Содержание
Введение…..3
Глава I. Характеристика ЖКХ г. Москвы….7
1.1.Анализ структуры ЖКХ.7
1.2.Место малого бизнеса в сфере ЖКХ…12
1.3.Сущность реформы ЖКХ.17
Глава II. Анализ реформирования управления ЖКХ на примере г. Мо-сквы…..27
2.1. Анализ проблем реформирования системы управления ЖКХ г. Москвы…27
2.2. Предложения и рекомендации по реформированию и совершен-ствованию управления ЖКХ г. Москвы..42
Заключение..56
Библиография..59
Выдержка из текста работы
В результате экономических преобразований, проводимых в России в последние годы, произошло разгосударствление собственности. Во многих отраслях промышленности, на транспорте, в банковской и страховой системах, других сферах деятельности государства возникли частные предприятия, фирмы и акционерные общества. Однако, несмотря на значительные масштабы разгосударствление, в российской экономике к настоящему времени российское государство остается крупным владельцем и распорядителем собственности, управление которой, как показала действительность, нуждается в совершенствовании.
Одним из объектов находящихся в собственности государства является жилищно-коммунальное хозяйство. В ходе проводимых правительством реформ предусматривается активное привлечение частного бизнеса в жилищно-коммунальный комплекс. Однако на данном этапе развития экономики жилищно-коммунальное хозяйство представлено в основном унитарными предприятиями.
В современных условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства возрастает актуальность анализа современного состояния управлением муниципальными образованиями вообще и жилищно-коммунальным хозяйством в частности.
Необходимо отметить, что система жилищно-коммунального хозяйства является заложником десятилетия реформ. Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий, жилищно-коммунальная сфера России к настоящему времени превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны. Перед жилищно-коммунальным хозяйством стоят следующие основные проблемы: ветхость жилищного фонда; устаревшие топливно-энергетические технологии; оплата льгот фактически осуществляется за счет средств предприятий ЖКХ и пр.
Несмотря на декларируемое стремление власти привлечь в этот сектор частный капитал, никаких принципиальных шагов для создания благоприятных условий до сих пор не сделано. Практика показала, что государство, по сути, перекладывает проблемы жилищно-коммунального хозяйства на плечи частных инвесторов. В итоге получается, что инвестор, вместо того чтобы вкладывать свой капитал в ресурсосберегающие технологии, вынужден финансировать текущую деятельность предприятия, покрывая тем самым недееспособность бюджетов различных уровней. Поэтому на данном этапе развития экономики жилищно-коммунальное хозяйство представлено в основном унитарными предприятиями, и частный бизнес не стремиться вкладывать деньги в данный сектор экономики.
Однако даже при условии преобразования значительного количества унитарных предприятий жилищно-коммунального комплекса в частные, в Российской Федерации, по-прежнему будут оставаться на рынке жилищно-коммунальных услуг предприятия принадлежавшие государству, и государство еще долго будет оставаться монополистом в данном секторе экономике.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости повышение эффективности функционирования и управления унитарными предприятиями жилищно-коммунального комплекса, с целью предоставления качественных, надежных и, что немаловажно доступных жилищно-коммунальных услуг.
Цель данного дипломного проекта – изучить особенности функционирования предприятия находящегося в муниципальной собственности и предложить пути повышения эффективности его управления.
В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи стоящие перед дипломным проектом. Это:
1. Ознакомится с основными принципами управления муниципальным хозяйством в Российской Федерации;
2. Дать характеристику современному состоянию Жилищно-Коммунального Хозяйства РФ, проблемы и перспективы его дальнейшего развития;
3. Рассмотреть правовой статус и организационную структуру управления предприятия выбранного в качестве объекта практического исследования;
4. Провести анализ хозяйственной деятельности предприятия, на основании которого выявить проблемы и перспективы его дальнейшего развития;
5. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления предприятием;
6. Рассчитать затраты на реализацию предложенного проекта мероприятий и предполагаемый экономический и социальный эффект от их внедрения.
Объектом практического исследования является Муниципальное Унитарное Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства №4, которое осуществляет управление жилищным фондом, организацию содержания и ремонта объектов благоустройства, обеспечивает организацию предоставления гражданам, проживающим в жилищном фонде и прочим потребителям, расположенных в нем, коммунальных услуг.
Предметом исследования является система управления унитарного предприятия относящегося к жилищно-коммунальному комплексу.
Информационной базой исследования послужили нормативные акты, труды российских специалистов в области управления государственной собственностью и управлением жилищно-коммунальным хозяйством, такие как: Широков А.Н., Сиваев С.Б., Кочегаров А.Д., Воронин А.Г., Бандурин В.В., Касаткин В.В. и Торопов С.В., а также материалы экономического отдела Муниципальное Унитарное Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства №4.
Глава 1. Теоретические основы управления Жилищно-Коммунальным Хозяйством в современных условиях
1.1. Основные принципы управления муниципальным хозяйством в РФ
Муниципальное хозяйство — хозяйственная деятельность муниципального образования с целью удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения………………………….
Заключение
В современных условиях целесообразным является повышение эффективности функционирования и управления предприятиями, находящимися в собственности государства. Значительного внимания к себе требует жилищно-коммунальное хозяйство, положение которого можно охарактеризовать как критическое. Большинство предприятий данной отрасли относятся к государственной собственности.
На данном этапе осуществляется реформирование жилищно-коммунального комплекса. Главная цель реформы жилищно-коммунального комплекса декларируется следующим образом: обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг.
Исходные цели реформы определили три ее главные задачи: развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг; повышение эффективности бюджетных расходов; адресную поддержку реально нуждающихся граждан в предоставлении некоторого стандарта жилищно-коммунального обслуживания; регулирование коммунального комплекса для обеспечения его работоспособности и развития, надежности и безопасности предоставляемых услуг.
Однако целесообразным является также совершенствование системы управлением предприятием и на уровне отдельно функционирующего хозяйственного субъекта. Именно такая цель ставилась перед данным дипломным проектом.
Объектом практического исследования являлось муниципальное унитарное предприятие ЖКХ №4. МУП ЖКХ №4 осуществляет управление жилищным фондом, организацию содержания и ремонта объектов благоустройства (муниципальные дороги, наружное освещение, полигон технико-бытовых отходов, светофорные объекты, дорожные знаки), обеспечивает организацию предоставления гражданам, проживающим в жилищном фонде и прочим потребителям, расположенных в нем, коммунальных услуг.
Анализ деятельности предприятия показал, что за рассматриваемый период наблюдается рост потребления тепловой энергии на 36,2%, потребление холодной воды увеличилось незначительно, рост составил 12,07%. Заметно выросло потребление электроэнергии, величина показателя в 2007 году составила 132,30% к уровню 2005 года.
В результате осуществления деятельности по содержанию и ремонту жилищного фонда предприятием в 2006 и 2007 году были получены убытки в размере 6,4 и 1,3 млн. руб. соответственно. В 2005 году была получена прибыль в размере 2,8 млн. руб.
Характеризуя финансовый результат от оказания коммунальных услуг, необходимо отметить, что по данному направлению предприятием получена прибыль за рассматриваемый период. Величина прибыли распределилась в динамике следующим образом: в 2005 году – 8 млн. руб.; в 2006 году 12 млн. руб., в 2007 году – 10 млн. руб.
Предложенные мероприятия по совершенствованию системы управления предприятиям состоят в:
Автоматизации расчетов с населением, что позволить проводить анализ состояния расчетов за коммунальные услуги, выявлять своевременно наличие задолженности. Помимо этого, такая система расчетов позволит заметно сократить время на обработку информации.
Разработке системы мероприятий по сокращению дебиторской задолженности по коммунальным платежам. В частности это может быть проведение акции «Добросовестный плательщик». Сущность акции состоит в уведомлении должников о наличии у них задолженности и предполагаемой суммы начисленных процентов. При проведении акции предусматривается снятие процентов за просроченные платежи при условии погашения долга и текущих платежей в течение 30 дней с момента получения уведомления.
Совершенствование системы утилизации отходов. В частности сдача древесной стружки на завод по ее переработке в топливо. Эффект от проведения мероприятия заключается в возможности получения выгоды от сдачи деревянной стружки и экономия средств на стоимости вывоза мусора на полигон.
Совершенствование работы с населением. Предполагается найм работника юридического отдела, который будет также проводить работу с населением, по интересующим их вопросах. Кроме этого, на каждом доме, который обслуживается данным унитарным предприятием, будут установлены стенды с указанием телефона и времени приема консультанта.
Обучение персонала. Проведение ежемесячных консультации работников, на которых будут подробно рассматриваться вопросы по интересующим население проблемам (характер проблем будет выбираться на основании оставленных замечаний в журнале отзывов и предложений). Следующим мероприятием является участие мастеров участков в тренинге по управлению конфликтами и построению командных взаимоотношений.
Основной экономический эффект достигает за счет внедрения автоматизированной системы расчетов платежей. Только одно это мероприятие покроет все затраты и позволит получить дополнительный доход в размере. В основном эффект достигается за счет повышения эффективности управления.
Эффект от проведения акции «Добросовестный плательщик», заключается в заметном сокращении дебиторской задолженности по коммунальным платежам. Планируется сократить дебиторскую задолженность на 5604 тыс. руб.
Доход от реализации стружки составит 13050 руб. Однако есть и еще одни плюс от внедрения данного мероприятия — это экологический эффект который присутствуют при переработке древесной стружки.
Эффект от разработки мероприятия по совершенствованию работы с населением не будет выражен в стоимостной оценки, в данном случае достигается социальный эффект. Предложенное мероприятия будет способствовать снятию социальной напряженности в обществе, как в масштабе отдельно взятого предприятия жилищно-коммунального хозяйства, так и в масштабах проводимых правительством реформ.
Оценить эффективность обучения персонала в стоимостном выражении сложно. Несомненным является тот факт, что данное мероприятие будет способствовать повышению эффективности предприятия, однако оценить экономический эффект не представляется возможным.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 13 апреля 1999 г., 19 апреля, 25 июля 2002 г.).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 16 сентября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 июня 2004 г., 12 августа 2004 г.).
4. Постановление Правительства РФ №89 от 17 февраля 2004 г. «Основы ценообразования в сфере Жилищно-Коммунального Хозяйства».
5. Антикризисное управление в муниципальном образовании: Учебно-методическое пособие.– М.: Муниципальная власть, 2000. – 310с.
6. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Управление муниципальной экономикой: пособие для муниципальных служащих — Новокузнецк: НФИ КемГУ, 1999. – 412с.
7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 687с.
8. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2000. – 336 с., с ил.
9. Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В., и др. 7 нот менеджмента.- 5-е изд., доп.- М.: ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2002. — 656с.
10. Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. – 171с.
11. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики — М.: Финансы и статистика, 2002. – 256с.
12. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. 2 е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. – 387с.
13. Государственное управление в России: Учебник / Под ред. Маркова А.Н. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 411с.
14. Городское управление в современной России. Анкета — М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. – 256с.
15. Губина А.С. Риски инвестирования в жилищно-коммунальный комплекс // ЖКХ. – 2006. — №3.
16. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление: Учебное пособие для вузов изд. 3-е, перераб., доп. – Ростов н/д.: Феникс, 2005. – 480с.
17. Ковалевский А.Р. Что вы должны знать о финансах своего города. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. — 78с.
18. Корбашов М.А., Никифорова В.А., Ткаченко А.Н. Качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве // ЖКХ. – 2006. — №3.
19. Кочегаров А. Д. Изменение организационно-правовых условий функционирования предприятий ЖКХ // ВСТ, 2005. — №6. – С. 2-6.
20. Либоракина М.И., Сиваев С.Б. Местное самоуправление и реформа жилищно-коммунального хозяйства // Общественные науки и современность. — 2005. — № 3.
21. Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ — М.: РНЦГМУ, 2002.
22. Муниципальное управление: Учебник для Вузов / Под ред. Зотов В.Б., Макашева З.М. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
23. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Г.Г.Морозова, М.Л.Победина, Г.П.Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г.Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 263с.
24. Мустафина Е.С. Проблемы ЖКХ с позиции частного бизнеса // ЖКХ. – 2005. — №3.
25. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. Емельянова и В.В. Петров. — М.: Экономика, 2001. – 512с.
26. Сиваев С.Б. Промежуточные итоги реформы жилищно-коммунального комплекса // ЖКХ, 2006. — №3.
27. Управление муниципальной недвижимостью: Учеб. пособие / Под ред. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. — М.: Дело, 2001. – 256с.
28. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами / Под ред. Широков А.Н. — М.: РНЦ ГМУ, 2004.
29. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. — 669с.
30. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.: Юристъ, 2003. — 320с.
31. Шешко Г.Ф. Правовое регулирование жилищных отношений // ЖКХ. — 2005. — №2.
Приложения
Приложение 1
От «01» февраля 2007г.
Утверждаю _____________
Директор ООО «Восток-Транспорт» /Целых А. В./
г. Владивосток (4232)220-794, 300-880, 223-126
г. Москва (095) 967-98-14, 967-95-98
Перевозка грузов почтово-багажными вагонами по маршрутам:
Москва – Новосибирск – Красноярск – Владивосток
(стоимость минимальной отправки 1100 руб.)
Условия перевозки и оплаты
• Перевозка грузов осуществляется в собственных и арендованных багажных вагонах пассажирской скоростью в соответствии с расписанием движения почтово-багажных поездов.
• Груз весом менее 100 кг считается минимальной отправкой и стоит 1100 руб.
• При удельном весе груза менее чем 200 кг на 1 м3 стоимость берется по объему.
• При перевозке негабаритных грузов стоимость перевозки увеличивается на 25%. Груз считается негабаритным, если вес одного места превышает 100 кг, либо сумма измерений одного места свыше 2 метров. По желанию Клиента предоставляется услуга приема груза по накладным с внутренним пересчетом, за что взимается дополнительная плата в размере 25% от стоимости перевозки.
• При перевозке режимного груза стоимость рассчитывается исходя из тарифов +30%.
• При перевозке специфических, сложных и дорогих грузов стоимость рассчитывается индивидуально.
• В стоимость перевозки включена погрузка в вагон в Москве (при получении груза выгрузка за счет Клиента)
• Возможно экспедирование груза в г.Владивосток и в г.Москва
Порядок, форма и сроки оплаты могут быть любыми и определяются до начала перевозки. Возможна отсрочка платежа (оплата перевозки в пункте получения груза).
Пункт назначения Срок доставки 100-1000 кг 1000-10000 кг Свыше 10000 кг 1-10 м3 10-20м3 20-50 м3
Санкт-Петербург 1 сут. 4,80 4,60 4,30 1150 1100 1050
Екатеринбург 3 сут. 6,00 5,80 5,50 1290 1220 1150
Тюмень 3 сут. 6,00 5,80 5,50 1290 1220 1150
Омск 4 сут. 6,00 5,80 5,50 1290 1220 1150
Новосибирск 4 сут. 8,00 7,70 7,20 1580 1440 1290
Красноярск 5 сут. 9,00 8,00 7,50 1870 1730 1590
Иркутск 6 сут. 9,50 8,50 7,80 1900 1840 1620
Улан-Удэ, Чита 6-7 сут. 10,00 9,60 8,50 1900 1860 1740
Белогорск, Хабаровск 9 сут. 10,80 10,50 10,00 1920 1870 1800
Владивосток 10 сут. 11,00 10,70 10,30 1950 1920 1870
Звоните, приезжайте, мы работаем для Вас!