Выдержка из текста работы
Практика показывает, что победителем в конкурентной борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
«Новшество» (анг. Invention) — новая идея, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод.
Понятие «инновация» (анг. Innovation) следует понимать как новый, усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность. Т.е. технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает новое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.
Инновации принято разделять на:
— продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
— технологические, распространяющиеся на методы производства;
— нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера, организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.
Инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности (разработка нового продукта для продаже на рынке инновационных технологий). В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в процессе производстве продукции.
Скорость распространения инноваций зависит в основном от ее технологической эффективности. Причем, чем больше число предприятий использовало данную технологию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали.
Растущее многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих продуктово-рыночных комбинаций становится все более дифференцированной. Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить его небольшими партиями, увеличивая при этом производство продукции разработанной и произведенной для особых групп потребителей. Все эти процессы приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и разрабатывать новые технические решения. При этом конкуренция с каждым днем становится динамичнее. Одним из показателей ее динамики может служить время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка.
Основным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководство вести стратегическую деятельность вообще и инновационную в частности. Другим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров.
Для осуществления инновационной деятельности на предприятии необходимо наличие инновационного потенциала предприятия (совокупности различных ресурсов):
— интеллектуальные (патенты, лицензии, бизнес-план по освоению новшеств, инновационная программа предприятия)
— материальные (опытная база, технологическое оборудование, ресурс площадей)
— финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные)
— кадровые (лидер-новатор, персонал, заинтересованный в инновациях, партнерские связи с НИИ и вузами, опыт внедрения НИР, опыт управления проектами)
-инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел…)
— иные необходимые ресурсы
От состояния инновационного потенциала зависит выбор стратегии. Далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии. Например, небольшая фармацевтическая фирма не может разрабатывать новые лекарственные препараты. Существует ряд условий при которых предприятиям полезно разрабатывать новые товары: угроза устаревания существующих товаров, возникновение новых потребностей у потребителей, сокращение жизненного цикла товара, обострение конкуренции. Среди внутренних факторов, повышающих эффективность инноваций можно назвать: способность выделить и оценить экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде, ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей, развитая система сбыта и маркетинга, умение анализировать и реализовывать новые идеи.
Сл.шагом должны стать выработка инновационных целей. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся товаров или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства (экономии ресурсов) на основе использования новых технологий. Здесь предприятию следует решить приобретать инновации на стороне или разрабатывать самостоятельно. Первый вариант требует больших единовременных финансовых вложений, установление партнерских отношений с НИИ, тщательное изучение рынка инноваций. Второй вариант менее затратен, т.к. вложения можно растянуть по времени, можно реорганизовать одно из подразделение (служба гл.технолога), уверенность в сохранении коммерческой тайны.
Основное назначение инновационного подразделения заключается в проработке различных научно-технических идей по достижению поставленной инновационной цели. На основе таких идей разрабатывается инновационный проект.
Под инновационным проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии.
Инновационные проекты характеризуются:
• высокой степенью неопределенности получаемых научно-технических результатов;
• длительностью периода разработки и доведения продукта до конечного потребителя;
· высокой степенью риска достижения коммерческого успеха;
• значительным объемом необходимых инвестиций;
• в случае успеха — высокой доходностью;
• цикличностью развития инновационных процессов. Отбор проектов может происходить в три этапа.
Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.
На втором этапе формируется исходное множество проектов.
На третьем этапе проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.
Основная особенность обоснования и оценки инновационных проектов заключается в том, что разработчики и авторы научной идеи, как правило, не имеют должной квалификации по оценке рынка и ориентированы в большей степени на научную и техническую новизну проекта. Но основное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребитель не выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способности удовлетворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии.
Прибыльность реализации новых высокотехнологичных проектов во многом определяется способностью распределять значительные затраты на НИОКР на объем реализованной продукции: высокие издержки на научные исследования при небольшом выпуске продукции существенно повышают цену изделия, тем самым снижая ее конкурентоспособность по ценовому признаку. Больший объем продаж высокотехнологичной продукции приводит к увеличению объема затрат на производство и снижению удельных затрат на НИОКР на единицу изделия. При этом меньшие затраты на разработку обеспечивают состояние равновесия при меньшем объеме продаж. Но с ростом объема продаж, например, при производстве компьютеров в два раза, удельные затраты на разработку снижаются тоже практически в два раза, а удельные издержки на производство — на 10-15%
В соответствии с мировой практикой оценка предполагаемого проекта проводится на основе следующих данных:
• отчета о прибылях и убытках;
• движения денежных средств;
• балансовых ведомостей.
По своей научно-технической значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты: а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, котоpыe реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практикe. Улучшающие инновации: реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет) изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс.
С точки зрения долгосрочной перспективы наиболее продуктивны инвестиции в сектор новых технологий. Объекты этих инвестиций дают самую большую «кумулятивную отдачу». Однако в связи с повышенным риском часто наиболее предпочтительными оказываются инвестиции в растущие и зрелые технологии. Наиболее эффективным и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного набора продуктов-лидеров и продуктов-последователей. Для снижения риска целесообразно иметь набор продуктов, находящихся на разных этапах жизненного развития.
В теории управления процесс формирования стратегии осуществляется, как правило, на основе портфельного анализа. С его помощью оценивается вся хозяйственная деятельность предприятия с целью распределения инвестиционных ресурсов: вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления развития и сокращения инвестиций в неэффективные проекты. В результате проведения портфельного анализа дается оценка конкурентоспособности основных продуктов, определяет размеры вложений капитала в каждое подразделение. Для каждого отдельного продукта разрабатывается отдельный инновационный проект.
Таким образом, выбор той или иной стратегии определяется внешними условиями, в то время как ее реализация зависит от внутренней организации и выполнения каждого вида деятельности. Новые задачи требуют установления новой системы связей как между уровнями управления, так и между подразделениями. Для эффективной реализации инновационных проектов необходимо создать специальную структуру, которая обеспечила бы устойчивость связей и надежное функционирование системы в целом.
В литературе различают два основных типа инновационной стратегии:
• адаптивная, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания. Характеризуется концентрацией усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. В практике было много примеров, когда фирма относительно успешно функционировала, но не развивалась. Адаптивные организации могут продолжать свой привычный путь, приведший их в прошлом к успеху, лишь в той степени, в какой конкурентные условия остаются относительно статичными. Но когда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность.
• конкурентная, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.
Безусловно, процесс организации инновационной деятельности не ограничивается выбором стратегии и постановкой целей и задач. Такие моменты, как технико-экономическое обоснование технологической инновации, источники инвестиций, ресурсное обеспечение, оценка инвестиционной привлекательности инновационного проекта, оценка риска вложения средств, оценка факторов риска, которые могут воспрепятствовать успешной реализации проектов, являются особо важными для реализации инновационной про граммы. Опыт показывает, что далеко не все проекты, в основе которых лежат уникальные качества товаров, завершаются успешно. По разным оценкам, от 60 до 70% всех научных разработок в производство вообще никогда не вводятся. Успех, как и неудача, зависит от множества факторов и в основном от правильного выявления перспектив развития на рынке того или иного продукта, представляемого предприятием. Чем выше новизна, тем выше неопределенность того, как продукт будет воспринят рынком.