Содержание
Содержание:
Введение3
Глава I Проблема подготовки детей к школе при помощи развивающих игр в современной психологии6
1.1. Психологическая характеристика особенностей развития дошкольников6
1.2. Критерии готовности к школьному обучению25
1.3. Типология развивающих игр, применяемых при подготовке детей к школе38
Глава II Эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности детей к школе57
2.1. Организация и методы исследования58
2.2. Проведение исследования и диагностика уровня подготовки к школьному обучению у испытуемых и его интерпретация62
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации подготовки к школе путем проведения развивающих игр94
Заключение100
Список использованной литературы:102
Выдержка из текста работы
Гипотеза: если создать необходимые условия и организовать педагогический процесс с использованием игры в целостной системе воспитания в детском саду, то можно добиться положительных результатов в развитии ребенка дошкольника, используя систему развивающих и формирующих игр.
База исследования: образовательный центр (ЦО). МОУ СОШ № 119, являющейся ресурсным центром городского округа города Москвы.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты работы продолжают линию теоретической и практической разработки проблемы научно-методического обеспечения психолого-педагогической подготовки детей к школе. Новизной исследования является то, что в данной работе проводится анализ собственных практических разработок ЦО.
Исследование проводилось на базе образовательного центра (ЦО). МОУ СОШ № 119, являющимся ресурсным центром городского округа города Москвы.
В ходе исследования были сформированы 2 группы. В каждой группе по 10 человек (дети 5-6 лет). Первоначально во всех группах проводилась диагностика уровня готовности к школе. Первая группа взята как контрольная Затем во второй группе проводилась развивающая работа по программе (См. Приложение 1) .
После реализации развивающего воздействия проводилась повторная диагностика уровня готовности к школе участников исследования из всех исследуемых групп.
На первом этапе, до проведения развивающих программ с целью выявления уровня готовности к школе использовалась методика диагностики готовности детей к обучению в школе (ГОШа). Эта методика была разработана учеными Южно-Уральского университета Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полевым и О.Б. Елагиной.
Первая версия была опубликована в 1995 году. В 1997 году тестовая батарея прошла дополнительную психометрическую проверку, в результате которой были откорректированы отдельные задания субтестов, проведена повторная стандартизация. В 2000-м году был выпущен третий вариант методики.
Методика ГОШа существует в двух параллельных формах (А,В), форма «А» предназначена для проведения диагностики в момент окончания дошкольного образовательного учреждения, «В» — для диагностики готовности к школе, проводится при поступлении ребенка в первый класс.
Методика позволяет определить три фактора, говорящие о возможности успешного обучения: интеллектуальную готовность к школьному обучению (природная составляющая интеллекта), наличие у ребенка знаний, умений и навыков в соответствии с программой ДОУ (культурная составляющая), особенности регулятивной сферы ребенка, важные для прогноза успешности его адаптации к школе.
В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками.
Субтесты: «Аналогии», «Выбор фигур», «Эскизы», «Метод двойной стимуляции» (определение уровня функционирования памяти), «Осведомленность», «Понятливость», «Пересказ теста», «Арифметический», «Графический диктант», «ДУМ-1» — исследование структуры и устойчивости мотивации, «Групповая экспресс-диагностика РВГ» — диагностика расстройства внимания при гиперактивности (РВГ), «Линеограммы».
Методика предназначена для проведения диагностики в индивидуальной форме, за исключением 11 субтеста «Групповая экспресс-диагностика РВГ».
Стимульный материал включает в себя: 4 листа с изображением фигур к субтесту «Выбор фигур», 2 листа с картинками к субтесту «Метод двойной стимуляции», 2 листа с картинками к субтесту «Групповая экспресс-диагностика РВГ», 3 листа с изображением школ и утверждениями к субтесту «ДУМ-1».
Результаты диагностики, полученные до проведения развивающих программ представлены в приложении 2.
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Рис.1. Уровень сформированности интеллектуальных способностей дошкольников |
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Рис.2. Уровень обученности дошкольников |
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Рис.3. Уровень мотивационной готовности дошкольников |
Исследуемые параметры |
интеллектуальная готовность |
обученность |
Мотивационная готовность |
|
группа 1 |
44,2 |
64,4 |
50,4 |
|
группа 2 |
45,8 |
62,2 |
50,8 |
|
Н-критерий |
0,282 |
0,013 |
0,006 |
|
Уровень достоверности различий |
0,595 |
0,910 |
0,940 |
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Рис.4. Уровень сформированности интеллектуальных способностей дошкольников после развивающей работы |
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Рис.5. Уровень обученности дошкольников после проведения развивающих занятий |
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Рис.6. Уровень мотивационной готовности дошкольников после проведения развивающих занятий |
Исследуемые параметры |
интеллектуальная готовность |
обученность |
мотивация |
|
кол-во негативных сдвигов |
0 |
4 |
0 |
|
кол-во позитивных сдвигов |
10 |
5 |
10 |
|
Т-критерий |
-2,8 |
0,0 |
-2,8 |
|
Уровень достоверности различий |
0,01 |
1,00 |
0,01 |
Исследуемые параметры |
интеллектуальная готовность |
обученность |
мотивация |
|
кол-во негативных сдвигов |
0 |
2 |
0 |
|
кол-во позитивных сдвигов |
10 |
8 |
10 |
|
Т-критерий |
-2,80 |
-2,14 |
-2,81 |
|
Уровень достоверности различий |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей .Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка — дошкольника.
Г. Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры — уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой — личностными отношениями детей.
Психолог: |
Дети: |
|
— Сейчас мы превратимся в маленьких, зеленых….?????? |
— Лягушат!!!!!!!!! |
|
— Правильно, но чтобы в них превратиться, мы с вами должны произнести считалочку. |
— Раз, два, три, четыре, пять — превратимся в лягушат. |
|
— Проснулись маленькие лягушата на пруду, каждый на своем листике, посмотрели по сторонам, улыбнулись друг
другу и поздоровались. Поздоровайтесь друг с другом хлопком по ладошке. |
— Передают по кругу привет, хлопая по ладошке соседа. |
|
— А теперь надо потянуться, чтобы проснуться наверняка. Кто у нас самый высокий? Самый широкий, самый маленький? |
— Тянут руки вверх, в стороны, к носочкам. |
|
— Плечики здороваются с ушками, лопаточки друг с другом. |
— Выполняют упражнения. |
|
— Лягушата совсем маленькие — у них еще нет имен, давайте каждый из вас придумает себе лягушачье имя. |
— Дети придумывают имена, если у кого-то возникают затруднения — имя придумывает вся группа (Квака, Зеленка, Камышонок, Жабик и т.п.) |
|
— А теперь время подкрепиться, а то в животиках у лягушат уже урчит. |
— Делают грустные лица, трут животики. |
|
— Кто знает, что кушают лягушки? |
— Комариков. |
|
— Правильно, но чтобы их поймать — нужно притаиться и подождать. |
— Затаиваются и ловят комариков. |
|
— Вкусно покушали! |
— Поглаживают животики и улыбаются. |
|
— Теперь можно и отдохнуть
( психолог включает расслабляющую музыку и говорит: «светит солнышко, лягушата отдыхают, закрывают глазки, улыбаются солнышку и т. п.») |
— Ложатся на ковер, раскинув руки и ноги. |
|
— Лягушата отдохнули, теперь можно и погулять, но когда я скажу: «Цапля!» — нужно быстренько вернуться на свои листики (стульчики). |
— Скачут по ковру, игра повторяется 4-5 раз. |
|
— Испугались лягушата цаплю и остались играть дома. Давайте поиграем в «глухие телефончики» — будем передавать друг ругуна ушко секретики. |
— Загадывают 2-3 секретика. |
|
— Поиграли лягушата, и тут вдруг начался
дождик. |
— Прячутся, закрывая лицо ладошками. |
|
— Посмотрим, может быть, он закончился? |
— Подглядывают сквозь ладошки. (Поочередно прячутся и выглядывают). |
|
— Ну вот, опять появилось солнышко! |
— Радуются, скачут. |
|
— А нам пора превращаться в ребят. |
— Произносят считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять — превращаемся в ребят». |
|
— Обсуждает с детьми игру. |
— Рассказывают, что им понравилось и запомнилось в игре. |
|
— Мы с вами молодцы. |
— Хлопают в ладоши, гладят себя по головкам. |
Ф.И. |
интеллектуальная готовность |
обученность |
мотивация |
группа |
|
Анна Н |
35 |
57 |
38 |
1 |
|
Василий К. |
49 |
64 |
52 |
1 |
|
Илья П. |
36 |
59 |
44 |
1 |
|
Вадим Я. |
49 |
72 |
53 |
1 |
|
Алексей Д. |
48 |
61 |
52 |
1 |
|
Оксана Г. |
42 |
56 |
42 |
1 |
|
Ольга А. |
53 |
84 |
57 |
1 |
|
Евгений Б. |
35 |
63 |
64 |
1 |
|
Екатерина О. |
49 |
84 |
53 |
1 |
|
Юлия Л. |
46 |
58 |
49 |
1 |
|
Оксана Г. |
53 |
85 |
65 |
2 |
|
Евгений Б. |
51 |
67 |
55 |
2 |
|
Екатерина Е |
44 |
77 |
43 |
2 |
|
Юлия Л. |
48 |
54 |
51 |
2 |
|
Дарья И. |
35 |
62 |
44 |
2 |
|
Жанна М |
45 |
52 |
49 |
2 |
|
Александр Г. |
38 |
74 |
47 |
2 |
|
Григорий О |
51 |
73 |
55 |
2 |
|
Никита К. |
41 |
43 |
42 |
2 |
|
Екатерина Е |
52 |
35 |
57 |
2 |
|
Анна Н |
55 |
69 |
52 |
3 |
|
Анастасия М |
35 |
71 |
53 |
3 |
|
Анастасия М |
46 |
43 |
65 |
3 |
|
Ольга А. |
48 |
76 |
55 |
3 |
|
Екатерина Е |
35 |
63 |
43 |
3 |
|
Антон Р. |
51 |
59 |
51 |
3 |
|
Павел С |
44 |
35 |
42 |
3 |
|
Кирилл С. |
48 |
85 |
49 |
3 |
|
Алексей Д. |
35 |
76 |
44 |
3 |
|
Вадим Б. |
52 |
77 |
55 |
3 |
Ф.И. |
интеллектуальная готовность |
обученность |
мотивация |
|
Анна Н |
64 |
67 |
88 |
|
Василий К. |
65 |
38 |
70 |
|
Илья П. |
67 |
47 |
72 |
|
Вадим Я. |
69 |
74 |
74 |
|
Алексей Д. |
71 |
66 |
75 |
|
Оксана Г. |
71 |
80 |
77 |
|
Ольга А. |
72 |
84 |
75 |
|
Евгений Б. |
76 |
97 |
92 |
|
Екатерина О. |
77 |
45 |
79 |
|
Юлия Л. |
79 |
53 |
81 |
|
Оксана Г. |
80 |
63 |
81 |
|
Евгений Б. |
80 |
92 |
82 |
|
Екатерина Е |
81 |
67 |
85 |
|
Юлия Л. |
88 |
67 |
87 |
|
Дарья И. |
88 |
86 |
64 |
|
Жанна М |
91 |
74 |
62 |
|
Александр Г. |
94 |
97 |
89 |
|
Григорий О |
95 |
77 |
91 |
|
Никита К. |
96 |
71 |
77 |
|
Екатерина Е |
97 |
82 |
60 |
|
Анна Н |
86 |
97 |
60 |
|
Анастасия М |
92 |
86 |
62 |
|
Анастасия М |
95 |
92 |
81 |
|
Ольга А. |
97 |
77 |
79 |
|
Екатерина Е |
97 |
92 |
77 |
|
Антон Р. |
96 |
97 |
81 |
|
Павел С |
97 |
86 |
87 |
|
Кирилл С. |
98 |
97 |
60 |
|
Алексей Д. |
95 |
77 |
64 |
|
Вадим Б. |
97 |
92 |
62 |