, регулярном и систематическом обследовании условий жизни подопечного.
При контроле за деятельностью опекуна полностью недееспособного лица обращается внимание на меры по физическому уходу за ним, оказанию ему медицинской помощи.
При попечительстве над ограниченно дееспособным важно знать, оправдывает ли себя такая мера, как попечительство. Чаще всего надзор за условиями воспитания подопечного поручают педагогам и воспитателям [10]. Контроль за деятельностью опекуна (попечителя) сочетается с различного рода помощью в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т.п.
По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (ст.150 КоБС РБ).
Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства, их права и обязанности
Процедура назначения опеки или попечительства над недееспособным или не полностью дееспособным гражданином начинается с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.
Закон предоставляет органу опеки и попечительства месячный срок для поиска опекуна или попечителя. Если в течение этого месяца опекун или попечитель так и не будет назначен, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления недееспособного или не полностью дееспособного лица.
Исполняя обязанности опекуна или попечителя над ребенком, оставшимся без попечения родителей, с момента выявления такого ребенка и до момента его устройства в одной из предусмотренных законодательством форм, орган опеки и попечительства несет также ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. 942 и 943 ГК РБ). Таким же образом орган опеки и попечительства отвечает за вред, причиненный недееспособным гражданином по истечении месяца с момента его выявления в течение периода, когда опекун этому лицу не был назначен.
Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя. Важное значение при этом имеют процедуры подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями.
Опекунами и попечителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
· лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
· лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя;
· лиц, лишенных судом родительских прав;
· бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
· лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
· лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
· лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851 настоящего Кодекса.
Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
При наличии нескольких лиц, желающих стать опекунами, попечителями одного и того же подопечного, преимущественное право предоставляется родственникам подопечного при условии обязательного соблюдения требований ст.152 КоБС и настоящей статьи, а также интересов подопечного.
Юридическим фактом, непосредственно порождающим отношения опеки или попечительства, является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Так, в случаях, когда опека над ребенком устанавливается по заявлению родителя ребенка на период, когда в связи с длительной командировкой он не сможет исполнять свои родительские обязанности, в акте о назначении может быть указано, что опека устанавливается, например, сроком на два месяца или на период до возвращения родителя к месту жительства.
Важно отметить, что акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке. В настоящее время учащаются случаи, когда на опеку или попечительство над одним и тем же подопечным претендуют одновременно два или три гражданина (как правило, родственники подопечного различных степеней родства). Органу опеки и попечительства в таких ситуациях следует, исходя из интересов подопечного, либо выбрать только одного опекуна, либо назначить опекунами всех обратившихся, если такое назначение не будет противоречить законодательству или интересам подопечного. Однако и то и другое решение, облеченное в форму акта о назначении, может быть оспорено в суде.
Опекуном или попечителем может стать физическое лицо, отвечающее целому ряду требований.
Обязательными для всех случаев назначения опеки и попечительства требованиями к кандидатуре опекуна или попечителя являются:
1) совершеннолетние лица, т.е. достижение им 18 лет;
2) полная гражданская дееспособность лица;
3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения);
4) отсутствие у кандидата на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Данные условия должны быть соблюдены все одновременно. Это означает, например, что не может быть назначено опекуном или попечителем лицо хотя и дееспособное (в силу вступления в брак или эмансипации), но несовершеннолетнее.
Главной надо считать обязанность опекунов и попечителей заботиться о содержании подопечных, уходе и лечении, а в отношении несовершеннолетних подопечных — об их обучении и воспитании. Эта общая обязанность конкретизируется применительно к разным сферам деятельности. Важнейшее место среди них занимает сфера имущественных отношений [2].
Опекун, являясь законным представителем подопечного, полностью заменяет его в имущественных отношениях и вправе совершать от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения интересов подопечного и целей опеки [2]. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечным. Однако права опекуна и попечителя в данной сфере существенно ограничены в интересах подопечных. Это выражается в том, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение следующих сделок:
— по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог;
— сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей.
В целях предупреждения возможных злоупотреблений опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечным. Исключение сделано для передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование.
Имущественные отношения в сфере опеки и попечительства существенно усложняются в случае передачи части имущества подопечного в доверительное управление. Необходимость использования гражданско-правового института доверительного управления возникает при следующих обстоятельствах: при наличии в собственности подопечного недвижимого и ценного движимого имущества (например, ценных бумаг) и потребности обеспечить им постоянное управление. В этом случае доверительное управление устанавливается на основании договора, заключенного между органом опеки и попечительства и управляющим, который определяется этим органом.
Таким образом, участниками внешних правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства, являются опекун (попечитель) и другие лица, организации и органы государственной власти и местного самоуправления. Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно, имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно — только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.
Из изложенного можно сделать вывод, что законодательно установленные права и обязанности опекунов и попечителей направлены исключительно на обеспечение прав и интересов подопечных.
3. Изменение и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
3.1 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей
Органы опеки и попечительства могут освободить опекуна или попечителя от исполнения обязанностей при наличии определенных оснований, предусмотренных в ст. 167 КоБС. В части 1 указанной статьи приведены основания, по которым имеет место освобождение опекунов и попечителей в связи с изменением формы попечения:
· возвращение ребенка на воспитание родителям. В данном случае отпадает необходимость в осуществлении функций по опеке или попечительству со стороны ранее назначенных опекунов, попечителей, так как законными представителями ребенка станут выступать его родители (единственный родитель);
· передача ребенка на усыновление (удочерение). Функции по опеке и попечительству над несовершеннолетними будут возлагаться на усыновителей. Если ребенка усыновляет (удочеряет) не его опекун или попечитель, а другое лицо, то факту усыновления должно предшествовать решение об освобождении опекуна, попечителя от выполнения им своих обязанностей;
· помещение ребенка в соответствующее учреждение. При помещении лиц, находящихся под опекой, попечительством, в соответствующие учреждения (дома-интернаты, детские дома, школы-интернаты и другие учреждения) на полное государственное обеспечение опекун, попечитель не назначается. Согласно ст. 174 КоБС соответствующие функции выполняет администрация учреждения. Следует согласиться с В.Г.Тихиней, который считает, что временное помещение ребенка в такое учреждение не является основанием для освобождения опекуна, попечителя от выполнения своих обязанностей [13, с. 178]. Опекун или попечитель также может быть освобожден от выполнения им своих обязанностей по его личной просьбе (ч. 2 ст. 167 КоБС), если орган опеки и попечительства сочтет причину, ее вызвавшую, уважительной. В указанной статье содержится перечень уважительных причин, которые условно можно разделить на причины, объективно препятствующие осуществлению опекуном, попечителем своих обязанностей (болезнь опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, переезд на постоянное жительство в другую местность), и морально-психологического свойства (отсутствие необходимого контакта с подопечным). Данный перечень не является исчерпывающим. Это позволяет органу опеки и попечительства оценивать просьбу опекуна, попечителя об освобождении его от выполнения соответствующих обязанностей в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств. Однако при возникновении ситуации, когда орган опеки и попечительства сочтет просьбу опекуна либо попечителя об освобождении от опеки, попечительства неуважительной, представляется неразумным отказывать опекуну или попечителю в его просьбе и принуждать продолжать выполнять данные обязанности, так как это может негативно сказаться на положении подопечного и вряд ли будет полезно для него.
Отстранение опекуна или попечителя от выполнения обязанностей. В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей (ст. 168 КоБС). Отстранение, в отличие от освобождения, предполагает виновность со стороны опекуна или попечителя.
С.А.Муратова указывает, что опекуны и попечители могут быть отстранены от выполнения своих обязанностей «как при наличии вины в их действиях, так и при ее отсутствии. Виновное поведение имеет место при использовании опеки или попечительства в корыстных целях: занятие жилой площади подопечного, незаконное использование его имущества для удовлетворения своих потребностей. Примером невиновного поведения может быть ненадлежащее выполнение обязанностей вследствие отсутствия навыков и жизненного опыта» [14, с. 266]. Такое разделение кажется нелогичным, учитывая последствия, которые влечет отстранение от выполнения обязанностей для опекуна и попечителя. Представляется необходимым отнести «невиновное» поведение опекуна, попечителя к одному из оснований освобождения от выполнения их обязанностей, закрепленных в ст. 167 КоБС. В дальнейшем (при приобретении жизненного опыта) такое освобождение не станет препятствием к новому назначению этого лица опекуном или попечителем. В то же время ряд белорусских авторов (Т.А.Белова, Ж.В.Захарова, В.В.Левый) отмечают, что «ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем своих обязанностей при наличии уважительных причин может явиться основанием для освобождения опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей по правилам ст. 167 по личной просьбе» [4]. В то же время, если опекун не может выполнять ненадлежащим образом обязанности опекуна или попечителя по независящим от него обстоятельствам (например, тяжелая болезнь, отсутствие навыков и жизненного опыта), но заявления об освобождении не поступало, орган опеки и попечительства должен освободить от выполнения обязанностей, а не отстранить.
Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от выполнения своих обязанностей, также, как и их назначение, производится органами опеки и попечительства [6, п. 7.2]. Управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов избирают форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подбирают опекуна (попечителя), представляют в органы опеки и попечительства материалы, необходимые для назначения над несовершеннолетним опеки (попечительства) и назначения ежемесячных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в опекунских или попечительских семьях; а ‘также возбуждают перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов, попечителей [6, п. 8].
Вместе с тем, учитывая последствия, которые влечет отстранение опекунов, попечителей от выполнения своих обязанностей, лицо не может в дальнейшем стать опекуном или попечителем, приемным родителем, не может усыновить ребенка, а также во избежание злоупотребления властью со стороны сотрудников органов опеки и попечительства представляется необходимым передать дела об отстранении опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей на рассмотрение суда в порядке искового производства, установив процедуру, аналогичную отмене усыновления.
3.2 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
Опека и попечительство над несовершеннолетними подопечными прекращается без вынесения специального решения об этом при достижении предусмотренного законом возраста (14 и 18 лет соответственно). Опека переходит в попечительство автоматически, если подопечный достиг четырнадцати лет. Тогда опекун становится попечителем без всяких к тому усилий со своей стороны и без согласия на то органов опеки и попечительства.
Достижение 18 лет гражданином любого пола означает, что он стал полностью дееспособным и отныне сам в состоянии приобретать все гражданские права, исполнять соответствующие обязанности, защищать их в случае нарушения. Поэтому потребность в попечительстве прекращается автоматически в день его восемнадцатилетия, даже если он не готов к самостоятельной жизни. В таких случаях постановление о прекращении попечительства не выносится. Если же ставший «взрослым» гражданин не может разумно руководить своими действиями и поступками по не зависящим от него причинам (например, из-за тяжелого психического заболевания), требуется решение суда о признании его недееспособным, что дает возможность установить над ним опеку. Злоупотребление восемнадцатилетним гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами может повлечь признание его ограниченно дееспособным с последующим установлением над ним попечительства.
Основания прекращения опеки и попечительства можно разделить по трем критериям:
1. Автоматическое прекращение опеки и попечительства (ст. 178 КоБС). Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет, трансформируясь в попечительство. При этом лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, автоматически становится попечителем несовершеннолетнего, что не требует вынесения дополнительного решения. Автоматически прекращается также попечительство над несовершеннолетним по достижении им возраста восемнадцати лет. Попечительство может быть прекращено до достижения подопечным указанного возраста в двух случаях:
· при вступлении в брак до достижения возраста восемнадцати лет. КоБС позволяет в исключительных случаях, обусловленных беременностью, рождением ребенка, по заявлению лиц, вступающих в брак, снизить брачный возраст, но не более чем на три года. Причем согласие попечителя несовершеннолетнего на заключение брака не требуется (ст. 18 КоБС);
· при эмансипации несовершеннолетнего, то есть при объявлении несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Такое объявление производится по решению органа опеки и попечительства с согласия попечителя, а при отсутствии такого согласия по решению суда (ст. 26 ГК).
Авторы связывают прекращение опеки и попечительства с различными основаниями. Так, Л.Ю.Михеева как основание прекращения опеки и попечительства называет приобретение подопечным гражданской дееспособности в необходимом объеме [9, с. 258]. С.А.Муратова считает, что основанием прекращения опеки и попечительства является достижение подопечным определенного возраста [14, с. 265]. Более верным представляется первое мнение. Можно было бы говорить о достоверности и второго мнения, так как получение дееспособности в необходимом объеме в указанных случаях привязывается к достижению определенного возраста. Однако в случаях приобретения дееспособности в полном объеме до достижения возраста совершеннолетия при вступлении в брак и эмансипации привязки к определенному возрасту нет, устанавливается лишь максимально допустимое снижение возраста. И.Е.Кубанкина, В.В.Павленко называют основанием прекращения опеки и попечительства смерть подопечного [12, с. 190]. Однако законодательство Республики Беларусь не содержит прямого указания на смерть одной из сторон как на основание прекращения опеки и попечительства.
Необходимо обозначить еще один случай автоматического прекращения опеки, попечительства, не выделенный учеными: достижение совершеннолетия или приобретение полной гражданской дееспособности до достижения возраста восемнадцати лет несовершеннолетним родителем. Над ребенком несовершеннолетних родителей в обязательном порядке устанавливается опека, причем опекунами выступают бабушка, дедушка ребенка, а при отсутствии таковых — опекуны, попечители несовершеннолетних родителей. Данная опека прекращается по факту приобретения родителями (единственным родителем) ребенка дееспособности в полном объеме.
Заключение
В результате проведенных в курсовой работе исследований можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, направленные на достижение основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РБ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели — обеспечение воспитания несовершеннолетних, закреплены в КоБСе. Институт опеки и попечительства необходим для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а так же в целях воспитания несовершеннолетних.
Все вышесказанное говорит о том, что опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Природа опеки и попечительства определена как устройство гражданина, под которым следует понимать закрепление органами государственного управления (или местного самоуправления) за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица. На сегодняшний день усилена роль судебной защиты по вопросам, связанным с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства. Предусмотрено обжалование в судебном порядке актов органов опеки и попечительства:
— о назначении и об отказе в назначении опекуна или попечителя;
— о выдаче или отказе в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок и других действий, существенно затрагивающих имущественные права подопечных;
— об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об отстранении их от исполнения таких обязанностей.
Законом установлено, что подопечный вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. Такое право не ограничено возрастом подопечного.
Список использованной литературы
1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.). // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
2.Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек .1998 г., № 218-3 : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19нояб. 1998 г. // КонсультантПлюс. Беларусь.Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Кенарусь. — Минск, 2016.
3.Постатейный комментарий к Гражданскому Кодексу Республики Беларусь// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2016.
4.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный I ресурс]: 9 июля 1999 г., № 278-3 : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // Консультант Плюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
5.О правах ребенка [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., №2570-ХII : текст с изм. и доп. в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г. №451-3 // КонсультантПлюс. Беларусь. Техиология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. 1к’1шрусь. — Минск, 2016.
6.Положение об органах опеки и попечительства: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. №1676: в ред. постановления Совмина от 23.03.2005 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 3000.03.21 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2007.
7.О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 21 дек. 2005 г., № 73-3 : принят Палатой представителей 1 дек. 2005 г. : одобр. Советом Респ. 8 дек. 2005 г. // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
8.О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 окт. 1992 г., № 1898-ХИ // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
9.Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Л.Ю.Михеева; под ред. Р.П.Мананковой. — М.: Волтере Клувер, 2004. — 356 с.
10.Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник для вузов / Л.М.Пчелинцева. — М.: Норма, 2006. — 384 с.
11.Семейное право: учебник / Б.М.Гонгало [и др.]; под ред. П.В.Крашенинникова. — М.: Статут, 2007. — 302 с.
12.Кубанкина, Е.И. Семейное право: учеб. пособие / Е.И.Кубанкина, В.В.Павленко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 240 с.
13.Тихиня, В.Г. Правовые основы семьи: юридический справочник / В.Г.Тихиня, М.Г.Бруй. — Минск: Изд-во МИУ, 2006. — 220 с.
14.Муратова, С.А. Семейное право: учебник / С.А.Муратова. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 448 с.
15. Пергамент, А.И. Опека и попечительство / А.И.Пергамент — М.: Юрид. лит., 1966. — 161 с.
16.Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
Размещено на