Содержание
Содержание:
Введение3
Глава I Проблема подготовки детей к школе при помощи развивающих игр в современной психологии6
1.1. Психологическая характеристика особенностей развития дошкольников6
1.2. Критерии готовности к школьному обучению25
1.3. Типология развивающих игр, применяемых при подготовке детей к школе38
Глава II Эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности детей к школе57
2.1. Организация и методы исследования58
2.2. Проведение исследования и диагностика уровня подготовки к школьному обучению у испытуемых и его интерпретация62
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации подготовки к школе путем проведения развивающих игр94
Заключение100
Список использованной литературы:102
Выдержка из текста работы
Гипотеза: если создать необходимые условия и организовать педагогический процесс с использованием игры в целостной системе воспитания в детском саду, то можно добиться положительных результатов в развитии ребенка дошкольника, используя систему развивающих и формирующих игр.
База исследования: образовательный центр (ЦО). МОУ СОШ № 119, являющейся ресурсным центром городского округа города Москвы.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты работы продолжают линию теоретической и практической разработки проблемы научно-методического обеспечения психолого-педагогической подготовки детей к школе. Новизной исследования является то, что в данной работе проводится анализ собственных практических разработок ЦО.
Исследование проводилось на базе образовательного центра (ЦО). МОУ СОШ № 119, являющимся ресурсным центром городского округа города Москвы.
В ходе исследования были сформированы 2 группы. В каждой группе по 10 человек (дети 5-6 лет). Первоначально во всех группах проводилась диагностика уровня готовности к школе. Первая группа взята как контрольная Затем во второй группе проводилась развивающая работа по программе (См. Приложение 1) .
После реализации развивающего воздействия проводилась повторная диагностика уровня готовности к школе участников исследования из всех исследуемых групп.
На первом этапе, до проведения развивающих программ с целью выявления уровня готовности к школе использовалась методика диагностики готовности детей к обучению в школе (ГОШа). Эта методика была разработана учеными Южно-Уральского университета Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полевым и О.Б. Елагиной.
Первая версия была опубликована в 1995 году. В 1997 году тестовая батарея прошла дополнительную психометрическую проверку, в результате которой были откорректированы отдельные задания субтестов, проведена повторная стандартизация. В 2000-м году был выпущен третий вариант методики.
Методика ГОШа существует в двух параллельных формах (А,В), форма «А» предназначена для проведения диагностики в момент окончания дошкольного образовательного учреждения, «В» — для диагностики готовности к школе, проводится при поступлении ребенка в первый класс.
Методика позволяет определить три фактора, говорящие о возможности успешного обучения: интеллектуальную готовность к школьному обучению (природная составляющая интеллекта), наличие у ребенка знаний, умений и навыков в соответствии с программой ДОУ (культурная составляющая), особенности регулятивной сферы ребенка, важные для прогноза успешности его адаптации к школе.
В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками.
Субтесты: «Аналогии», «Выбор фигур», «Эскизы», «Метод двойной стимуляции» (определение уровня функционирования памяти), «Осведомленность», «Понятливость», «Пересказ теста», «Арифметический», «Графический диктант», «ДУМ-1» — исследование структуры и устойчивости мотивации, «Групповая экспресс-диагностика РВГ» — диагностика расстройства внимания при гиперактивности (РВГ), «Линеограммы».
Методика предназначена для проведения диагностики в индивидуальной форме, за исключением 11 субтеста «Групповая экспресс-диагностика РВГ».
Стимульный материал включает в себя: 4 листа с изображением фигур к субтесту «Выбор фигур», 2 листа с картинками к субтесту «Метод двойной стимуляции», 2 листа с картинками к субтесту «Групповая экспресс-диагностика РВГ», 3 листа с изображением школ и утверждениями к субтесту «ДУМ-1».
Результаты диагностики, полученные до проведения развивающих программ представлены в приложении 2.
| Группа 1 | Группа 2 | |
| Рис.1. Уровень сформированности интеллектуальных способностей дошкольников | 
| Группа 1 | Группа 2 | |
| Рис.2. Уровень обученности дошкольников | 
| Группа 1 | Группа 2 | |
| Рис.3. Уровень мотивационной готовности дошкольников | 
| Исследуемые параметры | интеллектуальная готовность | обученность | Мотивационная готовность | |
| группа 1 | 44,2 | 64,4 | 50,4 | |
| группа 2 | 45,8 | 62,2 | 50,8 | |
| Н-критерий | 0,282 | 0,013 | 0,006 | |
| Уровень достоверности различий | 0,595 | 0,910 | 0,940 | 
| Группа 1 | Группа 2 | |
| Рис.4. Уровень сформированности интеллектуальных способностей дошкольников после развивающей работы | 
| Группа 1 | Группа 2 | |
| Рис.5. Уровень обученности дошкольников после проведения развивающих занятий | 
| Группа 1 | Группа 2 | |
| Рис.6. Уровень мотивационной готовности дошкольников после проведения развивающих занятий | 
| Исследуемые параметры | интеллектуальная готовность | обученность | мотивация | |
| кол-во негативных сдвигов | 0 | 4 | 0 | |
| кол-во позитивных сдвигов | 10 | 5 | 10 | |
| Т-критерий | -2,8 | 0,0 | -2,8 | |
| Уровень достоверности различий | 0,01 | 1,00 | 0,01 | 
| Исследуемые параметры | интеллектуальная готовность | обученность | мотивация | |
| кол-во негативных сдвигов | 0 | 2 | 0 | |
| кол-во позитивных сдвигов | 10 | 8 | 10 | |
| Т-критерий | -2,80 | -2,14 | -2,81 | |
| Уровень достоверности различий | 0,01 | 0,03 | 0,01 | 
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей .Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка — дошкольника.
Г. Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры — уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой — личностными отношениями детей.
| Психолог: | Дети: | |
| — Сейчас мы превратимся в маленьких, зеленых….?????? | — Лягушат!!!!!!!!! | |
| — Правильно, но чтобы в них превратиться, мы с вами должны произнести считалочку. | — Раз, два, три, четыре, пять — превратимся в лягушат. | |
| — Проснулись маленькие лягушата на пруду, каждый на своем листике, посмотрели по сторонам, улыбнулись друг другу и поздоровались. Поздоровайтесь друг с другом хлопком по ладошке. | — Передают по кругу привет, хлопая по ладошке соседа. | |
| — А теперь надо потянуться, чтобы проснуться наверняка. Кто у нас самый высокий? Самый широкий, самый маленький? | — Тянут руки вверх, в стороны, к носочкам. | |
| — Плечики здороваются с ушками, лопаточки друг с другом. | — Выполняют упражнения. | |
| — Лягушата совсем маленькие — у них еще нет имен, давайте каждый из вас придумает себе лягушачье имя. | — Дети придумывают имена, если у кого-то возникают затруднения — имя придумывает вся группа (Квака, Зеленка, Камышонок, Жабик и т.п.) | |
| — А теперь время подкрепиться, а то в животиках у лягушат уже урчит. | — Делают грустные лица, трут животики. | |
| — Кто знает, что кушают лягушки? | — Комариков. | |
| — Правильно, но чтобы их поймать — нужно притаиться и подождать. | — Затаиваются и ловят комариков. | |
| — Вкусно покушали! | — Поглаживают животики и улыбаются. | |
| — Теперь можно и отдохнуть ( психолог включает расслабляющую музыку и говорит: «светит солнышко, лягушата отдыхают, закрывают глазки, улыбаются солнышку и т. п.») | — Ложатся на ковер, раскинув руки и ноги. | |
| — Лягушата отдохнули, теперь можно и погулять, но когда я скажу: «Цапля!» — нужно быстренько вернуться на свои листики (стульчики). | — Скачут по ковру, игра повторяется 4-5 раз. | |
| — Испугались лягушата цаплю и остались играть дома. Давайте поиграем в «глухие телефончики» — будем передавать друг ругуна ушко секретики. | — Загадывают 2-3 секретика. | |
| — Поиграли лягушата, и тут вдруг начался дождик. | — Прячутся, закрывая лицо ладошками. | |
| — Посмотрим, может быть, он закончился? | — Подглядывают сквозь ладошки. (Поочередно прячутся и выглядывают). | |
| — Ну вот, опять появилось солнышко! | — Радуются, скачут. | |
| — А нам пора превращаться в ребят. | — Произносят считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять — превращаемся в ребят». | |
| — Обсуждает с детьми игру. | — Рассказывают, что им понравилось и запомнилось в игре. | |
| — Мы с вами молодцы. | — Хлопают в ладоши, гладят себя по головкам. | 
| Ф.И. | интеллектуальная готовность | обученность | мотивация | группа | |
| Анна Н | 35 | 57 | 38 | 1 | |
| Василий К. | 49 | 64 | 52 | 1 | |
| Илья П. | 36 | 59 | 44 | 1 | |
| Вадим Я. | 49 | 72 | 53 | 1 | |
| Алексей Д. | 48 | 61 | 52 | 1 | |
| Оксана Г. | 42 | 56 | 42 | 1 | |
| Ольга А. | 53 | 84 | 57 | 1 | |
| Евгений Б. | 35 | 63 | 64 | 1 | |
| Екатерина О. | 49 | 84 | 53 | 1 | |
| Юлия Л. | 46 | 58 | 49 | 1 | |
| Оксана Г. | 53 | 85 | 65 | 2 | |
| Евгений Б. | 51 | 67 | 55 | 2 | |
| Екатерина Е | 44 | 77 | 43 | 2 | |
| Юлия Л. | 48 | 54 | 51 | 2 | |
| Дарья И. | 35 | 62 | 44 | 2 | |
| Жанна М | 45 | 52 | 49 | 2 | |
| Александр Г. | 38 | 74 | 47 | 2 | |
| Григорий О | 51 | 73 | 55 | 2 | |
| Никита К. | 41 | 43 | 42 | 2 | |
| Екатерина Е | 52 | 35 | 57 | 2 | |
| Анна Н | 55 | 69 | 52 | 3 | |
| Анастасия М | 35 | 71 | 53 | 3 | |
| Анастасия М | 46 | 43 | 65 | 3 | |
| Ольга А. | 48 | 76 | 55 | 3 | |
| Екатерина Е | 35 | 63 | 43 | 3 | |
| Антон Р. | 51 | 59 | 51 | 3 | |
| Павел С | 44 | 35 | 42 | 3 | |
| Кирилл С. | 48 | 85 | 49 | 3 | |
| Алексей Д. | 35 | 76 | 44 | 3 | |
| Вадим Б. | 52 | 77 | 55 | 3 | 
| Ф.И. | интеллектуальная готовность | обученность | мотивация | |
| Анна Н | 64 | 67 | 88 | |
| Василий К. | 65 | 38 | 70 | |
| Илья П. | 67 | 47 | 72 | |
| Вадим Я. | 69 | 74 | 74 | |
| Алексей Д. | 71 | 66 | 75 | |
| Оксана Г. | 71 | 80 | 77 | |
| Ольга А. | 72 | 84 | 75 | |
| Евгений Б. | 76 | 97 | 92 | |
| Екатерина О. | 77 | 45 | 79 | |
| Юлия Л. | 79 | 53 | 81 | |
| Оксана Г. | 80 | 63 | 81 | |
| Евгений Б. | 80 | 92 | 82 | |
| Екатерина Е | 81 | 67 | 85 | |
| Юлия Л. | 88 | 67 | 87 | |
| Дарья И. | 88 | 86 | 64 | |
| Жанна М | 91 | 74 | 62 | |
| Александр Г. | 94 | 97 | 89 | |
| Григорий О | 95 | 77 | 91 | |
| Никита К. | 96 | 71 | 77 | |
| Екатерина Е | 97 | 82 | 60 | |
| Анна Н | 86 | 97 | 60 | |
| Анастасия М | 92 | 86 | 62 | |
| Анастасия М | 95 | 92 | 81 | |
| Ольга А. | 97 | 77 | 79 | |
| Екатерина Е | 97 | 92 | 77 | |
| Антон Р. | 96 | 97 | 81 | |
| Павел С | 97 | 86 | 87 | |
| Кирилл С. | 98 | 97 | 60 | |
| Алексей Д. | 95 | 77 | 64 | |
| Вадим Б. | 97 | 92 | 62 | 

